Конспект урока "«Он сам создал себя». Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова" 9 класс

МОУ «СОШ № 6 с. Солдато- Александровского Советского района»
14
Урок литературы «Он сам создал себя».
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.
Анна Александровна Чернецкая, учитель русского языка и
литературы
Урок-лекция «Он сам создал себя». Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.
Цель урока: пробудить интерес к личности и творчеству Лермонтова;
познакомить учащихся с мироощущением, идеалами юного
поэта, его нравственным, творческим выбором.
Оборудование: лекция, презентация
План лекции
Годы жизни
Родители
Детские годы
Таланты
1. Музыкальные способности
2. Рисунки поэта
Образование
I ссылка
II ссылка
Лечение на Водах
Гибель поэта
Ход урока.
«Поставив перед собой великую цель,
он сам создал себя и вызвал к жизни то чудо,
которому мы не перестаём удивляться».
С.С. Наровчатов
Годы жизни
Родился 3 (15) октября 1814, Москва
Погиб 15 (27) июля 1841, подножье горы Машук, близ Пятигорска;
похоронен в селе Тарханы Пензенской области, русский поэт.
В Москве, в доме у Красных ворот, в ночь со 2 на 3октября 1814 года,
когда русская армия с триумфом возвращалась из Парижа, родился Михаил
Лермонтов.
Родители
Брак родителей Лермонтова, богатой наследницы Марии Михайловны
Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Юрия Петровича
Лермонтова (1773-1831), был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца
с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой тяжело сказались на
формировании личности поэта.
Детские годы
Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской
губернии; получил превосходное домашнее образование: овладел
английским, французским и немецким языком, занимался живописью, играл
на скрипке и рояле, прекрасно читал стихи.
Первыми учителями Лермонтова были какой-то беглый грек,
домашний доктор Ансельм Левис и француз Капе. После смерти Капе был
взят в дом французский эмигрант Шандро, которого сменил англичанин
Виндсон, знакомивший Михаила с английской литературой, в частности с
Байроном.
В Тарханах поэт узнал и навсегда полюбил красоту родной природы,
русские песни, сказания и былины. Рано обнаружилось поэтическое
дарование - он писал стихи и поэмы уже в 14лет. Первое опубликованное
стихотворение «Весна» в 1830году в журнале «Атеней» за подписью «L».
Впервые подписывается своим именем под стихотворением «Бородино»,
напечатанным в журнале «Современник» в 1830 году. К сильным
впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825).
Аким Петрович Шан-Гирей, троюродный брат М. Ю. Лермонтова, на 4
года моложе его. 7-летнего Акима бабушка поэта, Е. А. Арсеньева, взяла к
себе в Тарханы, и с тех пор он постоянно жил вместе с Лермонтовым. Это
был один из самых близких друзей поэта.
«…Мы вместе приехали осенью 1825 года из Пятигорска в Тарханы, и с
этого времени мне живо помнится смуглый, с черными блестящими глазами
Мишель, в зеленой курточке и с клоком белокурых волос надо лбом, резко
отличающимся от прочих, черных как смоль
Дом был всегда битком набит. У бабушки было 3 сада, большой пруд
перед домом, а за прудом роща; летом простору вдоволь. Зимой немного
теснее, зато на пруду разбивались мы на 2 стана и перекидывались
снежными комьями; на плотине с сердечным замиранием смотрели, как
православный люд, стена на стену… сходился на кулачки, и я помню, как раз
расплакался Мишель, когда Василий, садовник, выбрался из свалки с губой,
рассеченной до крови. Великим постом Мишель был мастер делать из
талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде; вообще он был
счастливо одарен способностями к искусствам: уже тогда рисовал акварелью
довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины…
Когда собирались соседки, устраивались танцы, и раза два был домашний
спектакль; бабушка сама была очень печальна, ходила всегда в черном
платье и белом старинном чепчике без лент, но была ласкова, добра и
любила, чтобы дети играли и веселились, и нам было у нее очень весело.
