Урок литературы "Философское содержание рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"


Урок литературы. 11 класс
Тема: ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА И.А. БУНИНА «ГОСПОДИН ИЗ САН-
ФРАНЦИСКО».
Цель: познакомить с историей создания рассказа «Господин из Сан-Франциско», раскрыть
философское содержание рассказа;
развивать навыки характеристики героя произведения; развивать навыки анализа символического
значения образов;
развивать навыки выражения читательского отношения к мотивам поведения героев; определять
своё отношение к поднятым проблемам;
развивать навыки построения диалогической и монологической речи; развивать навыки речевой
культуры.
Тип урока: изучение нового материала.
Методические приёмы: аналитическое чтение.
Оборудование: тексты рассказа, толковый словарь, интерактивная доска, компьютер, презентация.
План урока.
I. Оргмомент. Тема урока. Цели.
II. Вступительное слово учителя.
III. Сообщения учащихся. История создания рассказа.
IV. Комментированное чтение и анализ текста.
V. Беседа.
VI. Презентация.
VII. Тест.
VIII. Обобщение. Подведение итогов.
IX. Домашнее задание.
ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА И.А. БУНИНА «ГОСПОДИН ИЗ САН-
ФРАНЦИСКО».
I. Оргмомент. Тема урока: Философское содержание рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-
Франциско».
Цели урока: продолжим знакомство с творчеством Бунина; познакомимся с историей создания
рассказа, философским содержанием его; продолжим анализ символического значения
образов произведения.
II. Вступительное слово учителя.
III. Сообщения учащихся. История создания рассказа.
1. Весной 1910г. И.А.Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. А в декабре 1910- весной
1911годов был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом
следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и др. городах Европы.
Впечатления от этих путешествий отразились в его рассказах и повестях, составивших
сборники «Суходол» (1912), «Иоанн Рыдалец» (1913), «Чаша жизни» (1915), “Господин из Сан-
Франциско”(1916г.).
2. 1915год. Уже шла Первая мировая война. Явным был кризис цивилизации, где война ведётся
ради наживы. Ярко прослеживается кризис духовности общества. Отчетливо проявлялась
бездуховность - замыкание человека на общепринятых стереотипах, который ориентировался
не на духовные ценности, а поступал так, “как надо, как принято в определенных кругах,
уровня которых ты достиг”. Вечные общечеловеческие ценности не были приоритетными, они
отвергались, т.к. на их смену приходили такие ценности, как положение в обществе, нажитый
капитал, власть,которые ценились гораздо выше общечеловеческих ценностей.
3. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (первоначальное название «Смерть на Капри»)
продолжал традицию Л.Н. Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события,
выявляющие истинную цену личности. («Поликушка», 1863; «Смерть Ивана Ильича», 1886;
«Хозяин и работник», 1895). Наряду с философской линией в рассказе Бунина разрабатывалась
и социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности общества,
основанного на жажде наживы. Пафос рассказа – неотвратимость гибели этого мира.
IV. Комментированное чтение и анализ рассказа. Презентация.
1. Сюжет рассказа построен на описании несчастного случая, неожиданно прервавшего
налаженную жизнь и планы героя, имени которого «никто не запомнил»
2. Герой рассказа.
1) Как описывает автор внешность героя?
«Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый…Нечто монгольское было в
его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели
его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова».
V. «Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на
путешествие во всех отношениях отличное. Для такой уверенности у него был тот
довод, что, во-первых, он был богат, а во-вторых, только что приступал к жизни,
несмотря на свои пятьдесят восемь лет.
VI. Беседа по тексту.
1. Какие образы в рассказе имеют символическое значение?
2. Какие символы использует автор, чтобы показать гибель существующего образа жизни?
1. Океанский пароход «Атлантида» (был похож на громадный отель со всеми удобствами, — с
ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой - символ, модель человеческого
общества.
2. Разделение общества имеет характер антитезы: противопоставляются отдых,
беззаботность и работа, «непосильное напряжение»; «сияние…чертога» и «мрачные и знойные
недра преисподней». Выстраивается картина рая и ада, но они странным образом связаны друг
с другом.
3. С чем ассоциируется название парохода?
Атлантида затонувший легендарный мифический континент, символ погибшей
цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. Возникают ассоциации также с погибшим в
1912 году «Титаником». «Океан, ходивший за стенами» парохода, - символ стихии, природы,
противостоящей цивилизации.
Символичен и образ главного героя.
1) Почему герой лишён имени?
Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. По крайней мере, сам
он считает себя господином и упивается своим положением. Описывая внешность господина,
Бунин использует эпитеты, подчёркивающие его богатствои его неестественность:
«серебряные усы», «золотые пломбы» зубов, «крепкая лысая голова» сравнивается со «старой
слоновой костью». В господине нет ничего духовного, его цель стать богатым и пожинать
плоды этого богатства – осуществилась, но он не стал от этого счастливее.
