Конспект урока "Художественное своеобразие лирики А. А. Фета" 10 класс


Художественное своеобразие лирики А. А. Фета
ФИО (полностью)
Орешкина Ирина Александровна
Место работы
МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов
№ 15 г. Воронежа
Должность
учитель русского языка и литературы высшей
квалификационной категории
Предмет
литература
Класс
10
Тема и номер урока в
теме
Тема: А. А. Фет. Данный урок второй в теме, проводится
после обзорного изучения жизни и творчества поэта
Базовый учебник
Коровин В. И. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват.
учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч.- М.:
Просвещение, 2011
Продолжительность
урока
45 минут
Оборудование
Компьютеры с выходом в сеть Интернет, проектор, экран
Предварительная
подготовка к уроку
1) Предварительно формируются группы учащихся с учетом
их интересов и склонностей (примерно по 4 человека в
группе)
2) Учитель создаёт площадку для лингвистического анализа
текста в сервисе ОneNote Online, который позволяет
организовать совместную работу с поэтическим текстом и
его редактирование
Цель урока: формирование у учащихся представления об особенностях творческой манеры
А. А. Фета как художника слова
Задачи:
обучающие
выделить наиболее характерные для поэта языковые средства в ходе лингвистического
анализа стихотворения «Певице»;
актуализировать имеющиеся у учащихся знания из русского языка в процессе
установления взаимосвязей между различными уровнями стихотворения «Певице»;
развивающие
создать условия для развития навыков аналитического прочтения художественного
произведения и исследовательских навыков учащихся, а также умений
систематизировать материал, строить доказательные высказывания;
обеспечить развитие навыков групповой работы, умения понимать поставленную
перед группой цель исследования конкретного уровня поэтического текста,
планировать и прогнозировать результаты своего труда, нести ответственность за
полученный результат;
воспитательные
способствовать расширению кругозора, пониманию необходимости бережного и
внимательного отношения к слову;
создать условия для сотрудничества, укрепления взаимоотношений в детском
коллективе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок - исследование
Формы работы учащихся: работа в группах (обучение в постоянном взаимодействии членов
группы); коллективная (работа отдельных групп над общим заданием)
Структура и ход урока
Этап урока
ОneNote
Online
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
I
Этап
организаци
и групповой
деятельност
и
http://1drv.
ms/1gOUE
SJ
Раздел
«Начало»,
страницы
1) «Перед
началом
работы»,
2)«Правила
работы в
группе»,
3)«Состав
групп».
Вступительное слово
учителя
Каждый художник
слова по – своему видит
окружающий мир и по –
своему использует
арсенал существующих
языковых средств,
стремясь воплотить в
слово впечатления от
увиденного и
пережитого.
Сегодня на уроке
мы постараемся
определить, в чём
заключается
индивидуальная
творческая манера Фета
как художника слова. Для
этого исследуем разные
уровни его
стихотворения «Певице»
(1857).
1.Знакомство с
инструкцией «Перед
началом работы» и
памяткой «Правила
работы в группе».
2.Выбор каждой
группой
определённого
уровня текста для
исследования и
цвета для
редактирования
текста.
3. Заполнение
таблицы о составе
групп.
ӀӀ
Этап
столкновен
ия с
проблемой
http://1drv.
ms/1gOUE
SJ
Раздел
«Текст»,
страница
«А. А.
Фет»
А. А. Фет
помещал стихотворение
«Певице» в своих
прижизненных изданиях
в разделе «Мелодии» не
случайно, т. к. оно, одно
из самых мелодичных
его созданий, в
наибольшей степени
отражает
индивидуальную
поэтическую манеру
автора.
Предположительно в
1873 году П. Чайковский
пишет романс «Уноси
мое сердце». Стихи и
музыка слились воедино
и по смыслу и по
художественному
выражению.
- Прослушайте романс в
исполнении Ирины
Архиповой, созданный
на стихи А. А. Фета, и
подумайте: как поэт
передал с помощью
слова представление о
музыке в
стихотворении
«Певице»?
Постарайтесь дать ответ
на данный вопрос,
сделав лингвистический
анализ равных уровней
поэтического текста.
Знакомятся с
историей создания
романса,
прослушивают
романс на музыку П.
И. Чайковского.
III
Подготовка
к
исследован
ию
http://1drv.
ms/1gOUE
SJ
Раздел
«Текст»,
страница
«Памятка
для
анализа
текста»;
раздел
«Черновик
»,
страницы
групп;
раздел
«Начало»
страница
«Обязанно
сти»
Инструкции учителя
1.Вспомните этапы
лингвистического
анализа текста (Раздел
«Текст», страница
«Памятка для анализа
текста»)
2. Прейдите в раздел
«Черновик», затем на
страницы групп и
заполните фишбоун.
3.Распределите
обязанности в группе
(раздел «Начало»
страница
«Обязанности»)
4. Приступайте к анализу
выбранного уровня
текста.
1.Знакомятся с
памяткой об анализе
поэтического текста
2.Осуществляют
рефлексию
достижения цели
3.Заполняют
фишбоун
4. Распределяют
обязанности
IV
Этап
актуализац
ии
имеющихся
знаний при
исследован
ии разных
уровней
поэтическог
о текста
http://1drv.
ms/1gOUE
SJ
Раздел
«Текст»,
страница
«А. А.
Фет»;
раздел
«Черновик
»,
страница
своей
группы,
раздел
«Справка»
Инструкции учителя
1.Воспользуйтесь
опорными вопросами и
заданиями на странице
своей группы (раздел
«Черновик», страница
своей группы)
2.В случае
возникновения вопросов
обратитесь к учителю
или к разделу
«Справка»
Исследование
группами различных
уровней текста,
редактирование
совместно с другими
группами
стихотворения
«Певице»
V
Этап
систематиза
ции
полученных
знаний
http://1drv.
ms/1gOUE
SJ
Раздел
«Текст»,
страница
«А. А.
Фет»
Учитель корректирует,
дополняет выступления
учащихся
Презентация каждой
группой результата
исследования и
сделанных выводов;
каждая группа
вносит добавления,
совместно
редактируя текст
VI
Подведение
итогов
исследован
ия
http://1drv.
ms/1gOUE
SJ
Раздел
«Подведём
итоги»,
страницы
групп
Учитель выставляет
итоговую оценку за урок
каждому ученику
1.Осуществление
саморефлексии
2. Оценивание
результата работы
старшим в группе
Краткий прогноз выполнения заданий:
Стихотворение адресовано певице. Оно посвящено передаче образов, возникающих
при слушании прекрасного пения. Фету удалось передать неразрывное по самой своей
сущности представление о «музыке вообще», которым наделяли язык звуков романтики.
Для поэтического текста характерно традиционное песенное четверостишие.
Стихотворение состоит из четырёх строф, которые соответствуют четырём предложениям.
Особую роль в тексте играют повторы и синтаксические параллелизмы, благодаря которым
автору удаётся усилить музыкальность стиха.
Необычна интонация произведения: в нём можно выделить чёткие песенные
интонационные периоды, логически завершённая фраза совпадает с последней строкой.
Песня певицы, печальная, наполненная эмоциями, находит оклик в душе лирического
героя. Поэту удаётся передать, как постепенно душа героя открывается навстречу
прекрасному, оказываясь в плену чудесных звуков. Соединяя понятия разного логического
ряда («звенящая даль», «незримые зыби»), используя абстрактные понятия, неточные слова,
текстовые синонимы, поэт изображает, как душа лирического героя воспаряет над
обыденностью и оказывается в ином мире – чудесном, идеальном.
Сочетание