Проект "«Мысль семейная» в произведениях русской литературы" 10 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Крестищенская средняя общеобразовательная школа»
Советского района Курской области
Проект на тему:
«Мысль семейная»
в произведениях русской литературы»
Авторы проекта: Угланов Александр, учащийся 10 класса,
Фокин Игорь, учащийся 10 класса
Руководитель: Коротеева Е.В., учитель русского языка и
литературы
2014 год
"Мысль семейная в произведениях русской литературы"
Изучая литературу в школе, нельзя не заметить, что тема семьи так или
иначе присутствует почти у каждого писателя. Особенное развитие она
получает во второй половине XIX века. В это время семья является объектом
споров, полемики, источником конфликтов главных героев, средством
выражения идей автора. Но понятно одно: семья – это самое ценное, что
может быть у человека. Это место, где тебя ждут, любят, где всегда помогут.
Это то, чем мы дорожим больше всего.
И мы решили создать проект на тему: "Мысль семейная" в произведениях
русской литературы".
Перед собой мы поставили следующие цели:
- проследить развитие темы семьи в русской классической литературе;
- ответить на вопросы: можно ли, обратившись к образцам русской
литературы, восстановить утраченную в обществе ценность семейного
воспитания и одинаковы ли способы авторского воплощения образов матери
и отца в русской литературе?
Из целей вытекают задачи:
- изучить литературу по теме работы;
- провести социологический опрос учащихся МКОУ «Крестищенская
средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области с
целью определения перспектив и практической значимости работы;
- сопоставить образы матери и отца в произведениях фольклора, летописях,
повестях и рассказах писателей ХIХ и ХХ века.
Тип проекта: информационно – исследовательский
Время работы над проектом: 2 месяца
Предметно-содержательная область: литература
Семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и
ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему
характеру, чем любое другое воспитание. Активнейшее воздействие семья
оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность
личности, мотивы поведения. Следовательно, является самым важным
фактором в воспитании высоконравственной личности. А значит, в
современном обществе возникла необходимость обращения к проблеме
возрождения семейного воспитания. В этом я вижу актуальность данной
работы.
При работе над проектом мы:
опросили старшеклассников по проблеме;
изучили социальный статус семей обучающихся школы;
изучили художественные произведения.
Ребятам нашей школы я предложила ответить на вопрос «Каковы, на ваш
взгляд, причины снижения воспитательного влияния семьи?» Ответы
ребят помогли мне определиться с объектом исследования. В качестве
образцов мы взяли следующие произведения:
Пословицы, как один из жанров народного поэтического творчества,
произведения древнерусской литературы(«Слово о полку Игореве»,
«Повесть о Петре и Февронии»);
роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»;
повесть И.С.Шмелева «Лето Господне»;
рассказ А.Платонова «Еще мама».
Именно в этих произведениях, как нам кажется, очень ярко создан образ
семьи как носительницы культуры, воспитания подрастающего поколения.
Ведь очень важно, что маленький человек вынесет из своего детского мира в
мир взрослый.
Пословицы распространенный и любимый жанр русского народного
творчества. Более чем в других фольклорных жанрах, в них сосредоточены
накопленные веками мудрость, опыт, мечты и чаяния простого народа.
Особое место занимают пословицы, являющиеся как бы синтезом народной
житейской мудрости. Такие пословицы до сих пор не потеряли своего
значения и широко бытуют в народных массах. Среди них немало пословиц о
роде-племени: «каков корень, таков и отпрыск», «от яблоньки яблочко, а от
ели шишка», «каково деревце, таковы и яблочки», «от доброго дерева добрый
и плод», «что посеяно, то и вырастет», «из роду в род тот же урод», «не
далеко от дерева яблочко падает», « от терновника не жди винограду»,
«каков батюшка, таковы у него и детки», « по матери дочка, по отцу сынок»,
«бел лицом, да худ отцом».
Пословицы подчеркивают мир и согласие между мужем и женой, хорошую
жизнь в любящей семье: «Совет да любовь – на том свет стоит», «Куда
иголка – туда и нитка», «Не надобен клад, коли у мужа с женой лад».
Пословицы неистощимый источник народной мудрости и
поэтической образности. Более поздние пословицы сохранились в
памятниках древней русской литературы. В письменном виде пословицы
засвидетельствованы в таких памятниках древнерусской литературы, как
«Слово о полку Игореве»: хорошая жена – венец мужу своему и беспечалие.
Значение «Слова» особенно важно для нас еще и потому, что оно является
живым и непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры,
ее самобытности и ее народности. А плач Ярославны в «Слове», благодаря
силе выраженных в нем чувств, стал символом женского горя и женской
верности в годы военных испытаний Руси, что нашло отражение в
литературе ХIХ и ХХ веков.
Основу церковной концепции семьи составлял тезис о святости
супружества. Микроклимат в древнерусской семье зависел именно от
женщины: «Подобает жене мужа своего мети аки главу на плечах, а муж
жену свою – аки душу в теле».
