Подготовка к написанию сочинения по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» 6 класс

Подписи к слайдам:
Интегрированный урок русского языка в 6 классе Подготовка к написанию сочинения по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Репродукция картины

К.Е. Маковского

«Дети, бегущие от грозы».

Обучающая: рассмотреть выразительные возможности деепричастий, совершенствовать умения использовать деепричастия в тексте описательного характера.
  • Обучающая: рассмотреть выразительные возможности деепричастий, совершенствовать умения использовать деепричастия в тексте описательного характера.
  • Развивающая: формировать речевые и коммуникативные умения, диалогическое и монологическое высказывание.
  • Воспитывающая: продолжить эстетическое воспитание.

Оборудование:

Репродукция картины К. Е. Маковского “Дети, бегущие от грозы”.

Презентация с картинами К. Е. Маковского в программе Power Point

“Русский язык”. Учебник 6 класс в 3-х ч. С. И. Львова, В. В. Львов. Ч. 2 и Ч. 3

Цели урока

Ход урока

  • Сообщение темы и цели урока.
  • - Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине замечательного русского художника Константина Егоровича Маковского “Дети, бегущие от грозы”. Прежде чем мы приступим к знакомству с репродукцией картины, познакомимся с автором художественного полотна.

II. Сообщение и презентация Марии Т. и Дарьи М. о К. Е. Маковском с использованием презентации полотен художника в программе Power Point.

* Родился в Москве 20 июня (2 июля) 1839 в семье Е.И.Маковского, бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Получил академическую золотую медаль за картину “Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова” (1862). Написал немало сентиментальных типажей и сценок из “народного быта”, в том числе популярную “Дети, бегущие от грозы” (1872) и трогательный образ старого слуги “Алексеича” (1882). Проявил себя как крупный мастер портрета (“Оперный певец О.А.Петров”, 1870). Однако подлинный авторитет завоевал полотном “Балаганы на Адмиралтейской площади” (1869), где придал жанровой сцене невиданный монументальный размах, представив в этом масленичном гулянье образ “всего Петербурга”, как заметил В.В.Стасов, оценивший картину весьма высоко. Сказочная живописность Востока воплотилась в масштабном полотне “Возвращение священного ковра из Мекки в Каир” (1876). В 1880–1890-е годы Маковский часто обращался к русской истории 17 в., написав целый ряд пышных “боярских пиров” и “свадеб”, которые имели шумный успех за рубежом (“Поцелуйный обряд”, 1895.). Особым размахом, массой ярких деталей отличается огромное полотно “Минин на Нижегородской площади” (1896), написанное для Нижегородской ярмарки и помещенное в специальном павильоне.*

- Какое впечатление произвели на вас картины Маковского? (Интересные сюжеты, умело подобранные краски, чувствуется мастерство художника).

-Но вспомним задачу нашего урока: подготовиться к созданию сочинения с использованием деепричастий. Прежде напомним сами себе, какая часть речи

называется деепричастием.

III. Рассматривание репродукции картины “Дети, бегущие от грозы” (“Русский язык”. Учебник 6 класс в 3-х ч. С. И. Львова, В. В. Львов. Ч. 3, цветная вклейка), беседа:

- Какое впечатление производит картина?

( И страшно, и интересно одновременно: успеют дети добежать до начала грозы?).

- Какова композиция картины?

(На первом плане – испуганные дети, на втором – мрачная, вызывающая тяжёлые впечатления природа, на заднем – небо, затянутое темными, грозными тучами).

-Кто является героями картины? Как автор смог показать, что эти герои – главные?

( Девочка и её младшая сестра, они являются центром произведения. Автор использовал теплые тона и светлую гамму красок для описания детей: розовый, оранжевый, светло-жёлтый).

-Что вы заметили?

( Они из небогатой семьи – одеты довольно бедно, босиком, не бросают, несмотря на страх, грибы. Может быть, это единственное блюдо на ужин. Дети очень испуганы. Их жалко, хочется им помочь).

  • Проанализируем колористику картины.
  • Какие краски преобладают? Какое

    впечатление они вызывают?

(Краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Есть светлые: через черные тучи ещё проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле).

-Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей?

( Полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при описании которых тоже использованы тёплые тона).

( Дети дают формулировку правила).

IV. Подбор рабочих материалов

- Итак, ваша задача - подобрать как можно больше деепричастий и деепричастных оборотов, которые помогли бы вам написать сочинение. Работаем по рядам (дети проговаривают словосочетания, учитель фиксирует их на доске):

1 ряд – описание неба (небо, нахмурившись, затянулось тучами ; быстро бегут тучи, закрывая небосвод; лучи, проникнув сквозь темноту, попадают на землю; дует ветер, разорвав облака; сгустились тучи, образовав тёмную полосу на горизонте; пугают тучи, чернея на горизонте).

