Обобщающий урок по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

МБОУ «Нахабинская средняя общеобразовательная школа №3
с углублённым изучением отдельных предметов»
Обобщающий урок
по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Тема: готовим спектакль «Ревизор» Цель урока:
обобщить изученное; в процессе обсуждения выявить основную идею
произведения; развивать умение выделять основные качества персонажей;
прививать навыки публичного выступления, воспитывать интерес к творчеству Н.В.
Гоголя.
Учитель русского языка и литературы
Морозова СЮ.
2014 год
ПОДГОТОВКА К УРОКУ.
I. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ АСПЕКТ УРОКА
Класс делится на 7 микрогрупп, каждая из которых получает тему для
самостоятельного исследования. Учитель рекомендует литературу для подготовки.
Учащиеся готовят материал по предложенным темам и сами распределяют его
между выступающими.
1 группа- «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»- работает над проблемой «Отношение Гоголя
к театру. История создания комедии.»
2 группа- «ТЕАТРАЛЬНЫЕ КРИТИКИ»- работает над проблемой
«Характеристика Городничего и чиновников города
3 группа- «ТЕАТРОВЕДЫ»- работает над проблемой «Характеристика
внутреннего состояния главных героев-Городничего и Хлестакова -в момент их
первой встречи»
4 группа- «ИСТОРИКИ ТЕАТРА»- проводят исследование по проблеме
«Сценическая история пьесы «Ревизор». Знаменитые исполнители ролей в
комедии».
5 группа-«ХУДОЖНИКИ»- готовят проект декораций, костюмов героев пьесы,
афиши к спектаклю.
6 группа- «АКТЕРЫ»- разрабатывают приемы создания внутреннего образа,
готовят инсценировку следующих эпизодов пьесы: действие I явление 1 , действие II
явление 7 , действие IV явление 11,12, действие V явление 1.
7 группа-«РЕЖИССЕРЫ»- систематизируют подготовленные материалы,
Объединяя их в единую концепцию - «генеральную репетицию спектакля».
II ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Использование тематической физминутки «ЭКСКУРСИЯ ПО ТЕАТРУ»
(Тематическая физмииутка прилагается.)
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ФИЗМИИУТКА «ЭКСКУРСИЯ ПО ТЕАТРУ»
Целью физминутки является не только снять физическую усталость учащихся, но
и вспомнить строение внутреннего пространства зрительного зала.
По команде ведущего учащиеся выполняют следующие упражнения: по команде
«рампа» -наклон вперед, «галёрка»-потянулись вверх, «партер»-наклон вниз,
«амфитеатр»- наклон назад, «правая ложа»- разворот туловища вправо, «левая
ложа»- разворот туловища влево.
Ход урока:
РЕЖИССЕР- ПОСТАНОВЩИК (встает и обращается к членам
художественного совета)
Господа! Сегодня труппа нашего театра завершает подготовку для сцены
бессмертной комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». От нашей с вами творческой работы,
от ваших способностей, таланта и, главное, понимания пьесы зависит успех
спектакля. Сегодня на нашем художественном совете мы проверим, насколько наш
коллектив готов к премьере, обсудим характеры героев, игру наших актеров в
отдельных сценах, а также декорации и костюмы действующих лиц. Но прежде мне
хотелось бы обратиться к присутствующим на нашем художественном совете
литературоведам с просьбой рассказать нам об отношении Гоголя к своей пьесе, о
том, каков был замысел автора
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ.
1- ЫЙ ЛИТЕРАТУРОВЕД. Господа, хотелось бы напомнить вам, что Н. В.
Гоголь обратился к пьесе, т. е. произведению, предназначенному для постановки на
сцене не случайно. Гоголь всегда проявлял живой интерес к театральному
искусству. Он понимал театр как могучее средство общественного воспитания. Он
писал: «Театр- великая школа, глубоко его назначение. Он целой толпе, целой
тысяче народа за одним разом читает живой и полезный урок». Гоголь считал, что
театр «ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображении то,
что в нем может поместиться толпа из пяти- шести тысяч и что вся эта толпа может
потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним
смехом. Это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра». Да, Гоголь
считал театр одним из сильнейших средств гражданского воспитания зрителя и
придавал исключительное значение театральному репертуару. Он категорически
возражал против «всяких балетных скаканий, водевилей, мелодрам, угождающих
разврату вкуса». Театр, по мысли Гоголя, должен быть « умным, но не скучным». В
театре искусство неотделимо от учения, отдых - от внутреннего обогащения.
