Анализ стихотворения А.Ахматовой "Мартовская элегия" 9, 11 класс


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №
г. Новокузнецка Кемеровской области
Анализ стихотворения А.Ахматовой
«Мартовская элегия»
9, 11 класс
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Благодарова Наталья Егоровна
г. Новокузнецк
2016
Стихотворение «Мартовская элегия» написано А.Ахматовой в 1960 году.
Входит в опубликованный в 1961 году сборник «Стихотворения».
Поэтическое произведение вошло в предпоследний сборник. Завершающим
был «Бег времени» (1965 год).
Позади отгремела война, голод в блокадном Ленинграде, в 60-е годы всё
ещё идёт восстановление разрушенного войной. Ахматова всегда со страной,
с её невзгодами. У неё удивительная способность даже в самых интимных
лирических миниатюрах отображать живой пульс современности, выражать
неудовлетворённость настоящим, смутно предвидеть грядущее:
Прошлогодних сокровищ моих
Мне надолго, к несчастию, хватит.
…А в ответ в паутинном углу
Зайчик солнечный в зеркале пляшет.
Основной темой стихотворения «Мартовская элегия» является вера в
грядущую жизнь, стремление к свету, свободе.
Смысл произведения заключается прежде всего в значении слова «элегия»
- лирическое стихотворение, проникнутое грустным настроением,
вызванным каким-либо печальным событием, неудавшейся любовью,
философскими раздумьями о бренности человеческого существования.
«Мартовская» - то есть весенняя.
Данное стихотворение отмечается грустью, проникнуто картинами
природы, раздумьями о жизни и смерти, о существовании после смерти.
Композиционно его можно разделить на 3 части: 1-ая часть это
воспоминания прошлых сокровищ, которых героине хватит надолго:
…Набок сбившийся куполок,
Грай вороний, и вопль паровоза,
И как будто отбывшая срок
Ковылявшая в поле берёза…
2-ая часть это настоящее, но при этом поэтесса использует глаголы
прошедшего времени:
…Побелив эти пашни чуть-чуть,
Там предзимье уже побродило,
Дали все в непроглядную муть
Ненароком оно превратило…
3-я часть: взгляд в будущее, которое, надеется А.Ахматова, будет светлым.
Достигает она этого благодаря слову «солнечный»:
А в ответ в паутинном углу
Зайчик солнечный в зеркале пляшет.
Конечно, основным настроением можно назвать грусть, даже
одиночество, но лейтмотивом выступают последние строки, поэтому нельзя
сказать, что всё подчиняется амплуа печали, в последних 6 строчках
удивление, надежда, просветление.
На мой взгляд, и идея стихотворения подчиняется этому контрасту:
темнота и свет. Победа остаётся за последним.
Кажется, что после конца (смерти) нет ничего (И казалось, что после
конца/Никогда ничего не бывает...) но поэтесса настраивает читателя на то,
что нельзя отчаиваться от бед, свалившихся на ваши плечи, что всё впереди
будет хорошо.
У Ахматовой многие стихотворения музыкальны. Данное не является
исключением. Есть в нём что-то от жанров устного народного творчества,
схожесть с притчами из Библии.
Элегия написана трёхсложным размером амфибрахием, ударение падает
на 2-ой слог. Ахматова использует мужскую (с ударением на последнем
слоге в строке) и женскую ударением на предпоследнем слоге) рифмы.
Способ рифмовки перекрёстный, так как рифмуются 1-ая строчка с 3-ей, 2-
ая с 4-ой:
Прошлогодних сокровищ моих
Мне надолго, к несчастию, хватит.
Знаешь сам, половины из них
Злая память никак не истратит
В лексическом плане поэтесса использует общеупотребительные слова и
выражения: сокровища, паровоз, берёза и др. Но есть и особенные слова:
например, грай (диалектное слово, употребляемое жителями северных
районов нашей страны) вороний крик стаи, карканье; галячий говор;
предзимье; муть - мутная, нечистая, грязная жижа.
В произведении можно увидеть многообразие языковых средств:
сравнения как будто отбывшая срок; И рукою, как веткою, машет);
эпитеты: ковылявшая берёза; метафора: (Зайчик солнечный в зеркале
пляшет); оксюморон (злая память); анафору - повтор слова в начале
параллельных конструкций (предложений): И как будто отбывшая срок…
И огромных библейских дубов…
И из чьих-то приплывшая снов
И почти затонувшая лодка…
И казалось, что после конца…
И по имени нас окликает…
И рукою, как веткою, машет?
При чтении стихотворения наблюдаются различные интонационно-
смысловые оттенки: от печально-грустного до наполненного радостью.
А Ахматова использует по цели высказывания в основном предложения
повествовательные, всего 2 вопросительных. По строению в большинстве
своём это сложные предложения: бессоюзные, сложноподчинённое. Простое
предложение осложнено уточняющим обособленным членом. Простые
предложения в составе сложного с однородными членами и повторяющимся
союзом и, распространённые, что позволяет глубже раскрыть рисуемую
автором картину и ответить на вопрос: каких же сокровищ хватит
лирическому герою надолго:
Набок сбившийся куполок.
Грай вороний, и вопль паровоза,
И как будто отбывшая срок
Ковылявшая в поле берёза,
И огромных библейских дубов
Полуночная тайная сходка,
И из чьих-то приплывшая снов
И почти затонувшая лодка...
3-я часть элегии состоит из двух вопросительных предложений, которые и
выражают веру в будущее:
Кто же бродит опять у крыльца
И по имени нас окликает?
Кто приник к ледяному стеклу
И рукою, как веткою, машет?..
Несмотря на «холодные» слова «бродит», «ледяному стеклу», читатель
чувствует радость пробуждения не только в природе, но и в душе
лирического героя. А достигается это последними 2-мя строчками. Любовь,
борьба за жизнь лейтмотив стихотворения А.А.Ахматовой Мартовская
элегия».
Список использованной литературы
1. А.А.Ахматова. Стихотворение «Мартовская элегия»
2. Л.Тимофеев, Н.Венгров. Краткий словарь литературоведческих
терминов. Просвещение. М., 1963
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://www.askbooka.ru/stihi/anna-akhmatova/martovskaya-
elegiya.html
2. http://www.mogggiiien.narod.ru/1kl/AnalizStihotvorenia.html