Конспект урока "А. А. Фет - мастер и волшебник" 10 класс


Урок литературы в10 классе.
Тема: А.А.Фет- мастер и волшебник .
Цели.
1.Познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета.
2.Раскрыть основные темы и мотивы лирики Фета, и их отображением в его поэтических
произведениях.
3.Совершенствовать умения отыскивать характерные темы, образы, художественные
приёмы в стихотворениях А.Фета.
4.Формировать у учащихся умения слушать и анализировать романс, написанный
композитором к данному стихотворению.
5.Воспитывать через поэзию А.Фета нравственные качества учащихся.
Оборудование. Портрет, сборники стихов.
Метод. Рассказ учителя, сообщения учащихся с чтением стихов поэта.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Новый материал.
Ход урока
Прослушивание романса П.И. Чайковского на слова А. Фета “ На заре ты ее не буди”
Вы знакомы с творчеством многих русских поэтов и знаете, что полнее всего личность
поэта, писателя проявляет себя в его творениях. Какой предстает личность Афанасия
Фета в его стихах? Черты характера? Круг интересов?
учащиеся предполагают, что поэт, написавший такие стихи, скорее всего человек
мечтательный, романтичный, поэтичный, влюбленный, наивный, далекий от реальной
жизни, видит жизнь в розовом свете, счастливый, хорошо понимает природу и любит её,
неравнодушен к красоте.
Как беден наш язык! – Хочу и не могу. –
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною…»
(Слово учителя. Внимание на портрет!)
С портрета на вас смотрит суровый бородатый человек. Взгляд его строг, может
показаться, даже самоуверен. Кто он? Незнающий ответил бы, судья, профессор-медик, а,
может, просто управляющий имением. Видно, что это прижимистый, хозяйственный,
серьезный человек.
Невозможно себе представить, что за этой непроницаемой внешней оболочкой
скрывалось легко ранимое сердце одного из нежных русских лириков, сердце
восторженного и доверчивого поэта.
Слайд
Но Фет не просто поэт, а поэт-музыкант, поэт-художник. Удивительно редкий сплав
дарований. Вся его поэзия есть отражение удивительнейшего слияния звука - слова -
красок.
Наша задача - выявить это своеобразие фетовских стихов.
«Фет лучшие свои минуты выходил из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в
нашу область…,- заметил Чайковский,- это не просто поэт, а скорее, поэт – музыкант, как
бы избегающий даже таких тем, которые поддаются выражению словом». На что Фет
ответил: «Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов
тянуло в неопределенную область музыки, в которую уходил, насколько хватало сил
моих».
И личность, и судьба, и творческая биография А.Фета необычны и полны загадок,
некоторые из них до сих пор не разгаданы. Чистая поэзия, далёкая от реальной жизни,
тонкий лиризм, жизнь поэта – всё это переплетается в одном человеке, вызывая к нему
неоднозначное отношение.
Популярность Фета и сейчас велика. Вчитываясь в стихотворения поэта, понимаешь, как
непостижимы тайны природы к человеческой сущности.
Нельзя говорить о своеобразии творчества А.Фета, не сказав о его жизни.
Б) ВИДЕОФРАГМЕНТ о жизни А.Фета.
Художественное своеобразие лирики Фета.
Вызов:
Какие особенности поэтического мира Фета вам удалось обнаружить, читая стихи?
слайд
Учащиеся называют основные мотивы поэзии Фета: любовь, природа, размышления о
поэзии; восторженное отношение к красоте; находят в стихах Фета метафоры, яркие
эпитеты, звукопись, инверсии, анафоры, повторы. Отмечают проникновенность, лиризм
поэзии Фета.
1. Фет любил повторять, что поэзия и действительность не имеют между собой ничего
общего. Он любил парадоксы.
“Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует”, —
утверждал он. И даже говорил, что поэзия есть ложь и что поэт, который с первого же
слова не начинает лгать без оглядки, никуда не годится. Никто последовательнее Фета не
придерживался доктрины “чистого искусства”. Мало того, что поэзия не должна иметь
никаких целей вне себя – в ней не должно быть еще и никакой логики, внутренней связи.
Фет писал Полонскому: “Без “безумства и чепухи” я поэзии не признаю . Поэт есть
сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор”.
слайд
2. Лирику Фета можно назвать чудом. Бодрая, жизнеутверждающая, светящаяся счастьем
жизни, переполненная радостью любви, наслаждением природой, благодарной памятью о
прошлом и надеждами на будущее, эта лирика абсолютно своеобразна и образует одну из
величайших вершин русской литературы.
3. “Мне жизни мировой святыня дорога”, – утверждает Фет. Главные святыни для него –
жизнь души и жизнь природы, часто слитые воедино, женская красота, высокие образы
искусства. Мы не найдем у этого поэта стихов на злобу дня.