Комедия «Ревизор» стала блестящей реализацией его новаторской программы
драматурга
2- ОЙ ЛИТЕРАТУРОВЕД, Как вы помните, господа, сюжет комедии был
подсказан А. С Пушкиным. В письме к Пушкину от 7 октября 1835 года Гоголь
просит: «... сделайте милость, дайте какой-нибудь смешной или не смешной, но
чисто русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию... Сделайте
милость, дайте сюжет, духом будет комедия из 5 актов, и клянусь, будет смешнее
черта». Пушкин рассказал Гоголю про случай, произошедший в городе Устюжна
Новгородской губернии, о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за
высокопоставленного чиновника и обобравшем всех городских жителей. Подобный
случай произошел и с самим Пушкиным, и с известным композитором М.И.Глинкой
в Полтавской губернии. Таким образом, история, произошедшая с Хлестаковым в
комедии Гоголя, не выдумана, тема «Ревизора» взята из самой жизни. Гоголь
написал комедию действительно «одним духом»- в течение двух месяцев, но
сохранившиеся рукописи говорят нам о том, как много перерабатывал автор и
общий план, и детали произведения. Первая постановка пьесы должна была
состояться в Александрийском театре. Гоголь присутствовал на репетициях, давал
их от водевильных приёмов Он требовал от актёров правды и естественности. «Не
представлять», а передавать мысли героя - таково его первое требование к актёру.
3 -ИЙ ЛИТЕРАТУРОВЕД. И вот 19 апреля 1836 года, в воскресенье, в
Александринском театре Петербурга давалась в первый раз оригинальная комедия
Гоголя «Ревизор». Автора уже знала читающая публика. Она смеялась и радовалась
вместе с Гоголем в «Вечерах на хуторе... «, она была поражена трагическими
страстями и пошлым существованием героев «Миргорода». Она страдала вместе с
бедными людьми из гоголевских «Арабесок». И вот теперь этот весёлый и странный
господин Гоголь написал комедию. Публика стекалась в театр в нетерпеливом
ожидании. Гоголь вышел из своего дома на Малой Морской и отправился в театр. На
бледном лице напряжённо горели глаза. Так страшно, если комедию, в которой он
решился «собрать в кучу всё дурное в России», примут за весёлый пустячок. А вот
могут принять! Публика привыкла забавляться в театре. Да и актёры хотят смешить.
Особенно волновался Гоголь за актёра, исполнявшего роль Хлестакова. Артист
Дюр, всё время игравший водевильных шалунов, совершенно не понимая этой роли.
В театре много знакомых: В. А. Жуковский, поэт П. А. Вяземский, даже старик
Крылов пришёл.
4- ЫЙ ЛИТЕРАТУРОВЕД. Гоголь вышел из своего дома на Малой Морской и
отправился в театр. На бледном лице его напряжённо горели глаза. Так страшно,
если комедию, в которой он «решился собрать в кучу все дурное в России» примут
за весёлый пустячок. А ведь могут принять! Публика привыкла забавляться в театре!
Да и актеры хотят смешить Особенно волновался Гоголь за актера, исполнявшего
роль Хлестакова. Артист Дюр, все время игравший водевильных шалунов,
совершенно не понимал этой роли. В театре много знакомых: В.А.Жуковский, поэт
П.А.Вяземский, даже старик Крылов пришел. Гоголь минует всех. Его ослепляет
зала, его страшит чужая публика. Какое ей дело до уездного городишки и нищей
России Ложи и первые ряды партера сияют звездами и орденами, драгоценностями.
