Конспект урока "Композиционное своеобразие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»" 10 класс


Композиционное своеобразие романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Цели урока:
I. Обучающие:
1. осмыслить произведение в целом, пробудить самостоятельную оценку
учащимися образа Базарова;
2. объяснить особенности композиции романа, выяснить её значение для
реализации замысла романа.
II. Развивающие:
1. Развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
2. Формировать навык анализа образа главного героя;
3. Формировать умение работать с таблицей.
III. Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к тексту;
2. Воспитывать литературную позицию
Ход урока:
I. Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
II. Введение темы урока
Учитель: «Сегодня мы заканчиваем наш разговор о романе Тургенева «Отцы
и дети» мы уже знаем, что сюжет романа насыщен событиями. В
большинстве это ситуации «бытового масштаба», естественные и
непритязательные. Но в романе нет ни завязки, ни развязки, ни строго
обдуманного плана; есть типы и характеры, есть сцены и картины, и, главное,
сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко-прочувствованное отношение
автора к выведенным явлениям жизни. Тургенев проводит своего героя по
двум кругам жизненных испытаний.
Откройте ваши тетради и запишите тему нашего сегодняшнего урока:
Композиционное своеобразие романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». ( 1
слайд).
«Так же давайте запишем в тетради эпиграф:
Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг;
этот подвиг остается без последствий, но та доза энергии, которая тратится
на подвиг, на блестящее и полезное дело, истрачена здесь на простой и
неизбежный физиологический процесс.
(Д. И. Писарев)
III. Слово учителя.
Роман И. С.Тургенева построен по принципу кольцевой композиции. Ребята,
давайте запишем в тетрадь определение слова композиция:
Композиция (от лат. Compositio - составление, связывание)- это построение
художественного произведения, обусловленное его содержанием,
характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. (2
слайд).
Роман состоит из 28 глав только в 2 не появляется Е. Базаров). Автор
проводит Евгения Базарова по одному и тому же маршруту дважды, но
повторяются лишь места и люди, сам герой претерпевает внутренние
изменения.( 3 слайд)
Наша задача: Проследить путь этих изменений, обнаружить их причины и
последствия и подготовиться к ответу на вопрос: «Для чего И.Тургенев
проводит своего героя по двум кругам жизненных испытаний?»(4 слайд)
Теперь давайте составим таблицу, в которую по ходу урока мы будим
вписывать итоги странствий главного героя.
1 круг странствий
2 круг странствий
Марьино
Никольское
Деревенька родителей
(5 слайд).
IV. Беседа.
Итак, начинается первый круг странствий героя.
Произведение начинается с приезда Базарова в Марьино, имение
Кирсановых.
Какие события можно считать значимыми? Как проявляет себя главный
герой?
Обобщение: герой предстаёт как ярый материалист с резкими суждениями
обо всём, презрительно отзывающийся об аристократах и с гордостью
заявляющий о себе как о внуке пахаря земли. Его взгляды приводят к спору с
Павлом Петровичем. Поездка в город способствует знакомству с
“учениками” Базарова-Кукшиной и Ситниковым, презираемых главным
героем не менее чем старшего Кирсанова. Там же он встречает Одинцову,
первый взгляд на которую отличается цинизмом. Одинцова приглашает
Аркадия и Евгения к себе в Никольское.
Вывод: Базаров одинок, потому что он, как истинный нигилист, презирает
всех, не признавая никаких авторитетов (записываем в таблицу).(6 слайд).
Аркадий и Базаров принимают приглашение Одинцовой. Приезд в
Никольское, имение А.С. Одинцовой.
Оба в неё влюблены. Как ведёт себя Базаров с Одинцовой? Что можно
сказать о его чувствах к ней?