2 ряд – описание пейзажа (дул ветер, сгибая деревья; поблёскивает солнце, освещая жёлтым светом поле; угасают лучи солнца, пропадая во мраке).

3 ряд – описание детей (волосы растрепались, развеваясь на ветру; перепуганный малыш, крепко вцепившись в сестру, озирается назад; дети бегут, спеша домой).

Молодцы, замечательно справились! Вот так, незаметно, мы подобрали рабочие материалы, которые станут основой вашей домашней работы.

Гроза не раз становилась предметом описания мастеров слова, как поэтов, так и прозаиков, а также музыкантов и фотографов.

V. Защита мини-проектов

  • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…» и
  • соотнесение его с картиной К.Е. Маковского выполнили Вероника С. и

    Кристина Т.

Цель проекта: провести анализ стихотворения с точки зрения использования автором языковых средств; выявить смысловые и цветовые параллели между стихотворением и картиной.

Пример: Солнце, которое «Неохотно и несмело…» смотрит на поля и чувствует прихода грозы. И вдруг в одно мгновение где-то в вдалеке раздался гром, тучи почти закрыли собой солнце, но где-то ещё светил луч солнца, который пытался согреть землю. Земля приготовилась к чему-то неожиданному. Взгляните на картину, на ней изображены первые строчки из стихотворения Ф.И. Тютчева. Ветер ещё доносит тепло, уже скрывшегося солнца. Где-то вдали до нас доносятся звуки грома, которые вот-вот охватят землю. Начинается редкий дождь.

  • Алина И. и Юлия Ш. подготовили проект «Сравнительно-сопоставительный
  • анализ отрывка из повести Л. Н. Толстого и картины К. Е. Маковского».

Цель проекта: найти средства художественной изобразительности, используемые писателем и художником для создания живой картины надвигающейся грозы.

  • Работу над сочинением-ассоциацией по музыкальной пьесе А. Вивальди
  • «Летняя гроза» и серии фотографий с изображением грозы проведут

    Наташа Е. и Наташа П.

Цель проекта: создать тексты (сочинения-ассоциации) на основе личных впечатлений от услышанной музыки и увиденных фотографий.

Пример:

«Гроза. Что это? Выплеск эмоций природы, это разряд света сквозь густые тучи, некое сияние, завораживающее, неповторимое зрелище. Если кто-то и пытался передать грозу, она всё равно осталась загадкой.

Гроза как полуночный крик в тиши,

Гроза – мелодия, выплеск души,

Огонь и пламя – всё сплелось,

Гроза – порыв и, в то же время, злость».

Кристина Т.

«Гроза - опасное природное явление. Мне бывает очень страшно, но наблюдать грозу – это испытывать неповторимые ощущения. Тёмное небо пронзает вспышка света. Это зигзаг необычной формы, который каждый раз всё причудливей. Фантазии природы непредсказуемы». Анна С.

  • Научные сведения о грозе, а также правила поведения во время грозы
  • подобрали для вас Марина А. и Дарья Р.

Цель проекта: Сравнение поведения людей на картине во время грозы и

поведения людей в жизни в этой же ситуации

(Проект выполнен с использованием приемов технологии РКМЧП).

Пример: Парно-групповая работа на уроке (создание кластера и памятки безопасности

поведения во время грозы).

Памятка

  • Во время грозы не следует слушать радио и mp3 плеер.
  • Защишаясь от молнии, не стоит прятаться под девьями, особенно под одинокостоящими. Лучше всего в этом случае расположиться на расстоянии 8-10 метров от дерева. Тогда дерево будет служить как бы молниеотводом.
  • Если гроза застигла вас на возвышенности, то в этом случае необходимо укрыться где-либо на склоне холма в небольшом углублении в близи большого камня или дерева, но не под ним.
  • На лугу не следует укрываться в одиноко стоящих стогах сена, сараях.
  • Для защиты от шаровой молнии рекомендуется закрывать окна, двери, форточки, печные трубы и другие отверстия, через которые шаровая молния может проникнуть внутрь помещения.

VI. Заключительный этап урока

Составление собственного плана сочинения, подбор эпиграфа и языкового материала.

Вы можете составить собственный план сочинения и писать, опираясь на него. Если подберёте эпиграф, работа приобретёт ещё более элегантное оформление.

Пример: I. К. Е. Маковский – замечательный русский художник.

II. Описание картины “Дети, бегущие от грозы”.

1. Общее описание картины (композиция картины).

2. Описание главных героев (портреты, позы, характер).

3. Значение цвета в пейзаже художника.

III. Настроение, которое оставляет картина.

Домашнее задание: написать сочинение по картине

К. Е. Маковского “ Дети, бегущие от грозы”.