В царской ложе Николай 1 с наследниками Только на галерке теснятся зрители не
аристократического круга
5- ЫЙ ЛИТЕРАТУРОВЕД. Но вот пошел занавес. Началось! Сначала смеялись
охотно. П.А.Анненков вспоминает об этом спектакле: «Уже после первого акта
недоумение было написано на всех лицах (публика была избранная в полном смысле
этого слова). В 4 акте смех временами еще перелетал с одного конца залы в другой,
но это был какой-то робкий смех, аплодисментов почти совсем не было, зато
напряженное внимание, мертвая тишина показывали, что дело, происходившее на
сцене, страстно захватило сердца зрителей. Недоумение переродилось во всеобщее
негодование, которое было довершено 5-м актом.
6- ОЙ ЛИТЕРАТУРОВЕД. Избранная публика решила: «Это невозможность,
клевета и фарс». Интересной была реакция царя: он много смеялся, аплодировал,
желая подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать её всерьез Он
отлично понимал, что его гнев оказался бы еще одним подтверждением гоголевской
правдивости. Но, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал до конца хитро
задуманной роли и сорвался: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»
Высокопоставленные чиновники Петербурга оскорбились, увидев в пьесе
«нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество, вообще на
Россию». Гоголь был более всего потрясен обвинением в том, что он враг России,
что он оклеветал её в комедии. В 1842 году, через 6 лет после премьеры, Гоголь
закончил отделку «Ревизора», и появился перед комедией эпиграф «На зеркало неча
пенять, коли рожа крива».
7- ОЙ ЛИТЕРАТУРОВЕД. Да, было от чего негодовать чиновничьей
бюрократической России! Гоголь писал: « В «Ревизоре» я решился собрать в одну
кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются
в тех местах, где ... больше всего требуется от человека справедливости, и за одним
разом посмеяться над всем... Сколько есть у нас добрых людей, но, сколько есть и
дурных, от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой
закон. На сцену их! Пусть видит их народ, пусть посмеётся им! О, смех - великое
дело! Ничего более не боится человек так, как смеха!» Значит, как всякое
гениальное произведение, комедия Гоголя лишь вскрыла и сделала очевидным то
явление, которое назрело в самой действительности.
РЕЖИССЁР- ПОСТАНОВЩИК. Ну что ж, перед нашей труппой сложная
задача - воссоздать быт и нравы провинциального русского городка 30-х годов 19
века, и поэтому важна не только актерская игра, но и творческая работа всех
художников театра. Слово художнику- декоратору.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ ХУДОЖНИКОВ.
ХУДОЖНИК-ДЕКОРАТОР Вот эскиз гостиной дома Городничего. Здесь
соберет он чиновников, получив известие о приезде ревизора. В центре сцены - круг,
незаполненное пространство. Это круг лжи, игры, в котором герои скрывают друг от
друга свое истинное лицо. Все здесь опасаются зависти, подсиживания, доносов. Но
в гостиной есть и укромные уголки. Только здесь мы услышим шепотом сказанное
искреннее слово. А в этом уютном уголке Хлестаков будет кружить голову себе и
дочери Городничего любовными признаниями. А здесь мнимый ревизор, трепеща от
страха, восторга, будет принимать дары от чиновников. В гостиной вовсе не
роскошная обстановка: мебель простая - потертый диван, стулья, кресло, стол, у
окна - клетка с канарейкой. Именно такой хотел видеть комнату в доме Городничего
Гоголь, который во время репетиций распорядился унести со сцены красивую
мебель.
ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ показывает эскизы костюмов. Городничий,
как советует Гоголь, одет в служебный мундир, ботфорты Хлестаков, как и подобает
петербургскому франту, одет в модный фрак, у него элегантная шляпа, шелковый
галстук, но не свежие перчатки, помятая рубашка показывает зрителям, что он в
затруднительном положении В дороге он проедал все отцовские деньги. Анна
Андреевна одета в пышное платье, с оборками, рюшами, воланами. Такое платье ей
явно не по возрасту. Марья Антоновна одета в модное, но более скромное платье.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР Думаю, что работа художника-декоратора
и художника по костюмам заслуживает одобрения. Они справились со своей
задачей, сумели «заглянуть» в прошлый век.
РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК. Благодарю за проделанную работу. Вижу, все
немного устали. Давайте немного отдохнем. Предлагаю всем пройти в зрительный
зал и совершить по нему небольшую экскурсию. А проведет её помощник
режиссера.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА ПРОВОДИТ ФИЗМИНУТКУ.