Так прожили мы 2 года. В 1827 году она поехала с Мишелем в Москву,
для его воспитания, а через год и меня привезли к ним. В Мишеле я нашел
большую перемену, он был уже не дитя. Ему минуло 14 лет, он учился
прилежно. Месье Жандро, гувернер, почтенный и добрый старик, был,
однако, строг и взыскателен и держал нас в руках; к нам ходили разные
другие учителя…
Тут я в первый раз увидел русские стихи у Мишеля: Ломоносова,
Державина, Дмитриева, Озерова, Батюшкова, Жуковского, Козлова и
Пушкина, тогда же Мишель прочел мне своего сочинения Стансы К***; меня
тогда ужасно заинтриговало, что значит слово «стансы» и зачем три
звездочки? Однако ж промолчал, как будто понимаю. Вскоре была написана
первая поэма «Индианка» и начал издаваться рукописный журнал
«Утренняя заря»…
В соседстве с нами жило семейство Лопухиных. Старик-отец, три дочери-
девицы и сын; они были с нами как родные и очень дружны с Мишелем,
который редкий день там не бывал…
Будучи студентом, он был страстно влюблен… в молоденькую, милую,
умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. А. Лопухину; это
была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени
симпатичная. Как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку; ей
было лет 15–16; мы же были дети и сильно дразнили ее: у ней на лбу
чернелось маленькое родимое пятнышко, и мы всегда приставали к ней,
повторяя: «У Вареньки родинка, Варенька уродинка», но она, добрейшее
создание, никогда не сердилась. Чувство к ней Лермонтова было безотчетно,
но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…
В домашней жизни своей Лермонтов был почти всегда весел, ровного
характера, занимался часто музыкой, а больше рисованием,
преимущественно в батальном жанре
1
, также играли мы часто в шахматы и в
военную игру…»
Таланты
Михаил обладал редкой музыкальностью, которая проявилась у него в
младенческом возрасте. Он выучился играть на рояле, скрипке, пел арии из
своих любимых опер, даже сочинял музыку. Есть сведения, что он положил
на ноты свою «Казачью песню», но ноты до нас не дошли.
В детстве Миша очень любил рисовать всё, что видел или вспоминал.
Не зная ещё техники рисования, чертил карандашом разные фигуры. Но
особенно любил он, вспоминая Северный Кавказ, рисовать горы. Он берёг
свои рисунки.
Бабушка, видя пристрастие внука к рисованию, выписала из Москвы
бумагу, карандаши, кисти с красками и, конечно же, учителя. Обучал
рисованию Лермонтова Пётр Ефимович Заболотский.
Лермонтов рисовал и писал красками и маслом, и если бы посвятил свою
жизнь живописи, без сомнения, мог бы стать настоящим художником. Об
этом свидетельствуют те его картины, которые остались и дошли до наших
дней : 11 масляных картин, 51 акварель, около 350 карандашных и
перьевых рисунков.
Автопортрет был написан поэтом в1837 году для Варвары
Александровны Лопухиной, в которую он был влюблён, и дан ей при их
последней встрече. Она отдала его на хранение А.М.Верещагиной. Около
80 лет он считался утерянным, но в 1962 году был привезён на Родину из
Германии И.Л.Андрониковым. До наших дней дошло 15 прижизненных
портретов М.Ю.Лермонтова.
Образование
С 1828 года обучается в Благородном пансионе при Московском
университете.
Дмитрий Алексеевич Милютин; учился в Московском университетском
благородном пансионе одновременно с Лермонтовым.
«Пансион назывался университетским только потому, что в двух старших
его классах, V и VI, преподавали большей частью университетские
профессора… Пансион вполне удовлетворял требованиям общества и стоял
наравне с Царскосельским лицеем…
Преобладающею стороною наших учебных занятий была русская
словесность… Мы зачитывались переводами исторических романов
Вальтера Скотта, новыми романами Загоскина… Знали наизусть многие из
лучших произведений наших поэтов. Например, я знал твердо целые поэмы
Пушкина, Жуковского, Козлова, Рылеева («Войнаховский»). В известные
сроки происходили по вечерам литературные собрания, на которых читались
сочинения воспитанников в присутствии начальства и преподавателей».
Осенью 1830г. Лермонтов поступает в Московский университет на
«нравственно-политическое отделение», но проучился в нём менее двух лет,
потому что был срезан на публичных экзаменах. Он не захотел остаться на
второй год на том же курсе и переехал в Петербург, чтобы там продолжить
образование. Однако в Петербургский университет он не попал: ему не зачли
двухлетнего пребывания в Москве и предложили сдать вступительный
экзамен на первый курс.
Екатерина Александровна Сушкова, писательница, автор «Записок», где
она вспоминает о знакомстве с Лермонтовым в 1830 году. Е. А. Сушковой
было тогда 18 лет, а Лермонтову – 16.
