Урок-размышление по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго»


Урок-размышление
по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго»
Цели урока:
- помочь учащимся раскрыть глубину философских обобщений в романе Б.Пастернака «Доктор
Живаго», показать особенности восприятия мира главным героем, подчеркнуть богатство и красоту
выразительных средств языка романа;
- развивать аналитическое мышление учащихся, умение выразить свою точку зрения и
аргументировать ее, сопоставлять события и мнения, делать выводы, научить логичной и эмоциональной
речи;
- способствовать развитию стремления познать законы мироздания, помочь ощутить
сопричастность к происходящим переменам в общественной жизни.
Оборудование:
1. Портреты Б.Пастернака разных лет.
2. Выставка книг поэта и писателя.
3. Музыкальное сопровождение.
4. Мультимедиа. «Нобелевские лауреаты. Борис Пастернак», эпизоды из фильма «Доктор
Живаго» Режиссера-постановщика А.Прошкина.
Эпиграфы
1. Только жизни впору все время рваться вверх и вдаль…
Б.Пастернак
2. … с этой минуты народы и боги прекратились, и начался человек…
Б.Пастернак
Ход урока
I. Оргмомент
II. Работа с романом Б.Пастернака «Доктор Живаго».
Звучит романс на слова Б.Пастернака «Сон»
Вступительное слово учителя.
Несколько уроков назад мы зажгли свечу над страницами романа Б.Пастернака «Доктор Живаго».
Сам автор, характеризуя замысел своего произведения, подчеркивал: «… эта вещь будет выражением
моих взглядов на искусство , на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое…».
В центре романа философское осмысления мира, разговор о времени, о жизни и смерти, о природе
искусства, о чуде человеческого существования, о вере в жизнь, в будущее.
Задача нашего урока заключена в следующем: определить основные нравственно-философские
проблемы, поднятые автором в романе.
- Человек и мир (роль и место человека в этом мире;
-человек и история;
-природа, жизнь человека в природе и антитеза этой жизни;
-жизнь и смерть, бессмертие.
Прежде чем решить эту проблему, давайте напомним себе поэтическое миропонимание поэта и
писателя.
Учащиеся. В сборнике стихов «Сестра моя жизнь» Б.Пастернак определил:
- целостность мира, он един;
- единство человека и мира;
- единство дома и мира.
Другими словами, поэт отрицательно относился к переделке мира, мир, по его мнению, надо
принимать таким, каков он есть.
Учитель. Как соотносятся понятия мир и человек у Ю.Живаго? Что для него жизнь?
Учащиеся I группа. Выразительное чтение текста. Книга I, часть 3, глава 15. (Панихида по Анне
Ивановне Громеко). «…Рано потеряв мать, все 12 лет школы, средней и высшей, Юра занимался
древностью и законом Божьим, преданиями и поэтами, науками о прошлом, о природе… Сейчас он
ничего не боялся, ни жизни, ни смерти… Он чувствовал себя стоящим на равной ноге со вселенной…»
Учитель. По мнению автора человек равен тому миру, в котором он живет? Он относится «к
силам земли и неба» как к своим великим предшественникам?
Учащиеся II группа.. Главный герой - Юрий Живаго - считает, что жизнь это «непрерывно себя
обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало…»
Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им в даренье.
Юрий Живаго по Евангелию вечно живой. Он человек мирной профессии (доктор), увлеченный
искусством, пишущий стихи.
Учитель. И вот этот человек брошен волею обстоятельств в круговорот событий революции и
гражданской войны.
Проследим по тексту, как относится наш герой к происходящим в стране переменам?
Учащиеся III группа. Поначалу отношение к революции и гражданской войне положительное.
«Вчера я ночной митинг наблюдал. Поразительное зрелище. Сдвинулась Русь-матушка, не стоится ей на
месте, ходит, не находится… сошлись и собеседуют звезды и деревья, философствуют ночные цветы и
митингуют каменные здания. Что-то евангельское, не правда ли? Как во времена апостолов» (Книга 1,
часть 5, глава 8).
Книга 1, часть 5, глава 8. «Революция вырвалась против воли Каждый ожил, переродился…
Можно…сказать: с каждым случилось по 2 революции, одна своя, личная, а другая общая. Мне кажется,
социализм – «это море жизни…творчески обобщенной…»
Книга 1, часть 6, глава 8 (чтение на улице об октябрьском перевороте). «Метель хлестала в глаза
доктору… величие и вековечность минуты потрясли его, не давали опомниться».
Просматриваются фрагменты кинофильма о гражданской войне.
