Конспект урока "М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Любовь героев как высокая Духовная ценность. Противостояние трагическим обстоятельствам" 11 класс


Открытый урок
11 класс
М. Булгаков
«Мастер и Маргарита»
«Любовь героев как высокая
Духовная ценность
Противостояние трагическим
обстоятельствам
действительности»
Тема: « Мастер и Маргарита». Любовь героев как высокая духовная
ценность. Противостояние трагическим обстоятельствам действительности.
Цели урока
Образовательная: как развивается сюжетная линия Мастер-Маргарита ;
раскрыть красоту , доброту и искренность чувств героев ; определить
композиционную роль образов Мастера и Маргариты в романе.
Развивающая : развивать умение анализировать текст художественного
произведения в единстве формы и содержания.
Воспитательная : воспитывать такие нравственные качества личности, как
умение любить и сострадать.
Тип урока : комбинированный.
Методы обучения. Слово преподавателя, эвристическая беседа,
использование наглядности, выразительное чтение, пересказ, анализ текста.
Оборудование: портрет писателя, жены Елены Сергеевны, иллюстрации к
роману, фрагменты художественного фильма « Мастер и Маргарита».
Опережающее домашнее задание к уроку.
Задание по группам:
1 группа – художники: подготовить иллюстрации к роману.
2 группа – литературоведы: анализ эпизода « Первая встреча Мастера и
Маргариты» ;
3 группа – историки: подготовить сообщение о Булгакове и его жене Елене
Сергеевне;
4 группа – читатели: выучить наизусть отрывок из 13 главы , пересказ
эпизодов, выразительное чтение .
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Контроль знаний учеников.
1. Дать краткую характеристику жизни и творчества М. Булгакова.
2. Ответить на обобщающий вопрос : « В чём смысл евангельской
истории?»
III. Объяснение нового материала.
1. Вступительное слово преподавателя.
В романе Булгакова есть герой, который не назван по имени. Он сам и
окружающие называют его Мастером. Слово это хочется писать с
большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта этого
человека. Проявилась она в романе о Понтии и Иешуа. Так кто же он?
Почему не называет своего имени? На уроке поговорим о его
трагической судьбе и о том мире, в который приходит он со своим
романом.
2. Эвристическая беседа.
- В каком эпизоде впервые появляется Мастер? ( Ученик зачитывают
отрывок из 13 главы от слов « Я –Мастер» … до : « таинственно
добавил он» )
- Что поразило Ивана Бездомного во внешности незнакомца и в его
поведении ?
( Встревоженные глаза и заявление, что « удирать ему некуда».
Оказывается , клиника Стравинского – единственное место, где Мастер
чувствует себя защищенным. С первой же встречи с Мастером мы
ощущаем трагедию художника в современном Булгакове мире.
Любовь в романе – единственная спасительная сила для человека).
3. История любви Мастера и Маргариты.
(Чтение наизусть отрывка из 13 главы от слов: « Она несла в руках…»
до слов «… и я никогда её больше не увижу». В это время
демонстрируются кадры х/ф « Мастер и Маргарита» - первая встреча
Мастера с незнакомкой).
4. Продолжение беседы.
- Что особенного поразило Мастера в незнакомке?
( Не столько её красота, сколько необыкновенное одиночество в
глазах . О причине этого одиночества Маргарита скажет позже
Азазелло: « Моя трагедия в том, что я живу с кем, кого я не люблю, но
портить ему жизнь считаю делом недостойным .» Итак, встретились
два одиночества. И жизнь двух людей наполнилась великим
смыслом.)
- Какое сравнение использует Мастер, характеризуя любовь с первого
взгляда? О чем свидетельствует это сравнение?
(Чувство сравняется с убийцей, с молнией . Любовь подлинна, однако
это не мешает Мастеру сравнивать ее с катастрофой.)
- Почему у Булгакова желтый цвет – « нехороший цвет» ?
(Желтый цвет в романе предвестник изменения судеб, часто
трагические изменения)
- Почему в переулке мы некого не увидели, кроме героев? Вожможно
ли такое в Москве?
( И писатель, и авторы фильма подчеркивают, что герои видели
только друг друга . Кино позволяет показать некоторые
художественные приемы с большой выразительностью, чем роман. )
- Были ли счастливы герои до встречи друг с другом?
5. Демонстрируются рисунки: домик Мастера и особняк Маргариты.
( Ученики объясняют, почему Маргарита не была счастливее в
особняке. )
6.Продолжениебеседы.
- Как проводили свой день влюбленные? Каковы самые счастливые
страницы романа?