«У Сашеньки
2
встречала я в это время ее двоюродного брата,
неуклюжего косолапого мальчика лет 16–17, с красными, но умными,
выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой
улыбкой. Он учился в Университетском пансионе, но ученые его занятия не
мешали ему быть почти каждый вечер нашим кавалером на гулянье и на
вечерах… Я прозвала его своим чиновником по особым поручениям и
отдавала ему на сбережение мою шляпу, мой зонтик, мои перчатки, но
перчатки он часто затеривал, и я грозила отрешить его от вверенной ему
должности…
Мы обращались с Лермонтовым как с мальчиком, хотя и отдавали полную
справедливость его уму. Такое обращение бесило его до крайности, он
домогался попасть в юноши в наших глазах, декламировал нам Пушкина,
Ламартина (фр. поэт начала XIX в.) и был неразлучен с огромным Байроном
(англ. поэт начала XIX в.). Бродит, бывало, по тенистым аллеям и
притворяется углубленным в размышления, хотя ни малейшее наше
движение не ускользало от его зоркого взгляда. Как любил он под вечерок
пускаться с нами в самые сентиментальные
3
суждения, а мы, чтоб
подразнить его, в ответ подарим ему волан или веревочку, уверяя, что по его
летам ему свойственнее прыгать и скакать, чем прикидываться непонятным и
неоцененным списком с первейших поэтов…
Мы… отправлялись пешком на богомолье
4
На четвертый день мы
пришли в Лавру изнуренные и голодные. В трактире мы переменили
запыленные платья, умылись и поспешили в монастырь отслужить молебен.
На паперти встретили слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес
нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услышав
звук монет, бедняк перекрестился, стал нас благодарить, приговаривал:
«Пошли вам Бог счастья, добрые господа; а вот намедни приходили сюда
тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили
полную чашечку камушков. Бог с ними!».
Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб
пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола, в нетерпеливом
ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах, он
стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой
бумаги, и он как будто не замечал нас… Окончив писать, он вскочил,
тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне
нововышедшие из-под его карандаша стихи:
У врат обители святой
Стоял просящий подаянье,
Бессильный, бледный и худой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку.
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою,
Так чувства лучшие мои
Навек обмануты тобою!..
Сашенька и я, мы первые преклонились перед его талантом и пророчили
ему, что он станет выше всех его современников; с этих пор я стала много
думать о нем и о его грядущей славе».
В 1832 по совету своего друга А.Столыпина он решил поступить в
школу гвардейских юнкеров, сначала унтер-офицером, потом юнкером.
Почти в одно время с ним поступил в школу и его будущий убийца, Николай
Соломонович Мартынов. Лермонтов пробыл в школе «два страшных года»,
как он сам выражался.
I ссылка
К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса. Слава к
Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением "Смерть Поэта" (1937),
откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в
списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики,
расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение.
Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей
аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля 1837г. Лермонтов был
арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский
полк на Кавказ.
Стихотворение, за которое опальный поэт вынужден был расстаться с
«милым севером», с теми краями России, где он провел юность, которые
были для него родиной. Не холодную, официальную столицу Российской
империи покидал он, а город, где еще недавно жил Пушкин, самый великий
для Лермонтова человек, где были друзья и литературные
единомышленники. И в последний свой петербургский вечер поэт оказался
среди друзей, в доме на Фонтанке, из которого видны были и Нева, и Летний
сад, и весеннее апрельское небо над ними. Вот как вспоминает об этом один
из современников Лермонтова, писатель В. А. Сологуб: «Друзья и приятели
собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут,
растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного
кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом
и Невою, написал стихотворение! «…Софья Карамзина и несколько человек
гостей окружили поэта и просили прочесть только что написанное
стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз
своих и прочел его».
(Цит. по кн.: Лермонтов М. Ю. Соч.: в 6 т. М., 1981. Т. 6. С. 338.)
В апреле 1838 года Арсеньевой удалось добиться полного прощения
внука и перевода его в прежний гвардейский полк, стоявший в Царском Селе.
Пребывание Лермонтова в Петербурге до 1840 года - это период расцвета его
литературной деятельности.
Лермонтов - желанный гость литературных салонов Петербурга. Он
общается с интересными людьми своего времени. Поэт принимает участие в
политическом кружке «Кружок шестнадцати», в который входили
А.Столыпин, М.Глебов и другие.
