Конспект урока "Цена победы. (по повести А. Алексина «Безумная Евдокия»)" 10 класс

МАОУ « СОШ №1» г.Салехард
Урок литературы в 10 классе
Цена победы.
( по повести А.Алексина «Безумная Евдокия»)
Разработала: учитель русского языка и литературы
Черепанова Наталья Филипповна
2014 год
Цели урока: общие: привлечь внимание учащихся к проблеме
нравственного взросления юных героев,
расширения их жизненного опыта; помочь
учащимся понять глубину духовной трагедии
главной героини повести; пробудить у учащихся
желание выработать собственное мнение на
излагаемые в повести события;
частная: продолжить работу по формированию умения
анализировать систему образов.
Тип урока: урок-диспут
Наглядность: 1. выставка произведений писателя
2. плакаты с цитатами:
«Кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество»,
«Жить только собой это полбеды. Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать
походя и чужие чувства»,
«Мои ученики не стали знаменитостями, но у них есть талант человечности»,
«К человечности талант художника может и не прилагаться, а к дарованию художника
человечность…безусловно».
3. Слова для словарной работы:
Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам
других, интересам общественным, пренебрежение ими.
Эгоцентризм – крайняя форма проявления эгоизма.
Самолюбие – чувство собственного достоинства, соединённое с ревнивым
отношением к мнению о себе окружающих.
Себялюбие – исключительная любовь, внимание к самому себе, эгоизм.
4. Вопросы ко всему классу ( у каждого ученика на столе):
1) Кто главный герой повести?
2) Кто виноват в трагедии?
3) Почему Оля не заметила любви Бори Антохина?
4) Когда кончается дружба и начинается предательство?
5) Почему Оля забыла о подруге?
6) Почему Люся отказалась от Олиной защиты?
7) чем руководствовалась Евдокия Савельевна в своих педагогических требованиях?
8) Что важнее: дежурство или подготовка к экзаменам?
9) Почему Оля была одинока в своем классе?
10) Почему она одна решила искать дорогу?
11) Почему так всполошилась Евдокия Савельевна, говоря о непосильной Олиной ноше?
12) Случайна ли эта трагедия?
13) Почему рождение дочери автор считает роковым поворотом в своей жизни?
Оформление доски:
Запись: Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»
Центр классной доски пуст для последующей записи темы и эпиграфа
к уроку.
План урока: 1. Организационный момент. – 2 мин.
2. Цели и задачи урока. – 3 мин.
3. Реализация домашнего задания (по группам):
1 группа – выступления о жизни и творчестве писателя 5 мин.
2 группа – рассказ о случившемся от лица Евдокии
Савельевны - 5 мин.
3 группа – инсценировка - 5 мин.
4. Беседа с учащимися по повести. – 17 мин.
5. Подведение итогов урока. – 5 мин.
6. Объяснение домашнего задания. – 3 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Цели и задачи урока.
Оставьте в тетради место для записи темы и эпиграфа. В конце урока вы сами
подскажите мне тему и идею урока, которую мы выразим в эпиграфе.
По ходу урока необходимо делать записи в тетрадь о жизни и творчестве А.Алексина,
запишите и цитаты, предложенные на плакате.
Обратите внимание на слова, выписанные на другом плакате, на их значение и
правильно используйте их в своих ответах.
3. Реализация домашнего задания (по группам).
1 группа.
Вашему вниманию предлагается выставка книг писателя, и мы сейчас прослушаем
два небольших выступления:
1) о жизни Анатолия Алексина
2) о творчестве Анатолия Алексина
(выступления учащихся)
Открываем повесть (выразительное чтение 1-3 абзацев).
Какие разрозненные детали пытается восстановить в своей памяти автор?
Что же произошло ярким воскресным утром?
Мы узнаем об этом от Олиного отца, который выражает Олину точку зрения, и от
классного руководителя Евдокии Савельевны. То есть здесь, в повести, звучат два голоса,
детский и взрослый, причём детский Олин голос в начале звучит громче, настойчиво и
обиженно.
