Конспект урока "Автор и рассказчик в произведениях М. Зощенко" 11 класс


Урок литературы в 11 классе
Тема: Автор и рассказчик в произведениях М.Зощенко.
Урок разработан учителем русского языка и литературы Кабановой О.В.
МБОУ «СОШ №3» Гороховецкого района Владимирской области
Цель урока: через исследование текстов рассказов М.Зощенко способствовать тому,
чтобы учащиеся поняли, в чём выражается авторская позиция, и как авторская речь влияет
на восприятие идеи произведения.
Задачи:
- обучающая: обучение анализу текста;
- развивающая: формирование умений читать, комментировать, анализировать
художественный текст;
- воспитательная: создание условий для формирования устойчивого интереса к
творчеству М Зощенко и литературе вообще.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная.
Эпиграф к уроку: « Смешным делается то, над чем смеяться не стоит. А когда то, над
чем смеяться не стоит, делается смешным, - это уже страшно». Д.Харитонов.
Ход урока
1. Слово учителя.
Знакомясь с биографией М.Зощенко, мы говорили о том, что он был человеком с
большой, не знающей покоя совестью. Его преследовали видения, вынесенные им из
жизни улицы, и хотя он, казалось бы, не должен был чувствовать перед нею вины, он
мучился от сомнения, что виновен уж тем, что родился на чистых простынях. Он принял в
своё сердце эту великую боль и посчитал себя мобилизованным на служение «бедному»
(как позже он назовёт) человеку.
Вопрос: Вспомните, что включает в себя понятие «бедный» у Зощенко?
- «Бедный», т.е. духовно обеднённый и обделённый веками возводимым несправедливым
социальным укладом человек.
Слово учителя. По меткому определению исследователя творчества писателя
В.Шкловского, Зощенко писал о человеке, который «живёт в великое время, а больше
озабочен водопроводом, канализацией и копейками. Человек за мусором не видит леса».
И вот такому человеку считал себя обязанным открыть глаза Зощенко.
Задание: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Как вы видите, тема сегодняшнего урока
«Автор и рассказчик в произведениях М.Зощенко».
Вопрос: А каким образом проявляет себя автор в своих произведениях?
- Через слово, в котором выражается авторская позиция.
Вопрос: А что такое, по вашему мнению, авторская позиция?
- Это отношение автора к тому, о чём он пишет.
Слово учителя. Действительно, авторская позиция в произведения М.Зощенко всегда
чётко выражена. Он всегда стремился быть исправителем нравов. К.И.Чуковский в
«Воспоминаниях о студии» рассказывает о работе писателя в журнале «Бегемот»: «Он
писал под простодушным псевдонимом «Гаврилыч» незамысловатые фельетоны, в
которых, по сути, оттачивал свой стиль». Чуковский вспоминает, что редакционный стол
М.Зощенко был буквально завален безграмотными в большинстве своём посланиями к
«Гаврилычу», содержащими в себе жалобы. Зощенко «каждое письмо прочитывал очень
внимательно, не пропуская ни строчки, после чего тот час же брался за перо, придвигал к
себе узкие полоски шершавой бумаги и писал с необычной простотой. Не проходило и
получаса, как тот или иной разгильдяй, или самодур, или плут был безжалостно
ошельмован Гаврилычем».
В связи с этим возникает вопрос: какова же цель рассказов Зощенко? Какова его
авторская позиция?
Через анализ текстов рассказов мы попытаемся ответить на этот вопрос.
2.Обратимся к рассказу «Нервные люди», написанному в 1924 году. (Ученик
выразительно читает это произведение).
Вопрос: Как вы представляете себе коммунальную квартиру?
Вопрос: А как, на ваш взгляд, Зощенко относится к жителям этой коммуналки?
- Кажется, он даже симпатизирует своим героям, показывает их вполне довольными
жизнью. Например, Марья Васильевна каждый день в девять часов вечера приходит на
кухню, разжигает примус, пьёт чай и ставит компрессы. А Дарья Петровна имеет
дефицитный ёжик, а её муж, Иван Степанович, работает в кооперации(неплохая
должность).
Вопрос: Из-за чего произошла драка?
-Из-за ёжика для примусов.
Вопрос: Вас эта драка рассмешила? Почему нам невольно становится грустно, хотя
сцены, нарисованные писателем, уморительны?
- Это страшная бытовая ситуация: ради какого-то ёжика женщины поливают сначала друг
друга грязью, привлекая этим других жителей коммуналки, а затем этот мелочный
конфликт перерастает в жестокую драку, закончившуюся увечьем инвалида Гаврилыча,
который, кстати, её и спровоцировал.
Вопрос: От чьего лица ведётся повествование?
- От лица одного из жителей этой коммуналки.
Вопрос: А каким тоном этот человек рассказывает о случившемся?
- Спокойно и в подробностях. ( Ученики приводят цитаты из текста).
Вопрос: О чём это говорит?
- Для рассказчика этот эпизод естественный, нормальный в повседневной жизни
коммуналки. Это и страшно.
