Конспект урока "А музы не молчали…" 9 класс

1
Литературная гостиная
«А музы не молчали…»
для учащихся 9-11 классов
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Юхневич С.П.
2
Ведущий1
Добрый вечер, ребята! Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодняшний вечер /заседание/
литературной гостиной мы посвящаем Дню Великой Победы. «А музы не молчали…»
такова тема нашего с вами разговора.
9-го Мая 2015 года в семидесятый раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и
поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
Минувшая война была для нашей Родины справедливой, освободительной. Путь к победе
был труден и долог. 1418 дней войны… И каждый из них - это кровь и смерть, боль и
горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед,
каждая из которых - чудо бесстрашия, доблести.
Наши отцы и деды спасли мир от фашистской чумы двадцатью миллионами жизней.
Мертвые не слышат горькие рыдания матерей, жен, детей. В их глазницах не отразится
яркое солнце, они не видят сколько цветов у их обелисков и памятников, они не знают,
что горит ярким пламенем у их могил Вечный Огонь- символ памяти и признательности
потомков.
Ничто так не утверждает и не прославляет, как преклонение перед теми, кто погиб во имя
жизни и свободы.
Память. Это самое прекрасное, что есть у людей. Память сердца. Она делает духовно
чище, сильнее и богаче.
В память о героях войны, павших за нашу Родину, в память о наших дедах и прадедах
пусть сегодня горят поминальные свечи.
/ Зажигаются поминальные свечи. Звучит музыка Баха «Такотта и фуга»/.
Ведущий 2.
Война. Это так страшно. Все, кто видел ее, скажут: «Нельзя, чтоб это повторилось!» Но
человек всегда остается человеком. И на фронте, в минуту затишья, бойцы пели,
переписывали стихи, писали музыку, читали книги.
Поэзия о войне возникла в первые же дни великой битвы. О войне писали поэты старшего
поколения - Василий Лебедев-Кумач, А.Твардовский, М.Исаковский- и война родила
целое поколение молодых талантливых поэтов-фронтовиков, которые встали в один строй
со всем сражающимся народом.
Юлия Друнина, Сергей Орлов, Борис Слуцкий- все они прошли дорогами войны, поэтому
ярко и правдиво показали ее в своих стихах, где за каждой строчкой героизм, отвага,
стойкость защитников Родины.
Поэзия была необходима людям даже в страшном пекле войны. Поэты сумели
взволновать души многих миллионов читателей и слушателей.
Ведущий 3.
Набатным колоколом звучали голоса поэтов с первых же дней фашистского нашествия,
мобилизуя народ на борьбу, на победу:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!-
Написал поэт В.Лебедев-Кумач в июне 1941 года. На эти стихи композитор
А.Александров написал музыку. «Священная война» стала гимном военных лет.
/ Звучит грамзапись «Священная война» В.Лебедев-Кумач/.
Ведущий 4.
Грозная сила стихов А.Суркова, А.Твардовского, Н.Тихонова, О.Бергольц и других звала
к отмщению, пробуждала в сердцах ненависть к врагу, жажду подвига. Их передавали по
радио рядом со сводками Совинформбюро, печатали в центральных и фронтовых газетах.
Названия многих стихов той поры гневны, призывны: «Если дорог тебе твой дом…»
Константина Симонова, «Бей врага!» В.Инберг, «Умрем, но не допустим!» А.Прокопьева,
«Слово ненависти» А.Твардовского.
3
Разящие, гневные и мужественные строки стихов можно было видеть всюду: на плакатах,
на ящиках со снарядами, на пакетах черных солдатских сухарей.
В суровые для Родины дни поэты стали ее чутким нервом, отражая в стихах чувства,
владеющие сражающимся народом: ненависть к врагу, готовность умереть за Отчизну,
вера в Победу.
Чтец 1.
От черного дня до светлого дня.
Пусть крестит меня испытаньем огня.
Идя через версты глухие,
Тобой буду горд,
Тобой буду тверд,
Матерь моя Россия!
С.Наровчатов «В кольце» 1941 г.
Ведущий 1.
В первый же день Великой Отечественной Войны Алексей Сурков написал стихотворение
«Песня смелых». Оно было опубликовано в «Правде» 25 июня 1942 года.
