Конспект урока "Марина Цветаева: личность и судьба" 11 класс


Открытое занятие по литературе
с использованием ИКТ и проектной методики
Марина Цветаева: личность и судьба
Цель и задачи занятия: формирование положительной мотивации к
обучению через нетрадиционные интерактивные формы уроков литературы в
процессе изучения жизни и творчества М.И. Цветаевой.
Образовательные:
познакомить с основными этапами жизни и творчества М.И. Цветаевой,
дать полный очерк творчества поэта;
закрепить умение работать с художественной и критической литературой.
Развивающие:
развивать литературную речь учащихся;
развивать наблюдательность, память учащихся;
развивать интерес к поэзии Цветаевой и личности поэта;
формировать умение анализировать материал и делать верные выводы;
развивать образное мышление;
развивать поэтический вкус, художественную интуицию.
Воспитательные:
воспитывать любовь к русской поэзии;
расширять представления учащихся о жизненных ценностях.
Оборудование:
персональный компьютер,
проектор
сопровождающие презентации
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня мы начинаем разговор о Марине Ивановне Цветаевой,
женщине – поэте, чьё творчество всегда вызывало неослабевающий интерес.
- Тема нашего занятия - «Марина Ивановна Цветаева: личность и судьба».
См. Приложение 1. Слайд № 1.
- Как вы думаете, какова цель сегодняшнего занятия?
Примерные ответы:
- Я бы определил цель урока как знакомство с центральными событиями
жизни и творчества поэтессы, с особенностями ее мировоззрения.
- Мне кажется, что сегодня мы должны узнать основные вехи жизни
Цветаевой, важнейшие даты её жизни, имена тех людей, которые были
близки этому человеку.
- А ещё мы должны научиться сопоставлять факты биографии с творчеством
этого поэта и, конечно, воспринимать, а потом и анализировать
стихотворения Марины Ивановны.
К сегодняшнему занятию вы разделились на группы. Каждая из групп
получила опережающее домашнее задание работу над проектом по
творчеству М.И. Цветаевой, которые вам предстоит защитить сегодня.
Колокольный звон.
- Вслушайтесь в это имя. Марина Цветаева. Эффектно и даже вычурно.
Похоже на псевдоним. Но за цветочным именем душа скитальца в
бесконечности страстей. Везде – не дома, всегда – не богата (если не сказать -
бедна) и, в общем-то, не слишком удачлива. Эммин писал: «Не жизнь, а
лихая кручина – Аве, Марина!» А сама Цветаева однажды с горечью сказала:
«И к имени моему «МАРИНА» - прибавьте: мученица»
- Ребята, поработайте со словарями: кого называют мучениками?
Словарная работа
Обучающиеся: В словаре Ожегова даётся такое определение:
Мученик это человек, который подвергается физическим или нравственным
мучениям, испытывает много страданий.
- А в «Большой Российской энциклопедии» 2002-го года содержится такое
определение:
Мученики это лица, претерпевшие смерть за веру, причисленные в
христианстве к лику святых. И там же есть интересный факт: пострадавших
от гонений на Русскую православную церковь в годы советской власти
называли «новомучениками российскими»
Создание проблемной ситуации
Преподаватель: В конце урока мы должны с вами дать ответ на вопрос:
Почему Марина Ивановна назвала себя мученицей? Можем ли мы назвать её
мученицей? Почему этот талантливейший человек так трагично закончил
свою жизнь?
- Может быть, у вас уже сейчас есть гипотезы?
Обучающиеся высказывают свои гипотезы.
Эпиграф к занятию.
- Чтобы ответить на данный вопрос, нам необходимо познакомиться с
непростой судьбой Марины Ивановны Цветаевой. Во время моего рассказа
Вы заполняете в буклетах недостающие даты, фамилии людей, сыгравших
определённую роль в жизни поэтессы. А потом мы проверим, что
получилось.
3. Усвоение новых знаний
3.1.Слово преподавателя о поэте.
Прослушивание аудиозаписи «Моим стихам, написанным так рано…»
2 слайд
В бурно развивающемся "серебряном веке" литературы Марина
Цветаева не примыкала ни к одному направлению - она творила вне групп.
3 слайд Автору стихов Марине Цветаевой - двадцать лет, но она уже
поэт, поэт яркий и самобытный, уверенный в своем дальнейшем поэтическом
успехе.
Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув
трагической истории 20 века в своем творчестве.
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел вам вслед...
Целую вас - через сотни Разъединяющих лет.
Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик, она раскрыла
трагедию мироощущения человека, современника. Её творчеству характерна
открытая эмоциональность, откровенность, бурная темпераментность,
свобода поэтического дыхания, крылатая легкость стиха. Она убеждена,
что чувствам подвластны и время, и расстояния ; ее произведения учат
дорожить каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением.
Литературный манифест Цветаевой «Записывайте точнее! Нет ничего
не важного!»
4 слайд Именно рябина стала своеобразным символом жизни и
творчества Цветаевой. Родилась Марина Ивановна Цветаева 26 сентября
1892 года в Москве в творческой семье.
3.2. Художественное чтение ( аудиозапись) «Красною кистью
рябина…»
3.3. Художественное слово студентов
6 слайд Отец, Иван Владимирович Цветаев, сын сельского попа -
профессор Московского университета, искусствовед и филолог,
впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея
изящных искусств
Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей
польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, восхищавшей
Антона Рубинштейна. Мария Александровна открыла глаза детям на никогда
не изменяющее человеку вечное чудо - природу, одарила их многими
радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.
Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.
7 слайд Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ:
«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына
Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет
музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным... с ловом оказалось
«гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась
учить меня музыке.. .Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».
После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой
постепенно угас, но появляется новое увлечение - книги и стихи. Она
погружена в атмосферу Пушкина, открыла для себя Гете, любит и прекрасно
знает Державина, Некрасова, Лескова, Аксакова.
Поэтому вполне объяснима романтическая, бунтарская, практичная
натура Марины Цветаевой.
8 слайд
3.4. Художественное чтение стихотворения студентами
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина...
9-11 слайд Марина и Ася - они были как «крылья одной, летящей в
небеса души». Сходство их и внешнее, и внутреннее было поражающим и
восхищающим. Похожи были черты лица, прическа, голос...
Может быть, волшебство двойного голоса при чтении сестрами в унисон
стихов Марины было одной из причин первых успехов Марины Цветаевой в
московских литературных кругах.
Прослушивание аудиопесни «Ты запрокидываешь голову»
12 слайд Стихи Цветаева начала писать с шести лет. Юная Цветаева
пишет стихи как на русском, так и на немецком и французском Ее первые
стихи были напечатаны, когда поэтессе было всего 16 лет, адресатом первых
стихотворений была сестра Ася.
Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ: Первая моя книга вышла, когда
мне было 17 лет, - стихи 15-ти, 16-ти, и 17-ти лет. Книгу издать в то время
было просто: собрать стихи, снести в типографию, выбрать внешность,
заплатить по счету - все. Так я и сделала, никому не сказав, гимназисткой VII
кл.
13 слайд Первый сборник ее стихов под названием «Вечерний
альбом» увидел свет в 1910 году и сразу же удостоился похвал таких
взыскательных критиков, как Валерий Брюсов, Николай Гумилев и
Максимилиан Волошин
3.6. Прослушивание романса «Мне нравится, что вы больны не мной» в
исполнении А.Пугачевой
Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться
влияниям, «быть самой собой» - такою Цветаева вышла из детства и такою
осталась навсегда.
Сопоставительный анализ стихотворений М.Цветаевой «Мне
нравится, что вы больны не мной» и А.Пушкина « Я вас любил»
3.7. Художественное чтение студентов «Вы, идущие мимо меня»
16 слайд Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась
стремительно. Но Цветаева не была знаменита в России, как, например,
Ахматова. Ее творчество знали лишь завзятые любители поэзии.
3.8. Художественное чтение ( аудиозапись) «Идешь на меня
похожий…»
17слайд Марина Цветаева и Сергей Эфрон... Они встретились 5 мая
1911 г. на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза и всё
прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то
выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на
ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых».
Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года.
Эфрон) подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была
выгравирована! дата свадьбы и имя Марина.
3.9. Художественное чтение стихотворений учащимися.
«Ты, меня любивший фальшью»
18 слайд Ее избранник казался ей воплощением всего высокого,
романтического, героического. Ему выпала редкая для мужчины роль
быть не только супругом, но и музой своей жены. Наступает самая
счастливая /увы, не долгая/ пора в жизни Цветаевой.
19-20 слайд Долгие годы многие стихи Цветаевой либо прямо
обращены к Сергею Эфрону, либо так или иначе связаны с ним.
Ему она посвятила стихотворение «Генералам 12 года».
3.10. Прослушивание аудиозаписи песни «Генералам двенадцатого года».
21-22 слайд Революцию 1917 года Цветаева не поняла и не приняла.
