Конспект урока "Певец “Владимирских просёлков”" 9 класс

1
Литературная гостиная
“Певец “Владимирских просёлков.
2
Цель: способствовать воспитанию человека, любящего свой родной край.
Задачи: расширить представление о биографии и творчестве В. Солоухина;
способствовать развитию навыков выразительного чтения,
пробуждению интереса к произведениям В. Солоухина.
Оформление и оборудование: портрет писателя, выставка книг В. Солоухина,
плакаты:
“Я реализовал свои возможности сполна. Вне борьбы за справедливость, вне борьбы
против насилия русского писателя не бывает и быть не может”
(В. Солоухин)
“Как важно, как нужно, как хочется оставить после себя добрый след в
человеческом сердце! И как это не просто…”
(В. Солоухин)
“Человек как растение, на которое извечно действуют две силы: тяжести,
привязанности, прикреплённости к земле, и стремление вверх, полёта, роста”
(В. Солоухин)
стенд “По следам Владимира Солоухина”
стенд ”Экскурсия учащихся в г. Суздаль, в московский Главный ботанический сад
Российской академии наук”.
Грамзапись голоса В.Солоухина.
Слайдовая презентация фотографий писателя .
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерный
класс .
3
(В начале вечера учащиеся исполняют песню “Поют петухи во Владимире”)
Ведущий:
“Черты спокойного лица
и говор- окающий, ровный-
таили мысль и страсть борца:
-Россия станет полнокровной!
И вот везём две сотни вёрст
вдоль по “Владимирке” старинной
его на дедовский погост
в дни злой для Родины годины.
Шипят пусть недруги, кляня…
Он не услышит кривотолки.
Певец ушёл к своим корням,
В свои родимые просёлки.
Ещё не встал на них гранит.
И рощи не отголосили.
Но свет звезды его горит
И не погаснет над Россией!”
1
Чтец. Владимир Алексеевич Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепино
Собинского района, которое позже прославил своими произведениями, посвятив ему
многие прекрасные страницы. Корни его глубоко уходят в крестьянство. Его мать
Степанида Ивановна родилась в 1893 году в селе Караваево Покровского уезда (ныне
Петушинского района). Её отец, Иван Михайлович Елагин (Чебуров), владел в селе
мельницей на реке Пекше. О нём в народе сохранились любопытные предания; в
частности о том, по какой причине Иван Михайлович сменил фамилию Елагин на
Чебуров.
Чтец. Одну из версий смены фамилии привёл В.А. Солоухин в книге “Смех за
левым плечом”: …фамилия караваевского деда была Елагин… Но вот в тихом
захолустном городке Покрове славился лихой извозчик Чебуров. А дед И.М. Елагин умел
очень скоро работать. Несколько раз ему сказали: “Ну, брат, ты работаешь! Чистый
Чебуров!” Эта кличка пристала, потом даже, как ни странно, стала фамилией деда, а
следовательно, и девичьей фамилией моей матери.”
Чтец. О матери писатель вспоминал часто. О её несомненном влиянии на
формирование будущего поэта говорится в его автобиографии “Я шёл по родной земле”:
”Моя мать знала наизусть довольно много стихов Некрасова, Сурикова, А.К. Толстого.
Возможно, всё это было в пределах школьной хрестоматии её собственного детства, но
1
Федорин И. Певец ушёл к своим корням / Лит. Россия.- 1998- 27 марта.
4
всё же “Не ветер бушует над баром”, “Поздняя осень, грачи улетели…”, “Колокольчики
мои- цветики степные…” и многое другое в том же роде было мной схвачено и запомнено
наизусть с материнского голоса в четырёхлетнем возрасте.”
Чтец. Обстановка в семье ладимир был младшим среди братьев и сестёр).