О жизни святых Петра и Феронии рассказывает древнерусская «Повесть о
Петре и Февронии», написанная современником Ивана Грозного. В
дореволюционной России день их смерти (всем известно, что умерли они в
один день) считался праздником семьи, любви и верности. Затем о нем
забыли до 2008 года, когда получил официальный статус. 8 июля
православный праздник семьи и брака, день благоверного князя Петра и
княгини Февронии Муромских, которые считаются покровителями супругов.
В 2008 году был снят исторический фильм «Петр и Феврония. История
вечной любви».
Брак издревле считался святою обязанностью между славянами, мир и
целомудрие господствовали в семействах. Согласно православной
концепции, величайшим «благом» для семьи были дети, рождение же дочери
будущей матери считалось «честью дому». Поощряя « многочадие»,
православная церковь формировала идеал женщины многодетной матери.
Нас заинтересовал вопрос: Есть ли в нашей школе дети из
многодетных семей и как изменялось их количество в течение последних
трёх лет?. И выяснили следующее:
2011 2012 - 7 семей
2012 2013 11 семей
2013 2014 9 семей
Мы обратились к старшеклассникам с вопросом: «Какое количество
детей ты хотел(-а) бы иметь в своей семье?». Опрошено было 32 человека.
Результаты таковы: 1 ребёнка – 1 чел., 2 – 27 чел., 3 – 4 чел.
Традиция многодетных семей в нашем обществе, к сожалению, исчерпала
себя. Выводы напрашиваются сами собой. Если уже сейчас не обратить
внимание на проблему сохранения семьи как основы нравственного
воспитания, будет ли дана возможность для возрождения общества? Ведь
именно в многодетных семьях ребенок воспитывается на вековых традициях
сострадания, уважительного отношения к ближним, взаимопомощи.
Первое слово, которое произносит ребёнок,– «мама». Именно мама
открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним
рядом. Даже когда люди становятся взрослыми и отрываются от родного
дома, их связь с матерью не обрывается.
Впервые в жизни герой рассказа А.Платонова «Еще мама» услышал о
том, что маму можно заменить другой женщиной. Это вызывает у Артема
возмущение: «Нету, она за тебя не будет, она чужая!» Родная в его
представлении только та, что дома остается. А все, что за порогом дома
чужое.
Образ матери в рассказе показателен, он как бы воплощен сразу в двух
героинях в матери первоклассника Артема и его первой учительнице
Аполлинарии Николаевне. Автор как будто снова возвращает нас к истокам
народного творчества, и в памяти всплывают слова русской пословицы: «Не
та мать, которая родила, а та, которая воспитала». Артемка потому и
чувствует себя так уверенно на огромном для его малых лет пути к школе,
что за его спиной стоит добрая, заботливая мать, которой так же как Артемке
страшно. «…ей тоже хотелось догнать Артема, взять его за руку и вернуться
с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой одна». В поступке этой
простой женщины мы видим вековую мудрость народа при воспитании
будущего гражданина.
Название рассказа символично много еще мам встретит на своем
пути мальчик Артемка, пока взрослеет. «Вся наша Родина – еще мама тебе», -
скажет ему Аполлинария Николаевна. И от родного порога потянутся нити
любви к родной земле Родине. Можно быть уверенным, что Артем, став
взрослым, будет опорой матери и надежным защитником своей земли.
Именно в семье закладываются основы нравственного и
патриотического воспитания (недостаток которого также ощущается в нашем
обществе), примером тому может служить роман-эпопея Л.Н.Толстого
"Война и мир".
В романе пересекаются сюжетные линии, связанные с историей
нескольких семей. Семья у Толстого связана с главными, сущностными
вопросами человеческого бытия. Чем ближе люди к «естественным» началам
жизни, тем глубже и прочнее у них внутрисемейные связи.
Внутренняя жизнь семьи Ростовых – это «домашние сцены», милые
детские эпизоды, поэзия и уют дома. В этой атмосфере вырастают Николай,
Петя, Наташа, Соня, которая воспитывается как свой ребёнок. Для них
характерна тесная связь с другими людьми, с народом. Они чувствуют себя
частью большого внешнего мира, где равны все: и дворяне, и крестьяне. В
семье добрые и доверительные отношения.
Любовь семьи дает Ростовым силу, устойчивость, доверие к самой жизни.
«В доме Ростовых любовный воздух». Эти люди живут «жизнью сердца», не
требуя друг от друга проявления особого ума, легко относятся к жизненным
неурядицам.
Граф и графиня – добрые и простые люди, всей душой открытые детям.
Они рады каждому гостю, который приходит к ним. Жить в такой семье, где
царят мир, взаимопонимание и уважение, – настоящее счастье. В этой семье
все откровенны друг с другом, искренне веселятся и плачут. Все дети
чувствуют родительские нежность и ласку.
Своеобразной противоположностью семье Ростовых в романе является
семья Болконских.
Глава этой семьи, князь Болконский, ведет размеренную и неторопливую
жизнь в Лысых Горах. Этот человек живет прошлым, но живо интересуется и
настоящим.
