Анализ лирического текста на уроках литературы


Анализ лирического текста на уроках литературы.
Из опыта работы.
Оглавление
Анализ системы работы учителя:
Выяснение противоречия в педагогической деятельности, поиск разрешения которого
привел к данной теме.
Мысленное дробление темы работы на составные части (модули). Эмоциональное
погружение в текст.
Описание каждой части (модуля) по плану:
Что это? (система, метод, прием… дать название)
Зачем это делается? (цель педагогических действий)
Как это делается (педагогическая технология)
Каков результат? (показатели, критерии, сравнения)
Условия применения
Приложения:
Планы уроков.
Список литературы.
Анализ системы работы.
1.Выяснение противоречия
Перед школой сегодня поставлена задача — помочь ребенку образовать себя,
сформировать свой образ. Путь, по которому этот образ всегда формировался, —
вхождение ребенка в культуру общечеловеческую и культуру своего народа.
Как ввести ученика в мир культуры, помочь ему освоиться в нем? Как это сделать в
сегодняшних условиях, при таких могучих и страшных конкурентах: Интернета, мутной
телеволны, льющей на наших детей совсем иные ценности.
Что может противостоять этому? Культура. Наши предметы русский язык, литература
это часть культуры.
Лирика это не только сердцевина национальной культуры, а значит, и основа родного
языка, но это еще и наиболее яркий пример искусства слова, доступный учащимся и
действующий, подобно музыке, не только смыслом, значением слов. Поэтическое слово
вливается в душу, воздействуя на ум, чувства читателя всеми своими богатствами, в том
числе звуком, эмоциональным настроем, достигая самых тайных глубин нашего сердца.
Но чтобы это произошло, дети должны быть грамотными, заинтересованными
читателями. Эта задача — сделать детей квалифицированными читателями является
целью и содержанием литературного образования. Путь приобретения детьми
читательской квалификации — самостоятельный, глубокий, эстетический анализ
художественного текста, умение воспринимать текст как знаковую систему, как систему
образов, видеть способы создания художественного образа, испытывать наслаждение от
восприятия текста, хотеть и уметь создавать свои интерпретации художественного текста.
В школьной практике мы сталкиваемся с большими трудностями, когда предлагаем
ученикам проанализировать лирическое произведение. Современные школьники
воспринимают данную учебную деятельность как некую «повинность», принудительную
часть урока, зачастую не понимая, чего от них хотят, какого результата добивается
учитель. Стихи понять под силу учащимся, обладающим образным восприятием,
ассоциативным мышлением.
Почему не все люди любят стихи? Почему их любят все дети дошкольного возраста, с
удовольствием слушают, повторяют и быстро запоминают наизусть? Почему в школьные
годы эта любовь нередко угасает, вместо того чтобы усиливаться, и с возрастом многие
люди теряют вкус к поэзии? Причин этому много, главная из них недостаточная работа
на уроках литературы по развитию воображения и внутреннего слуха учащихся, без чего
самостоятельное чтение стихов вызывает у них значительные затруднения.
Как же все-таки изучать лирические произведения в школе? Нужно ли учить ребят
постижению внутренних смыслов стихотворения или достаточно, чтобы они понимали
стихотворения только на уровне чувства, не призывая себе в помощники разум?
С такой меркой можно подойти и к проблеме «глубины» анализа стихотворения «Анализ
лирического текста (название стихотворения). Восприятие, истолкование, оценка». Чем
больше смыслов сможет выявить ученик, разбираясь в тексте, тем глубже будет его
понимание. В современной школе это особенно важно: ведь в школьную программу
включены самые сложные образцы русской лирики, поэзия «золотого» и «серебряного»
веков поэзии.
Задача учителя литературы — научить школьника замечать смыслы поэтического и
произведения, выявляя особенности художественной формы. Глубина анализа
лирического стихотворения измеряется тем, сколько смыслов сумел найти при анализе
читатель, сколько слоев он «снял» с «луковицы» текста, пробираясь к его «сердцевине»
главной авторской мысли и чувству, выраженному в стихотворении, и доказательно
аргументировал свою точку зрения.
2. Мысленное дробление системы работы на составные части (модули).
На первый взгляд, искусство и технология — «две вещи несовместные». Технология
предлагает заданный порядок действий, ведущих к надежному и в значительной степени
стандартизованному результату. Поэтому и общение с искусством требует соблюдения
известных правил, дающих простор воображению читателя, личностной оценке
художественного произведения.
Программа общения с лирикой может быть представлена в виде цикла операций, каждая
из которых имеет определенную цель. Совокупность этих операций рождает
интерпретацию художественного произведения (стихотворения).