Патриархальный быт, который не сразу смогла разрушить начавшаяся коллективизация,
босоногое детство- всё отразилось позже в творчестве В.А Солоухина. Окончив среднюю
школу, Владимир Солоухин в 1938 году поступил во Владимирский механический
техникум. В 1940 году началась его служба в армии, после чего он осел в Москве-
превратился в горожанина… Однако в душе он не изменил своему деревенскому детству,
родному Алепино- всё в его творчестве говорит об этом, да и сам он много раз
признавался в том, что исток его удач и достижений, всего лучшего, что было в жизни-
там, на владимирской земле. Село Алепино, где писатель родился, Черкутино, в котором
окончил семилетку, Караваево, откуда родом мать; деревни Брод и Шуново, где жили
родственники; железнодорожная станция Ундол, на которой отец встречал его из
Владимира и Москвы- живут на страницах его книг “Владимирские просёлки”, “Смех за
левым плечом”, “Капля росы” и др.
Чтец. Ему очень нравились стихи Есенина и Блока. Позже Солоухин напишет:
Когда не выносима суета,
И возникает боль в душе глубоко,
И складка горькая ложится возле рта,
Я открываю том заветный Блока.
Чтец. Начинался В.А. Солоухин как поэт. Впервые стихи начинающего поэта
были опубликованы в областной газете “Призыв” в 1938 году. Во время службы в армии
В.А. Солоухин с 1945 года начал посещать занятия литературного объединения, которые
были главным толчком в превращении Солоухина в настоящего поэта. “Но в целом стихи-
самое радостное и дорогое, что было и есть у меня в жизни. Я впервые почувствовал их
как свою профессию от литературного объединения 1945 г. До окончания Литературного
института в 1951 году”,- признаётся он в автобиографии.
Чтец. Стихотворение “Я никого на свете не убил”
Чтец. Стихотворение “Черёмуха”
Зав. библиотекой пос.Раздолье Павлинова З.В. знакомит учащихся с содержанием
романа “Мать-мачеха”:
Именно этот период его жизни составил содержание романа Мать-мачеха”. Это
единственный роман писателя. Он автобиографичен (как и вся его проза), Главный герой
Митя Золушкин- второе “я” В. Солоухина, его родное село Самойлово- это солоухинское
Алепино (близ которого был Самойловский лес, упоминаемый в “Капе росы”).
Коренастый самойловский паренёк , попавший после армии в столичный писательский
5
институт, окунулся в непривычный для него мир литературы, культуры и творчества. И
решался вопрос: сможет ли он найти в этом мире своё место, стать профессиональным
литератором. А для этого нужно было одеваться по-городскому, думать по-городскому,
принять городские ценности. То есть прекратить свою крестьянскую родословную,
порвать корни, связывающие его с землёй. Не сразу, но постепенно Митя Золушкин
разглядел, что многочисленные соблазны “красивой” жизни, предлагаемые ему,- ложные.
И в жизни, и в творчестве он остался крестьянским сыном, сохранил корни, связывающие
его с владимирской землёй. Роман “Мать-мачеха”- это часть жизни В. Солоухина
Ведущий: рассказ о первой неудачной любви
(см. “Приложение: “Шла пора полыхающих спелиц”)
Чтец. В 50х годах один за другим выходят в свет сборники стихов молодого
поэта: “Дождь в степи”, “Журавлиха”; ”Ручьи на асфальте”, “Разрыв-трава”; “Колодец”.
Наибольшую известность В. Солоухин получил как прозаик, стремительно ворвавшись в
литературу в конце 50х с повестями “Владимирские просёлки” и “Капля росы”,
посвящёнными своей малой родине,- Владимирской области и родному селу Алепино.
Стремлением возродить и обновить наши национальные традиции, вернуть русскому
народу подлинные духовные ценности продиктованы были повести.
Ведущий знакомит учащихся с содержанием “ Владимирских просёлков”:
Что такое Владимирские просёлки”? Это рассказ о путешествии автора по
Владимирской земле, длившемся сорок дней. Книга В. Солоухина была для своего
времени необычной, новаторской. В век машин, телефона и радио, отказавшись от
возможности путешествовать в поезде или в автомобиле, человек отправился по
просёлочным дорогам Владимирщины пешком, от деревни к деревне, от села к селу,
никуда не спеша и пристально вглядываясь во всё, что встречается на пути. Владимирская
земля щедро отблагодарила внимательного путника. Именно при “пешем хождении” ему
легче было рассмотреть на ней и маленькое и большое: от ветки цветущей брусники до
председателя колхоза, от могилы полководца П.И. Багратиона в с. Сима до растущих
надоев молока, от кольчугинских заводов до головастиков в пруду. А чтобы всё
увиденное расцвело под пером автора, надо, чтобы он был настоящим художником.
