Конспект урока "Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова" 10 класс


1
Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
Урок-беседа с элементами диспута
САДЧЕНКО ТАТЬЯНА ДМИТРИЕВНА , УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ МКОУ СОШ №22 С. ОБИЛЬНОГО ГЕОРГИЕВСКОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
В своей работе очень ценю уроки-беседы с элементами диспута. Они помогают превратить знания, которые
получают учащиеся, в нравственные убеждения. Ребята учатся аргументировать свои мысли, отстаивать мнения.
Подготовку и проведение урока-диспута разбиваю на три этапа.
На первом этапе решаю задачу - дать учащимся знания о сущности общественных отношений изображаемой в том
или ином произведении эпохи. Второй этап - сама беседа с элементами диспута или диспут. Это коллективная
мыслительная работа, совместный поиск истины. И наконец: логическое завершение такого урока - сочинение или
контрольная работа по карточкам.
Вот стенограмма урока-беседы с элементами диспута. Тема его: «Нравственные искания Андрея Болконского и
Пьера Безухова». Учитель задаёт вопросы, выступает в Диспуте как дирижёр, наставник, руководитель и активный
участник спора.
- Скажите, кто из героев романа вам больше всего понравился?
- Пьер!
- Князь Андрей!
- Наташа Ростова!
- Пьер Безухов!
- Да, эти герои заслуживают того, чтобы завладеть симпатиями читателя. Сегодня мы
поговорим только о Пьере и князе Андрее. Почему вам нравится Пьер Безухов?
- Он не такой, как другие светские... Вот он появляется в салоне А. П. Шерер. Об этом сказано
в самом начале романа. Анна Павловна даже пугается его искреннего, правдивого взгляда. И ведёт
он себя естественно.
- Мне нравится его простота, понимание других людей и сочувствие им. Когда Пьер попадает в
плен, то запросто разговаривает с солдатами, находит с ними общий язык.
- А по-моему, это всё не то. Ведь самое главное в Пьере - доброта. Поэтому он и умеет понять
любого человека. Когда Пьер встречается с княжной Марьей, он и её понимает. Он вообще ко всем
добр. Даже к тому французскому офицеру, которого он спас, к Рамбалю.
- А может быть, Пьер просто понимает, что из-за убийства французского офицера могут быть
неприятности...
- Мне кажется, что ты неправ. Пьеру вообще не свойственно рассчитывать, что получится в
результате какого-нибудь поступка. Он и сам не понимал, почему так сделал: просто не смог
допустить, чтобы убили человека.
- В чём ещё вы видите доброту Пьера?
- Он спас ребёнка, девочку, во время пожара. Заступился за женщину. Раздавал деньги всем,
кто просил.
- Сумел понять Наташу после её разрыва с князем Андреем. Сумел её утешить.
- Да, он сначала шёл к Наташе с чувством обиды за друга, князя Андрея. Я хочу это место
прочитать (читает отрывок из главы XXII пятой части второго тома со слов Было морозно и ясно...).
- Вот истинная доброта и человечность. Жаль, что никто из вас не упомянул о дуэли между
Пьером и Долоховым. Давайте прочтём эту сцену (глава V первой части второго тома со слов - Ну,
начинайте! - сказал Долохов... до слов Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова). Хотел ли
Пьер этой дуэли?
- Нет, не хотел.
- А Долохов?
- Долохову было всё равно. Он - гусар, привык к дуэлям. Хотя Денисов не хотел
кровопролития. Ему было страшно и за Долохов а, и за Пьера. «Раз! Два! Три! - сердито прокричал
Денисов и отошёл в сторону...», так он сделал потому, что сильно волновался за этих людей.
- Правильно. А теперь скажите, как переживает Пьер ранение Долохова? Ведь он впервые
стрелял в человека.
- Ему грустно, тоскливо. И наверное, не только потому, что он ранил Долохова, а и оттого, что
жизнь вообще нелепа, если не желая убивать, можно вдруг убить.
- Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек,
которого он не любит, который перед ним виноват. Он способен осуждать самого себя, а это
может далеко не каждый. Кажется и в этом проявляется милая, свойственная Пьеру неловкость.
Если подходить строго, эта черта - вроде бы недостаток, во всяком случае так судят о ней
окружающие, а вот лиши Толстой своего героя этой неловкости, житейской непрактичности - и
пропало бы его обаяние. Как часто, в сущности, недостатки людей бывают продолжением их дос-
тоинств.
- Да, доброта... Недаром князь Андрей, сказал о своём друге: «Это самый смешной и
рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце».
Затем девятиклассники обсудили пути правды, которыми прошёл Пьер, и сделали вывод, что эти поиски
были главными в жизни героя. В конце романа мы видим, что именно Пьер предстаёт перед нами как
организатор тайного политического общества «независимых, свободных людей». Он обвиняет царя в бездействии,
резко критикует существующий строй, возмущается реакцией и аракчеевщиной.
- Теперь поговорим о князе Андрее. Чем привлекает вас этот герой?
- Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. А самое главное, не карьерист, не трус,
не ищет «уютного местечка».
- Давайте ещё раз вспомним начало романа. Князь Андрей появляется в салоне А. П. Шерер. И
ещё не зная его, мы уже можем о нём сказать нечто важное. Что же именно?
- Ему не по себе в светском обществе.
- Это высокообразованный человек.
- А какими деталями это подчёркивает Толстой?
- У князя Андрея скучающий вид.
- Он смотрит на всех прищурившись. Его красивое лицо портит гримаса.
- Когда его сзади за руку трогает Пьер, князь Андрей досадливо морщится, потому что не
знает, что это Пьер.