1 операция (блок, модуль) — это эмоциональное погружение в текст. При этом важно,
чтобы читатель замечал не только собственные, но и авторские чувства.
2 операция (блок, модуль) — это анализ текста, т. е. работа, проверяющая наши
чувства, мысли, представления, возникшие при чтении.
Анализ — это самая трудная и важная операция при постижении смысла стихотворения.
Любое стихотворение — это образ мира, в котором отражен идеал автора. Конечная цель
анализа лирического текста — познание художественно-эстетического идеала автора.
Анализ — это путь от читательских впечатлений к автору произведения, это попытка
приблизиться к позиции писателя.
Анализ требует от читателя определенных умений, поэтому внутри 2-го блока следует
выделить 3 подуровня:
разделение поэтического текста на уровни и элементы структуры;
нахождение связей между уровнями и элементами структуры;
рассмотрение всей совокупности элементов как единого целого.
В старших классах может быть включен еще один подуровень: рассмотрение лирического
стихотворения в культурно-историческом контексте.
3 операция, завершающая работу, — оценка своего первичного восприятия,
насколько мы поняли, почувствовали поэта, ведь обдумывание художественного текста
уточняет, углубляет, изменяет чувства читателя. Наконец, оценка своего отношения к
тому, что поэтом создано.
Для оценки собственных творческих возможностей и их развития, оценивания творчества
поэтов можно использовать (в 5-8 кл.) игровые формы: детям даны рифмы и указаны
стихотворные размеры (раздаточный материал)
завесила
ели
весело
метели
одному
торчат
пойму
спят
дактиль
амфибрахий
Нужно написать четверостишие по данной рифме и размеру.
Штора окошко завесила,
Детям становится весело.
Скучно лишь мне одному,
А почему — не пойму.
Зеленые, темные ели
Укрыли зимою метели.
Пушистые ветки торчат,
Как будто им грустно, и спят.
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.
А. А. Фет
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят…
Ф. И. Тютчев Чтение стихотворений по учебнику.
Дети естественным образом подходят к пониманию таланта, культуры прошлого, как бы
вступая с ними в диалог.
Условия применения опыта, его результат:
главная задача должна выполняться — помочь ребенку в произведениях прошлого
увидеть общечеловеческий смысл, вечные проблемы;
работать прежде всего над усилением эмоционального восприятия текста;
отсутствие авторитаризма, диалогичная, полилогичная формы работы на уроке;
вариативность заданий на уроке и дома; свобода выбора формы работы;
чтобы каждый методический прием работал на усиление творческих способностей детей.
Результат : Дети больше читают, осознанно воспринимают лирический текст, без
принуждения заучивают наизусть, владеют терминами по теории литературы при анализе
стихотворения, способны на самостоятельное монологическое высказывание в устной и
письменной форме по поводу восприятия, истолкования, оценки художественного текста.
П. Описание каждого модуля (операции) по плану:
Что это?
Зачем это делается?
Как это делается?
Результат и условия будут указаны после описания всех модулей.
Описание 1 модуля «Эмоциональное погружение в текст».
Процесс эмоционального погружения в текст связан с эстетическим восприятием.
Эстетическое восприятие — это сокровенный, личностный процесс, который протекает в
глубине сознания человека и трудно фиксируется при наблюдении. Есть такие чувства и
ощущения, которые плохо повинуются нашей воле и возникают вполне непроизвольно в
определенной обстановке. Нередко нужное чувство вызвать прямым путем невозможно.
Важно разбудить воображение, вызвать различные ассоциации, обратиться к образному
мышлению детей.
Здесь важны формы и приемы, развивающие эмоции и образное мышление:
эмоционально-образный комментарий учителя с опорой на личный эмоциональный опыт
учащихся;
краткий рассказ об авторе, истории создания стихотворения; творческие миниатюры,
обмен впечатлениями;
выразительное чтение стихотворения учителем; прослушивание музыкальных миниатюр.
Примеры использования этих приемов на уроках:
а) Перед чтением стихотворения И. А. Бунина «Восход луны» (5 класс) подготовим
восприятие учащихся.
Представьте себе теплую летнюю ночь. Вы вышли из дома и увидели огромный тополь,
устремленный в темное небо. Постарайтесь увидеть его как можно лучше. Он., (какой?)
Продолжайте описание.
Чтение миниатюр, обмен впечатлениями.
Полюбоваться теплой летней ночью, вслушаться в нее, почувствовать «дуновение тепла»
приглашает нас И. А. Бунин.
Прослушивание стихотворения в исполнении учителя.