Стихи Суркова очень точно выразили сердечное волнение, охватившее советских людей в
те тяжкие, тревожные дни, их мысли, настроение. «Песня смелых» стала верным другом
воинов, помогала им в тяжелом ратном труде, вселяла мужество, уверенность в победе
над ненавистным врагом.
Характерный эпизод приводил в своих воспоминаниях Алексей Александрович Сурков:
Чтец 2.
«Я помню, как однажды, зимой 1942 года, после победоносного завершения
подмосковной битвы, мы собрались в ЦК комсомола с юными партизанами, которые
вместе с Зоей Космодемьянской воевали в подмосковных тылах фашистов.
Партизаны рассказывали, а мы слушали и записывали. Запомнилось мне, как одна
десятиклассница, русокосая девушка, почти подросток, рассказывала: «Идем мы лесом,
рассредоточились, далеко друг от друга. Кругом стрельба идет… . С непривычки
страшно-страшно. Я иду и, чтобы себя подбодрит, шепчу одно и то же: «Смелого пуля
боится, смелого штык не берет…». И знаете, помогло…»
Ведущий 1.
Эти заключительные строки стихотворения стали лозунгом бойцов, слова эти вошли в
поговорку.
Чтец 3. /Чтение стихотворения «Песня смелых» А.Сурков./
Ведущий 2.
С 26-го июня поэт был уже на фронте. «Победа»- это слово со всей силой убежденности
возникает в поэтических строках уже в самые тяжелые дни первых испытаний:
Чтец 4.
/Чтение стихотворения «Видно выписал писарь мне дальний билет…» А.Сурков/.
Ведущий 2
Как поразительное пророчество воспринимаем сегодня мы это стихотворение поэта.
Поэты писали стихи. Стихи становились песнями. Самыми популярными на фронте
были песни о любви. О том, что это было именно так, свидетельствует судьба «Землянки»
Алексея Суркова. Она не писалась для пения, да и вообще не предназначалась для
публикации. Это письмо, частное, интимное, письмо к любимой женщине, жене. Сам поэт
вспоминал об этом так:
Чтец 2.
«Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовалось стать печатаемым
стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строчек из письма жене. Письмо
было написано в конце ноября 1941 года, после одного очень трудного для меня
4
фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью, после тяжелого боя, пробиваться
из окружения со штабом одного из гвардейских полков».
Ведущий 2:
Как видим это не просто письмо. Оно было написано сразу после того, как смерть была
наверняка ближе, чем за четыре шага. Может быть, потому, что смерть отступила, поэт
так благодарен жизни. За то, что она есть, за этот потрескивающий огонь в землянке, за
смоляную слезу, за друзей играющих на гармони, и за самое светлое чувство,
переполняющее сердце нежностью и грустью, тревогой и теплом. И он спешит сказать
любимой «о своей негасимой любви» и тем поблагодарить ее и саму судьбу. Оказавшись в
ситуации, в которой бывали сотни тысяч солдат чуть ли не ежедневно, Сурков сказал то,
что хотел бы сказать и тот, и другой, и третий. А потому «землянку» сразу признали
фронтовики. Музыку к песне написал Константин Листов.
/Инсценирование песни «Землянка»./
Слово предоставляется приглашенным участникам ВОВ.
Чтец 5
/Стих. «Хоть я малец и не был на войне»./
И. Давыдов
Ловлю себя на этом не впервые:
затерянные в модных голосах,
Едва услышу песни фронтовые,
и почему-то слезы на глазах.
Едва ударит медь в победных маршах,
и словно я виновен без вины
За каждого из без вести пропавших,
за всех невозвратившихся с войны.
Те песни так нам дороги не тем ли,
что в бой вели гвардейцев окрыляя?
Их, молодых, прикрывших эту землю,
В себя укрыла русская земля.
Распаханы прифронтовые дали,
Но сыновья седые тех солдат
Хранят в ларцах посмертно их медали
И песни их пожизненно хранят.
Они с эстрад нахраписто не рвутся,
Их лучше слушать сердцем в тишине.
Видать, мне так с войны и не вернуться
Хоть я малец и не был на войне.
Ведущий 3:
В ряды солдат России вступили многие уже известные поэты: М.Светлов, К.Симонов, в
этих рядах находился и А.Твардовский.
Не лгать,
Не трусить,
Верным быть народу,
Любить родную землю-мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду.