Именно таким и оказался для счастливых читателей Владимир Солоухин, к тому же-
местный уроженец.
Ведущий: “А что особенно вас взволновало во “Владимирских просёлках?”
Чтец: на фоне музыки Чайковского “Времена года”:
Он сумел передать красоту и обаяние родной природы во всех подробностях, в
цвете, запахах и в звуках: “Полдневное солнце лилось и лилось на дорогу. Под солнцем
ярко светилось, соперничая с ним, необыкнове6нно высокие, сочные и крупноцветные
купальницы. Словно жёлтая роза был каждый цветок. Собранные в букет, купальницы
6
пахли прохладой и речным туманом. Иногда дорога пересекала обширные в полном цвету
и блеске рощицы ландышей. О приближении к такой рощице мы узнавали по запаху
шагов за тридцать или сорок. Как и купальницы, ландыши были здесь необыкновенно
крупные и сочные. Листья их, шириной чуть не в ладонь, цветы- величиной чуть не с
лесной орех- создавали впечатление нездешнего, экзотического растения.”
(Учащийся делится со своими впечатлениями о поездке в московский
ботанический сад)
Чтец: стихотворение ”Доступно людям чувство красоты.”
Чтец. Писателя интересовала не только природа, но и люди, своим трудом её
преображающие. Тут и там в повествование вкрапляются эпизоды исторического
прошлого мест, по которым проходит автор: междоусобная Липецкая битва на реке
Колокше сыновей Всеволода Большое гнездо; основание города Юрьев-Польского
Юрием Долгоруким, история города Суздаля, его храмов и монастырей…
На фоне записи видеокасеты о среднерусской природе:
Чтец. Книгу “Капля росы” часто называют продолжением “Владимирских
просёлков”. Книга появилась в 1960 году в журнале “Знамя.” “Капля росы”- о детстве
писателя, прошедшем в Алепино; исповедь человека, полюбившего с детства, всем
сердцем, родную природу, поля и луга, свой народ, скромный и трудолюбивый. “Капля
росы” забирает читателя и держит, не отпускает, несмотря на то, что в ней нет сюжета в
обычном смысле этого слова. Автор водит нас от избы к избе- а всего их в селе тридцать
шесть, рассказывая о нескольких поколениях односельчан, “заражая” своими сыновьими
чувствами к родному гнезду. У прочитавшего эту книгу не остаётся сомнений, что
Алепино- главный источник чувства Родины, России, которое было основным в
творчестве В.А. Солоухина… Поэт, прозаик, документалист слились в его лирических
повестях, по-новому открывших Родину- и малую, и великую. Писатель восхищался
привольем деревенской жизни, тем, как хорошо ему работается в деревне, в отчем доме. И
своё стремление жить там он осуществил: каждую весну отправлялся с семьёй из Москвы
в Алепино, жил там и работал до осени.
(Учащиеся исполняют песню о Родине “Признание в любви”)
Чтец. В Алепине им были написаны “Письма из Русского музея”- своеобразный
публицистический очерк, опубликованный в журнале “Молодая гвардия.”(1966, №9, 10).
В нём автор делится своими раздумьями о судьбах памятников русской культуры,
рассказал о достижениях отечественной живописи рубежа 19-20 веков, горячо защищал
русские традиции, духовные идеалы народа, вдохновлявшие великих мастеров живописи.