( Текст прилагается)
РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК. В основе комедии «Ревизор» лежит
типическое явление, взятое из самой жизни. Герои комедии жизненны и
удивительно правдивы. Гоголь больше всего опасался, чтобы актеры не впали в
карикатуры, чтобы они не старались смешить зрителя. «Актеру нужно стараться
быть скромней, проще, серьезнее, смешное обнаружится само собой.» Умный актер
должен выразить душу роли, то главное, основное, чем живет его герой. Итак, слово
актерам
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ АКТЕРОВ
АКТЕРЫ ПОКАЗЫВАЮТ 1 ЯВЛЕНИЕ 1 ДЕЙСТВИЯ
РЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК Вы увидели экспозицию пьесы «Ревизор.
Удалось ли актёрам нашей труппы передать характеры действующих лиц?
Давайте обратимся к театральным критикам.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ TEA ТРАЛЬНЫХ КРИТИКОВ.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК 1. В этой сцене актерам очень важно передать страх
городских чиновников и городничего, ошеломленного приездом ревизора. Мы
узнаем, что городничий живет одной заботой - «не» пропускать того, что плывет к
нему в руки». Он умудренный опытом служака, прошедший за ЗОлет путь от
низших чинов до этой должности. Недаром он говорит о себе: «Тридцать лет живу
на службе, ни один купец, ни один подрядчик не мог провести, мошенников над
мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать,
поддевал на уду, трех губернаторов обманул . В городе, находящемся в полной
власти городничего, процветают взяточничество, казнокрадство, произвол.
Церковь, на которую казна выделила деньги, так и не была построена, средства
текли в карман казнокрадов. В лавках купцов Городничий чувствует себя, как в
собственном доме. Он берет все, что ему нравится. Ему преподносят и шубу в 500
рублей, шаль для супруги, но он и головою сахара не гнушается. В городе грязно,
улицы немощеные, неосвещенные, арестантам по две недели не выдают провизии. А
порядок помогают поддерживать полицейские Свистунов и Держиморда, которые и
правым, и виноватым «ставят фонари под глазами». Вот по чему так обеспокоен
Городничий - ведь едет ревизор из Петербурга, да еще тайна - инкогнито! Однако в
голосе городничего чувствуется энергия, решительность, он деловито сообщает
чиновникам, для чего он их собрал. Самый ловкий и проницательный среди них,
Городничий принимает все меры, чтобы скрыть свои «грешки» перед ревизором.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК 2. Известие о неожиданном прибытии ревизора
менее взволновало судью Ляпкина- Тяпкина, фамилия которого говорит нам о его
отношении к делам. Он уверен, что ни один ревизор не разберёт в суде бумаги,
которые он сам 15 лет не читал. Его любимое занятие - охота, даже взятки он берёт
борзыми щенками. Однако замечание городничего об арапнике - кнуте, висящем на
стене в зале суда, о пьяном заседателе, о неприличном для присутственного места
«обилии» гусей с маленькими гусёнками, которые так и шныряют под ногами, судье
слушать обидно. И он «переходит в наступление», говоря, что «грешки грешками
рознь», не считая борзых щенков взяткой. Очевидно, что взяточничество приняло
огромные размеры, и борзые щенки среди прочих злоупотреблений кажутся судье
мелочью, и он намекает на шубу, шаль, преподнесённые Городничему. Эта угроза
заставляет Городничего примирительно произнести: «впрочем, я только так
упомянул об уездном суде, а по правде сказать, вряд ли кто когда-нибудь заглянет
туда.»