А если-
То и жизнь отдать.-
Эти слова А.Твардовского можно считать эпиграфом всей его жизни.
Образ Родины в патриотической лирике Твардовского военных лет выступает как образ
Матери, зовущей своих верных сынов на бессмертный подвиг. Поэт от имени Родины
5
призывает бить врага, зовет к возмездию. Враг-это «убийца без совести, вор, ограбивший
дом».
Послушайте стихи - клятву А.Твардовского, служившего в то время в войсках,
оборонявших Москву.
Чтец 6:
/Стих. «Пускай до последнего часа расплаты…» А.Твардовский/.
Ведущий 4:
Особенно тяжелые бои шли подо Ржевом в 1942 году. В воспоминаниях Жукова
приводятся факты, в которые трудно поверить. За каждым из них жестокое правда,
предрешённая гибель людей. Представьте 1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому
огромные потери. Войска переутомлены, ослаблены. Командование просит остановить
невозможное в таких условиях наступление, разрешить закрепиться на достигнутых
рубежах. И что же? Директивой от 20 марта 1942 года Верховный отклонил эту просьбу,
потребовав энергичного наступления.
Ведущей 1:
Рокоссовский тоже рассказал о страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом
направлении, в том числе и подо Ржевом: «В полках и дивизиях не хватало солдат,
пулемётов, миномётов, артиллерии, боеприпасов, танков осталось единицы… Парадокс:
сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причем в наших условиях, по пояс в
снегу».
Ведущий 2:
Стихотворение А.Твардовского «Я убит подо Ржевом» - первый памятник неизвестному
солдату, первый зажжённый в его честь Вечный огонь.
«Я убит подо Ржевом» - полный неизбывной скорби рассказ от лица погибшего солдата,
от лица тех, кому никогда уже не узнать чем закончилась страшная война, кому никогда
не дано пережит радость Победы. В стихотворении звучит надежда и вера в то, что
выжившие будут достойны памяти павших за Родину воинов.
Чтец 7:
/Стих. «Я убит подо Ржевом» /
Ведущий 2:
Чувство долга перед павшими героями не покидает поэта и в послевоенные годы.
Чтец 8:
/Стих. «Я знаю, никакой моей вины…» А. Твардовский
Ведущий 3:
Поэма «Василий Теркин» - одно из наиболее значительных произведений Твардовского о
войне. Поэма «Василий Теркин» по своей глубокой правде о войне, по сочетанию
героического и трагического, наконец по своему гуманистическому пафосу
/ «Смертный бой не ради славы Ради жизни на земле»/ стоит в одном ряду с военными
произведениями Л. Толстого, «Герой моей повести, которого я люблю всеми силами
души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и
будет прекрасен, правда» - так пишет Л. Н. Толстой в рассказе «Севастополь в мае».
Твардовский мог сказать о своей поэме то же самое; в главе первой читаем от имени
автора:
А всего иного пуше
Не прожить наверняка/-
Без чего? Без правды сушей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы не была горька.
Чтец 9:
/Отрывок из главы «Переправа» А. Твардовский/
Ведущий 3:
6
Герой поэмы всегда бодр и весел, а порою может показаться, что он просто шутник,
балагур; однако юмор Теркина служит средством поддержания духа бойцов, и в весёлой
шутке, задушевном рассказе, Теркин чаще всего шутит в минуты серьёзной опасности,
шуткой он борется с трусостью и малодушием, своим примером воспитывает молодых
«необстрелянных солдат».
Чтец 10: /Под звучание баяна читается отрывок из гл. «Гармонь»/
Ведущий 4:
Когда началась ВОВ, Симонову было 25 лет. Все четыре военных года он работал в
«Красной звезде». Где то на фронтовых дорогах сочинил он шуточную песенку военных
корреспондентов, не забытую до сих пор:
От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли.
С «лейкой» и блокнотом,
А то и с пулемётом
Сквозь огонь и стужу мы прошли,
«Никто из нас, советских литераторов, участников войны, писал А.Сурков, - не может
похвастаться таким разнообразием своих фронтовых маршрутов, как Симонов. Тут Одесса
и Севастополь, Заполярный фронт и Подмосковья, Сталинград и Ржев, Чехословакия и
Югославия. И это обширнейшая география не мешала солдату литератору писать много,
во всех жанрах, и порой так, что созданное в горячке тех дней, остаётся жить в нашем
искусстве».
