Конспект урока "И. Бунина "Чистый понедельник""

Урок-практикум
по изучению рассказа
И.Бунина
«Чистый понедельник»
Эпиграф: Благодарю Бога, что он мне дал возможность написать
«Чистый понедельник»
И.Бунин
Вопросы и задания к уроку:
1. Символично ли название рассказа?
2. Имена, каких деятелей литературно –художественной жизни России и Европы
начала XX века встречаются в рассказе? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием
имён?
3. Найдите в тексте:
1) реалии быта;
2) описание героини (портрет, позы, жесты, манеры);
3) художественные средства.
4. События рассказа протекают в январе-марте. Какие религиозные праздники
упоминаются в тексте?
Индивидуальное задание. Подготовить рассказ о «Прощёном воскресенье», «Чистом
понедельнике».
Цели урока: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности
учащихся; показать: а) особенность понимания Буниным любви; б) противоречивость
характера героини; в) «филологию Бунина»; развивать навыки творческого чтения,
углубляющего понимание и переживание событий рассказа; прививать любовь к слову,
воспитывать патриотизм.
Ход урока
I Беседа. Послеоктябрьское творчество И.А.Бунин.
1. Как принял И.А.Бунин революцию?
2. Отношение к России И.А.Бунина.
3. Темы и мотивы «окаянного» периода.
Материал для беседы
Ужасное настоящее превращается в томительно влекущее прошлое («Что пройдёт, то
будет мило»).
Важнейшим этапом на пути этого превращения стали для Бунина «Окаянные дни».
Художественно-публицистическая цель «Окаянных дней»: схлестнуть, столкнуть
благолепную форму «прежнего» и бесформенность «нынешнего», противопоставить одно
другому. Поскольку Бунин воспринимал красоту мира как личное достояние, поскольку и
революционное надругательство над нею расценивал как личную обиду. Отсюда –
оскорблённая интонация. Отсюда – аристократически – презрительный взгляд на
бунтующее «быдло»… (к этому произведению мы обратимся в связи с изучением
«Несвоевременных мыслей» М.Горького.)
В 1921 году выходит сборник «Господин из Сан-Франциско». Рассказ, давший
название книги, - о бессмысленности «материального» человеческого существования, о
жизни человека как неуклонного пути в смерть. Новым же символом красоты становится
для него пустынная колючка-роза Иерихона (одноимённый рассказ 1920-x гг.), ибо «он,
этот волчец», чудесен: «…унесённый странником за тысячи вёрст от своей родины, он
годы может лежать сухим, серым,
мёртвым. Но, будучи положен в воду, тотчас начинает распускаться, давать мелкие
листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается: нет в мире
места смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то!»
Но слишком настойчиво звучит это восклицание: «нет в мире смерти», чтобы не
почувствовать в нём глубочайшего сомнения, от которого писатель словно пытается, от
которого писатель словно пытается заговорить себя, как от наваждения. На самом деле
тема смертности красоты приобретает для него всё большее значение (роман «Жизнь
Арсеньева»).
О смерти автор рассуждает постоянно. Недаром Бунин в эти годы так внимательно
читает французского писателя – экзистенциалиста Франсуа Морнака; следы этого чтения
заметны и в книге о Толстом (1937), где духовные и творческие метания яснополянского
старца объяснены одним: стремлением одолеть, победить смерть.
Кроме «окаянного периода», был и «нобелевский».
9 ноября 1933г. последний из русских классиков дореволюционной школы, автор
романа «Жизнь Арсеньева» стал Нобелевским лауреатом «за правдивый артистический
талант, с которым воссоздал в художественной прозе типичный русский характер».
«Чем настойчивее История вовлекла его в общеевропейский круговорот, тем более
подчеркнуть культивировал он в себе русского писателя, признанного кристаллизовать
главные сюжеты родной литературы, спрятать в своего рода стилистическую теплицу
классическое русское слово. А затем как бы зайти на прощание в «особняк»
отечественной культуры, поклониться родной обители, уйти, и погасит за собой свет.