Вопрос: А как мы можем уяснить для себя авторскую позицию, если в повествовании нет
авторской речи? Ведь Зощенко не прерывает своего героя монологами типа: «А теперь,
дорогие читатели, скажите мне: разве могут такие люди жить в нашей советской стране?
Имеют ли они вообще право на существование? А между тем, товарищи, они есть» и так
далее. У Зощенко этого в помине нет.
Вопрос: Так в чём же выражается авторская позиция?
- Авторская позиция выражается в самом повествовании, в законченности рассказа.
Ужасна сама ситуация, им описываемая. Он мог бы просто написать: в коммунальной
квартире дрес) произошла драка из-за ёжика для примусов, в ходе которой инвалиду
войны разбили голову. Это уже достаточно страшно, хотя бы потому, что этот сюжет, как
и большинство сюжетов Зощенко, взят из жизни, то есть правдив. И страшно ещё потому,
что герои на всё это смотрят совершенно спокойно. Они не видят себя со стороны.
Слово учителя. Глубже понять авторскую позицию помогает читателю тщательно
отобранный автором лексический материал. Зощенко в уста рассказчика вмещает лексику
из разных пластов языка, где сочетаются абсолютно несовместимые слова. Это позволяет
автору усилить трагический эффект изображаемой ситуации.
(Учащиеся приводят примеры из текста).
3.Теперь обратимся к рассказу «Жертва революции». (1923 год.)
(Рассказ читает учитель).
Чтобы глубже вникнуть в содержание этого рассказа, попробуйте ответить на вопрос,
связанный с историей нашей страны: какое значение имела Октябрьская революция для
тогдашней России?
- Огромное, так как полностью перевернула жизнь всего русского народа. Многие, в том
числе и Зощенко, приняли её с воодушевлением. (Вспомним то, что писатель добровольно
перешёл после революции в ряды Красной Армии.) В то время очень ценились
революционные заслуги.
«Я был жертвой революции», - заявляет герой этого рассказа.
Вопрос: Чего мы, как читатели, ждём от повествования после таких заявлений?
- Может быть, описания крупных событий, чреватых сложностями для тех, кто попал под
«колесо истории».
Вопрос. Но как всё выглядит в рассказе Ефима Григорьевича, «бывшего мещанина города
Кронштадта»?
-Всё выглядит просто и буднично.
Учащиеся приводят примеры из текста. (Служил он у графа в полотерах. «Натёр я им
полы, скажем, в понедельник, а в субботу революция произошла. В понедельник я им
натёр, а в субботу революция, а во вторник бежит ко мне ихний швейцар и …» так
далее…)
Вопрос. Как помогает приём перечисления читателю понять, чем является революция для
Ефима Григорьевича?
- Для него как будто ничего не произошло. Революция не вошла в его сознание как
решающий катаклизм эпохи. Его намного больше интересуют пропавшие часики и
собственная репутация в глазах господ.
Вопрос. Какие ещё примеры, подтверждающие наши выводы, вы можете привести из
текста?
- «И вот бегу я по улице…», «Спрашиваю у прохожих…»
Вопрос. Казалось бы, всё говорит об изменениях в жизни, но что по-прежнему интересует
героя?
-Только пропавшие хозяйские часики.
Вопрос. А каково его отношение к арестованному графу?
-Он не видит трагедии человека, называет его «стервой», не понимая, что графу уже не до
часиков.
(Учащиеся приводят пример из текста.)
Вопрос. К какому выводу можно прийти относительно авторской позиции в этом
рассказе?
- Автор высмеивает людей, не способных оценивать изменения, происходящие в жизни
страны, их равнодушие к окружающей действительности, а именно к революции как к
великому, по его мнению, событию в жизни России.
4. Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф, написанный на доске.
Вопрос. Отражает ли эпиграф основную мысль нашего урока?
- Да. Он полностью отражает позицию автора рассказов, потому что на первый взгляд
смешные ситуации далеко не смешны, а в какой-то степени трагичны.
Вопрос. Итак, от чьего же лица написаны эти рассказы, как, впрочем, и большинство
рассказов Зощенко?
- От первого лица.
Вопрос. Есть ли в них вкрапления авторской речи?
- Нет. Автор тождествен рассказчику. Это рассказы-монологи, соответственно, авторская
речь там отсутствует, поэтому отделить автора от рассказчика невозможно.
Слово учителя. Действительно, ребята, Зощенко как бы растворяется в своём герое, не
давая читателю возможности прочесть что-нибудь, не относящееся к монологу
рассказчика. Он, как никто, умеет прятать лицо за маской.
Рефлексия. Авторская позиция выражается через само повествование, через внимание
автора к описываемой ситуации. На читателя автор влияет через слово рассказчика, и мы
по-другому воспринимаем эти обыденные ситуации.
Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Моё восприятие рассказов Зощенко».
Содержание учебного материала.
1. Тексты рассказов М.Зощенко «Нервные люди» и «Жертва революции».
2. Статья Дмитрия Харитонова «Автор и рассказчик у Зощенко».
3. Статья Галины Белой «Русская прививка мировой сатире (Гоголь и Зощенко).