II ссылка
В феврале (16) 1840 года на балу у графини Лаваль произошло
столкновение Лермонтова с сыном французского посланника, Барантом,
которое привело к дуэли. По распоряжению Николая I поэт был переведен в
Тенгинский пехотный полк. Царь надеялся на скорую смерть поэта от пули
горцев. С июля 1840 года Лермонтов непрерывно участвовал в боях. За
храбрость и мужество, проявленное Лермонтовым в сражении при речке
Валерике, он был представлен к награде, но так и не получил её.
В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный
отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах.
Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной
деятельности.
Но его появление на балу у графини Воронцовой-Дашковой, где были
Высочайшие Особы, сочли «неприличным и дерзким»; его враги
использовали этот случай как доказательство его неисправимости. На этот
раз Лермонтов уезжал из Петербурга с тяжёлыми предчувствиями,
оставив Родине на прощание свои стихи «Прощай, немытая Россия».
Лечение на Водах
Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для
лечения на минеральных водах. Впервые он посетил Пятигорск еще в
раннем детстве. С тех пор он навсегда, всем сердцем проникся к местным
красотам. Повзрослев и став поручиком, Лермонтов, в компании капитана
Алексея Аркадьевича Столыпина приехал в Пятигорск, чтобы провести там
все летние месяцы и за это время как следует отдохнуть. На дворе был май
1841 года. Занимаясь поисками жилья, они наткнулись на простой, но очень
ухоженный домик, находящийся на окраинной Нагорной улице. Владельцем
дома оказался отставной плац-майор Василий Иванович Чилаев. Лермонтов и
Столыпин заплатили ему 100 рублей серебром, что по тем временам - весьма
немалая сумма, но если учитывать, что они оплатили проживание на все
лето, цену вполне можно считать сносной. С этого момента началась
история, которая связала Лермонтова, домик отставного плац-майора
Чилаева и весь Пятигорск воедино. Пребывание Михаила Юрьевича в
Пятигорске кардинальным образом отразилось в его произведениях.
Гибель поэта
В доме Верзилиных произошла роковая ссора поэта с
Н.С.Мартыновым. Точные обстоятельства ссоры не выяснены до сих пор.
По словам Мартынова, Лермонтов регулярно насмехался над ним и потому,
был вызван 13(24) июля 1841 года на дуэль.
Ненастным вечером15 июля 1841 года, во вторник, на северо-западном
склоне Машука состоялась дуэль поручика М.Ю.Лермонтова с майором
Н.С. Мартыновым. Пуля, выпущенная Мартыновым, пронзила грудь поэта
навылет. Он скончался на месте, упав в густую траву у подножия Машука,
окутанного в грозовые облака. Роковой выстрел оборвал «целую бездну
гениальных творений».
Бездыханное тело поэта было доставлено во все тот же домик, с
камышовой крышей. Всего в крови, Лермонтова положили на кровать.
Прямо из домика, 17/29 июля 1841 года тело Лермонтова было доставлено
на Пятигорское кладбище.
В центре старого городского кладбища стоит скромный надгробный
обелиск, указывающий на предполагаемое место первоначального
погребения великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Памятник сооружён
в 1903 году по проекту местного архитектора И. И. Байкова.
Восемь месяцев тело поэта покоилось в Пятигорском некрополе, после чего
в апреле месяце гроб с его прахом был перевезён в село Тарханы
Пензенской губернии, имение бабушки поэта, ныне село Лермонтово, где он
был вторично погребён в семейной часовне рядом с могилой матери.
В 1878 г. пятигорские фотографы А. К. Энгель и Г. И. Раев положили
придорожный камень на поляне, где, по словам старожилов, произошла
дуэль. По распоряжению большого почитателя Лермонтова, контрагента
КМВ А. М. Байкова, 15 июля 1881 г. здесь был установлен скромный обелиск
из машукского камня высотой в аршин (70 см). Скупая надпись на нем
гласила «Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841». Стали появляться
первые проекты памятника.
В 1881 году специальная комиссия определила примерное место дуэли
в городе Пятигорске. А 15 июля 1915 года на этом месте был установлен
памятник-обелиск, автором которого является Борис Михайлович
Микешин.
Первый в России памятник М.Ю.Лермонтову расположен в
Пятигорском сквере. Открытие состоялось 16 августа 1889 года. Бронзовая
статуя отлита в Санкт-Петербурге, а гранит для постамента завезен из
Крыма. Сооружен по проекту Александра Михайловича Опекушина, автора
знаменитого памятника А.С.Пушкину в Москве.