./ / Звучит музыка. 7-8 симфония Д.Д.Шостаковича или 5 симфония С.С.Прокофьева
Ведущий 1:
Подобно электрическому току пронизало тысячи человеческих сердец стихотворение К.
Симонова «Жди меня». Оно было напечатано в газете «Правда» в 1942 году, в самые
трудные дни войны, когда враг рвался к Москве, когда решалась судьба страны. Это
стихотворение приобрело неслыханную популярность; оно расходилось во множестве
списков, посылалось в письмах с фронта, перепечатывалось всеми фронтовыми газетами.
И всё это потому, что в этом небольшом, похожем на заклинание стихотворении поэту
посчастливилось выразить мысли, чувства, великую сердечную боль миллионов мужчин,
женщин, разлучённых войной, супругов, влюблённых, родных, друзей. Глубокий отклик в
народном чувстве нашёл призыв «ждать» героя с фронта во что бы то ни стало, верить в
победу любви над смертью, приравнять верность к патриотическому подвигу.
Стихотворение поддерживало народную веру в грядущую и правую победу.
Чтец 11:
/Стих. К.Симонова «Жди меня»./
Исполняется песня «Тёмная ночь»
Ведущий 2:
Имя поэта М.В.Исаковского широко известно в нашей стране, но его безымянная слава
несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели: « Дан приказ ему на
запад», «В лесу прифронтовом», « Враги сожгли родную хату », не вспоминая имени
автора. Они искренне грустили, напевая старинный вальс «Осенний сон», смахивали
слезу вместе с солдатом, которыми сумел передать и радость, и горе своего народа. И
слова эти стали поистине народными песнями. Среди них особое место принадлежит
«Катюше».
Исполняется песня «Катюша»
2
Редкое долголетие суждено замечательной песне «В лесу прифронтовом», созданной
поэтом М. Исаковским и композитором М. Блантером. А как появилась она?
7
М.И. Исаковский отвечал на этот вопрос так: «Стихи написаны на Каме, в городе
Чистополе, когда шёл второй год войны. Послал стихи старому товарищу, композитору
Матвею Блантору. Спустя несколько месяцев услышал по радио, как «В прифронтовом
лесу» исполняет Ефрем Флакс.
Блантер избрал для песни форму вальса. Чудесная мелодия звучит, словно живое
человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни.
Инсценируется песня «В лесу прифронтовом».
Ведущий 2:
В стихотворении «Враги сожгли родную хату» поражает сюжет: не плач о погибшем
солдате, ставший уже традицией, а плач солдата по погибшей жене. Твардовский,
прослушав эти стихи, сказал: «Ты в двадцать строк вкладываешь столько, что мне в поэму
не вложить».
М. Блантер написал музыку. Стихотворение «Враги сожгли родную хату» стало песней.
Исполняется песня « Враги сожгли родную хату».
Ведущий 3:
Даже попадая в тяжелейшие условия, поэты оказывались достойными сыновьями Родины.
Погиб он в мученьях суровых,
От Родины милой вдали,
Погиб, но убийцы ни слова
Узнать от него не смогли…
Эти строки посвящаются замечательному поэту, лауреату Ленинского комсомола, Герою
Советского Союза Мусе Джалилю. Трагична судьба поэта. Уйдя на фронт, комиссар М.
Джалиль писал пафосные, вдохновляющие бойцов стихи. Будучи тяжело раненым,
лишенным возможности сопротивляться, он попал в плен. Но фашистский концлагерь не
сломил патриота. В Моабите он был приговорен к смертной казни.
Мой друг, ведь наша жизнь – она лишь искра
Всей жизни Родины – страны побед.
Пусть мы погаснем – от бесстрашной смерти
В Отчизне нашей ярче вспыхнет свет.
Дни поэта были сочтены, но он продолжал писать, спеша выразить обуревавшие его
чувства тоски по Родине, сыновней любви к ней.
Стихи, созданные поэтом в неволе, документ высокого гражданского мужества.
Чтец 12:
(Стихи М. Джалиля из «Моабитской тетради»
Звучит музыка. Бетховен. Соната №8
Ведущий 4:
Испокон веков на войну уходили мужчины. Оставляли дома жен, матерей, сестер:
поднимать детей, беречь домашний очаг и ждать их. Но июнь 1941 года поднял на
защиту страны весь наш народ от мала до велика. Не десятки и даже не сотни, а тысячи
женщин наряду с мужчинами надели гимнастерки и сапоги.