( Пересказ эпизода главы 13 от слов: « Она приходила…» до слов:
« … любимые розы» ).
7. Слово преподавателя.
- Так в чем заключается счастье? Все прозаично: фартук, керосинка,
испачканные пальцы. Ведь почти нищета. О возможности быть счастливой с
любимым в любых условиях говорит большая литература. Но это в романах,
а как же в жизни?
8. Сообщение подготовленного ученика о биографической основе истории
Мастера и Маргариты ( демонстрируются фотографии М.А. Булгакова и
Елены Сергеевны )
( Елена Сергеевна, жена писателя, стала прообразом Маргариты, Она была
ангелом-хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нём, безусловной верой
поддержала его талант . Она вспоминала: « Михаил Афанасьевич мне сказал
однажды: « Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоём, и
мне нечего не страшно». Умирающему мужу она поклялась напечатать
роман. Пробовала это сделать 6-7 раз, но безуспешно. Но сила её верности
преодолела все препятствия. В 1967 году роман был напечатан.
Литературоведы сходятся во мнении об автобиографичности и образа
Мастера. Можно увидеть и чисто внешнее сходство автора и героя, и общее
для обоих чувство отчаяния от работы « в стол». « Мне нужен абсолютный
покой», - писал жене Булгаков. Такой покой и дарует по просьбе Иешуа
Мастеру и Маргарите Воланд.
9. Продолжение беседы.
- Была ли Маргарита для Мастера только возлюбленной?
( Она была « тайной женой», подругой, вдохновительницей, первой
читательницей его романа . Она верила в него. Для мастера она стала
ангелом-хранителем. Именно Маргарита стала подгонять его в работе,
называть Мастером. Потом вместе с Мастером будет перживать провал
романа. И винить в трагедии будет и себя тоже. )
- Почему Мастер при встречи с Иваном Бездомным сказал, что он нищий?
Что он имел в виду?
( Мастер стал нищим не только по реальному положению писателя в
советской Москве . Он сжег свою рукопись, отказался от своего имени и от
любви Маргариты, т.к. не мог видеть ее несчастной, не мог принять ее
жертвы. Однако его отказ от любви – это неверие в собственное
выздоровление )
- Что делает Маргарита во имя спасения любви?
( Продает душу дьяволу, не надеясь найти Мастера . Она вернулась слишком
поздно в подвальчик мастера, как несчастный Левий Матвей. Мастера надо
было спасать, как Иешуа. Добро не может и не хочет быть с кулаками и
поэтому нуждается в защите тех, кто не брезгует силой. Маргарита совершит
путь, противоположный пути Мастера, - путь борьбы).
- Расскажите о поведение Маргариты на балу Сатаны ( рассказ
подготовленного ученика).
10. Продолжение беседы.
- Какова дальнейшая судьба Мастера, изменившаяся при участии Иешуа и
Воланда?
- Почему, по мнению Левия Матвея, он « не заслужил света, он заслужил
покой»?
( Света заслужил Иешуа, т.к. всю жизнь, до конца бескомпромиссно нёс
людям Добро и Истину, он не отступил от своих идеалов. А Мастер отступил,
сломался, не сумел бороться за свой роман до конца. Потому он заслужил
только покой. )
11. Просмотр фрагментов художественного фильма « Мастер и
Маргарита».
- Какими нравственными качествами наделяет автор Маргариту? С какой
целью она пошла на сделку с сатаной?
( М.Булгаков подчёркивает неповторимость героини, её безграничную
любовь к Мастеру, веру в её талант . Маргарита умеет бороться. Во имя
любви она творит свою судьбу, следуя высоким идеалом красоты, добра,
справедливости. Сила любви героини, история с Фридой усиливают
восхищение Маргаритой. )
IV. Закрепление.
1. Самостоятельная работа с материалом учебника. Статья «
Художественный мир писателя».
- Сделать вывод о художественных особенностях романа, запись в
тетрадь: особенности композиции; сочетание реальности и фантастики
конкретно-бытового и философского планов; разнообразие красок и
стилевых приёмов ( и романтический стиль, и щедринская сатира, и
гоголевская фантастика ); наличие « двойников» ( Мастер – Иешуа,
Берлиоз – Кайфа, Иван Бездомный Левый Матвей и д.р. ); роль
портрета в создании образов героев; особенности пейзажа в романе.
V. Подведение итогов урока.
- Любовь, как и творчество, - высшее проявление человеческого
духа, поэтому она бессмертна.
VI . Домашнее задание.
Сочинение « Проблема нравственного выбора в романе М.Булгакова «
Мастер и Маргарита».