б) Для активизации воссоздающего воображения учащихся предлагается такое задание.
Представьте на миг, что вы художник. В руках у вас волшебные кисти. Нарисуйте
осеннюю картину, которую вы увидите в стихотворении А. С. Пушкина «Осень» (6 класс)
(дети говорят).
Какие образы этой картины особенно трудно передать живописцу на холсте?
«роща отряхает… листву»;
«дохнул осенний хлад»;
«страждут озими»;
«уснувшие дубравы».
Какой прием помогает оживить красоту осеннего пейзажа? (Олицетворение)* попутное
повторение тропов.
Прослушивание стихотворения в грамзаписи.
Чтение стихотворения — это уже и его толкование. Главное, чтобы формой общения
ребенка с произведением искусства стал диалог (как призывал академик М. М. Бахтин).
Общение школьника с произведением искусства проходит несколько этапов, свои
конкретные учебные цели преследует начальная школа, базовая школа, старшие классы.
Средние классы (5-8) должны стать школой читательского и исполнительского
мастерства. Поэтому здесь так важен этот первый описанный выше блок (модуль)
погружения в текст.
Хотя этим ученикам уже становится доступно изучение (анализ) лирического текста в его
специфике.
Приемами анализа художественного текста (2 модуль) уже вполне должны овладеть
учащиеся старших классов. Эмоциональное погружение в текст для них уже, как правило,
труда не составляет.
2. Описание 2 модуля «Анализ стихотворения»
Анализ стихотворения — это путь от читательских впечатлений к автору произведения;
это попытка приблизиться к позиции поэта; это интерпретация, т. е. постижение смысла
произведения.
Когда человек впервые знакомится с методами филологического анализа текста, то важно
объяснить ему не только как это делается, но и зачем они нужны. Необходимо показать на
уроках, как дотошный анализ общеизвестного текста выявляет в нем смыслы, которые
дотоле могли оставаться незамеченными. Все, что может сделать наука, -это помочь
обыкновенному читателю услышать то, что и так слышит читатель идеальный.
Любое стихотворное произведение имеет свою структуру
а) внешняя форма (строфика, размер, ритм, рифма, особенности поэтического
синтаксиса, звуковая организация стихотворения)
б) внутренняя форма (тропы, фигуры, лексика; ассоциативные связи, заключенные в
них; особенности композиции, основной формальный прием, на котором выстроено
стихотворение (антитеза, параллелизм, анафора и т. д.)
С этими элементами структуры связаны два приема работы с поэтическим текстом
разделение поэтического текста на уровни и элементы структуры;
нахождение связей между уровнями и элементами структуры
в) третий элемент структуры лирического текста — эстетический уровень (образ
лирического героя, движение лирического сюжета, пафос стихотворения) связан с таким
приемом работы как рассмотрение всей совокупности уровней, элементов структуры как
единого целого.
Приведем конкретные формы работы по анализу лирического текста. Начнем со старших
классов (9-11), т. к. именно они уже должны владеть всеми приемами работы с текстом
Первые два приема работы с лирическим текстом могут быть представлены в
традиционной форме аналитической беседы с классом. Она становится более
продуктивной, если идет групповая работа (класс делится на группы, каждой предложен
свой блок вопросов, над которыми работает группа, затем — обсуждение в классе). Менее
продуктивно идет аналитическая беседа с целым классом (по тем же вопросам).
Аналитическая беседа по содержанию стихотворения «Когда волнуется желтеющая
нива…» (9 класс)
Блоки вопросов по группам.
1 группа: (исследует)
1 что представляет собой стихотворение в синтаксическом отношении?
[(СПП, период, смысловое единое целое)
Период делится на 2 части: повышение тона (ПР), понижение тона (ГЛ)
1 часть — 3 строфы (придаточное)
II часть — 1 строфа (главное)]
группа:
Проявляется ли двухчастность композиции на лексическом уровне?
[Лексика делится на 2 тематические группы:
часть — разнообразные явления природы
часть — духовный мир человека]
3 группа:
Какие художественные приемы использует поэт, рисуя мир природы? Какой из них
является главным?
[восходящая градация одушевления, оживления природы. Достигает вершины в III
строфе].
Найдите точку сцепления III и IV строф (слово) [мирный край - смиряется].
группа:
Что представляет собой IV строфа? (о смысле, связи)
[Ответная реакция лирического героя на обращение к нему природы].
Что дают лирическому герою общение с природой? [Умиротворение, постижение счастья
на земле].
Зачем поэту нужно смешение сезонов, мест, времен? [Поэту нужно показать, что всегда и
всюду, где и когда мир прекрасен, там и тогда человеку легко и он может постигнуть
счастье].