4. Многих современников поражала лирическая дерзость поэта, умевшего полно и
многогранно передать жизнь души, мир чувств. Фет пытается остановить мгновение,
потому что настроение, переживание мгновенно, оно изменчиво, его трудно уловить. Поэт
пытается передать его диалектику, развитие, взаимопереходы и взаимопереливы
сложнейших и тончайших переживаний, которые так часто невозможно выразить
словами. Поиск средств выражения самой души приводит поэта к мысли, что слово
грубо и тяжело и не может выразить то, чем живет душа. “Людские так грубы слова”. А
задача поэта – выразить невыразимое, иррациональное. И поэт ищет эти средства
выражения.
Стихи Фета фрагментарны, бессвязны, иногда нарочито бессмысленны. Они для поэта –
“божественный вздор”, “бред неясный” и пишутся “наперекор уму”.
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души, и трав неясный запах…
5. Поэзия Фета насквозь суггестивна. Он не стремится убедить читателя. Не стремится и
нечто изобразить, хотя создание образов в XIX в. считалось главной задачей и
особенностью, привилегией искусства. Внушить, навеять вот единственная по-
настоящему достойная задача поэта. Слова слишком грубы для ее выполнения.
Поделись живыми снами,
Говори душе моей;
Что не выскажешь словами
Звуком на душу навей.
6. Мечта поэта — суметь уподобить стихи мелодии. П.И.Чайковский писал:
“Фет в лучшие свои минуты уходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в
нашу область…Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны нашей
души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами
слова”. В творчестве Фета напевная интонация достигает предела выразительности.
7. Фет изобрел импрессионистический стиль. Он стремится запечатлеть даже не столько
движения души и природы, сколько впечатления от этих движений. И навеять свои
настроения на душу читателя. “Для художника впечатление, вызвавшее произведение,
дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление”. А. Фет.
8. Поэзия Фета насыщена метафорами. Необычайной напевности и выразительности
способствуют инверсии с самым причудливым расположением слов в стихотворной речи,
пропуски слов, причем пропущенное слово можно восстановить только
предположительно, отказ от сказуемого — главного члена предложения в обычных
условиях — таковы лишь некоторые приемы стиля Фета в области синтаксиса. Он
необыкновенно изобретателен в области строфической композиции; стихи разной длины
сочетаются у него в строфе так, что они усиливают напевную интонационную
выразительность.
В ходе обсуждения выяснилось, что учащиеся выделили как новое, не замеченное ими
раньше, следующее: импрессионизм, суггестивность, способность остановить мгновение,
музыкальность, синтаксические особенности.
В) Краткое сообщение учителя об истории создания стихотворения.
Есть интересная книга — «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне». Ее написала Татьяна
Андреевна Кузминская, в девичестве Берс, — младшая сестра жены Л. Н. Толстого —
Софьи Андреевны. Танечка Берс, как называл ее Л. Н. Толстой в письмах, была живой,
обаятельной девушкой, хорошо пела. «У нее было довольно большое, немного
вибрирующее сопрано с красивым тембром. Она была музыкальна и пела с увлечением,
которое передавалось слушателям».
В своих воспоминаниях Т.А. Кузьминская рассказывает об одном вечере, на котором
присутствовал Фет:
Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную.
Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытала
это. По мере того, как я пела, голос мой, по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела
Глинку, Даргомыжского. Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил
повторить…
Подали чай, и мы пошли в залу. Это чудная большая зала, с большими окнами в сад,
освещенный полной луной, располагала к пению. В зале стоял рояль. За чаем зашел
разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая
природа, и слова выигрывают в пении.
Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно.
Было два часа ночи, когда мы разошлись.
На другое утро, когда все сидели за чайным столом, в залу вошел Фет. Поздоровавшись со
всеми, он подошел ко мне, положил передо мной небольшой листок бумаги с
написанными стихами.., и сказал: « В память вчерашнего Эдемского вечера!»
Я поблагодарила Фета и просила его прочесть стихи, что Афанасий Афанасьевич
исполнил. Этот листок до сих пор у меня.
Подчеркнем: в основе стихотворения Фета лежит реальный случай: но оно не является
зеркальным отражением происшедшего.
В конечном счете, это стихотворение не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о
высокой человеческой любви вообще.
Г) Чтение стихотворения
Просим учеников мысленно «увидеть» и «услышать» картины, которые рисует поэт:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.!
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу
вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна —
любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
3. Филологический анализ стихотворения( в этой работе участвует весь класс под
руководством учителя)
- Что является темой стихотворения?
(В стихотворении — две взаимосвязанные темы: искусство и любовь. Заметим, что этому
посвящены многие стихи Фета. В лирическом стихотворении «Сияла ночь. Луной был
полон сад»... эти темы слиты воедино.)