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК 3. До смерти напуган ревизором смотритель
учитель Хлопов, он с ужасом повторяет: «... ещё и с секретным предписаньем. «. Он
настолько растерян, что слушает Городничего в совершенном отчаянии, ничего не
понимая. Слушая советы Городничего, он только беспомощно оправдывается,
жалуется на свою несчастную долю, обнаруживая простодушный страх перед
грозящим появлением ревизора.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК 4. Попечитель богоугодных заведений Земляника -
одного с ними поля ягода. Он тоже переложил немало денег из государственного
кармана в свой. Больные в лечебницах похожи на кузнецов - настолько грязна их
одежда и колпаки. Да и больных никто не лечит: лекарств нет, лекарь Х.И.Гибнер
по-русски не знает ни слова. «Человек простой: если умрет, он и так умрет, а
выздоровеет, то и так выздоровеет», - рассуждает Земляника. Больные вместо
положенного габер-супа едят кислую капусту, зато с каждым годом всё толще и
неповоротливей становится Артемий Филиппович. Земляника воспринимает
наставления Городничего более бодро. Он понимает, что хочет градоначальник:
ничего коренным образом менять не следует, необходимо только чтобы была
видимость хорошей работы попечителя богоугодных заведений. Поэтому он с
облегчением соглашается с Городничим: «Ну, это ещё ничего, колпаки, пожалуй,
можно надеть и чистые».
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК 5. Таким образом, в этом действии мы
обнаруживаем, что при всем различии их характеров тесно связаны общим
желанием скрыть «грешки», которые есть у каждого из них, поэтому они
встревожены, обеспокоены, и известие Бобчинского и Добчинского о том, что в
трактире уже 2 недели живет чиновник из Петербурга, застало их врасплох. Они
почти не сомневаются, что это ревизор, хотя проезжающий чиновник
И.А.Хлестаков никакого отношения к ревизии не имеет.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК 6. Хлестаков, как писал Гоголь, ничтожнейший,
пустейший человек, «без царя в голове». Он - коллежский регистратор, чиновник
самого низшего 14 класса, прокутивший в дороге отцовские деньги, проигравший их
в карты. Он оказался в этом городке в самом затруднительном положении. За обеды
и комнату в трактире требуют плату, трактирщик уже не дает в долг еду, грозит
Хлестакову долговой тюрьмой. Гоголь считал роль Хлестакова в пьесе самой
трудной.
РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК. Давайте обратимся к театроведам с просьбой
охарактеризовать внутреннее состояние главных героев накануне их первой
встречи.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ ТЕАТРОВЕДОВ.
ТЕАТРОВЕД 1. Мне кажется, что Хлестаков в это утро встал бы поздно. Первым
делом упросил бы слугу Остапа пойти к хозяину и выпросить чаю. Потом умылся,
оделся, долго прихорашивался перед зеркалом, выпил чая. Потом прошел по улицам
- не сидеть же в душном номере. Он надеялся, что во время прогулки его столичный
вид, модный костюм привлечет внимание провинциалов, особенно дома. Он бы
постарался познакомиться с кем-нибудь из них и навязаться на обед. Но у нашего
героя ничего не получилось. Он прошелся по гостиничному двору, рынку,
попробовал бы что-нибудь вкусненькое, выставленное на лотках. Но это только
больше раздражало аппетит. Желудок пуст, хочется есть, он идет домой,
уговаривает Осипа выпросить у хозяина обед. Известие о приезде городничего его
чрезвычайно испугало: он подумал, что хозяин решил отправить его в домовую
тюрьму, поэтому, он даже пытался спрятаться за портьеру, а во время разговора с
городничим старался встать подальше.
ТЕАТРОВЕД 2. А Городничий Антон Антонович, подъезжая в то утро к
гостинице, где остановился «ревизор», трепетал от страха. Он постарается говорить
с ревизором очень любезно, с улыбкой на лице, хотя внутри у него все каменеет от
страха. Надо очаровать ревизора, постараться, чтобы тот взял деньги. Городничий
уже подготовил 400 рублей.
РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК. Давайте посмотрим на первую встречу
Городничего и мнимого ревизора.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ АКТЕРОВ.
ТЕАТРОВЕД 3 В этом провинциальном городке Хлестаков получил все, о чем не
мог и мечтать в Петербурге - не только деньги, но и внимание, почет уважение. Он
быстро освоился со своим положением и считает, что любезность чиновников
объясняется его личными достоинствами. Он весьма доволен, ведь он хочет жить,
чтобы «срывать цветы удовольствия».