“Письма из русского музея” и последовавшие за ними “Чёрные доски”, “Время
собирать камни”, “Продолжение времени” стали вехами в творческой биографии
писателя. В этих произведениях он размышлял о судьбах русской культуры и стремился
7
привлечь внимание к неповторимым реликвиям русской старины: к храмам и усадьбам,
иконам и картинам, книгам и крестьянской утвари. Борьба за спасение памятников
культуры, находившихся под угрозой разрушения и полного исчезновения, была делом
его жизни. В. Солоухин писал в автобиографии: “Во “Владимирских просёлках” почти
целую главу я посвятил деревянной Никольской церковке, что стояла тогда в селе Глотове
недалеко от Юрьев-Польского. Эту церковь именно после “Владимирских просёлков”
перенесли в Суздаль, где она теперь и стоит, обозревая тысячами туристов.
Ведущий: “На какие эпизоды из публицистического очерка “Письма из русского
музея” вы обратили бы наше внимание?”
(Учащиеся зачитывают заранее отобранный материал, делятся впечатлениями о
поездке в г. Суздаль)
Чтец. У некоторых его книг непростая судьба. Написанные в середине 70х годов
“Смех за левым плечом” и “Последняя ступень” увидели свет лишь в конце 80х и
середине 90х годов. “Смех за левым плечом”- это, по сути “Капля росы” периода
гласности. В этой книге В. Солоухин рассказал о своём детстве, семье, малой родине так.
Как думал, как хотел, без оглядки на цензуру. Сельский быт, устройство крестьянского
двора и дома, религиозные праздники и гулянья в Алепино и Караваеве, работа двух
крошечных заводиков, принадлежавших деду писателя Алексею Дмитриевичу,
сбрасывание колоколов с сельской колокольни, организация колхоза в родном селе и
раскулачивание собственной семьи- всё, что сохранила память писателя,- на страницах
этой книги. Сквозная тема- отношение к Богу, борьба двух влияний: религиозного
материального и безбожного- школы.
Чтец. Противостояние изначально было неравным, грустно заключает писатель:
“Родители, отчётливо понимая, что всю жизнь мне предстоит жить при новой власти,
полностью самоустранились от моего, так сказать социального воспитания, передоверив
меня школе… Так в раннем детстве внушила сыну мать: у человека за правым плечом
стоит ангел, за левым- сатана. Если он делает что-то хорошее, ангел радуется и улыбается,
а сатана плачет; и, соответственно, наоборот. Горький вывод всей книги: человеку
постоянно приходится делать выбор между добром и злом, но ему легче угождать сатане.
Потому и не смолкает смех за левым плечом.
Чтец. Писатель В. Солоухин умер 4 апреля 1997 года. Глубоко религиозного
человека, его отпевали в Преображенской церкви московского храма Христа Спасителя,
председателем комитета по возраждению которого он был. Похоронили его, согласно
завещанию, в Алепине, рядом с отцом, матерью, дедом.
Чтец. Будем знать, что в год лихой разрухи,
В день весны, под ветром и дождём
Наш пророк Владимир Солоухин
8
Погребён в Алепине своём.
Он ушёл. И больше не взыщите.
Он пронёс по силам, сколько мог.
И его напутствовал Спаситель,
Милосердный к труженикам Бог.
Избегут его творенья тленья.
Покаяньем смоют грехи.
И возрастут в далёких поколеньях
На просторе чистые стихи.
Ты зайди к нему однажды в гости.
За селом, за пашенной стезёй,
В глубине убогого погоста
Там роса покажется слезой.
Тихо в этом ельничке бесстрастном.
Лишь пичуга пискнет невзначай.
Там огнём малиновым и красным
Расцветает молча Иван-чай.
Будем знать, что нет судьбины горше,
Чем уйти, когда Россия спит.
Но пронёсся над рекою Воршей
Солоухин, как метеорит.
И упал. И сердце раскололось,
То большое, что не всем дано.
И во всю Рождественскую волость
По полям рассыпалось оно.
Вот и нам досталась эта малость,
Что надолго в памяти жива…
Сиротой в Олепине осталась
9
Над прудами церковь Покрова.
2
Чтец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, возведенная в середине 19 века, в
которой был крещён В. Солоухин, находится рядом с его отчим домом. Описывая
Алепино, писатель непременно упоминал и о церкви.