- Как композиционно построено стихотворение?
(Композиционно стихотворение делится на две смысловые части. Первая передает
картину музыкального вечера, искусство певицы, вызвавшее восторженный отклик в душе
лирического героя.
Выразительно, зримо уже самое начало стихотворения. Живо представляются гостиная и
за ее окнами сад, полный ночной свежести, лунного света и сияния. В первой строфе о
музыке прямо не говорится. Зато говорится о рояле: Рояль был весь раскрыт, и струны в
нем дрожали... Поэт, описывая инструмент, заставляет нас увидеть и услышать то, что с
ним связано.
Вторая часть стихотворения Фета вызывает в нашей памяти пушкинский шедевр «Я
помню чудное мгновенье». Легко просматриваются параллели:
между двумя встречами с лирическими героями — «много лет прошло, томительных и
скучных»; новая встреча — миг духовного озарения, восторг кратковременный, но по
силе своего влияния на жизнь — вечный. Вспомните две последние строфы
стихотворений А. А. Фета и А. С. Пушкина и вдумайтесь в их содержание. Красота,
одухотворенностъ искусства и чувства любви позволяют забыть, вычеркнуть из памяти
томительные и скучные годы, «обиды судьбы», «жгучие муки сердца».
Заключительные строки говорят о том, что искусство и любовь самое возвышенное в
жизни человека. В этом основной смысл, идея стихотворения.
- Сколько времени проходит в стихотворении ?
(В стихотворении Фета два времени: время обычное, «томительное и скучное», и время
необычное — миг духовного озарения, кратковременный восторг, который по природе
своей вечен — «жизни нет конца». Временных планов в стихотворении тоже два: план
прошедшего времени (в первой части и в первой строке второй части) и план настоящего
времени (во второй части), который выражен глаголами слышу, веет и нулевой связкой: . .
.ты одна — вся жизнь, .. . ты одна — любовь.
Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад...» совершенно по своей
художественной форме. В нем тонко сочетаются живописность и музыкальность.
Живописность создается описаниями природы, обстановки, пения лирической героини,
взволнованного отклика на него в душе поэта. В создании этих образов участвуют
поэтизмы (жгучей муки, веровать) и образные средства: сравнения (струны дрожали, как и
сердца у нас; веет, как тогда); метафоры (Сияла ночь. Луной был полон сад); эпитеты (лет,
томительных и скучных; во вздохах звучных; рыдающие звуки)
слайд
- Как создаётся музыкальность стихотворения?
Музыкальность стихотворения создается разными средствами. Отметим наиболее важные
из них.
1. Повторы.
На повторе сонорных [л], [л’], [н] строится звуковой образ.
2. Чередование ударных и безударных слогов.
Запишем первую строфу и отметим в нем ударные и безударные слоги:
Стихотворение написано шестистопным ямбом, причем в нечетных сроках есть
добавочные безударные слоги (в данной строфе — ли); во второй строке пятая стопа, а в
четвертой первая – облегчённая.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
лучи у наших ног в гостиной без огнёй.
Рояль был вёсь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоёй.
Такой размер помогает создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкое, с
живыми переходами и движением свободное повествование. Отчасти это достигается и
паузами, которые возникают в разных строках стихотворения, создавал живую,
эмоциональную речь.
З. Разнообразие синтаксических конструкций.
Две первые строки — своеобразный зачин, который состоит из трех простых, но
постепенно увеличивающихся по количеству слов предложений: два слова, четыре слова,
девять слов.
Две следующие строки- сложносочиненное предложение. Остальные строфы состоят из
сложных предложений с различными видами связи.
4. Сообщение учителя на тему «Поэзия А. Фета и музыка»
«Фет, — писал П. И. Чайковский, — в лучшие свои минуты выходит из пределов,
указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область... Это не просто поэт, а скорее поэт-
музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению
словом». «Чайковский, — пишет Фет по поводу этого отзыва, — как бы подсмотрел
художественное направление, по которому меня постоянно тянуло... Чайковский тысячу
раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную
область музыки, в которую я уходил, насколько хватало сил моих.»
Неудивительно, что творчество Фета разнообразно представлено в музыке. Музыку на его
стихи написали более ста композиторов, среди которых можно назвать П.И. Чайковского,
Н.А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. П. Бородина, Ц.А. Кюи, М. А.
Балакирева.
5. Подготовка к первому прослушиванию романса на стихи А. Фета «Сияла ночь. Луной
был полон сад...»
К стихотворению «Сияла ночь. Луной был полон сад» писали музыку двенадцать
композиторов; в их числе П. И. Чайковский, А. С. Аренский, Н. Ширяев. Мы будем
слушать романс на музыку Н.Ширяева.