В ноябре 1917 года, после революционных событий, муж Сергей Эфрон
уехал на Дон, где формировались первые части Белой армии. Сергей был
человек, безусловно, одаренный: в чем-то слабый, в чем-то - очень сильный
духом. Россию он любил фанатично. И, служа в Белой армии, свято верил,
что спасает Россию.
В годы гражданской войны их связь прервалась. Марина стоически
переносила разлуку и беспомощно разруху и лишения.
Как ни удивительно, но никогда еще не писала Цветаева так
вдохновенно, напряженно и разнообразно. С 1917 по 1920 год она успела
создать больше 300 стихотворений, поэму-сказку «Царь-Девица», шесть
романтических пьес. И кроме того — сделать множество записей-эссе.
23- 24 слайд 1 ноября 1925 г. Марина Ивановна расстается с милой
сердцу Прагой и с детьми уезжает в Париж. Во Франции Цветаевой суждено
было прожить 13 с половиной лет. Но там она не прижилась.
В Чехии жилось ей трудно, потому что она не знала чешского языка,
во Франции, зная язык, она не могла печататься на французском, и знала,
что печатаясь на русском е России, она нашла бы своего читателя. В то
время она говорила: «как меня будут читать, что читать, любить через
сто лет».
Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать её стихи.
«...Мой читатель остается в России, куда мои стихи не доходят...»
Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ:
25-26 слайд Кому нужны были там, за границей, эти истерзанные болью
строки, обращенные назад в Россию…
3.11. Прослушивание аудиозаписи « Тоска по Родине…»
И эти пронзительные строки - снова о любви, яростной и напряженной
любви к России.
Ее взор постоянно обращен "туда", на Русь уже Советскую; себя
русскую она противопоставляет всему нерусскому. В результате полностью
порывает с эмигрантской средой.
Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ:
«Здесь я никому не нужна. Все меня выталкивает в Россию, в
которую, я ехать не могу. Здесь я не нужна, там я не возможна».
27 29 слайд В 1939 году Марина Цветаева вернулась наконец на
родную землю... Однако надежды, связанные с возвращением, не
оправдались.
Когда началась Великая Отечественная война, Марину Ивановну
вместе с сыном эвакуируют сначала в Чистополь, потом в Елабугу. Не имея
возможности найти работу, предполагая, что мужа нет в живых.
30 слайд Прослушивание аудиозаписи «Пригвождена»
31 слайд 3 1 августа 1941 года покончила с собой.
Так прервалась жизнь замечательного поэта 20 века.
4. Защита проектов
- Сегодня на занятии у нас с вами есть уникальная возможность посетить
выставку, посвящённую жизни Марины Цветаевой. Эту прекрасную
экспозицию подготовила группа, работавшая над информационно-
творческим проектом. Давайте представим, что мы попали в музей Марины
Ивановны. Экскурсоводом от данной группы выступит (....).
1 группа: Нам бы хотелось начать представление выставки с истории о том,
как рождался её замысел. Сначала мы внимательно изучили биографию
Марины Цветаевой. Перед нами встала проблема, каким образом передать
внутренний мир этой потрясающей женщины-поэта. Каждый из нас нашёл
своё решение данной проблемы. Обучающиеся (фамилия, имя) попытался
передать силу, глубину души, ум Марины Цветаевой через искусство,
написав её портреты. Обучающийся (фамилия, имя) создал красочный
альманах своих любимых стихотворений. Обучающийся (фамилия, имя)
подготовил брошюру образов поэзии Цветаевой и попытался дать оценку
этим образам. Остальные ребята внимательно ознакомились с
воспоминаниями поэта и выписали из них те мысли Марины Ивановна,
которые могли бы помочь нам узнать её как человека, как поэта. Работа нас
увлекла и, по глубокому убеждению всех, сделала Цветаеву более понятной
и близкой.Важно, чтобы, соприкасаясь с поэзией Марины Ивановны, мы не
остались равнодушными к ее великому творчеству, к ее удивительной
судьбе. Хочется, чтобы для многих на всю жизнь просто Цветаева
превратилась в «мою Цветаеву».
Преподаватель: А кто из вас добавил бы сюда ещё что-то?
Ребята делают предложения. Делятся впечатлениями от выставки.
Преподаватель: Вторая группа получила очень творческое задание:
проникнуть в душу этого человека, великолепной женщины. Результат их
труда оказался очень неожиданным и интересным инсценировка интервью
с живой Мариной Цветаевой. А вы, ребята, запишите по ходу инсценировки
самые интересные мысли, принадлежащие Цветаевой. Подумайте, чем они
тронули Вас, почему показались интересными?
Проект - интервью
Ребята делятся впечатлениями от услышанного и увиденного.