Конспект урока "«Голубков огонь не берет» по рассказу Татьяны Толстой «Соня»"


1
Урок по современной литературе в форме дебатов
для студентов 3 курса специальности «Библиотековедение».
«Голубков огонь не берет» по рассказу Татьяны Толстой «Соня».
Салчак Шончалай Куш-ооловна –
преподаватель русского языка и литературы
ГБОУ СПО «Кызылский колледж искусств им.А.Б.Чыргал-оола»,
г. Кызыл, Республика Тыва
Цели урока:
1. Обучающие: обобщение знаний по рассказу Т.Толстой «Соня»;
2. Развивающие: совершенствование навыков анализа художественного
произведения малого жанра, развитие устной речи, критического мышления,
умения формулировать вопросы, отвечать на них, принимать или отвергать точку
зрения оппонента.
3. Воспитывающие: обращение к современным социальным и нравственным
проблемам, обсуждение и формирование качеств жизнеспособной личности,
толерантного мышления, способности к жизнетворчеству.
Тип урока – дебаты.
Форма урока: урок-обобщение
Оборудование: портрет Т.Толстой, оформление помещения кабинета для ведения
дебатов, доска, презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. 1. Вступительное слово учителя.
На уроках по современной литературе мы познакомились с творчеством Т.Н.Толстой,
которая представляет такое художественное направление, как постмодернизм. Прочитали
ее рассказ «Соня».
Это произведение современной литературы, которое поднимает важные
нравственные проблемы, позволяет утвердительно ответить на вопрос о существовании
сегодня настоящей литературы, думающей о человеке, “болеющей” за него.
Рассказ Толстой возвращает нас к собственно литературе к художественному
образу, к метафоре, к символу, к игре слов и смыслов, к красоте поэтики. Литература
может говорить о самом важном, но оставаться при этом немного игрой.
Сегодняшний урок проводим в форме дебатов в форме интеллектуальной игры,
соревнования, дискуссии.
2. Обсуждение правил дебатов. Участвуют 2 команды по 4 человека: команда
утверждения и команда отрицания; участников команд называем спикерами, таймкипер
следит за соблюдением регламента и правил игры, остальные учащиеся являются либо
«рецензентами», либо судьями, слушателями.
Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и
контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в
своей правоте. Судьи оценивают каждый раунд, по ходу игры заполняют судейский
протокол, в котором отмечают сильные и слабые стороны выступлений спикеров,
фиксируют все аргументы и контраргументы команд. По окончании дебатов судьи,
2
принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов. При
этом они могут комментировать свое решение, обосновывая его. В этой игре нет
«проигравших».
Дебатеры должны спорить в дружественной манере; должны внимательно слушать
своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов
Ход игры:
1) Представление команд.
1.Команда Утверждения (спикеры) 2. Команда Отрицания (спикеры)
2) Обсуждение рассказа.
Слово учителя. Итак, поговорим о рассказе «Соня», постараемся вместе выяснить, чем
же он заслужил высокой оценки, актуальности. В течение урока обсуждаются 4 вопроса
или, как принято говорить в дебатах, 4 утверждения:
1) Рассказ о Соне и по праву называется «Соня».
2) Соня наивный и скучный человек, она «романтична и по-своему возвышенна». Так
ли это? Была ли она счастлива?
3) Преемственность между героиней Т. Толстой и «маленьким человеком» русской
классической литературы есть.
4) Справедливо ли замечание А. Гениса: «Толстая отнюдь не добрый волшебник, и
сказки у неё с плохим концом. Мир страшен сам по себе. Жизнь изначально
трагична уже потому, что подчиняется времени».
5) «Голубков огонь не берет»!
3) Обсуждение утверждений.
- Почему рассказ называется «Соня», а не «Ада»? Давайте сравним двух героинь
рассказа. Заполним таблицу.