Свет и был погашен…»
А.Н.Архангельский
В эмигрантском периоде бунинского творчества действительно уже нет света. Так,
например, среди многих прочих название вершинной книги Бунина имеет такой смысл:
«Тёмные аллеи» - без света!
Во внезапно затемнённом здании предметы меняют облик, контуры их расплываются,
мерцает лунный сумрак, но если хорошо приглядеться, без труда узнаешь знакомые
очертания.
Попробуем «вглядеться в очертания» лучшего, по заявлению самого писателя,
рассказа «Чистый понедельник», вошедшего в сборник «Тёмные аллеи».
II Работа с произведением «Тёмные аллеи».
1. Несколько слов о книге.
2. Работа с планом (составленным либо учителем и размножённым на всех
учащихся, либо составленным учащимися дома самостоятельно):
3. Композиция, темы и мотивы книги «Тёмные аллеи».
«Я написал лучшую свою книгу»
И.А.Бунин
Композиция: 3 части, 37 рассказов.
Мотивы любви в произведениях Бунина:
1) Рассказ «Тёмные аллеи» - сладкая зависть, тоска о давней жизни, прожитой
героями.
2) Пробуждение и влечение к женщине («Начало»)
3) Первая любовь и близость с женщиной («Зойка и Валерий»).
4) Зрелая любовь молодого мужчины («Муза», «Визитные карточки», «Генрих» и
мн.др.)
5) Любовь в конце жизни («В Париже»).
6) «О счастье мы всегда лишь вспоминаем…» («Поздний час», «Руся»).
7) «Холодная осень» - маленький шедевр бунинской прозы. Объединение в
рассказе двух основных мотивов «Тёмных аллей» - любви и смерти.
8) «Натали» - телесное и духовное в любви героев. Рассказ «Нет несчастной любви». Гимн
возвышенному, лучезарному чувству.
9)»Чистый понедельник» - лучший рассказ И.А.Бунина. Загадочный, противоречивый
характер героини.
Твой труд переживает тебя, поэт,
Переживут творца его творенья,
Живого не утратит выраженья
С тебя когда-то списанный портрет.
III Анализ рассказа «Чистый понедельник» (12 мая 1944).
Слово учителя и беседа по тексту.
Если «Тёмные аллеи» - лучшая книга, по мнению Бунина, то «Чистый понедельник» -
лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему признанию. (Обращение к теме
урока).
Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалей
быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.
«Чистый понедельник» - первый день великого поста, наступающего после разгульной
Масленицы.
Масленица – Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика
обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. (Можно
посмотреть фрагмент празднования Масленицы из фильма «Сибирский цирюльник».)
Великий пост – 7 недель перед пасхой, в течение которого верующие-христиане
воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак.
Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая
четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».
Символично ли название рассказа?
Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между
жизнью – суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван
очиститься от скверной мирской жизни.
Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни в вечную
духовную.
Имена, каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века
встречаются в рассказе (и не только русских)?
А. Белый. Его лекция пародийно описана в рассказе.
В. Брюсов. «Вы дочитали «Огненного ангела»? (исторический роман В.Я.Брюсова).
Героиня отвечает: «До того высокопарно, что совестно читать»
Л.Андреев. «Я опять весь вечер говорил только о постороннем, - о новой постановке
Художественного театра, о новом рассказе Андреева»
Гуго фон Гофмансталь. Австрийский символист
Артур Шницлер. Австрийский драматург прозаик, импрессионист. Модные
Тетмайер Казимер. Польский лирик, автор утончённых авторы
эротических стихов. европейско-
Ст. Пшибышевский. Немецко-польский прозаик. го
декаданса
Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?
Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет
словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини
и героя он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто
ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса,
«высокопарный роман» В.Брюсова которые не интересны
ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», А как-то она
ни с сего вспоминает Платона Каратаева… В аристократически утончённой и загадочной,
в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой
воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа
Л.Н.Толстого «Воскресение».
Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира
рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А.Белого, и
даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от
Масленицы.
Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности?
(Найти приметы в тексте). Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и
Храм Христа Спасителя, и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?