Давайте восстановим события так, как о них рассказала бы классный руководитель.
Поставьте себя на место Евдокии Савельевны и попробуйте рассказать от ее лица.
Пожалуйста, Евдокия Савельевна, Вам слово!
( домашнее задание 2 группы)
Спасибо. Итак, Евдокия Савельевна принесла в дом Оли страшную весть. Давайте
зрительно воспроизведём эту трагедию.
Инсценировка (домашнее задание 3 группы).
Действующие лица:
Евдокия Савельевна
Оля
Олин папа
Надя
Боря
Люся
Евдокия Савельевна: Надо сообщить всюду, ничего страшного быть не
может! Но надо сообщить. Нужны её фотографии последнего
времени.
Олин папа: В последнее время она не снималась.
Боря: У меня есть её карточки…Это было на той неделе. Я снимал
участников похода. Для нашей газеты.
Евдокия Савельевна: Отвези их, оттуда сразу назад! Помни: мы все тебя
ждём. Тогда уже наверняка здесь будет Миша Полянин. Вы с ним
поедете обратно. Туда, к нашим. И поднимите их на поиски. Надо
будет прочесать лес!
Надя: А что, там большой лес?
Люся: Да что вы!
Боря: А я вот подумал…У меня есть и другие фотографии. Надо будет
раздать там в районе. Чтобы мы не одни искали.
Евдокия Савельевна: Это так. Это, безусловно, так. Если все возьмутся за
дело, мы быстрее достигнем успеха.
Надя: Но где она может быть?
Олин папа: Что ты, Надюша?
Надя: Это я уговорила её. Это я…
(Звонит телефон, Надя хватает трубку).
Нет, не мать. Честное слово, не мать.
А кто? Учительница из школы. Помню…Я помню, в брюках была. В
синих брюках. Что вы говорите? Опознать? Кого опознать? Я её не
узнаю. (роняет трубку).
Оля: А где мамуля? Я привезла ей цветы! Представляешь, они всё ещё
движутся к этому дяде…Во главе с «безумной Евдокией».
Я ещё вчера вечером угадала самый короткий путь: Митя ночью переплыл реку на
лодке. Иначе бы он столкнулся с патрулями. И меня лодочник перевёз! Вот сюрприз
или приз, о котором говорил Митя Колягин. Мне достался! Я пришла первой. И дядя
доктор вручил его мне. А где мамуля? Я привезла ей цветы! Утром в поле так хорошо.
Олин папа: Наденька! Оля вернулась. Оля вернулась.
Надя: Я не узнаю её. Я не узнаю её.
Спасибо. А теперь давайте немного побеседуем.
4. Беседа с учащимися по повести.
Кто же виноват в этой трагедии? Олин папа склонен обвинять тех, троих, стоящих у
порога их дома воскресным утром и смотрит на них с ненавистью. Но виноваты ли они?
Виноват ли Боря Антохин? Подумайте. Именно он больше всех мешал Оле, перехватывая
её по дороге из художественной школы, обеспечивая явку на мероприятия, именно он
сказал ей перед походом: « Не вздумай принести справку!»
(ответ учащихся).
Почему Оля не заметила любви Бори Антохина? (ответ учащихся).
А Люся Катунина? Может быть, она виновата? «Самые опасные подруги
это бывшие друзья», - думает Олин отец, так ли это? (ответ учащихся).
Давайте вспомним, что разрушило их дружбу? Почему Оля забыла о подруге? (ответ
учащихся).
Читаем в повести: «Друзей труднее найти, чем потерять». Это верно.
А вот ещё цитата: «Любовь отбирает у людей гордость и самолюбие».
Подумайте: у каких людей? А у Люси? (ответ учащихся).
Когда же кончается дружба и начинается предательство? И начинается ли? (ответ
учащихся).
Почему Люся отказалась от Олиной защиты? (ответ учащихся).
Хороший урок даёт нам эта история разрушенной дружбы: «Жить только собой это
полбеды, гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие чувства».
