Конспект урока "Берегите в себе человека" 10 класс

Урок литературы в 10 классе.
«БЕРЕГИТЕ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА!»
Цель: Раскрыть трагизм повседневно-будничного мещанского существования и
духовного оскудения личности в рассказе. Мастерство Чехова в раскрытии темы
рассказа. Художественные особенности творческой манеры Чехова; совершенствовать
умение анализировать художественное произведение, применять полученные знания для
создания связного текста (устного и письменного) на заданную тему.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Метод: Частично-поисковый метод
Задачи. Образовательные:
1. Рассмотреть композицию рассказа, выявить эпизоды, показывающие этапы гибели
души главного героя;
2. Проанализировать причины духовной гибели доктора Старцева;
3. Раскрыть позицию автора, его отношение к главному герою.
Развивающие:
1. Обучение комментированному чтению в сочетании с эвристическим методом;
2. Развитие умения анализировать, сопоставлять факты, эпизоды текста;
3. Обучение лингвостилистическому анализу художественного текста.
Воспитательные:
1. Способствовать развитию активной жизненной позиции учащихся ;
2. Способствовать формированию у учащихся таких нравственных качеств, как
доброта, сострадание.
Методы и приёмы: эвристическая беседа, индивидуальная работа, частично-поисковый
метод, самостоятельная работа с текстом, художественное чтение эпизода, работа со
справочной литературой, информационно-коммуникационные технологии.
1. Слово учителя.
Мы уже не раз с вами на уроках обращались к письмам А.Чехова, к его размышлениям
о смысле жизни, о человеке. И сегодня наш урок начнем с высказывания писателя. «Я
хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как вы
плохо и скучно живете. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они
непременно создадут себе другую, лучшую жизнь. Я ее не увижу, но я знаю, она будет
совсем иная, не похожая на ту, что есть. А пока ее нет, я опять и опять буду говорить
людям – поймите же, как вы плохо и скучно живете!»
1. Давайте вспомним Николая Ивановича из рассказа «Крыжовник» или Алехина.
(«О любви»). О чем думают они? (Эти люди думают только о своем благополучии и не
хотят, чтобы что-нибудь нарушило спокойное течение их «футлярной» жизни.)
А.П. считал, что пошлость мешает людям развиваться, убивает в них оригинальность.
«Ионыч» - это тоже рассказ о том, как влияет на душу человека пошлость и мещанство.
2. А какая цель нашей работы сегодня? (наша главная задача – наити ответ на вопрос:
почему происходит идейная и моральная деградация Д.Старцева? В чем причины
духовного отступничества человека перед темными силами жизни? )
Началом любого произведения является его заглавие. Чехов считал, что заглавие очень
часто это эпицентр всего содержания, значит, оно не может быть случайным. И мы с
вами в этом уже убеждались на примере его рассказов «Человек в футляре», «Толстый и
тонкий», «Попрыгунья» и др.
3. Почему же Чехов назвал этот свой рассказ «Ионыч», а не «Земский врач», или не
«Дмитрий Старцев»? (Заглавие ориентирует читателя на целостное, полное
восприятие текста, помогает не упустить главное- причем это становится понятным
лишь после внимательного знакомства с текстом.)
Кстати, подумайте, почему для своего героя писатель выбирает фамилию Старцев?
(Говорящая фамилия, как у Грибоедова: Фамусов, Скалозуб, Молчалин; у Фонвизина:
Скотинин, Правдин, Милон; у Гоголя: Хрюкин, Очумелов, Пришибеев)
Чеховская манера повествования отличается лаконичностью и простотой. Ов не так часто
открыто высказывает свою точку зрения, давая читателю возможность самому домыслить
то, на что он лишь намекает. У него нет в тексте ничего лишнего, случайного, поэтому так
важно не пройти мимо, казалось бы, незначительных художественных деталей.
2. Работа с текстом.