Обобщение : в Никольском Базаров вдруг с негодованием сознаёт
романтика в себе”; он пытается избавиться от зарождающейся любви (“Но
тут он обыкновенно топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе
кулаком”). Он по-прежнему отрицает художественный вкус у себя, считает
бесполезным изучать людей, потому что все они одинаковые и никакой
загадки не имеют (“Люди что деревья в лесу”). Базаров интересен Анне
Сергеевне, но он пугает её своим поведением: “страсть, похожая на злобу”,
“пожирающий взгляд”. К тому же Одинцова принадлежит к
аристократическим кругам, а это, по мнению главного героя, - признак
вымирания.
Вывод: Базаров одинок из-за своих взглядов на любовь (записываем в
таблицу). (7 слайд).
И. Иванов писал: “Сердца русских женщин у Тургенева пробные камни
русской интеллигентских направлений”. Любовь для Базарова становится
точкой крушения он как бы раздваивается. С одной стороны, он убеждённый
противник романтических чувств, отрицающий духовные основы любви. С
другой стороны, страстно и одухотворённо любящий человек,
столкнувшийся с подлинной тайной этого чувства. Базарову предстоит
разгадать две загадки: загадку собственной души, которая оказалась глубже и
бездоннее, чем он предполагал; и загадку мира, его окружающего: любимой
женщины, народной России, жизни в её вселенских пределах. (8 слайд).
Приезд Базарова в деревеньку своих родителей.
Как относится к своим родителям Евгений Базаров? Чем объясняется его
поведение? Победил ли он своё чувство к Одинцовой? Как развиваются его
отношения с Аркадием?
Обобщение : в родном доме Евгений не демонстрирует любви к родителям,
так как, по Фогту, старики должны презираться. “…говоря, что ему спать
хочется, а сам не заснул до утра. Широко раскрыв глаза, он злобно глядел в
темноту: воспоминания детства не имели власти над ним, да к тому же он
ещё не успел отделаться от последних горьких впечатлений”. А как же его
слова: если не добился толку от женщины, плюнь и забудь, свет клином не
сошёлся? Аркадию он говорит, что злоба признак выздоровления. Но так
ли на самом деле? Злоба и бессилие приводят к тому, что он готов подраться
с Аркадием. Их дружбе суждено скоро прекратиться: “никакая дружба не
выдержит таких столкновений”. Уезжает Базаров из родительского дома,
родители чувствуют свою отдалённость от сына: “только я останусь для тебя
навек неизменно, как и ты для меня”.
Вывод: Базаров одинок, потому что нигилизм не признаёт любви к
родителям, к женщине, к другу. Базаров не в состоянии противостоять своим
чувствам, не может их побороть, не объяснить с точки зрения материализма
(записываем в таблицу). (9 слайд).
И вновь Марьино.
Какие события, происходящие в момент второго пребывания Базарова этом
имении, можно назвать значимыми? Как они влияют на Базарова?
Обобщение : интуитивно ища в Фенечке жизненное подтверждение своему
взгляду на любовь как простое чувственное влечение, Базаров своей
простотой оскорбляет женскую природу одухотворённость и нравственную
красоту. Таким образом не в сословной принадлежности Одинцовой кроется
отказ от любви Евгения. Дуэль с Павлом Петровичем это ещё один момент,
в который заложено много материала для поворота главного героя в другую
сторону от его прямого нигилистического пути. Саму дуэль Базаров
оценивает так: как красиво и как глупо”, что несвойственно его
материалистической природе. И всё же он соглашается и попадает в
“феодалы”, презираемых им до дуэли и после неё Базаров встречает одного и
того же мужика. В первый раз мужик не заламывает шапки, тем самым не
признавая в Базарове барина. Во второй раз он это делает, подчеркивая
принадлежность Евгения к аристократам. Павел Петрович отмечает
благородство своего противника. Всё это злит Базарова, и он уезжает,
навсегда разорвав отношения с Кирсановыми.
Вывод: Базаров одинок, потому что его взгляды на любовь не
подтверждаются, и он не может объяснить с точки зрения материализма своё
внутренне состояние (записываем в таблицу). (10 слайд)
По пути домой Базаров заезжает в Никольское.