Учитель. Гражданская война разделила людей на два лагеря. Обе стороны ослеплены
ненавистью, каждый отстаивает свою правду, каждая готова все сделать для блага человека, но приносит
этому человеку только страдания.
Автор видит все это глазами главного героя Юрия Андреевича Живаго, история жизни которого
составляет фабулу произведения.
Но человек не может жить одними политическими событиями всемирно-исторического значения.
В части 11 главы 4 звучит. «Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не
доводили до места назначения, неприятельских раненых прикалывали в поле».
Учащиеся I группы. Фрагменты из фильма «Доктор Живаго». «… за идеи всеобщего
совершенствования заплачено такими морями крови…». «Изуверства белых и красных соперничали по
жестокости…».
Борис Пастернак подробно войну не описывает. Для Юрия Живаго она уместилась в лазарете и
операционной и еще в той «шрапнельной пульке», ранившей доктора и бросившей его на дорогу
«обливаться кровью».
Но о чудовищной жестокости этой войны говорит ужасающая история Памфила Палых,
зарубившего топором всю свою горячо любимую семью из-за боязни мести колчаковцев.
Учащиеся II группы. Выводы. «Рушится мировой порядок, «с прахом равняя алтарь и трон… И
уже никому нет дела до человека, с его проблемами, горестями, радостями. А этот человек вот ведь
парадокс! несмотря на общественные катаклизмы не исчезает…, а продолжает заботиться о своей
душе».
И автор, и главный герой видят в происходящем «единственно важную «соль земли» -
бессмертную душу человека.
Учитель. Перед каким выбором оказывается доктор Живаго?
Учащиеся III группы. На этот вопрос хочется ответить стихами Максимилиана Волошина:
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
Кто не за нас – тот против нас
Нет безразличных: правда с нами.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Учитель. В чем на ваш взгляд трагедия Юрия Живаго?
Учащиеся I группы.
1. Неопределенное положение доктора («ни в тех, ни в сих…»).
2. Неприятие насильственности («Спор нельзя решать железом. Вложи свой меч на место,
человек!»).
3. Убеждение, что «надо привлекать добром», не позволяло Юрию Живаго прибиться к какому-
то берегу.
Фрагменты кинофильма «Доктор Живаго».
Учитель. Напомним, какая глава явилась «взрывчатым гнездом» в романе?
Учащиеся II группы. Глава о спасении Сережи Ранцевича. Именно она дала однозначную оценку
поступку Живаго: доктор-предатель.
Эта же глава впоследствии стала весомым аргументом против присуждения Пастернаку
Нобелевской премии.
Но Юрий Живаго не мог примирить враждующих, и он просто спасал погибающих.
К сожалению, чтобы вслед за доктором Живаго осознать гражданскую войну как исторически
предопределенную трагедию понадобились десятилетия.
Учитель. Тогда не прав Аристотель, считавший, что в страдании очищается человек? А
гражданская война скорее всего и была послана для очищения душ.
Учащиеся III группы. В этом не можем согласиться с Аристотелем, так как гражданская война в
романе рассматривается как зло вселенной. И русский народ, показал Борис Пастернак, вынес это зло и
не разучился любить. Любить свою Родину, отцов и матерей, своих детей, любить женщину.
Учитель. Какой из этих линий мы коснемся?
Учащиеся I группы. Темы любви мужчины и женщины. Герою посчастливилось быть любимым
двумя женщинами: Тоней Громеко и Ларисой Гишар.
Тоня была законной супругой Юрия, матерью его сына и дочери. Она тонко чувствовала Юрия.
Но обстоятельства разлучили их и бросили Юрия в объятья другой женщины. В своем
прощальном письме, уже зная, что ее с детьми и отцом выселяют во Францию, она пишет: «А я люблю
тебя. Ах, как я люблю тебя, если бы только мог себе представить! Я люблю все особенное в тебе, все
выгодное и невыгодное..».
Другая женщина, так же оставившая заметный след в судьбе Юрия Живаго, размышляет: «Они
любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и
деревья… Никогда, никогда, даже в минуты самого царственного, беспамятного счастья не покидало их
самое высокое и захватывающее: наслаждение общею лепкою мира…».
Учитель. Но ведь любовь Лары и Юрия с точки зрения общепринятой морали преступна, то есть
права на существование не имеет. Доктор женат, а Лара замужем.
Вправе ли мы осуждать героев? Здесь мнения могут разойтись. С одной стороны, перед нами
живые люди, имевшие счастье родиться с душой, «бьющимися сердцами» и талантом быть мужчиной и
женщиной.
