Конспект урока "М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Судьба автора и его героя" 11 класс

Урок литературы в 11классе по роману М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита».
Тема урока: Судьба автора и его героя.
Цель урока:
Сопоставить образ Мастера и трагическую судьбу самого автора.Показать
соотношение таланта и бездарности.Выявить роль спасительной силы
человечества-любви.
Слово учителя
Мы уже не первый урок говорим о романе,но главный герой ,не названный даже
по имени, появляется лишь в 13 главе «Явление героя». Все предшествующие
страницы нас лишь готовят к встрече с героем, всё окутано тайной и
загадочностью.И сегодня мы должны найти ответы на такие вопросы,как
почему герой без имени,почему и окружающие и он сам называет себя
Мастером, в какое время он появляется со своим романом и почему его судьба
трагична?
Вопросы классу:
- Как герой появляется перед нами в первый раз? (Мастер черз балкон
приходит к Бедомному в палату.)
-Найдите описание героя (гл.13), на какие детали портрета особенно
удиляет наше внимание Булгаков? встревоженные глаза», «карие, очень
беспокойные глаза пришельца»)Почему столь именно глаза и нет подробного
описания портрета?( «зеркало души»).
-Зачитаем эпизод встречи двух героев со слов : «С балкона осторожно
заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными
глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет
тридцати восьми».
-Кто такой Иван Бездомный и как он попадает в «дом скорби»? (Поэт Иван
Бездомный, став свидетелем гибели Берлиоза, преследует сатану и его свиту,
проходит через различные злоключения и попадает в психиатрическую
больницу, которая в романе названа «домом скорби».)
-Какое проявление страшного реального мира встречается в романе? (
Принимая больных, здесь спрашивают в первую очередь, являются ли они
членами профсоюза).
-Прежде ,чем говорить дальше, давайте прочитаем диалог героев при их
знакомстве.
-Как вы думаете, какие слова героя для нас с вами станут отправными для
дальнейшего нашего разговора с учётом таинственности образа героя?
(На вопрос Ивана, почему, если у пришедшего есть ключи от балконных дверей,
он не может «удрать» отсюда, гость ответит, что ему «удирать некуда».)
-Почему герой называет себя Мастером и не приемлет слова «писатель» и
дажепригрозил Ивану кулаком? Почему молодой, талантливый человек не
хочет покинуть своего приюта? - Отвечая на эти вопросы, мы выйдем на
соотношение таланта и бездарности, скажем о трагедии настоящего
художника в современном мире,самое главное-обратимся к разговору о
самом прекрасном чувстве-любви, не просто чувстве, а оспасительной его
силе.
-Итак, почему Мсатер, а не писатель? (Это слово скомпрометировано теми,
кто без всяких прав называет себя писателями: обладателями членских билетов
МАССОЛИТа, посетителями ресторана. Писательский мир изображен на
страницах романа сатирически. Рюхин, Богохульский, Штурман Жорж и другие
опошляют писательское звание, рассматривая свою причастность к литературе
как возможность сытно и праздно жить, не обременяя себя муками творчества.
Они мечтали о дачах, о вкусной и дешевой еде в ресторане «Грибоедов»).
-Таким образом, слово «писатель» совсем не подходит булгаковскому
герою. Почему? Чем он отличается от перечисленных выше литераторов?
Чтобы понять это, вспомним историю мастера и его произведения. (довольно
бесцветной была жизнь историка по образованию, работавшего в одном их
московских музеев, до тех пор, пока он не выиграл 100 тысяч рублей. И здесь
оказалось, что у него есть мечта – написать роман о Понтии Пилате, высказать
собственное отношение к истории, произошедшей около 2000 лет тому назад в
Ерщалаиме. Он весь отдался работе. В этот момент появляется Маргарита.
Именно она стала подгонять его в работе, называть мастером, сулила ему славу.
Роман дописан).
- Как литературный мир встретил версию библейской истории ?( Роман не
был принят к печати, все, кто его читал: редактор, члены редколлегии, критики,
- обрушились на мастера, отозвались в газетах разгромными статьями.
Особенно неистовствовал критик Латунский.
В одной из статей «автор предлагал ударить, и крепко ударить по пилатчине и
тому богомазу, который вздумал протащить ее в печать»).
-Чем не устраивал «писателей», литераторов роман мастера?
(они сами были людьми бездарными, тема романа кажется им странной. Они
сами потеряли стыд и совесть, недаром нечистая сила так жестоко расправилась
с Берлиозом. Именно литераторы довели мастера до того, что он сжег свой
роман).