- В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика,
всё же, что касается древности, церквей, кладбищ, - внутренний мир героини. А ещё
упоминается о святых местах ( Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь,
Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа
Спасителя) свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина. «Православие теперь, когда
оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России,
её культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев «И.Бунин»).
Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?
Как описывает автор свою героиню?
-Портрет, позы, жесты, манера держаться. Как подчёркивается мотив «Восточной»
красоты? («А у неё красота была, какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с
маленькими тёмными родинками…»)
Всё это составляет секрет женского обаяния.
И прелести её секрет
Разгадке жизни равносилен…
Б.Пастернак
Как характеризует рассказчик свою возлюбленную?
В центре рассказа образ героини, «непонятной» рассказчику. Для характеристики
героини используются слова «загадочность», «странность».
Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он путается, то « здесь и сейчас»,
то «по памяти». Смена этих ракурсов происходит столь незаметно, что можно говорить о
взаимоналожении перспектив восприятия.
В чём появилось мастерство писателя? Раскроем «тайны Бунина стилиста с помощью
филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В.Ходасевича, 2 Путь к
бунинской философии лежит через бунинскую филологию».
Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? (Эпитеты,
метафоры, оксюмороны и т.д.)
Давайте вспомним, что такое оксюморон? От греч. буквально – остроумно-глупое.
Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде
контрастных слов: «толпа мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье» (Пушкин).
Найдите оксюмороны в тексте? (Неприлично красив, красоты и ужас на кладбище).
С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.
Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну
красоты» героини. (Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица…)
Вот ещё один приём, характерный для Бунина: синестетическое описание: глаза её были
ласковы и тихи.
В литературоведении используется сравнение бунинской манеры компоновать детали
внешнего мира с японским искусством икебаны, т.е. ценность единичного в структуре
целого.
Кульминационная сцена – это фейерверк различных деталей поэтики.
Запах комнаты соединяется с запахом цветов.
Свет. В начале рассказа – полутьма и поцелуи.
Кульминационная сцена происходит в освещённой спальне. А в финале рядом окажется
три раза повторённое слово «тёмный»:
«И вот одна из идущих посередине инокинь или сердце устремила взгляд своих тёмных
глаз в темноту,… Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё
присутствие…»
Свет озаряет любовь. И напротив, любовь – это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как
Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец,
долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.
Таким образом, характеризуя «бунинскую философию», мы пришли к пониманию
«бунинской философии» любви как о «неком высшем напряженном моменте бытия»,
который озаряет всю жизнь человека».
IV. Заключительное слово учителя.
«Чистый понедельник» - это рассказ о любви, понимаемой как «некий высший
напряженный момент бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.
В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И.Буниным тема
мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:
Зачем же воскрешаешь Ты во сне,
Несрочной радостью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча краткая земная,
Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.
«Чистый понедельник» - это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина в
России.
Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, автор
пишет своеобразный штрих «золотом по бархату» - портрет эпохи, воссоздаёт её
атмосферу. Создавая поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём
эпопеи.
«Чистый понедельник» - это ещё одно свидетельство непревзойдённого мастерства
писателя – «лучшего стилиста современности» (Горький).
V. Домашнее задание.
Самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина
(«Холодная осень», «Солнечный удар», «Натали»): эмоции, воображение,
ассоциации…
Литература
1. Долгополов Л. «Чистый понедельник» в системе творчества Бунина эмигрантского
периода. Л..1985. С. 340.
2. Кучкина О. Бунин Иван Алексеевич. Любимые лица России. М., 1997. Т.2.С. 216-
223
3. Медведева В. «Всякая любовь – великое счастье». Разговор с 11-классниками о
книге Бунина «Тёмные аллеи»// Литература в школе. М., 1997. №3 С.13.
4. Николина М.А. Лингвистический анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый
понедельник»// Русская словесность. М., 1996. № 3 С.79
5. Яблоков Е. Толстовский подтекст в рассказе И.Бунина (»Чистый понедельник» и
«После бала»)// Литература в школе. М., 1998. №1. С. 5-11