- И тут мы узнаём, что князь Андрей может быть совсем другим с теми, кого любит... Когда
Пьер его спросил, зачем он идёт на войну, которую нельзя считать справедливой... Что отвечает
ему князь Андрей?
(Читаем отрывок со слов - Для чего? Я не знаю. Так надо, до слов Я иду потому, что эта
жизнь, которую я веду здесь, не по мне.)
- Потом вы помните слёзы и упрёки жены князя Андрея... (Читаем отрывок от слов Наконец
друзья остались одни... до слов гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот
заколдованный круг, из которого я не могу выйти). Какой мы можем сделать вывод?
- Князь Андрей не удовлетворён пустой светской жизнью. Он хочет чего-то большего. Он
мечтает о славе.
(Ученики читают отрывок из XII главы третьей части первого тома от слов Ночь была
туманная и до конца).
- А как вы думаете, слава - это и есть то самое главное, что необходимо человеку?
- Наверное, нет. Ведь слава - только для себя.
- А я считаю, что князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим делом. Такая
целеустремлённость может заполнить собою всю жизнь.
- Конечно, поэтому он нам и симпатичен. Но это не ответ на вопрос - само по себе
стремление к славе - то или не то, что нужно человеку?
- Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом».
- Но ведь хотеть быть генералом можно по-разному. Один продвигается по службе
благодаря своим силам и способностям. И видит конечную цель в том, чтобы полнее реализовать
себя. Ну, а если глубже вникнуть в высказывание Суворова, то его надо понимать так: каждый
должен стремиться достичь в своём деле совершенства. А для чего хочет выдвинуться в жизни
князь Андрей?
- Чтобы проявить свои силы.
- Но и о почестях он тоже думает.
- Да, тут всё вместе. Суетное тщеславие, свойственное светскому обществу, его тоже
задевает. И всё же, почему, несмотря на то, что князь Андрей думает о славе, он нам симпатичен?
3
- Он хочет добиться славы честно. Хочет совершить подвиг.
- В мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и бессодержательной жизни.
Князь Андрей ищет смысла жизни.
- Он ещё очень молод. Мечтательность вообще свойственна молодым. В этом нет ничего
дурного. Молодой человек стремится заполнить свою жизнь чем-то значительным. Когда же он
мужает, находит своё призвание - всё суетное отступает. Чем мудрее человек, тем меньше тще-
славия в его мечте. Когда князь Андрей это понял?
- После Аустерлицкого сражения. Его мечты о славе показались ему ничтожными, а Наполеон
- мелким, хотя и он когда-то мечтал о «своём Тулоне...».
- Итак, Болконский после войны 1805 -1807 годов возвращается домой. Живёт в своём
имении. Его душевное состояние тяжёлое. Мечты о славе больше не занимают: к чему
стремиться? Скажите, Борис Друбецкой или Берг могут страдать из-за того, что у них нет цели в
жизни?
- Конечно, нет! Они мелкие люди, а князь Андрей - человек глубокий. Он страдает от
отсутствия смысла жизни. Решает заняться общественными делами. Участвует в работе комиссии по
составлению новых законов. Но потом понимает, что они оторваны от жизни.
- Он идёт на войну. Перед Бородинским сражением чувства его переполнены, ведь он
участвует в общем патриотическом деле. Но и тут его постигает разочарование.
- И к каким же выводам о жизни приходит князь Андрей?
- Он понимает, что жить надо для добра.
- Быть добрым вообще, понимать и любить людей - это хорошо, однако такому человеку
нужно активное выражение этой любви. Смерть обрывает искания князя Андрея. Но если бы он не
умер и его поиски продолжались, к чему бы они привели Болконского?
- Пьер высказывает мысль, что если бы князь Андрей был жив, то он бы был с декабристами.
- А почему князь Андрей не простил Наташу?
- Он по характеру - человек жёсткий, в принципах своих постоянный. Он не смог принять
Наташу слабой, растерянной, ошибающейся, мечущейся.
- Почему же Пьер простил Наташу?
- Он добрее. Если откровенно, то, может быть, он её пожалел.
- А ведь жалость бывает разной: пассивной или активной. Как вы это понимаете?
- Активная жалость - это значит быстро помочь человеку. Не «охать» и не «ахать» возле него, а
помогать.
- А пассивная жалость - это что-то вроде: сочувствуя, на словах, а не на деле, не пошевелить
пальцем ради попавшего в беду.
- Пьер, например, направляется к Болконскому, чтобы показать ему его неправоту. Но князь
Андрей твёрд в своём решении. Когда же князь Андрей простил Наташу?
- Уже раненный, лёжа в избе, он понял, как был жесток.
- Почему он прощает Наташу? Он стал слабее?
- Когда человек болен и одинок, он простит, кого хочешь.
- А ведь Толстой об одиночестве князя Андрея ничего не писал.
- Болконский переосмысливает свою жизнь. Впервые он думает не о себе, а о её боли и
страдании.
- В жизни ему пришлось много перенести. Поэтому он становится мягче, добрее, мудрее.
Иметь способность меняться к лучшему - драгоценное свойство. И князь Андрей обладает им.
- Что сближает князя Андрея и Пьера, несмотря на разницу в их характерах?
- Их сближает многое. Это передовые люди своего времени. Они не живут пустой светской
жизнью. У них есть цель. Притом цель большая. Они хотят быть полезными в своей деятельности.
- Вот такие люди и вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 года. Зачем они сделали
это? Что это за люди? Знаете ли вы их имена? Почему они остались и останутся навечно в
памяти народной?
Несколько учащихся зачитывают рефераты «Навечно в памяти народной». В заключение урока
демонстрируются фрагменты из художественного фильма «Война и мир» («Аустерлицкое
сражение», «Бородинское сражение», «Ранение князя Андрея»).