Среди многих известных исполнителей романса есть и Валерий Агафонов (19411984),
выдающийся мастер русского романса. Услышав звук его голоса, богатые интонации,
слушатель никогда не остается равнодушным. Пение В. Агафонова покоряет.
Послушаем романс.
Анализ художественного своеобразия лирики Фета на примере стихотворения “Шепот,
робкое дыханье…”
Вызов: Как, по – вашему, могли относились к поэзии Фета его современники? ( вспомните
особенности эпохи, общественные процессы этого времени).
Продолжение лекции.
Отзывы современников о поэзии Фета:
“…Тонкие, эфирные оттенки чувств…”. В.П. Боткин.
“Слабое присутствие сознания”. М.Е. Салтыков – Щедрин.
“Не понимаю!” Ф. Фидлендер.
“Он в стихах придерживается гусиного миросозерцания”.
В.А. Зайцев.
“И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая
дерзость, свойство великих поэтов?” Л. Толстой..
“Со временем продадут его (сборник стихов Фета) пудами для оклеивания комнат под
обои и для завертывания сальных свечей, мещерского сыра и копченой рыбы. Фет
унизится таким образом до того, что в первый раз станет приносить своими
произведениями некоторую долю практической пользы”. Д.И. Писарев.
Сам поэт спокойно отвечал на эти нападки:
“Конечно, никто не предположит, чтоб в отличие от всех людей мы не чувствовали, с
одной стороны, неизбежной тягости будничной жизни, а с другой, тех периодических
веяний нелепости, которые способны исполнить всякого практического деятеля
гражданской скорбью. Но эта скорбь никак не могла вдохновить нас: напротив, эти-то
жизненные тяготы и заставили нас в течение пятидесяти лет по временам отворачиваться
от них и пробивать будничный лед, чтоб на мгновение вдохнуть чистым и свободным
воздухом поэзии”. А. Фет.
“В нашем деле истинная чепуха и есть истинная правда”. А. Фет.
Стихотворение “Шепот, робкое дыханье…” у одних читателей вызвало восторг, у
других язвительные насмешки. Как вы думаете, почему? Что в этом стихотворении могло
вызвать восторг и что – неприятие и недоумение? (Переживание, изображенное
мгновение, созданные картины, образы, форма стихотворения– композиция, лексика,
синтаксис, изобразительно– выразительные средства, звучание)?
Работа в парах: разделить страницу на две части и записать 1) что вызывает восхищение?
2) что могло вызывать насмешки? (Затем обсуждение).
Продолжение лекции:
Восторг знатоков, растерянность других читателей, многочисленные насмешки
приверженцев поэзии тенденциозной и однозначной — в общем можно говорить о
литературном скандале — вызвало маленькое стихотворение Фета.
Прежде всего современникам бросалось в глаза отсутствие глаголов. Фет применил
прием, который впервые использовал замечательный французский художник Поль
Синьяк. Он бросал на полотно множество разноцветных точек. Вблизи они производят
впечатление хаоса, но стоит отойти, как перед глазами возникает стройная картина. Этот
прием называется импрессионизм. Так и в стихотворении, на первый взгляд, есть только
хаотический набор звуков и зрительных впечатлений, но в действительности они
образуют художественно убедительную последовательность. В начале вечер, она
пришла на свидание к нему, встреча влюбленных. Затем ночь, проведенная вдвоем
наедине в упоении любви. Наконец, утро, слезы счастья и расставанья. Фет с его
абсолютным художественным вкусом выстроил стихотворение на приеме
психологического параллелизма—из этого явления в незапамятные времена вышла вся
поэзия, оно и сегодня нас волнует. Строго выдержано соответствие между миром природы
и миром человека с перевесом мира человека. И хотя нет ни одного глагола,
стихотворение насыщено действием.
Поэзия Фета закрывала глаза на проблемы социальные и политические, уводила в мир
грез, любви, красоты. Но, вызывая недоумение, иронию, даже раздражение, она все же
нашла признание у читателей. Сам Некрасов, утверждавший, что поэт должен быть
прежде всего гражданином, писал о Фете:
“Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу
свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько
поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет. <...> Г. Фет в доступной ему
области поэзии такой же господин, как Пушкин в своей, более обширной и
многосторонней области”.
Позже Лев Толстой написал: “Фет — поэт единственный в своем роде, не имеющий
равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его
ценить”.
Фету удалось сказать в поэзии свое слово, и это слово было очень весомым. Поэзия Фета
оказала сильнейшее влияние на русскую поэзию, особенно на поэзию серебряного века.
Рефлексия.
“Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует”, –
утверждал А. Фет. В чем же тогда смысл поэзии Фета?
“Хороший поэт, но пишет пустяки” ( Н. Чернышевский).Согласны ли вы с оценкой
Чернышевского?
Домашнее задание: написать эссе –размышление над одним из этих вопросов.