Конспект урока "Образ революции (образ революционной России) в поэме А. А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения"


Учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»
Образ революционной России в поэме А.Блока «Двенадцать»
и средства его воплощения.
Конспект занятия
Составила: Перминова Любовь Петровна,
педагог дополнительного образования
Промышленная 2015
Конспект занятия: « Образ революции( образ революционной России) в поэме А.А.Блока
«Двенадцать» и средства его воплощения.
Дата: 7.12.2015г
Цель: обучение анализу художественного текста на примере поэмы А.Блока
«Двенадцать».
Задачи:
Воспитательная – воспитывать живой интерес к художественному слову, стремление к
вдумчивому его прочтению, любовное отношение к русской классической литературе как
величайшей национальной и общечеловеческой ценности.
Развивающая - формировать речевые навыки слушания, письма, говорения, умение
эмоционально воспринимать художественный текст, истолковывать и оценивать его с
опорой на необходимую терминологию, составляющую инструментарий развитого,
творческого читателя.
Обучающая - выявить авторский замысел использования таких средств создания образа,
как полифония, цветопись, символ.
Тип занятия - комбинированное: усвоение новых знаний, применение знаний на практике,
отработка умений и навыков.
Формы организации обучения – фронтальная, парная, индивидуальная.
Формы обучения – беседа, презентация, работа с таблицей, литературоведческим
словарём, учебная лекция.
Оборудование и материалы –текст поэмы, словарь- памятка, карточки, слайдовая
презентация, фильм «Загадки поэмы Блока «Двенадцать».
Вспомогательное обучение- домашнее задание (Различные интерпретации поэмы)
2ученика
Обучающиеся –учащиеся объединения «Лингвист», 2-0й год обучения, возраст- 16лет.
Занятие из раздела программы «Культура речи»- Теория и практика художественного
текста.
Ход занятия
1. Организационная часть.(3мин)
-Приветствие учащихся.
-Цель - обучение анализу худ. текста на примере поэмы А .Блока «Двенадцать».
- Знакомство с таблицей: в ней этапы работы, вопросы, желательно по ходу занятия
заполнять.
-Тема занятия: из 2-х вариантов выбрать один, подчеркнуть его в таблице.
Выразительное чтение стихотворения Блока «Родина»
Художественный мир произведения всегда является отражением этической программы
автора, его ценностных ориентиров. Выходит проанализировать текст – значит
разгадать замысел автора, а сделать это без знания спец .терминологии, которая шифрует
мысль художника, невозможно.
2. Основная часть.
А)-Работа с литературоведческим словарём: повторение-* что такое худ. образ (основная
форма выражения содержания в искусстве, это некопирование жизненных явлений ,
процессов личностей, а их суть, тайный смысл.
*Каковы же средства создания образа в литературе? Какие из них вам незнакомы?
Ответы ребят:*)полифония (лат) – «поли»- много, «фонос»- звук, голос; многоголосие;
*) цветопись –символическое использование цветов в тексте для передачи
авторского замысла;
*) реминисценция –упоминание в контексте произведения о другом
тексте;
*Г)подтекст –скрытое авторское отношение к изображаемому.
Учитель: Наша задача – понаблюдать , как названные нами средства создания образа
используются в поэме А.Блока, выявить их роль в авторском замысле.
б) Презентация об А. Блоке «Мы дети страшных лет России -,забыть не в силах
ничего».* Что дало основание сказать так о себе и своём поколении Блоку? (6мин)
Выразительное чтение стих. Максимилиана Волошина «На дне преисподней» Ответ
записать в таблицу.
История создания поэмы? (запись в талице)
Б) Исторический контекст (эпоха). Видео слайд (2мин) «Слушайте музыку
революции!» (статья «Интеллигенция и революция!»
Г) Восприятие текста поэмы «Двенадцать». Нет А Блока, но есть его слово, в нём
ответы на все вопросы (10 мин)
Д)Работа с таблицей. ( Хронотоп, композиция, жанр…) – помощь экспертов (2мин)
Е) Фильм- лекция Н.А.Шапиро-(15мин). Слушая лекцию, ребята заполняют таблицу.
3. Итоговая часть:( 5мин)
* Для кого написана поэма? Для чего Блок использует приём полифонии, цветописи?
Какие из голосов поэмы являются реминисценциями? Как характеризует Блок своих
главных героев: двенадцать красногвардейцев ,Катьку, Ваньку Петруху? В чем смысл
образа Иисуса?
Рефлексия: Зелёная карточка- занятие полезно, белая- нет .
Спасибо за занятие!
Приложение 1
Таблица – алгоритм анализа поэмы А.А.Блока «Двенадцать».