Он чувствует, что в нем видят значительно лицо, поэтому ведет себя
соответствующе. Чиновники, сами того не подозревая, способствуют тому, что
Хлестаков рассказывает о себе небылицы. Если в начале монолога он годится, что с
начальником отделения на дружеской ноге, его даже хотели сделать коллежским
асессором, то в конце он уже вельможа, которого боится Государственный совет. В
лице Хлестакова отражена основная черта эпохи - казаться хоть на немного выше,
значительнее, чем есть на самом деле. Он как бы играет в государственного человека
и чувствует удовлетворение, видя, что его слушают, угождают, ловят с жадностью
все, что он не произносит. А когда появляются дамы, Хлестаков с увлечением
начинает новую игру, представляя себя пылким, страстно влюбленным.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ АКТЕРОВ.
ТЕАТРОВЕД 4 Марья Антоновна - восторженная и желанная провинциалка,
воспитанная на романах. Она наивная до глупости, легко и охотно слушается, ведь
застенчивость это очарование молодости. Она сменит за маменькой мелкими
шажками, не смеет поднять глаз, но на маменьку явно обижена: та ее почти
заслонила.
ТЕАТРОВЕД 5 Анна Андреевна - стареющая провинциальная кокетка. Она, как
и ее дочь, все еще увлечена романами и альбомами, все еще стремится затмить всех
знакомых дам. Она уверена в своем превосходстве над всеми, поэтому постоянно
спорит с дочерью, доказывая, что ей идет палевое платье, она ни в чем не хочет
согласиться с дочерью. Анна Андреевна очень любопытна, заискивает и жеманится
перед столичным гостем. Сначала она пытается очаровать гостя, но потом в
изумлении принимает его предложение о реки дочери. Анна Андреевна сразу
чувствует себя столичной дамой, мечтает о петербургской жизни.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ АКТЕРОВ.
ТЕАТРОВЕД 6 В этой сцене выразились все мечты и стремления Городничего и
его жены. Они как бы вторят Хлестакову, сочиняющему о себе небылицы: дом
чтобы был первым в Петербурге, теперь можно и о генеральском чине подумать, и о
дружбе с графами и князьями. Городничий и Анна Андреевна не упустят случая
унизить чиновников, теперь они «птицы высокого полета»
Но их мечты не осуществятся. Появление Шпекина и чтение письма Хлестакова
разрушают все планы Городничего. Лицемерная почтительность гостей сменяется
откровенным злорадством, сам оказался обманутым. Он более всего боится позора,
его положение, по мысли Гоголя становится трагическим. Но в его самобичевании
нет ни малейшего раскаяния, ни в казнокрадстве, ни в хамстве, ни во
взяточничестве. Городничий считает, что основы его жизни правильны, вот только в
ревизоре он обманулся. Тем самым он признает естественным и правильным тот
порядок, когда подличают, воруют, обманывают, льстят, где царит произвол,
насилие издевательство над людьми.
Выставленные на всеобщее осмеяние порядок жизни и нравы чиновников
возбуждали зрителей величайшее возмущение, звали их на борьбу с этими
порядками.
ТЕАТРОВЕД 7. Городничий бросал в зрительный зал ,где сидели петербургские
чиновники, грозные слова: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь?» Кажется, это
говорит сам Гоголь. В градоначальнике и чиновниках многие зрители XIX века
узнавали себя, поэтому был так грозен обличительный смех Гоголя, которого не
вынес бюрократический Петербург.
Драматург верил в очистительную силу смеха, недаром он говорил, что в его
комедии есть одно положительное действующее лицо-смех, смех открытый,
бескомпромиссный, карающий зло. «Такого смеха,- писал Гоголь,- боится тот, кто
уже ничего не боится».
РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК. Современные зрители, наполняющие наши
театры , совсем другие, чем в гоголевские времена. И все же слова Городничего
имеют отношение к тем из них, кто равнодушно смотрит на нагловатых
Хлестаковых, беззастенчиво ворующих городничих, льстивых и угодливых
земляник. Слова Гоголя - это призыв отрешиться от равнодушия,
снисходительности, терпимости и бороться против всего, что мешает становлению
новой жизни в России.
Заключительное слово учителя, который благодарит все группы за участие
в работе.