Конспект урока "Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» в оценке литературной критики. Подготовка к сочинению" 9 класс


Класс: 9
Тема: Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в оценке литературной критики. Подготовка к сочинению.
Цель: обобщить знания учащихся по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», подготовить их к написанию
сочинения.
Задачи:
Образовательные:
- выяснить, как поэма была оценена литературной критикой;
- выявить основные проблемы, поднятые гоголем в поэме;
- сформулировать возможные темы сочинений;
- составить планы сочинений;
Развивающие:
- развивать навык анализа художественного произведения;
- совершенствовать навык работы над сочинением (формулировка темы, составление плана, подбор
материала – цитат, доказательств из текста);
-совершенствовать устную и письменную речь учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать осознанное отношение к проблемам, касающимся как отдельного человека, так и государства
в целом.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Формулировка темы и целей урока.
Сегодня мы заканчиваем работу над поэмой Н.В Гоголя «Мертвые души». Как обычно, в конце работы над
художественным произведением, мы поговорим о том, как оно было оценено литературной критикой,
сформулируем основные проблемы, поднятые в данном произведении, и начнем подготовку к сочинению,
которое вам предстоит написать дома.
3. Проверка домашнего задания.
Но сначала вспомним, почему произведение, в основном раскрывающее негативные стороны русской жизни,
называют поэмой о величии России? (Устные ответы учащихся)
Вывод:
«... Какой огромный, какой оригинальный сюжет... Вся Русь явится в нем!» писал Гоголь о поэме
Жуковскому. Николай Васильевич создал совершенно новый тип романа, сочетавший сатиру на Россию
Чичиковых, Ноздревых, Плюшкиных и лирическую поэму о Руси родине великого народа. То есть Гоголь
наравне с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный образ России. С этим
образом связано «высокое лирическое движение», которым в поэме местами замещается комическое
повествование. Миру «мертвых душ» в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о
которой автор пишет с любовью и восхищением. За неприглядным кругом помещичьей и чиновничьей
России Гоголь ощущал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки,
олицетворяющей собой силы России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?»
Таким образом, можно сказать, что в противовес аферистам, лентяям и самодурам существуют еще на
русской земле расторопные люди — крепостные крестьяне, которым Россия обязана своим процветанием.
4. Работа по теме урока.
А) Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в оценке литературной критики
Когда 21 мая 1842 года «Мертвые души» вышли в свет, они немедленно вызвали ожесточенные споры.
Гоголя обвиняли в клевете на Россию и в том; что он показал «какой - то особый мир негодяев, который
никогда не существовал и не мог существовать», другие критики, как, например, В. Г. Белинский, отметили
ее выдающееся значение не только для литературной жизни, но и для общественной. В. Г. Белинский писал:
«Столь же важный шаг вперед со стороны таланта Гоголя видим мы и в том, что в "Мертвых душах" он
совершенно отрешился от малороссийского элемента и стал русским национальным поэтом во всем
пространстве этого слова. При каждом слове его поэмы читатель может говорить:
Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!
Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в размашистой силе чувств, и в
лиризме отступлений, и в пафосе всей поэмы, и в характерах действующих лиц, от Чичикова до Селифана и
«подлеца чубарого» включительно, — в Петрушке, носившем с собой свой особенный воздух, и в будочнике,
который при фонарном свете, впросонках, казнил на ногте зверя и снова заснул...»
По мнению Белинского, «Мертвые души» стоят выше всего, что было в русской литературе. Главной
причиной это является то, что это же ставшее бессмертным произведение содержит в себе глубину
общественной идеи и высокую художественную выразительность образов и картин.
Гоголь сумел совместить в одной поэме живые, чрезвычайно важные национальные мотивы и
высокохудожественные идеалы, которые помогли ему подчеркнуть и в необходимый момент выделить
заложенные писателем в поэму идеи.
Белинский подчеркивает, что в поэме нет ничего комического и вызывающего смех, и очевидно, что у автора
не было желания насмешить читателя, он преподносит выдуманные им события глубоко и серьезно, так как
желает, чтобы подтекст его поэмы был услышан правильно, и чтобы истина стала по-настоящему открытой и
очевидной для людей.
Белинский убежден, что данную поэму нельзя рассматривать со стороны привычной для гоголевского
творчества сатиры, сам жанр «Мертвых душ» и замысел произведения, включающий целых три тома, говорит
о том, что писатель желает, чтобы к образам и событиям поэмы относились с полной серьезностью и
вниманием.
Недостатки «Мертвых душ» по мнению Белинского
Но несмотря на свою положительную оценку «Мертвых душ», Белинский выделяет и недостатки Гоголя. Он
подчеркивает слабость гоголевского языка и отчасти напыщенный лиризм писателя, желающего
превратиться из писателя и художника в едва ли не национального пророка.
Но скорее всего, своим немного преувеличенным лиризмом Гоголь хочет показать свое личное беспокойство
и душевные переживания, касающиеся основной темы произведения.
Мнение критика Герцена
Критик Герцен посчитал «Мертвые души» удивительной книгой, которая своим прямолинейными
обвинениями потрясла всю Россию.
Он выделяет, прежде всего, целесообразность поэмы и ее реалистичность, которая напоминает крик ужаса и
стыда, который испытывает Гоголь за свою Отчизну.
Вывод: как и любое другое литературное произведение «Мертвые души» вызвали различные, даже
противоположные оценки критиков, но основная их масса признала поэму достаточно глубокой, серьезной и
имеющей скрытый подтекст, воплощающий духовные идеалы.
Б) Основные проблемы, поднятые в произведении.
- Попытаемся выделить основные проблемы, поднятые Гоголем в «Мертвых душах».
1) Духовная смерть помещиков и чиновников и возможность их возрождения.
2) Причины и последствия нравственной деградации человека.
3) Перспективы дальнейшего развития России.
В) Формулирование возможных тем сочинения
1) Смысл названия поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
2) Помещичья Россия в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
3) П.И. Чичиков как «герой времени» и антигерой.
4) Изображение народа в поэме «Мертвые души».
5) Образ Руси в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
В) Составление планов
Планы составляются учащимися самостоятельно в соответствии с выбранной темой, затем обсуждаются в
классе и корректируются.
Возможная тематика вступлений:
1) Замысел поэмы.
2) Поэма в оценка критики.
3) Комментирование одной из проблем, поднятых в поэме.
4) Особенности жанра произведения.
5) Краткое рассуждение на морально-этическую тему (о смысле жизни человека, о счастье, о смерти и
бессмертии).
5. Итог урока.
«Мертвые души» это сложное единство, объединяющее в себе традиции русского фольклора,
сатирическое обличение современной жизни и лирический призыв автора к духовному возрождению России.
Автор постоянно присутствует рядом со своими героями, обращается к читателям со своими
размышлениями, говорит о своих чувствах. Он живой собеседник читателя и ведет с ним разговор о судьбе
России. Он говорит, что бездуховность гибельна для страны. Без понимания этого невозможно возрождение
России, обретение утраченных идеалов, духовности, воскресение душ.
Мир идеальный это мир духовности. Он идеален во всех значениях этого слова. Его нельзя воссоздать
эпически, так как духовный мир описывает иной род литературы лирика. Поэтому Гоголь определяет
жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души» поэмой. Бессмертие души единственное,
что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев — и, следовательно, всей Руси.
6.Домашнее задание:
1) Написать сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
2) Прочитать комедию А. Н. Островского «Бедность — не порок».