1.Тема занятия:
А)Образ
революции
Б) Образ
революционной
России и средства
его воплощения
в поэме А.А.Блока
«Двенадцать» ???
Примерная запись: Блока
интересовала не политика, а
судьба России, поэтому выбираю
тему «Б»
Авторский
замысел:
2.Автор( реалии жизни и
творчества)
История создания
поэмы: начата * января
1918года – закончена 28
января, создавалась в
порыве вдохновения.
Закончив её, Блок
записал: «Сегодня я-
гений!»Впервые
опубликована 3 марта
1918г. В газете «Знамя
труда», а в мае вышла
отдельным изданием.
Что дало
основание сказать
А.Блоку: «Мы-
дети страшных
лет России,
забыть не в силах
ничего».
Поэт был участником Первой
Мировой войны (1914-
1916г.г),очевидцем 2-х
революций, свидетелем
страшного безвременья в России
3.Историко-
литературный контекст:
Жизненная
основа,эпоха:
Учредительное собрание
распущено, большевики
захватили власть.
Блок уверен, что
ответственность
за всё должна
нести
интеллигенция
,помогать,
направлять,
«слушать
музыку
революции».
4.Хронотоп (Время и
место действия поэмы)
1918год, зима,Петербург
5.Восприятие текста
через чтение:
Почему важно «
по живому следу
пройти за пядью
пядь»?
Услышали голоса
революционной России:жалобы
на
безвременье,лозунги,призывы,ча
стушки, молитвы и слова
городского романса идр.
Автор
заглядывает в
будущее:
предупреждает о
грядущем
братоубийстве,
служение идее –
страшная вещь
6.
Композиция(построение,
структура поэмы)?
Поэма состоит из 12 главок,
которые представляют собой
мелкие зарисовки, картины
быта,реплики,разговоры, угрозы,
восклицания…, т.е. лирический
цикл.
Но спаяно всё
это смысловым
подтекстом,
который и есть
главное в поэме:
образ бури,
ветра как символ
социального
потрясения,
мотив пути –
движения впёред
через боль,
страдания, кровь
7. Жанр( литературная
форма)
Эпическая или
лиро-эпическая
поэма?
«Блок создал новую форму
эпической поэмы, где философия
рев. эпохи выражена в новых
ритмах, в новой лексике и
стилистике»
Конфликты
эпохи,сшибку
миров поэт
передаёт через
цветопись,через
кровопролитие
8. Учебная лекция по
анализу поэмы Надежды
Ароновны Шапиро из
фильма «Загадки поэмы
А.Блока «Двенадцать»:
Дайте портретную
и речевую
характеристику
двенадцати
красногвардейцев!
Идут без креста с «черной , но
святой злобой», на всё готовы,
ничего не жаль, даже убитой
Катьки. Для Блока же она –
символ красоты, России. Автор
явно не разделяет то, что
человеческая жизнь ниже идеи ,
которой они служат. Среди них-
разные люди: и интеллигентные
,и такие, которым на спину надо
б бубновый туз, командиры,
простые, как Петруха, для
которых убийство - грех
Авторское
отношение,
подтекст-
невысказанная
напрямую, но
угадываемая
позиция
автора????
8.1. Смысл названия
поэмы?
Двенадцать красногвардейцев –
главные герои, за ними будущее
Иисус впереди –
это знак того,
что бог на их
стороне
8.2. Система образов-
символов:
-всякий человек,
- образ ветра, метели,
-старушка,
-писатель-вития,
-поп,
- барыня в каракуле,
-служительница
публичного дома,
- старый мир ,как пёс
безродный,
-Двенадцать
красногвардейцев,
Ванька,
Катька-
Петруха-
Иисус-
8.3.Язык:Прием
полифонии,
многоголосия.
Чем представлен?
Какие из голосов
реминисценции?
8.4.Цветопись: символом чего
является:
Черный- зло;
Белый-святость, чистота.
Красный цвета? –кровь.
Ванька-красив, речист, стал
буржуй( деньги),хочет красиво
жить,против красных..
Петруха –народ, руками которого
совершается революция, «
бедный убийца,.. не видать
совсем лица».
Катька –публичная девка, «дура,
лежи ты , падаль на снегу».
Контрасты
эпохи: кто не
снами, тот
против нас
«Люди как
люди»(М,Булгак
ов)
Для Блока убита
красота,духовно
е начало.
Революция не
для слабых
Всегда есть
надежда!
Характеристика
главных героев?
Что они
олицетворяют?
8.5.Конфликт:
Классовый?
Любовный?
Социально- бытовой?
9.Итог: 1.Для кого писал
поэму А.Блок?