2) Человеческое начинает проявляться в господине только при смерти: «Это хрипел уже не
господин из Сан-Франциско, - его больше не было, - а кто-то другой». Смерть делает его
человеком: «черты его стали утончаться, светлеть…». «Умерший», «покойный»,
«мёртвый» - так теперь именует его автор. Резко меняется отношение к нему
окружающих: тело должны убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим
постояльцам, ему могут предоставить только ящик из-под содовой, прислуга, трепетавшая
перед живым, издевательски смеётся над мёртвым. В конце рассказа упоминается «тело
мёртвого старика из Сан-Франциско» которое возвращается «домой, в могилу, на берега
Нового Света». Могущество господина оказалось призрачным.
5. Как показано общество?
1) Пароход – последнее слово техники – является моделью человеческого общества. Его
трюмы и палубы – слои этого общества. На верхних этажах корабля, похожего «на
громадный отель со всеми удобствами», размеренно протекает жизнь богатых, достигших
полного «благополучия».
2) Общество похоже на отлаженную машину. Пароход громадный, но вокруг него - «водяная
пустыня» океана и «облачное небо». Извечный страх человека перед стихией заглушен
звуками «струнного оркестра». Конкретность описания сочетается с символикой, что
позволяет почеркнуть философский характер конфликта.
3) Пассажиры корабля представляют безымянные «сливки» общества: «Был среди этой
блестящей толпы некий великий богач, …был знаменитый испанский писатель, была
всесветная красавица, была изящная влюблённая пара» Пара изображала влюблённость,
была «нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги».
4) Влюблённая пара, нанятая за деньги, чтобы изображать любовь, - символ того, что в этом
обществе всё продаётся и покупается.
6. Роль эпизодических героев рассказа.
1) Лоренцо «высокий старик лодочник», беззаботный гуляка и красавец. Лоренцо
олицетворяет естественность и радость бытия, живёт в гармонии с окружающим
миром. Это и есть истинные ценности, в отличие от мнимых.
2) Абруццкие горцы олицетворяют естественность и радость бытия. Они живут в
согласии, в гармонии с миром, с природой. Это и есть истинные ценности жизни.
3. Проблема духовности и бездуховности в рассказе.
VII. Словарная работа.
1) Духовность это высший уровень развития личности. На этом уровне мотивом и смыслом
жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие
человеческие ценности. Усвоение определённых ценностей, таких как истина, добро,
красота, создаёт ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить
свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.
2) Бездуховность низкий уровень развития духовной жизни, человек не способен увидеть и
почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира. Такой индивид не способен
создать что-то ценное, что бы оставило след в памяти даже близких ему людей.
1) Бунин показывает бездуховность общества. В этом праздном обществе
общечеловеческие ценности не являются приоритетными. Это «отборное общество», но
среди развлечений этих людей – «стрельба в голубей, которые очень красиво
взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас
же стукаются белыми комочками о землю».
2) Бездуховность и приводит к гибели.
3) Символическое название города.
Сан-Франциско один из самых богатых городов мира. Город назван в честь
христианского святого Франциска Ассизского, проповедовавшего сосредоточение души на
вечных вопросах (душа..). Но никакого сосредоточия здесь нет.
VIII. Беседа.
4. Отношение к герою при жизни и после смерти. В этом тоже проявляется бездуховность
общества.
Вывод: писатель подчёркивает иллюзорность счастья и благополучия в мире вещей.
5. Язык Бунина.
1) Язык произведений Бунина ярок, точен, выразителен. Бунин показывает нам
действительность не в застывшем виде, а в подвижности, изменчивости. Не случайно его
называют писателем-импрессионистом.
Словарная работа.
3) Импрессионизм направление в искусстве последней трети XIX начала XX века, основанное
на стремлении отразить реальный мир в его подвижности, изменчивости и запечатлеть
собственные ощущения художника, композитора и т.д.
2) Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений.
А.А. Блок
3) Приведите примеры из рассказа.
Зрительные ощущения: «красные огоньки», «волны, как чёрное масло», «золотые удавы от
фонарей», «ярче засияла кают-компания».
Осязание и обоняние: «ветер теплее, благовонней», «сладко пахнет в Италии земля после дождя,
особый запах есть у каждого её острова».
Слух: «загремел и шлёпнулся в воду якорь», «наперебой понеслись отовсюду яростные крики
лодочников».
Описания в рассказе погружают читателя в мир образов, помогают увидеть, услышать,
прочувствовать то, что испытывают герои произведения, сам автор, в итоге, понять идею рассказа
и испытать наслаждение от прикосновения к искусству.
VII. Тест.
IX. Обобщение. Подведение итогов.
«Венец каждой человеческой жизни есть память о ней. И нет той души, которая не
томилась бы мечтою об этом венце».
И.А. Бунин
IX. Домашнее задание.
1. Творческая работа. «Венец каждой человеческой жизни память о ней.…» И.А. Бунин.
2. Подготовить сообщение о А.И. Куприне.
3. Прочитать рассказ Куприна «Олеся».