Но главным виновником случившегося Олин отец видит Евдокию Савельевну,
«безумную Евдокию». Чем же руководствовалась Евдокия Савельевна в своих
педагогических требованиях?
Почему она взяла на выставку только два Олиных рисунка?
Почему в спектакле дала второстепенную роль?
Почему требовала участия во всех мероприятиях?
Ответом на эти вопросы стали слова самой Евдокии Савельевны:
« Мои ученики не стали знаменитостями. Но у них есть талант человечности. «К
человечности талант художника может и не прилагаться, а к дарованию художника
человечность…безусловно».
Евдокия Савельевна учила ребят человечности, они были ей небезразличны. Она
всполошилась, когда пропала Оля, она хочет переложить Олину ношу на свои плечи. Она
забыла о себе в своём бескорыстном, беззаветном и часто неблагодарном стремлении
воспитать из ребят настоящих людей.
«Учительская газета» обсуждала повесть на своих страницах. Сотни взволнованных
писем получила редакция… Вот строки одного из них, пришедшего от учителя
А.Браславского из Днепропетровской области:
«Трудно быть такой, как Евдокия Савельевна. Но они есть и будут эти вечные
энтузиасты… Низкий поклон писателю от старых учителей за созданный им образ
Евдокии Савельевны. Ибо значительные и прекрасные дела делают на земле «безумные» и
«чудаки» в понимании мещан, пусть даже и исключительных» Добавлю от себя: таких,
допустим, как Оля.
Давайте вспомним, как о таких людях говорил Чернышевский.
Ответ: «Мало их, но ими расцветает жизнь всех…»
Ну, а сейчас вернёмся к Оле. Перед ней постоянно вставали вопросы типа, что важнее:
дежурство или подготовка к экзамену. Как она считала? А ваше мнение? (ответ
учащихся).
Почему Оля была одинока в своём классе? (ответ учащихся).
И на этот вопрос можно найти ответ в повести: «Кто любой ценой хочет быть первым,
обречён на одиночество». «Крайние человеческие проявления отрывают человека от
людей и делают его одиноким».
Почему путь, пройденный Митей Колягиным, стал дорогой спасения раненых бойцов,
а путь Оли стал дорогой «убийства» её матери?
…Мы редко задумываемся о том, что человек может убить не только пулей врага или
ножом предателя, можно убить поступком и словом и не только окружающих, но и
близких людей. «Иногда мы ещё и сами убиваем друг друга».
Так кто же главный герой повести Алексина: Оля, которая находится в центре
всеобщего внимания или Евдокия Савельевна, именем которой названа повесть? (ответ
учащихся).
О многих героях мы сегодня говорили, но нужно сказать ещё об одном немаловажном
герое. Вот он стоит у меня на столе. Обыкновенный домашний телефон, к которому мы
так привыкли, что не замечаем его. Вы спросите, причём здесь телефон?
А ведь он тоже герой повести. Что помешало Оленьке позвонить домой: мол, из похода
вернётся чуть позже других, а причину объяснит, когда вернётся? Именно так поступил
сын Мити Колягина. Но телефон зловеще молчал. И, наконец, звонок. Кто первый должен
взять трубку? Разумеется, муж, если он ещё помнит о больной жене. Но взяла, нет,
схватила, трубку Надя. И снова опасная игра с судьбой. Не надо обманывать того, с кем
говоришь. Даже привыкший ко всему дежурный милиционер звонил именно он) не
предложил бы матери «опознать» девушку в синих брюках, не выдай Надя себя за
учительницу. Люди умеют щадить нас, когда мы не лукавим. Но случилось непоправимое.
Повторяя «Я не узнаю её», потрясенная мать лишилась рассудка. И В ТОТ ЖЕ МОМЕНТ
(такое не только в книгах) в дверях появилась Оля, счастливая, звонкая, с букетом
полевых цветов: для мамы! Но… опоздала. Всего на один телефонный звонок.
Почему Олин папа считает рождение дочери роковым поворотом в своей жизни?