“В 30 шагах от нашего двухэтажного, под железной крышей дома- церковная
ограда: кирпичное основание, кирпичные столбики, кованые решетки, угловые башенки.
Кресты на них. Ограда по всей своей окружности обсажена липами, Их посадил мой дед
Алексей Дмитриевич. Из общей липовой купы высовываются два крестика- церковный и
“колокольный.” (“Смех за левым плечом”). “На Троицу церковь и ограду украшали
берёзками. В пасхальную ночь зажигали плошки с дёгтем- иллюминация.”( “Последняя
ступень”). Годы шли, пустело село, разрушалась и церковь: “Ограду разломали на
коровник, в самой церкви- мерзость запустения, корм для свиней…внешнее же обличье
церкви приемлемо для души, несмотря на то, что с одного угла безобразно задирается
ветрами кровельное железо. Главное, что крест на месте, можно вздохнуть, можно
перекреститься.” (“Похороны Степаниды Ивановны”). Так из книги в книгу переходит
образ церкви Покрова, подтверждая, что центром мироздания для Солоухина было родное
село, а основой села- церковь.
Ведущий: В нашем посёлке есть свои поэты, влюблённые в родные края,-
Алексеев А.Г. Он исполнит песню (собственного сочинения) “Раздолье.”
Чтец. “В общем прожил удачную жизнь. Я реализовал свои возможности сполна.
Вне борьбы за справедливость, вне борьбы против насилия русского писателя не бывает и
быть не может”.- эти слова В. Солоухина, характеризующие его жизненную и
писательскую позицию, можно поставить эпиграфом к собранию его сочинений. Он много
размышлял о судьбе страны, над вечными русскими вопросами “что делать?” и “кто
виноват?”
Союзом писателей России в том же 1998 году была учреждена Всероссийская
литературная премия им. В. А. Солоухина. Остаётся надеяться, что память о нашем
земляке будет жить долго.
Чтец. Великий сын родной земли
Без тени фальши и лукавства
Воспел талантливо и властно
Просёлки вечные свои
А было много ли любви?
К нему- большому и живому,
Впитавшему бессмертье слова
2
Стариков В На родине В. А. Солоухина/ Православная газета для простых людей.- 1998.-№3 –с. 8
10
И боль истерзанной страны?!
…Есть горечь нежная безмолвья,
Когда звонят колокола
И скачет конь в широком поле,
В бою бессонном поседелый…
Навеки сбросив удила,
Летит…
Не ведая предела!
3
Чтец. Я наклонюсь над капелькой росы,
И в мире остановятся часы.
Падут все расписания и сроки,
А небо станет светлым и высоким.
Как после разгулявшейся грозы.
В гримасу превращённый мира лик
Опять предстанет ликом в этот миг,
И ясен будет взгляд его и светел.
Всё станет тем, чем быть должно на свете,
Где шёпот нам порой слышней, чем крик.
Над капелькой росы в начале дня
Склонялись столько раз и до меня,
И думали о жизни этой бренной.
И о себе, и обо всей Вселенной,
В душе надежды светлые храня.
Над капелькой росы- покой и свет,
Забот, что рвут на части сердце, нет.
Есть небо, есть земля, трава, деревья.
Есть на пригорке тихая деревня,
И есть на все в душе простой ответ.
Но оторвись от капельки росы-
Уже привычно смотришь на часы.
Ещё не начал мир звенеть и тикать,
3
Маркова О. Памяти В. Солоухина / Призыв.-1997-13 сентября.
11
Но так в нём тихо, как бывает тихо
В природе за минуту до грозы.
4
Ведущий. Как-то неожиданно ушёл из жизни всеми уже признанный русский
писатель, который не мог жить без нашей малой родины- Владимирщины.
Ведущий. Солоухин- автор многих блестящих прозаических книг о сельской
жизни, русской природе, памятниках русской культуры.
Вашему вниманию предоставляется инсценирование отрывка из рассказа
Солоухина.
Вспомните название этого рассказа.