А с другой стороны, где же те заповеди, которым учил Юрия дядя, священник Николай
Николаевич? Не прелюбодействуй!
Учащиеся II группы. Выводы. Живая жизнь оказалась ценнее и выше всех и всяческих
«Тупоумных теорий», а ее апофеозом стала любовь двух благородных сердец. Так нужны ли для счастья
двух людей «мелкие мировые дрязги вроде перекройки земного шара»?
С такими выводами немецкого философа Гегеля мы не можем не согласиться.
Звучит романс на слова Б.Пастернака «Мело, мело по всей земле…».
Учитель. Давайте поразмышляем. В этих строчках показана бесценность и красота человеческой
личности, брошенной с момента своего рождения в этот жестокий и прекрасный мир, где на равных
уживаются добро и зло, любовь и ненависть, метель и свеча.
Учащиеся III группы. Выводы. Историю творит не безликая масса, а «воспламененные души».
По Пастернаку, человек застает исторический процесс только на каком-то этапе. «История –
вторая вселенная, которую воздвиг человек в ответ на явление смерти с помощью явлений времени и
памяти».
Каждый из героев не только личность, но и исполнитель определенной социально-исторической
роли, «заложник истории».
Историю автор рассматривает как часть общеприродного процесса вечной жизни.
Учитель. Обратим внимание на то, что Юрий Живаго всегда в ладу с природой, считая, что когда
человек понимает природу, он понимает жизнь.
Какие образы-символы использует автор, чтобы подчеркнуть гармонию человека и природы?
Учащиеся I группы. Образ свечи, образ дома.
Вспомним по тексту, свет свечи связывает:
1. Юру с Тоней, Лару с Пашей.
2. Пересечение судеб Юрия и Лары связано со свечой.
3. Со свечой ассоциируются раздумья Ю.Живаго о человеческом сознании: «Сознание человека
это «свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу, чтобы не споткнуться». (Книга 1,
часть 3, глава 3).
Образ дома – это внутреннее, обжитое человеком пространство мира. Снаружи тьма, хаос
уничтоженья. Внутри теплится свеча человеческой жизни.
Учитель. А что же является антитезой жизни в романе?
Учащиеся II группы. Рельсы, трамвайные и железнодорожные пути, урбанистическая культура.
Железная дорога, как глубокая рана, пересекает все пространство романа.
Полистаем страницы текста и убедимся в этом.
Учащиеся.
1. Смерть отца Юрия Живаго происходит на железной дороге.
2. Диалог между Юрием Живаго и Павлом Стрельниковым состоялся в бронированном вагоне.
3. По железной дороге уезжает любовь Юрия Лара с Комаровским.
4. В железнодорожной будке Лара оставляет свою вторую дочь Таню.
5. В трамвае Живаго гибнет.
Учитель. Как заканчивается роман? Стихами.
Учащийся III группы читает стихотворение.Гамлет
Помните, в 1921 году Александр Блок в своем выступлении, посвященном А.С.Пушкину,
высказал такую мысль, что Пушкина «убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха. С ним
умирала его культура… И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл».
Учитель. Что такое отсутствие воздуха? Как реализует эту метафору Б.Пастернака?
Учащиеся I группы. Звучит текст (книга 2, часть 15, глава 12). Юрий Живаго трамваем
отправился на службу в Боткинскую больницу. «Доктор почувствовал приступ обессиливающей
дурноты. Преодолевая слабость, он поднялся со скамьи и рывками вверх и вниз стал пробовать открыть
окно вагона. Оно не поддавалось его усилиям. Он стал протискиваться через толпу на задней площадке,
вызывая ругань, пинки и озлобление. Не обращая внимание на окрики, он прорвался сквозь толчею,
ступил со ступеньки стоящего трамвая на мостовую, сделал шаг, другой, третий, рухнул на камни и
больше не вставал».
Учитель. Мы проанализировали жизненный путь главного героя романа. Какие выводы мы
можем сделать?
Учащиеся III группы.
1. Жизнь просто так не дает ничего, поэтому каждый человек должен сам пройти свой крестный
путь и выпить чашу до дна.
2. Жизнь – это «непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало…».
3. Человек, по Пастернаку, осознает себя лишь в жизни других или в том, что оставляет после
себя.
4. Юрий Живаго оставляет после своей смерти стихи. Семнадцатая глава романа состоит из
стихов. В них главный герой поднимает вечные вопросы: как жить! быть или не быть!
А в последнем стихотворении «Гефсиманский сад» особенно четко звучит идея бессмертия
III. Итоги и оценки.
IV. Домашнее задание