Каждый подробный поуровневый анализ текста завершается творческой работой в классе
или дома.
«Анатомируя» таким образом лирический текст, необходимо помнить о том, чтобы не
разрушать целостного впечатления. Лирику необходимо рассматривать как систему всех
перечисленных уровней.
Но нет единого метода, овладев которым можно проанализировать любое стихотворение
любого автора. И значит — делать это очень сложно.
Более сложной формой работы является сравнительный анализ поэтических текстов.
Методика его описана, например, в статье Е. Н. Черобай, PC, №4, 2001, с. 21 или в статье
В. Н. Лазаревой ЛВШ №2, 1996, с. 82.
Поэты сравнимы уже потому, что они поэты, т. е. творцы. Говоря о сравнении
поэтических текстов, мы имеем в виду художественные миры, которые сравнимы в их
органической целостности. Именно сравнительный анализ позволяет увидеть разность
этих миров, их неповторимость, как выражение человеческого духа. Сравнение дает
возможность поисков себя, самоутверждения. Ребенок формирует свое сознание,
развивает чувства, учится переживать, видеть, ощущать.
Очень интересна такая форма работы, как постижение смысла лирического текста через
одну художественную деталь. Каждый даже самый ничтожный элемент формы строит
смысл. И чтобы приблизиться к поэту, нужно отыскать в тексте всего лишь одно слово.
Так, в урок по теме «В чем главная особенность жизненного и творческого пути С.
Есенина?» можно включить фрагмент анализа небольшого стихотворения Есенина,
написанного в 1910 году, когда Сергею было 14 лет.
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Это стихотворение не имеет названия. Попробуем сами озаглавить его (медленное чтение)
[«В огороде», «Два дерева», «Утром», «Детство»]
Какое же самое удачное?
А какое слово в тексте сразу бросается в глаза? (клененочек)
Почему? (окказионализм)
Подумайте, какое значение вкладывает автор в свой окказионализм? Найдите слово,
подобным способом образованное:
Кот — котенок – котеночек. Клен — клененок — клененочек
Уменьшительно-ласкательные суффиксы указывают на детеныша, передают ласковое к
нему отношение.
Значит, в тексте это не просто маленькое дерево, а живое существо, детеныш клена.
Найдите слова, подтверждающие это (эпитет «маленький», олицетворение «клененочек
сосет вымя»).
Название «Детство» хорошо тем, что оно многопланово. А суть есенинского творчества и
его истоки — глубоко народные.
3-ий прием работы с лирическим текстом (рассмотрение всей совокупности уровней
как единого целого) может быть представлен как в традиционной форме (общий вывод
по уроку после анализа текста), так и в игровой форме (тогда с этого приема начинается
урок-игра, а затем детальный анализ текста).
Пример применения приема в традиционной форме. Так, после анализа фонетической,
лексической, морфологической структуры текста стихотворения А. С. Пушкина «Зимний
вечер», классу задается вопрос-задание: «Докажите, что стихотворение построено на
контрасте на любом языковом уровне».
Откуда грусть последних 3 строк? Откуда эти темные пятна в сияющем празднике зимы?
(Стихотворение обнаруживает боренье чувств поэта, трудность его пути к гармонии).
Пример применения приема в нетрадиционной форме: собирание целого поэтического
текста (незнакомого) из разрозненных строк. Такая работа может быть индивидуальной и
групповой.
Строки небольшого стихотворения записываются на доске в перепутанном порядке.
Детям сообщаются первая и последняя строки и способ рифмовки. Каждый в тетради
собирает свой текст. Потом результаты обсуждаются, подвергаются защите, ни с чем не
сравнима заинтересованная тишина, которая стоит при чтении учителем правильного
текста. Потом классу предлагаются вопросы на понимание текста. Разобранное таким
способом стихотворение почти без труда выучивается наизусть. Такая форма работы
подойдет для семи- восьмиклассников.
3. Описание 3 модуля «Оценка первичного восприятия лирического текста,
выражение своего отношения к нему»
Всесторонний анализ лирического текста углубляет, дополняет, корректирует первичное
восприятие.
Учащиеся при заинтересованной работе с текстом постигают идейно-эстетический идеал
автора и учатся выражать свое отношение (приятие, неприятие, восхищение и т. п.) к
тому, что поэтом создано.
Гений может быть понятен всем, тем более его потомкам, но это осмысление творчества
разноуровневое. Можно скользить по поверхности, а можно «дойти до самой сути».