4. Давайте прочитаем первый абзац текста. Обратите, как необычно начинается
произведение: с придаточного предложения. Это едва ли не единственный случай в
творчестве Чехова. Найдите самое главное, ключевое слово: НАПРОТИВ. (Казалось бы,
ничего особенного, но если бы писатель упустил вводное слово «напротив», то стало бы
ясно: в городе С. все очень хорошо! А если рассматривать все произведение в целом, то
это слово станет для нас своеобразным ключом. Получается, что содержание текста
надо воспринимать «напротив»: читать одно, а в подтексте видеть и понимать совсем
другое, готовиться к тому, что в С. далеко не все хорошо, что в нем много
неинтересного, примитивного)
5. Против чего же протестует Чехов? К чему призывает читателей? (протест против
пошлости, обывательщины, духовного самовырождения человека; призыв беречь в себе
человека.
6. Каков сюжет? (история превращения неглупого, трудолюбивого человека в пошлого,
равнодушного обывателя).
Я, пожалуй, не буду у вас спрашивать, каким образом Старцев превратился в Ионыча. Не
буду просить вас доказать, что семья Туркиных - по мнению жителей города - «самая
талантливая и интеллигентная», - на самом деле – пошлая и неинтересная. Все это очень
очевидно, лежит на поверхности. Дело в том, что в рассказе есть то, что, возможно,
открывается не сразу, требует внимательной работы с текстом, сопоставлений, раздумий.
Попробуем добраться до «подводного течения» чеховского рассказа.
Когда перед читателем разворачивается жизненная драма, возникает вопрос: в чем ее
причина? Мы видим, что Д.Старцев терпит крах и в общественном, и в личном плане:
утрачивает идеалы, любовь и даже человеческий облик.
7. Как, отчего происходят эти утраты? Что именно утрачено? И, наконец, было ли что
терять Старцеву? Если нечего терять, то и потери нет – одна видимость. Значит, ему было
что терять. Посмотрим, что.
5. Каков духовный мир героя, его взгляды, общественные идеалы? И здесь требуется
наше внимание, ведь Чехов не говорит об этом открыто. (А) Старцева считают в городе
интеллигентным и трудолюбивым человеком, правда, сомнительно: ведь и о Туркиных
говорят так же. Б) он способен отличить настоящую музыку от фальшивой, ценит и
понимает искусство (текст); он сам любит петь – и поет прекрасные, совсем не пошлые
романсы - «Элегию» на стихи Дельвига и «Ночь» на стихи Пушкина. (текст); ему
хочется говорить с Катериной Ивановной о литературе, искусстве, о жизни, о людях,
ему «бесконечно нравилось», что она любит читать; мы можем догадаться, что
Старцев – хороший врач, и ,во всяком случае на первых порах, честно выполняет
нелегкие обязанности земского врача, проводит год «в трудах и одиночестве», не имея
свободного времени. Стоит задуматься над тем, как действительно была трудна
служба земских врачей. (Отрывок из Вересаева « Записки врача»)
Может быть, и лошадей, и коляску, которые вскоре появились у Старцева, не стоит
рассматривать только как признак обогащения. Для земского врача это была крайняя
необходимость.
Привлекает в Старцеве и его отношение к обывателям города, к обществу
«картежников, алкоголиков, хрипунов». Он их не терпит. Старцев высказывает и свои
мысли о прогрессе (зачитайте отрывок из текста). Несомненно, очень важно для
оценки человека его отношение к любви. И мы видим, что наш герой способен любить.
Все эти черты характера молодого врача весьма приятны, к тому же он «дьячковский
сын», и скорее всего, прошел нелегкий путь к высшему образованию.
Таким образом, перед нами по меньшей мере неплохой человек с передовыми хотя и
несколько расплывчатыми взглядами. Но он очень быстро деградировал. Все совершилось
за 8-10 лет. Старцев закончил университет примерно в 24-25 лет, через год пережил
любовную драму, через 4 года встретился с Екатериной Ивановной в последний раз, и
огонек в его душе погас окончательно, а еще через несколько лет, к 35-36 годам, Старцев
превратился в Ионыча – ожирел, потерял совесть, стал похож не на человека, а на
языческого бога.