Из поколения в поколение передавались в этой семье такие качества, как
чувство долга, понятие чести, благородство. В этой семье царит разум, а не
чувство. Князь Болконский считает, что на свете «есть только две
добродетели – деятельность и ум». Он всегда следует своим убеждениям,
проводя жизнь в постоянном труде: то пишет новый военный устав, то
работает на станке, то занимается с дочерью.
Подобные черты свойственны и его сыну – князю Андрею. Желание
принести пользу людям заставляет его участвовать в работе со Сперанским,
вводить преобразования в деревне, постоянно искать свое место в жизни.
От отца, участника суворовских походов, князю Андрею передался дух
патриотизма. Любовь к Родине и к жизни у Андрея слиты воедино, он хочет
совершить подвиг во имя России.
Что касается отношений княжны Марьи с отцом, то они складываются
совсем по-другому. Николай Андреевич очень любит свою дочь, но
тщательно скрывает свои чувства, иногда слишком сурово с ней обращаясь
Только перед смертью, в последние минуты жизни, в первый и последний раз
Николай Андреевич ощущает настоящее родство с дочерью, которое, по
мнению Толстого, и есть воплощение истинной духовности.
Итак, писатель изображает два идеала семейной жизни. Каждая из этих
семей имеет свою прелесть. Семья Болконских живет «жизнью разума»,
Ростовых – «жизнью сердца».
Повесть И.С.Шмелева «Лето Господне» помогает понять, как
формируется нравственное начало в человеке. В центре повести образ
ребенка, чьими глазами И.С.Шмелев наблюдает и постигает мир. Повесть
проникнута пронзительной любовью к родному краю: только в служении
родной земле, в поддержании ее традиций, обрядов, верований, в
трогательном поклонении ее святыням и внутренней памяти о своих предках
видит писатель смысл жизни русского человека. «Кажется, это вся Россия,
Русь предстает здесь «в преданьях старины глубокой»
Из всех как бы второстепенных героев выделяется образ отца, доброго,
щедрого, умеющего по-настоящему любить, искренне верующего человека.
Отец в воспоминаниях главного героя ласковый, добрый, сильный,
веселый. Он является для мальчика кумиром, идеалом мужчины. Одаривая
деньгами работников и домашних во славу Божию, Сергей Иванович
поступает согласно духовным традициям своей семьи и всей православной
Руси. Эту христианскую доминанту в поведении отца маленький Ваня
впитывает сердцем и душой, обретая прочный опыт православного
отношения к людям.
Семья в понимании маленького Вани это не только отец и мать, но и все
дворовые люди, живущие по одним и тем же законам, негласно
установленным в доме. И каждый из них для ребенка воспитатель.
Особенно ярко создан образ Горкина, в котором мальчик видит «святого»,
«священного будто», «угодника».
Соединив в своем произведении традиции русской классики и каноны
житийной литературы, Шмелев создал свою собственную модель
счастливого детства, построенную на неразрывной связи маленького героя с
семьей.
В повести «Лето Господне» И.С.Шмелев восстанавливает глубокую,
цельную систему семейного воспитания, основанную на святоотеческих
православных традициях. Традициях, на которых воспитывались наши
бабушки и дедушки, и которые они бережно пронесли через свою жизнь.
Традиции нескольких поколений позволяют ребенку осознать свою связь с
бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться
своей семьей.
На вопрос «Есть ли в вашей семье традиции и какие?» обучающиеся 9 -
11 классов ответили так: Да 22 чел. ( Встреча Нового года, празднование
Пасхи и Рождества, празднование Дней рождения, просмотр кинофильмов,
выезд на природу, чаепитие в день начала и окончания учебного года,
выпекание жаворат на праздник «Сороки», хлебосольство, выезд в лес с
двумя другими семьями в лес 8 июля – День семьи, любви и верности.)
Нет 10 чел.
Значит, не до конца еще утрачены традиции в нашем обществе, пока
еще есть возможность их возродить, сохранить и передать своим детям.
Изучив данную тему, я пришла к выводу, что в русской литературе
есть хрестоматийные примеры воспитания человека в семье, к которым
назрела необходимость обратиться в наше время. У нас есть, чем гордиться,
есть, с кого пример брать. Доказательством тому наша отечественная
литература, в основе которой проблема человеческого существования как
духовного процесса. Именно в русской литературе мне видится противоядие
пошлости и нравственному уродству.
Разное отношение к детям делает разными их судьбы. Отец и мать,
которые могут дать образование, состояние, не всегда делают своего ребенка
счастливым. И напротив: родители, давшие своим детям только свою
любовь, открывают им возможность обрести счастье. И чтобы не быть
Иванами, не помнящими родства, необходимо восстановить утраченную в
обществе ценность семейного воспитания. А сделать это можно лишь
обратившись к образцам великой русской литературы.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Крестищенская средняя общеобразовательная школа»
Советского района Курской области
Проект на тему:
«Мысль семейная»
в произведениях русской литературы»
Авторы проекта: Угланов Александр, учащийся 10 класса,
Фокин Игорь, учащийся 10 класса
Руководитель: Коротеева Е.В., учитель русского языка и
литературы