Конспект урока "Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского" 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение Юрцовская средняя
общеобразовательная школа
Конспект урока литературы
в 11 классе
«Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского»
Составлен
учителем русского языка
и литературы
Серковой Натальей Николаевной
г. Егорьевск, 2015 г.
Тема поэта и поэзии в лирике В.В.Маяковского.
Учитель читает стихотворение «Послушайте
(1 СЛАЙД) Поэт та же звезда. И если поэты рождаются на Земле, значит это кому-то
нужно.
Поэты всегда задумывались о цели поэтического творчества, о своем месте в жизни
страны, народа. Что и для кого должен писать поэт эти вопросы возникли еще в
глубокой древности одновременно с самой поэзией.
(2 СЛАЙД) Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие
русские поэты — Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие.
Домашним задание к сегодняшнему уроку было вспомнить из курса 10 класса, что
говорили о роли поэта и поэзии классики русской литературы 19 века.
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении памятник себе
воздвиг нерукотворный..." писал:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Пушкин призывал “глаголом жечь сердца людей”.
Михаил Юрьевич Лермонтов уподоблял поэзию боевому оружию, утверждая
действенность поэтического слова в преобразовании общества.
И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Николай Алексеевич Некрасов считал, что поэт должен быть прежде всего
гражданином. Свои лучшие стихи он посвятил народу, и до конца пронес на плечах всю
тяжесть труда и ответственности поэта, чтобы в конце жизни с гордостью сказать:
"Я лиру посвятил народу своему".
Сегодня мы поговорим о том, как эту тему, тему поэта и поэзии, представил в своих
произведениях Владимир Владимирович Маяковский.
Для В. В. Маяковского было необычайно важно его творчество, он не мог не думать о
своем месте в жизни, о том, ради чего он писал.
(3 СЛАЙД) Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне событий
10 - 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой
проблемы. Но многое в его понимании роли поэта и поэзии идет именно от литературной
традиции XIX века.
В разное время тема поэта и поэзии находила в лирике Маяковского разное выражение.
Раннее творчество Маяковского напрямую связано с футуризмом. Давайте вспомним
основные положения манифестов футуристов: (4 СЛАЙД)
создание новых форм;
броские названия;
ломаный стих;
антиэстетизм;
атеизм;
интернационализм;
антибуржуазность;
эпатаж, игра.
(5 СЛАЙД) Маяковский вслед за футуристами призывал:
- искусство «вынести на улицы»;
- слово нацелить на чтение вслух;
- заставить искусство «будить и будоражить!».
(6 СЛАЙД) Маяковский первый, используя свой необыкновенный ритм, слово, соединил
политику и лирику, себя и свою страну. (7 СЛАЙД) Он чувствует в себе мощь трибуна,
борца за переустройство мира, бросает вызов обществу, считая невозможным для поэта
молчать; наиболее сильно это проявилось в стихотворении "Нате!" (1913):
(8 СЛАЙД)
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.
(Читает Зверков Павел)
Маяковский заявляет в стихотворении о подлинном назначении поэта, о настоящем
искусстве, которое он противопоставляет поэзии забав, развлечений и ненужных
умствований.
В этот же период поэт пишет трагедию "Владимир Маяковский" (1914) (9 СЛАЙД), в
которой показывает трагическое противостояние одинокого поэта мещанской толпе.
Однако тема отношений поэта и толпы уже связана с темой ответственности художника
перед историей и обществом. Поэт Маяковского - фигура трагическая; он прямо заявляет о
переплетенности своей судьбы с судьбами всех изуродованных горем и страданиями
людей. Маяковский проводит мысль о том, что поэзия должна быть защитником
обездоленных, угнетенных, а поэт - рупором их страданий и мучений; поэт не должен
оставаться в стороне от реальной жизни и просто наблюдать за ней со стороны.
Желание разрушить отжившее, старое, гнилое, желание создать что-то свое, новое и
светлое - вот в чем суть поэзии Маяковского до революций 1917 года.
(10 СЛАЙД) Октябрьские события в 1917 году совершенно переменили настрой и
направленность творчества Маяковского, изменили его представление о назначении поэта
и поэзии. Маяковский воспринимает революцию как главное дело в своей жизни, и теперь
поэт и поэзия должны защищать революцию, восхвалять ее, бороться (так считал
Маяковский) за светлое будущее. После Октябрьской революции поэт обращается ко всем
художникам слова с призывом направить свое мастерство на воспитание людей:
"Товарищи, на баррикады баррикады сердец и душ". Маяковский уже не сомневается в
том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране. Как капитан, который
является душой и сердцем корабля, так и поэт, в понимании Маяковского, выполняет
большое и ответственное дело: управляет сердцами и умами людей на одном большом
корабле, называемом страной. "Сердца такие же моторы. Душа такой же хитрый
двигатель".
(11 СЛАЙД) Маяковский работает в "Окнах РОСТа", пишет агитки, рисует плакаты в
поддержку молодой Советской республики, искренне веря в новые идеалы.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920)
(12 СЛАЙД) По Маяковскому, поэзия необходима людям, как солнце. И здесь не случайно
сравнение настоящей поэзии со светилом, которое издавна считалось символом жизни на
земле, без которого не было бы ни тепла, ни света. Стихи согревают душу каждого
человека, наполняя ее вечным огнем жизни, заставляя осознать себя неотъемлемой частью
огромного мира.