Для чего он это делает? Что даёт читателю этот эпизод?
Обобщение: в Никольское он заворачивает чёрт знает зачем”, но из
разговора с Анной Сергеевной понятным становится читателю, что Базаров
искал встречи с ней, ревнуя из-за Аркадия. Своим поведением Базаров
пытается доказать себе и Одинцовой, что любовь – чувство напускное. О
неискренности его поведения говорят авторские ремарки и замечание самого
Базарова, что у него есть “другие слова”, которых он не выскажет, “потому
что это романтизм”. Он порывает с Аркадием, потому что их пути
расходятся. Аркадий находит своё счастье с Катей. Для младшего Кирсанова,
как и для Тургенева, любовь тождественна семье, и это неоспоримая
ценность. Базаров, благословляя вместе с Одинцовой “молодых” на брак,
невольно причисляет себя к “отцам”. Покидая Никольское, Базаров теряет
дружбу и любовь.
Вывод: Базаров одинок, потому что нигилизм не признаёт любви и дружбы.
Базаров одинок, потому что так он хочет сам, он сам сделал всё для того,
чтобы остаться одному (записываем в таблицу). (11 слайд).
Базаров возвращается домой. И больше никуда и никогда не поедет.
Почему Тургенев обрекает на смерть своего героя именно дома, на газах у
родителей? Меняется ли Базаров в конце своей недолгой жизни? И прав ли
Писарев, оценив смерть Базарова как подвиг?
Обобщение: в родном доме “лихорадка работы с него соскочила и
заменилась тоскливой скукой и глухим беспокойством”, “начал искать
общества”, он огорчён, он грустен вот что ужасно”. Презрение к мужику
оборачивается презрением. Участвуя в практике отца, не перестаёт
подсмеиваться. Заразившись, думает о своих родителях больше, чем о себе,
ссылаясь на простуду и усталость. “Перед лицом смерти слабыми оказались
опоры, поддерживающие некогда базаровскую самоуверенность: медицина и
естественные науки, обнаружив свое бессилие, отступили, оставив Базарова
наедине с самим собой и с ощущением неотвратимости конца”. Именно в
этот момент герой решается “говорить красиво” с Одинцовой, с родителями.
“Может ли нас возмущать процесс превращения трупов наших в
великолепную растительность полей, а полевых цветов в орган мышления?
Кто понимает эту взаимную зависимость всего существующего, тому она не
может быть неприятной”, - писал один из учителей Базарова, Молешотт. Но
сам Базаров говорит перед лицом смерти: Старая штука смерть, а каждому
внове”.
Вывод: Базаров не один, но понимает он это слишком поздно (записываем в
таблицу).( 12 слайд)
Заполненная таблица. (13 слайд).
Описание могилы Базарова декларация вечности природы, вечности
жизни, временности всяких социальных теорий, претендующих на вечность.
Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле,
цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными
глазами: не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом
спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном
примирении и о жизни бесконечной…» )(14 слайд).
Вывод: Развенчивая некоторые взгляды Базарова, Тургенев не отказывает
Базаровым в праве на существование. “Когда переведутся такие люди,
пускай закроется навсегда книга истории! в ней нечего будет читать”, - И.
С.Тургенев.(15 слайд).
Композиционная роль эпилога авторский взгляд на будущее России.(16
слайд).
Упоминание о Ситникове и Кукшиной закономерная концовка абсурдности
идей нигилизма (нигилизм обречен).(17 слайд).
Жизнь Николая Петровича и Аркадия идиллия семейного счастья, далекая
от общественных споров ( вариант дворянского пути в судьбах России).(18
слайд).
Судьба Павла Петровича итог жизни, загубленной страстной любовью (
без семьи, без любви, вдали от Родины).(19 слайд).
Судьба Одинцовой еще один вариант будущего, героиня выходит замуж
за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей
России.(20 слайд).
V. Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе по творчеству И.С. Тургенева.