Врачи не советовали Наде иметь ребенка. Но Надя больным сердцем) отважилась не
поверить врачам. Хорошо ещё, что всё обошлось. Появилась Оленька. Ну, конечно же
необыкновенная, потому что единственная, долгожданная. Кроме того, и впрямь в ней
было что-то милое, подкупающее.
Словом чудо-Оленька. Мама от радости забыла про себя, о том, что когда-то неплохо
пела, папа (тоже от радости) забыл о том, что жена больна, и то, что совсем недавно писал
рассказы. Но если папа забыл маму, а мама папу, и оба себя, то как помнить о них
Оленьке?
Не в этом ли истоки трагедии? И нет ли вины родителей в том, что произошло?
Конечно, трудно сказать, кто вырастет из малыша. Хорошо, если человек, который с
такой же теплотой скажет о своей матери, как Н.А.Некрасов:
…Но будешь жить ты в памяти людской,
Пока в ней жить моя способна лира.
Пройдут года – поклонник верный мой
Ей посвятит досуг уединенный,
Прочтёт рассказ и о твоей судьбе
И, посетив поэта прах забвенный
Вздохнув о нём, вздохнёт и о тебе.
Хорошо, если из малышки вырастет Наташа Ростова, которая обрела самую верную,
надёжную и задушевную подругу… в своей матери и во всём ей доверялась. Прекрасно,
если дочь будет чем-то похожа на…Аню Раневскую из «Вишневого сада».
Всякое бывает в жизни. Иногда и мамы беспомощны, легкомысленны, точно дети.
Но как бы ни была виновата перед тобой и собой, а в общем, перед людьми, мама, надо
уметь великодушно протянуть ей руку помощи.
Ну, а если из малыша вырастет твой будущий убийца? Вспомним Родиона
Раскольникова. Можно сказать, что и его мать попадёт под дворницкий топор, которым её
Роденька надеялся помочь человечеству. Можно убить и своей смертью, как тургеневский
Базаров. Разве думал он о своих «стариках», о том, какое горе принёс им, когда так
неосторожно анатомировал труп тифозного больного. Можно убить и не прозвучавшим
телефонным звонком, когда, стремясь всегда и во всём быть первым, забываешь о других
и даже о родных тебе людях.
Эта мысль очень хорошо звучит в стихотворении греческого поэта П.Антеоса.
Беззащитные.
Братья мои по двадцатому веку!
Всемогущие! Мы беззащитны, как дети…
Обороняясь тысячелетья
Копьями, пушками, электронами,
Мы же остались не защищёнными.
В области духа, в сердечной сфере!
Так зачем выходить на дорогу, братья,
Каменный топор пряча
В складках современного платья?!
Зачем под улыбкой, по-модному сшитой,
Каменную ненависть скрывать человеку?..
Мы все так беспомощно жаждем защиты,
Братья мои по двадцатому веку!..
Много ли надо, чтоб нас убить?
Один поцелуй, один телефонный звонок.
А может быть, только один намёк…
5. Подведение итогов урока.
Итак, давайте подведём итоги всему сказанному. Нам нужно записать тему урока и
главную идею выразить в эпиграфе.
Тема: «Давайте понимать друг друга с полуслова». (В. Окуджава)
Эпиграф: «Кто любой ценой хочет быть первым, обречён на
одиночество». (А.Алексин).
Подумайте, случайна ли эта трагедия?
На этот вопрос сам автор ответил и это тоже вывод: «Если вы примете сегодняшнюю
историю за случайность, она повторится».
Вернёмся на минутку и к словам, выписанным на доске. Кому присуще самолюбие?
(Люсе). А себялюбие? (Оле). Как видите, мы на примере доказали, что это совсем разные
понятия, хотя графически разница очень небольшая.
6. Объяснение домашнего задания.
Запишите домашнее задание.
В конце повести Олин папа делает горький вывод: «Мы с Надюшей боролись против
«безумной Евдокии» за право строить… или, как говорится, формировать Олин характер.
Мы победили. Но эта победа стоила Наденьке жизни. Или здоровья». Подумайте, а какова
цена этой победы? Напишите дома сочинение-миниатюру «Цена победы».