И если старшеклассники при заинтересованном разговоре могут выразить свою оценку,
отношение монологически (устно или письменно), то учащиеся 5-7 классов, как правило,
делают это еще с трудом, учатся выражать свою оценку стихотворения, своей работы с
ним.
Для формирования этого умения, начиная с 5 класса, можно использовать интересные
творческие задания, которые «переводят» литературные произведения на язык других
видов искусства. Для этого пятиклассникам надо самим окунуться в процесс творчества.
В чем суть такой работы? В течение урока (редко 2) учащиеся должны в рисунке выразить
свое понимание произведения и дать ему словесное обоснование. Как оценивать такие
работы — ведь рисуют все неодинаково? Не надо искать недостатки, главное — увидеть,
как они восприняли смысл произведения, какие образные ассоциации у них возникли. Все
словесно-изобразительные сочинения обязательно анализируются в классе. Ребята
рассматривают рисунки, выделяют, по их мнению, лучшие. Все это дополнительный
способ углубления восприятия, истолкования, оценки лирического текста и в то же время
еще один толчок к развитию их творческих особенностей. Об интересном эксперименте
по заучиванию стихотворного текста с помощью ассоциативного рисунка рассказала
учитель Денисенко И. В. (ЛВШ №4, 2001, с. 36)
Приложения
Урок литературы в 9 классе
Тема: Свободолюбивая лирика Пушкина
Цель: чтение и анализ стихотворений «Вольность» (1817), «Деревня (1819), «К Чаадаеву»
(1818), «Узник» (1822), «Птичка» (1823), «Арион» (1827), «Анчар» (1828), обучение
анализу стихотворения «Во глубине сибирских руд..» (1827)
Словарная работа: вольнолюбивая лирика, эволюция темы, пафос
Тема вольности претерпела эволюцию в творчестве Пушкина.
Ода «Вольность» провозглашает сочетание «вольности» с «мощными законами».
«К Чаадаеву» речь идет об ожиданиях «вольности» в пределах русской действительности,
нельзя не видеть в послании призыва к действию.
«Деревня» это призыв, направленный к лицам, обладающим властью совершать
реформы.
«Птичка» мотив свободы связан с гуманистической идеей «дарования свободы».
«Анчар» исследование источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Комментарии, объясняющие причину обращения
Пушкина к теме свободы.
Одна из важнейших тем лирики Пушкина — тема свободы. Свобода для Пушкина —
высшая жизненная ценность, основа дружбы, условие творчества. Жизнь без свободы
окрашивалась в мрачные тона. Представления о свободе всегда были основой
пушкинского мировоззрения.
Слово «свобода» и ближайшие по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» —
ключевые слова пушкинского словаря.
Уже в стихотворениях 1817 — 1819 гг. свобода становится то высшим общественным
благом (хочу воспеть свободу миру), то целью, к которой устремлен поэт вместе с
друзьями (звезда пленительного счастья), то обозначение душевного состояния поэта
(тайная свобода). Свобода для юного Пушкина не просто слово из словаря вольнодумцев.
Свобода — это его точка зрения на мир, на людей, на самого себя.
Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми,
общества и истории.
В петербургский период творчества свобода открывалась Пушкину как абсолютная
ценность.
Свобода — вне времени и пространства, это высшее благо.
Мотив социально-политической свободы «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине
сибирских руд…», «Арион».
Главные идеи — осуждение тирании, служение общественным идеалам.
Мотив личной свободы «Узник», «Птичка».
Призыв к бегству из неволи-темницы усиливается образами птиц.
Мотив свободы творчества «Поэту» (1830), «Из Пиндемонти» (1836)
Свобода — духовный идеал личности, ищущей совершенства (философское осмысление
свободы) «Анчар» (1828), «Пора, мой друг, пора…» (1836)
II Примерные вопросы и задания
1. Ода «Вольность» (1817)
Поэт скорбит и негодует, потому что живет в мире, где свистят бичи, гремит железо
кандалов, где на троне восседает «неправедная власть». Весь мир лишен свободы,
вольности, следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты.
Стихотворение отражает взгляд просвещенных дворян, думавших о будущем России.
- Как в этом стихотворении работают законы жанра?
- Какие оттенки пушкинского представления о тиранах подчеркнуты в оде?
-Что становится предметом описания в оде Пушкина? О чем это говорит?
-Найдите строчки, отражающие идею стихотворения
- Ч-то является основой свободы по Пушкину?
Пушкин страстно желает, чтобы мир жил по закону, который принят им самим, — по
закону свободы.
Прославляя закон как прочную основу свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В
них он видит источник несвободы, «ужас мира», «стыд природы», нарушение
божественной гармонии.
- Каково настроение, чувство лирического героя?