Женщины утоляли боль и подносили снаряды, они были снайперами, лётчиками,
моряками, танкистами, партизанами, подпольщиками-они были солдатами. Едва ли
найдётся хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные
женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы»,- писал Маршак Советского Союза
Л.И. Ерёменко. За свои подвиги многие из них были награждены орденами и медалями.
На полянах Великой Отечественной войны советские женщины делили со своими отцами,
мужьями и братьями все тяготы войны.
В братских могилах тех, кто не увидел прекрасной весны сорок пятого, покоятся
героини-талантливые поэтессы-Варвара Наумова, Елена Ширман и другие.
Звучит мелодия.
Ведущий 1
8
Елена Ширман с начала войны работала редактором ростовской агитгазеты «Прямой
наводкой». Там же печатались многие её стихотворения. В 1942 году был издан сборник
её стихотворений «Бойцу Н-ской части». В июне 1942 года Е.Ширман в составе выездной
редакции выехала в один из районов области, была схвачена гитлеровцами и геройски
погибла.
Чтец 13: Стих. «Жить». Е. Ширман.
Ведущий 1:
Через всю поэзию военных лет проходит тема опаленной юности, тема девушек и юношей
сорок первого года, прямо со школьной скамьи вступивших в войну.
Качается рожь несжатая,
Шагают по ней,
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней
Нет, это горят не хаты-
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Эти строки написала поэтесса Юлия Друнина. В качестве медицинской сестры она
прошла долгий военный путь. С гордостью пишет она о женщинах своего фронтового
поколения.
С восторгом нас, девчонок, не встречали,
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии - потом.
Это потом прогремели по фронтам и тылам имена Зои Космодемьянской и снайпера
Людмилы Павличенко, лётчицы Жени Рудневой и отчаянной сандружиницы Кати
Новиковой, окончившей войну гвардии старшим лейтенантом, командиром стрелковой
роты. И в каждом полку, в каждом батальоне была своя Женя, своя Катя.
…Сейчас само слово «фронтовичка» звучит как награда. А тогда…
Смотрю назад, в продымленные дали-
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
Возможность умереть за свой народ…
Не все из них, солдаты России, вернулись домой. Многие остались лежать в
подмосковных снегах, у берегов Волги, за пределами родной земли.
Чтец 13:
/Звучит стих. «Зинка» Ю. Друнина./
Ведущий 2:
О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях, с проникновенной человечностью
рассказывает стихотворение Б. Окуджавы «До свиданья, мальчики».
Чтец 14:
/Звучит стих. «До свиданья, мальчики»./
Ведущий 2:
Поэту В. Субботину принадлежат проникновенные и сильные слова:
«Мальчики сороковых годов. Сверстники! Певцы военного подвига. Это прекрасное
поколение, к которому я принадлежу сам. Непреклонные мальчики, на чьи плечи и спины
опералась Родина. Выросшие как раз к началу войны. История, как гусеница танка прошла
по следам нашим… Товарищи!»
Чтец 15:
Звучит стих. «Вышел мальчик из дому». А. Межиров/
9
Ведущий 3:
Война, народ и Родина не отделимы. Наша многострадальная Родина много перенесла и, я
думаю, ей ещё много придется перенести.
Много раз тебя пытали:
Быть России иль не быть,
Много раз в тебе пытались
Душу русскую убить.
Как много трудностей вынес наш народ, Россия. Великая Отечественная война явилась
проверкой всех жизненных сил народа и показала большую силу духа нашего народа.
Тема войны всегда злободневна. Книги, стихи, стойкость, выносливость. Мне хочется,
чтобы сегодняшняя наша встреча стала для вас, ребята, уроком доброты, правды, любви к
Родине. Хочется, чтобы в наше нелегкое время вы были добрее, терпеливее. И надо
набраться сил, чтобы пережить это тяжелое время и не потерять человеческое лицо, как
ваши деды и прадеды в годы Великой Отечественной войны. Будем достойны памяти тех,
кто погиб, защищая нашу Родину.
/Звучит 1 концерт П.И.Чайковского. Читается стих. Р.Рождествеского «Реквием»./