С какой целью поэт
использует приём
полифонии для создания
образа революционной
России?
2.Как выражена
авторская боль и
надежда в
«музыке
революции»?
3 Остался ли А.Блок верным в
поэме своей прежней концепции
Родины(любовь, приятие такой,
какая есть и вера в её
Будущее)???
Приложение 2
Литературоведческий словарь
Образ – яркое воплощение общего, существенного в конкретном, индивидуальном. (Л.И.
Тимофеев) или «воспроизведенное представление» (А,А,Потебня)
Средства создания образа:
Символ – образ, выражающий смысл какого- либо явления.
*Полифония-многоголосие.
*Реминисценция – отголосок, упоминание в данном произведении о другом тексте.
*цветопись – символическое использование цветов для раскрытия авторского замысла в
худ. тексте.
Портрет –изображение внешности героя как средство его характеристики.
Деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую
и эмоциональную нагрузку.
Речевая характеристика героя- характеристика через его речь.
*Подтекст – невысказанное напрямую, но угадываемое отношение автора к
изображаемому, неявный, потаённый смысл.
Приложение 3
Домашнее задание для 2-х ребят: Познакомиться с разными т. З. на поэму А.Блока,
выразить своё мнение:
1-ый учащийся:
А)Исследователь творчества А .Блока А. Горелов писал: « В поэме «Двенадцать»мы
присутствуем при самом процессе становления характеров людей под влиянием бурно
изменяющейся действительности .Не только разыгравшаяся вьюга «на всём божьем
свете» символизирует лет времени, в противоположность неподвижности одного лишь
буржуа, но все элементы поэмы находятся в стремительном движении.
Б)Исследователь А.Горелов : «Если мы обратимся к оголённому сюжету поэмы,
получится нечто стандартно- тривиальное: убийство из ревности уличной потаскушки. Но
этот случай уголовной хроники поднят на уровень исторической трагедии, ибо волею
поэта отразил «бурю во всех морях».
2-ой учащийся:
А) Исследователь творчества Блока Л, Долгополов писал: «Поэма Блока состоит из
массы мелких деталей- зарисовок, картин быта, реплик, разговоров, частушек, угроз,
восклицаний. Но все они слиты воедино, прочно спаяны единым ритмом ,тем мощным
смысловым подтекстом, который и есть главное в «Двенадцати».
Б)Блок создал новую форму эпической поэмы. Новизна формы находилась в прямом
взаимо действии с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как её
понимал Блок,была воплощена в новых ритмах ,в новой стилистике, в новой лексике.
Приложение 4
На дне преисподней
(Памяти А.Блока и Н.Гумилёва)
С каждым днём всё диче и всё глуше
Мёртвенная цепенеет ночь.
Смрадныйветр, как свечи, жизни тушит;
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.
Тёмен жребий русского поэта:
Неисповедимо рок ведёт
Пушкина подуло пистолета,
Достоевского – на эшафот.
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца – Русь!
И на дне твоих подвалов сгину
Иль в кровавой луже поскользнусь,
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой.
И с тобой, как Лазарь,встать из гроба.
Максимилиан Волошин.
Литература, используемая на занятии
1.Безносов, Э, Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11класс. Методическое
пособие – М. :
«ДРОФА»,2004г.- 320с., с272-273.
2.Блок, А,А. Избранное.- М.: Олимп; ОО «Издательство АСТ»; «ОЛИМП» - 2001г. : поэма
«Двенадцать», с-188; статья «Интеллигенция и революция», с-225.
Электронные ресурсы, используемые на занятии.
1. Презентация об А.А,Блоке. Реалии жизни и творчества. Исполнитель –Баутина В.А.
2. Фильм «Загадки поэмы А, Блока « Двенадцать». Лекция Шапиро Надежды Ароновны.
Список рекомендуемой литературы
1. Агеносов, В, В и др. Русская литература20 века.11класс: учебник для
общеобразовательных учреждений «ДРОФА»,2005г., -509 с. – 99- 106 с.
2.Альбеткова, Р, И. Учимся читать лирическое произведение: Книга для учащихся 7-11кл.
–М.: ДРОФА,2003. 160с. –За страницами школьного учебника.
3. Зинина,Е,А. Основы поэтики: теория и практика художественного текста. 10- 11 кл.
:учеб. Пособие. – М.: ДРОФА, 2007г..-300с. Элективные курсы.
4.Нестерова, О, И. Литература: универсальный справочник.- Москва: ЭКСМО,2015г.-
304с.
5. Цветаева, М,И. Избранное. – Москва: Издательство «ПРАВДА», цикл «Стихи к Блоку».
- с256