(“Каравай заварного хлеба”)
(Отрывок со слов “Все избы были мне одинаково незнакомы…” до слов “Если бы
я постучал не в эту избу…”)
Нравственные проблемы, затронутые в этом рассказе, актуальны и остры:
писателя прежде всего интересует человек, его мир, его дело. В. Солоухин был человеком
талантливым и сильным духом- иначе о нём и не скажешь.
Ведущий. В любой ситуации человек должен оставаться человеком и как
проникновенно звучат слова писателя в стихотворении “Здравствуйте.” Как далёк наш
мир сейчас от таких добрых, человеческих отношений.
Надеемся, что каждый из вас, уходя с вечера, не остался равнодушным к жизни и
творчеству писателя.
Именно он ещё в 60-х годах первым открыто заговорил о необходимости
возрождения православия, о трагическом отсутствии духовности в нашей жизни.
Ведущий. В. Солоухину посчастливилось побывать во многих странах, но каждый
раз, возвращаясь на родину, он восхищался её красотой и однажды сказал такие слова:
“Владимирская земля, красивее которой нет на свете, потому что нет земли роднее её”
Чтец: Стихотворение “Я родился”
(Библиотекарь познакомила учащихся с книгой воспоминаний о писателе «Капли
памяти», которую написала его племянница В. В. Солоухина)
Вечер заканчивается песней “Расцветай, наш край Владимирский” на сл.
А.Фатьянова. Исполняют учащиеся.
4
Ляпин И. Над капелькой росы: Памяти В. Солоухина / Аврора.- 1997. -№5-6.- с. 73
12
Список используемой литературы
1. Дмитриев Н. Будет Всероссийская премия имени писателя Солоухина / Молва.- 1998.-
2 апр.
2. Костылева И. А. “Владимирские просёлки” в творчестве В. А. Солоухина: к 40-летию
со дня публикации /Литература в школе- 1999.- №1
3. Лесневский С. “Всё уходящее уходит в будущее”: Этими словами мы провожаем в
последний путь В. Солоухина /Лит. Газета.- 1997.- 9 апр.
4. Ляпин И. Над капелькой росы: Памяти В. Солоухина / Аврора.- 1997.- № 5-6.-с.73.
5. Маркова О. Памяти В. Солоухина / Призыв.- 1997 13 сент.
6. Орлова М.А. Володя был последним, десятым ребёнком: (Воспоминания сестры
писателя) / Молва.- 1998.-2 апр.
7. Пономарев Г. Бессмертен только огонь./ Голос писателя.- 1994.-№ 6
8. Ребров В.И. Напутствие великого писателя. /Голос кольчугинца.- 1997.- 21 мая.
9. Солоухин В.А.: “Вне борьбы за справедливость, вне борьбы против насилия русского
писателя на бывает и быть не может” / Молва.- 1997.- 15 мая.
10. Солоухина Р. Дневник (жена писателя)/ Юность.- 1998.- №7,8.
11. Солоухин В.А. Я шёл по родной земле: (Автобиография) / Лауреаты России.- М.,
1985.- кн. 4.
12. Солоухин В.А. Белая трава: Рассказы.- М.: Дет. Лит., 1990.
13. Солоухин В.А. Время собирать камни: Очерки.- М. : Современник, 1980.
14. Солоухин В.А. Капля росы: Повесть и рассказы.- Л: Лениздат, 1983.
15. Солоухин В.А. Каравай заварного хлеба: Рассказы.- М.: Правда, 1986.
16. Солоухин В.А. Мать-мачеха: Роман; Рассказы.- М. : Сов. Писатель, 1980.
17. Солоухин В.А. Разрыв-трава: Стихотворения.-М.: Молодая гвардия, 2001
18. Солоухин В.А. Смех за левым плечом: Книга прозы.- М. : Современник, 1989.
19. Стариков В. На родине В. А. Солоухина / Православная газета для простых людей.-
1998.- №3.- с.8.
20. Федорин И. Певец ушёл к своим корням /Лит. Россия.- 1998.- 27 марта.