-Мастер, написавший о распятии Иисуса Христа, - оказывается чужаком в
писательской среде. Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и
не нужен роман мастера.
- Почему же Булгаков называет своего героя Мастером и что вкладывает
писатель в это понятие? Ответим на проблемный вопрос.( в нем главное –
талант, его прозрение. Он описал события далекого прошлого так, как это было
на самом деле. «О, как я угадал! О, как я все угадал!»- восклицает он во время
рассказа Ивана о своей трагической встрече с Воландом. Главное его
назначение творчество.
Слово «мастер» обозначает лицо, достигшее высокой степени в овладении
каким-нибудь искусством, а также (в древности) – магистра, причастного
высшей власти и тайне. Герой Булгакова может с полным правом называться
мастером по двум параметрам.
Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, то
есть человеком особенно сведущим или искусным в деле своем (Даль))
-Надо сказать о том, что в романе есть система внутренних соответствий.
Какому герою из ершалаимских глав соответствует мастер? (в нем есть
сходство с Иешуа. Оба не поняты окружающими, обоих преследуют, травят за
убеждения. Убивают (Иешуа – физическая расправа, мастер сломлен морально),
оба одиноки (только Левий Матвей, Маргарита), обоих предают ради выгоды
(Иуда, Алоизий Могарыч).
- Почему Иван Бездомный заслужит доверие Мастера?(В рассказе о своей
встрече с Воландом Иван не пропускает ни одного слова, в мельчайших
подробностях он всё вспоминает, а гость воспринимает этот рассказ с
восторгом. Между ними установится та степень доверия, которая поможет
каждому осознать что-то в себе. Мастер найдет в этом подтверждение своих
догадок, а для Ивана эта встреча станет точкой отсчета новой жизни)
-Можно провести параллель и собственной судьбы Михаила Булгакова и
Мастера.В черновиках ему (мастеру) присущи черты самого писателя, образ
был автопортретным, много совпадений в судьбе героя и Булгакова.Хочу
добавить, что отношение критики к произведениям Булгакова и мастера тоже
было одинаковым. Из трехсот рецензий и статей о произведениях писателя,
напечатанных при его жизни, только 3 были положительными. Зная
биографию Булгакова, ответьте на вопрос: «В чем разница между судьбой
мастера и судьбой Булгакова?» (мастер сломлен напором, сжигает роман.
Булгаков творит, борется)
-В какой момент своей жизни Мастер встречает свою любовь?(Во время
написания романа Маргарита была так же одинока как и он сам :«Она несла
в руках отвратительные, тревожные желтые цветы… По Тверской шли тысячи
людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что
тревожно, а даже будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота,
сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!» «Любовь
выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и
поразила нас сразу обоих!» И жизнь этих двух людей наполнилась великим
смыслом. Именно Маргарита стала подгонять его в работе, называть Мастером,
это она сулила ему славу.)
-Наступает момент вжизни героя, когда в нём поселился страх перед
жизнью и даже от любви он готов был отказаться. Но сам автор не судит
уставшего героя. Левий Матвей в разговоре с Воландом говорит, что «он
(мастер) не заслужил света, он заслужил покой – печальным голосом
проговорил Левий». А свет – это высшая награда. Свет – это вера до конца,
преданность своим убеждениям, беззаветная любовь и самоотречение. Кто его
заслужил и почему? (Света заслужила Маргарита, потому что борется за свою
любовь до конца).
- Как Маргарита борется за любовь? (глава 19 – диалог – говорит
решительно. Согласилась даже на сделку с дьяволом).
-Что главное в характере Маргариты? Вспомните сцену после бала. (глава
24 )
-Составление таблицы
Любовь
Гордость
Соглашается на
предложение Воланда
стать хозяйкой бала
Сатаны
Не дает ей слабости просить о
помощи, готова закончить
жизнь, если нет с ней рядом
Мастера. Именно это и покоряет
Воланда.
-Любовь и гордость присущи прообразу Маргариты – жене Булгакова – Елене
Сергеевне Шиловской. ( Можно прослушать песнюА.Розембаума «На
плантациях любви»).
-Как соотносится прозвучавшая песня с судьбой Булгакова, мастера?
(песня о Музе-вдохновительнице).
- До появления в жизни Михаила Афанасьевича Елены Сергеевны в
романе не было ни Мастера, ни Маргариты. Черновые названия романа
были следующие: «Консультант с копытом» и другие. Все они были
связаны с нечистой силой.
Дома вам предстоит написать сочинение-миниатюру на тему: «Почему
роман называется «Мастер и Маргарита»?»