8. Отчего же все это совершилось? Давайте посмотрим по тексту, как менялось
отношение Старцева к людям, к работе и почему. Не было ли в самом Старцеве чего-то
такого, что благоприятствовало его духовному перерождению?
9. И вновь обращаем внимание на детали: найдите ответы в тексте.
1. как он воспринимает чтение Веры Иосифовны?
2. как воспринимает игру Катерины Ивановны?
Выходит, Старцев остался доволен вечером, проведенным у Туркиных; все было
«недурственно», если не считать маленьких компромиссов с самим собой, со своим
вкусами, жизненными взглядами!
Так и в отношении к обывателям города он раздражается, но молчит. Вся беда в том,
что он терпел, свыкался, смирялся! А ведь это еще молодой Старцев! Это его первые 4-5
лет службы. Видимо, его добрые мысли и чувства были нестойки, поверхностны.
Как и многие другие писатели, Чехов испытывает своего героя любовью. Именно
любовь дает Старцеву еще один шанс остаться человеком.
10. Как же проявил себя Старцев в любви? И кто виноват в том, что не состоялась
любовь Старцева и Катерины Ивановны?
Какого мнения он о Катерине Ивановне? (избалованна, легкомысленна, капризна,
читает Писемского, но выносит из прочитанного только только смешное отчество
писателя – и это не случайная деталь: в этом – ее неумение видеть главное, настоящее в
литературе, ее легкомысленность, ведь недаром она – Котик!)
Давайте рассмотрим историю «романтического» свидания. Что нас настораживает?
(своя пара лошадей, кучер Пантелеймон в бархатной жилетке) Душа Старцева отзывается
красоте природы, светлая грусть сменяется страхом, а затем пробуждается страсть – но
как же это все неуместно здесь, на кладбище! Выходит, перед нами человек с
недостаточно чуткой душой, если он способен на кладбище воображать страстные
объятия, а перед объяснением с любимой думать о том, сколько за нею дадут денег…
Докажите, используя текст, что Старцев уже внутренне готов к развязке после
неудачного визита с официальным предложением (текст).
А как быстро затихают его сердечные страдания? (за 3 дня!)
Вспомним начало рассказа: обывательский город С. и Старцев – это два
противоположных полюса. А в конце – Старцев уже свой, такой же! Его теперь зовут
просто Ионычем.
Увы, Чехов не оставляет своему герою никакой надежды вновь почувствовать себя
человеком!
11. А теперь попробуйте назвать 4-5 деталей, самых ярких, раскрывающих всю
глубину нравственного падения Старцева, и прокомментировать их (ребята
приводят примеры из текста).
Вся глубина его падения – в его словах:
- Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепианах?
«Вот и все, что можно сказать о нем», - пишет Чехов. И действительно, ВСЕ! В
художественной литературе еще, пожалуй, не встречалось приговора, произнесенного так
просто. А ведь приговор ужасный.
12. К каким же выводам приводит нас писатель? (все началось, кажется, с малого, но
закончилось идейным и нравственным отступничеством, полной духовной деградацией,
утратой человеколюбия – и в этом основа его нравственного падения)
13. Как вы думаете, а почему Чехов завершает свой рассказ еще одним обращением к
семье Туркиных? (замкнутый круг)
Чехов выражает протест против обывательщины и разрушения человеческой личности.
Это его крик души. Это предостережение и страстный призыв: «БЕРЕГИТЕ В СЕБЕ
ЧЕЛОВЕКА!» Он по сути идет в этом по следам Н.В.Гоголя, рассказавшего нам не менее
горькую историю превращения Плюшкина в «прореху на человечестве» и
предупредившего своих соотечественников: «…забирайте же с собой в путь, выходя из
мягких юношеских лет в суровое ожесточающее, забирайте с собою все человеческие
движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!» Может быть, и нам с вами
стоит прислушаться к этим словам?...
РЕФЛЕКСИЯ:
- Над чем заставил задуматься этот рассказ?
- Почему рассказ является протестом против разрушения человеческой
личности?
Домашнее задание:
1. Написать сочинение- миниатюру на тему: «Берегите в себе человека!»