Ты да я,
Нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим, вспоем
у мира в сером хламе,
я буду солнце лить свое,
а ты – свое,
стихами. (Зверкова Анастасия)
В стихотворении "Необычайное приключение..." возникает тема двух солнц: солнца света и
солнца поэзии. Эта тема развивается в произведении и дальше, находя очень точное и
меткое воплощение в поэтическом образе вухстволки солнц", из одного ствола которой
вырываются снопы света, а из другого свет поэзии. Перед силой этого оружия падает
ниц "стена теней, ночей тюрьма". Поэт и Солнце действуют сообща, сменяя друг друга.
Поэт заявляет, что когда "устанет" и захочет "прилечь" Солнце, то он "во всю светает мочь
и снова день трезвонится". (13 СЛАЙД) В этом стихотворении Маяковский
провозглашает свой поэтический лозунг:
Светить всегда,
Светить везде,
до дней последних донца,
Светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
и солнца.
(14 СЛАЙД) Тема бессмертия поэта и поэзии звучит и в стихотворении
"Юбилейное"(1924), посвященном 125-й годовщине со дня рождения А. С. Пушкина.
Маяковский признает вечность Пушкина, говорит о живости его слога и поэзии даже в
современное ему, Маяковскому, время.
Александр Сергеич,
да не слушайте ж вы их!
Может,
я
один
действительно жалею,
Что сегодня
нету вас в живых.
Мне
при жизни
с вами
сговориться б надо.
Скоро вот
и я
умру
и буду нем.
После смерти
нам
стоять почти что рядом:
Вы на Пе,
а я
на эМ…
Были б живы -
стали бы
по Лефу соредактор.
Я бы
и агитки
вам доверить мог.
Раз бы показал:
- вот так-то, мол,
и так-то...
Вы б смогли -
у вас
хороший слог.
( читает Бухаров Владислав)
Однако наиболее важными в этом стихотворении являются последние строки, которые,
по моему мнению, отражают истинное отношение Маяковского и к Пушкину, и к Поэту, и
к Поэзии во всем его творчестве:
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!
(15 СЛАЙД) Размышления о поэтическом труде В. Маяковский продолжает в
стихотворении азговор с фининспектором о поэзии" (1924). Это его произведение
является одним из ключевых для понимания того, какой глубокий смысл вкладывал автор в
слово "поэт". В стихотворении видно противопоставление обыденного факта - визита к
налоговому инспектору, и внутреннего монолога лирического героя, речь которого
становится все более жаркой и страстной, постепенно наполняется волнением.
(16 СЛАЙД) Прежде всего, он говорит о поэте как о труженике, человеке, который не
даром ест хлеб, а является полезным членом общества: «Труд мой любому труду
родствен». Этими словами автор строк хочет сказать, что поэзия — нелегкий, кропотливый,
требующий высочайшего мастерства и квалификации труд, нуждающийся в шлифовке
каждого стихотворения, как драгоценного камня, чтобы он "сверкал всеми гранями":
(Читает Байкова Анастасия)
(17 СЛАЙД) В 1930 году, незадолго до своей трагической гибели, поэт пишет поэму "Во
весь голос" (1930), которая является как бы его поэтическим завещанием, поэт подводит
итог своей 20-летней деятельности. Именно в этом произведении мы видим истинное лицо
и настоящие чувства поэта, который через головы современников обращается к грядущим
поколениям, к своим потомкам, обещая рассказать времени и о себе". Начиная этот
рассказ, автор не торопится называть себя поэтом.
Я ассенизатор
и водовоз, революцией
мобилизованный и призванный.
Слушайте,
товарищи потомки,
Агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
Я шагну
через лирические томики,
Как живой
с живыми говоря.
(Читает Петросян Геворг)
Поэт борется с грязью и "мразью" жизни. Почему он водовоз? Потому что стихи, как и
вода, необходимы людям, без них не может гармонично развиваться ни один человек.
"Водовоз" противопоставляется тем, кто "строчит романсы", кто "мандолинит из-под стен",
создавая литературные побрякушки в угоду низкопробным мещанским вкусам.
По форме это произведение представляет собой разговор поэта того времени с потомками.
- Поэзия
- вся! –
Езда в
незнаемое.
Поэзия -
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год
труды.
Изводишь
единого слова
ради
тысячи тонн
словесной
руды.
Маяковский говорит с теми, кто будет жить после него. Поэма “Во весь голос” по своей
тематике перекликается с пушкинским “Я памятник себе воздвиг нерукотворный» в
ней Маяковский, так же, как Пушкин в своем известном стихотворении, дает оценку
своему творчеству, его общественному значению. Маяковский, поэт своего времени,
считает, что только тот достоин остаться в памяти народа, кто посвятил себя строительству
новой, лучшей жизни. Про Маяковского можно сказать, что он действительно бескорыстно
служил людям, презирая личную славу:
Мне наплевать
на бронзы многопудъе,
мне наплевать
на мраморную слизь...
(18 СЛАЙД) Поэт оказался прав: его стихи, пройдя сквозь время, не обесценились, а его
"звонкая сила поэта" напоминает людям о том месте, которое занимает творчество поэта и
гражданина Владимира Маяковского в нашем литературном наследии.
(19 СЛАЙД)
Дом. задание: мини-сочинение «Традиции поэтов 19 века в трактовке Маяковским темы
поэта и поэзии».