СОНЯ
АДА
Имя Соня в русском языке считается
краткой формой от имени Софья,
означающего «мудрость», «премудрость»,
«мудрая». Как один из вариантов
толкования - «сонная», «дура»;
Ад- царство мертвых, Адольфовна – имя
Гитлера;
Лев – хищник, «негодяй в сущности, но
умнейший человек, и в чем-то миляга»
Ровесница века («в 41 году ей должно было
исполниться 40»)
Ада чуть моложе Сони
Работает хранительницей музея
«женщина острая, худая, по-змеиному
элегантная».
Наивна, добра; всепоглощающая любовь ко
всему живому, лишена всякого
притворства.
Путает праздничные и поминальные тосты;
радостно принимает колкости за
комплименты
в 33 году она “в своей лучшей форме” –
теннис, байдарки, поклонники, тут-то и
придуман “адский планчик”,
в 41 она тоже в блокадном Ленинграде,
сын эвакуирован с детским садом,
баночка томатного сока спасает ей жизнь
Расхождение между внутренними
качествами и реакцией на них
окружающих: мечтательность и
романтичность Сони позволяют смеяться
в 90-е годы Ада Адольфовна –
парализованная старуха под девяносто.
3
над ней, незащищённость даёт возможность
обманывать, бескорыстие позволяет
эгоистически использовать её.
- Какие художественно-выразительные средства использует автор?
- Язык рассказа насыщен тропами и фигурами речи:
метафорами («стыло бульонное озерцо»);
сравнениями («истуканом сидела в торце длинного накрахмаленного стола»,
«Влюбилась так, что только оттаскивай»);
необычными эпитетами лежала праздная ложка», «Сонины лошадиные черты»,
«нарядно бессмертная»);
инверсиями: («Было ли у неё счастье?», «не мешайте, дураки!»);
синтаксические конструкции разговорного стиля («Год шел что-нибудь тридцать
третий», «И вот надо же жизнь устраивает такие штуки!»).
- Рассказ построен на антитезе, проявляющейся на разных уровнях:
пространственном (небо квартира); временном: время в рассказе организованно очень
плотно и четко (жизнь до войны противопоставляется жизни военной).
- Даже внешность Сони противоречива: «Грудь впалая, ноги такие толстые —
будто от другого человеческого комплекта»; тонкая натура, но одевается безвкусно: «ог-
ромный висячий бант блузки торчит из твердых створок костюма, и рукава всегда
слишком длинные». Несоответствие облика и личностных качеств и Сони
(непривлекательная внешне, Соня наделена добрым и покладистым характером), и героев
из компании (привлекательные «негодяи», способные на подлость), Соня
противопоставляется всей компании.
- «Голубков огонь не берет…».
Голубь – это символ мира, любви, чистоты, самопожертвования, надежды.
Символизирует дух жизни, душу, переход от одного состояния к другому, дух
света, непорочность (но в некоторых традициях - символ сладострастия), невинность,
нежность и покой. Голубя посвящают Великим Матерям и Царицам Небесным. Тогда он
означает женственность и материнство. Две голубки часто сопровождают Богиню-Мать.
Команда утверждения
У1
Рассказ называется «Соня» потому, что…
У2
Несмотря на то, что Соня наивный и
скучный человек, она «романтична и по-
своему возвышенна». Так ли это?
Невозможно не согласится с автором, так
как …
У3
Мы считаем, что есть преемственность
между героиней Т. Толстой Соней и
«маленьким человеком» русской
классической литературы, так как …
4
У4
Справедливо ли замечание А. Гениса:
«Толстая отнюдь не добрый волшебник, и
сказки у неё с плохим концом. Мир
страшен сам по себе. Жизнь изначально
трагична уже потому, что подчиняется
времени». Мы считаем, что «да», потому
что…
4) Подведение итогов игры.
5) Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на тему: «Голубков огонь не
берет» по рассказу Татьяны Толстой «Соня».