Проект "Образ будущего в произведениях американских писателей-фантастов" 9 класс

Научный руководитель:
Учитель высшей категории
МАОУ СОШ № 53
Майорова Л.П.
l. Введение
Моя исследовательская работа посвящена образу будущего человеческой
цивилизации. Данная тема выбрана мной неслучайно. Сейчас у человечества
есть множество проблем , которые могут повлиять на наше будущее ,
поэтому многих интересуют вопросы : какое будущее ждёт человечество?
Что может повлиять на будущее людей? Может ли развитие цивилизации
привести человечество к трагическому финалу? Данная работа попытка
дать ответы на эти вопросы.
Цель работы:
Выявить причины обеспокоенности писателей-фантастов развитием
человеческой цивилизации.
Задачи:
-познакомиться с жанром фантастики в литературе;
-изучить биографии писателей-фантастов: Р.Брэдбери и Р.Шекли;
-прочитать рассказы Р.Брэдбери «Каникулы», «Улыбка» и
Р.Шекли «Абсолютное оружие», понять их смысл;
-сопоставить содержание рассказов, выявить причины обеспокоенности
писателей-фантастов;
Гипотеза - писатели-фантасты говорят об обречённости человеческой
цивилизации, если люди не обратятся к вечным нравственным ценностям, к
культурному наследию прошлого.
Методы исследования.
Для доказательства гипотезы я воспользовалась следующими методами
исследования:
-частично-поисковым
-методом наблюдения
-методом обобщения.
Ход работы.
Работа по теме исследования началась в октябре и шла в течение года. Я
прочитала произведения писателей – фантастов, познакомилась с биографией
американских писателей, прочитала доступную мне критическую
литературу. Затем начался сложный процесс работы с текстами :
перечитывание рассказов, толкование смыслов, отбор фрагментов и цитат.
После этого началась работа по структурированию отобранного материала,
уточнению и корректированию созданного текста, по оформлению выводов
по теме исследования.
Обзор литературы по теме.
Для работы над своим исследовательским проектом я использовала :
рассказы Р.Брэдбери «Каникулы» , «Будет ласковый дождь» и «Улыбка» и
Р.Шекли «Абсолютное оружие» , также я пользовалась ресурсами интернета .
ll. Основная часть.
Тревога писателей–фантастов за будущее человечества.
1. Характеристика жанра «фантастическая литература».
Фантастическая литература это жанр художественной литературы,
состоящий в нарушении рамок, границ, правил репрезентации
(«условностей»).
Основные черты фантастической литературы:
-наличие в произведении фантастического допущения.
-присутствие несуществующих образов.
Что же такое фантастика и почему она так привлекает нас? Стоит сказать,
что определений фантастики существует великое множество, однако ни
одно из них не может считаться исчерпывающим и максимально точным,
т.к. она принимает разные формы и вводится в произведения разными
способами. Под этим словом понимали и метод, и прием моделирования
новой реальности. Фантастическим мы называем вымышленное,
причудливое, невозможное в действительности, по крайней мере с точки
зрения современных научных представлений. Ведь часто оказывалось, что
невозможное вчера для нас — простая, скучная обыденность. В этом и
заключается одна из задач данного жанра и направления
прогностическая функция, позволяющая предугадывать возможное течение
событий, описывать изобретения и открытия, которые могут быть сделаны в
дальнейшем, но которые на данном историческом этапе не существуют. В
основе любого произведения данного жанра лежит фантастическое
допущение... Настоящие, большие писатели умеют заставлять поверить в
самые невозможные и причудливые гипотезы, создавать свои вселенные так
убедительно, что ты видишь их словно собственными глазами во всех
подробностях, задумываешься, что она, может, при определенных
обстоятельствах могла бы существовать. Фантастическая идея может
касаться какого-то одного-единственного события или фактора,
политической и социальной системы, прошлого. Во всем же остальном
автор старается придерживаться правды жизни и правды характеров. Ведь
выдумать можно все что угодно, за исключением характера. Глубина и
убедительность психологических портретов и определяет, проникнемся ли
мы сочувствием к вымышленным героям. Кроме того, настоящий фантаст
всегда старается придерживаться заданных правил своей реальности, не
противоречить самому себе, сказанному в текстах ранее. Некоторые
критики фантастики напирают на то, что реалистичную картину создать
гораздо сложнее, что для этого нужен жизненный опыт, знание человека,
обстоятельств, проблем. Но ведь воссоздать характер человека в необычных
ситуациях, человека будущего сложнее всего. Как изобразить то, с чем ты
непосредственно не сталкивался, с чем нет готового сравнения? За основу
можно взять быт людей схожих профессий в реальности, но такая аналогия
действует далеко не всегда. И как можно создать характер и личность
фантастического существа? Вот задача, которая окажется многим реалистам
не по зубам
По содержанию различают следующие группы произведений:
•научная фантастика (Представителями этого жанра являются книги Ивана
Ефремова, Александра Беляева, Айзека Азимова, Рея Бредбери, Артура
Кларка и др.)
•альтернативная история (примером могут послужить книги: «Да не
опустится тьма» Лайона Спрэг де Камп, роман «Трансатлантический
туннель! Ура!» Гарри Гаррисона, «Остров Крым» Василия Аксенова и др.)
•социальная фантастика (примером можно назвать следующие книги:
роман «Мы» Евгения Замятина, «Град обреченный» братьев Стругацких,
«Корпорация «Бессмертие»» Роберта Шекли, «451 градус по Фаренгейту»
Рэя Бредбери и др.)
•фэнтези (представители этого жанра: Андрей Белянин, Джон Р. Р. Толкин,
Роберт Джордан и д.р.)
•Ужасы (хоррор), триллер (представители этого жанра: Стивен Кинг, Клайв
Баркер, Энн Райс и др.)
По стилю изложения различают следующие группы произведений :
•детективная фантастика (например, Станислав Лем «Дознание», Кир
Булычев «Интергалактическая полиция», Борис Акунин «Детская книга» и
др.)
•юмористическая фантастика (например, Андрей Белянин, Павел
Марушкин, Олег Шилонин, Крэг Шоу Гарднер и др.)
По роду литературы:
•Фантастическая проза (например, братья Стругацкие, Сергей Лукьяненко,
Роберт Шекли и др.)
•фантастическая поэзия (например, Олег Тарутин «Зеница ока», Харри
Мартинсона «Аниара», Кларк Эштон Смит (поэма «Любитель гашиша» и
др.)
•фантастическая драматургия (Карел Чапек «R.U.R.», Генри Лайон Олди
космическая оперетта-буфф «Чужой среди своих», братья Стругацкие
«Жиды города Питера, или невеселые беседы при свечах» и др.)
Наверное, любой другой жанр не может дать столько разноплановых
мыслей, настолько серьезно расширить границы нашего мышления и
бежать в своих предположениях так далеко в пространстве и времени.
Причем не только видеть наше будущее, но и прогнозировать его,
предвосхищая проблемы, с которыми может столкнуться человечество в
своём развитии.
Биографические сведения о американских писателях Р.Брэдбери и
Р.Шекли .
Мастерами жанра «фантастическая литература» по праву считаются Рей
Брэдбери и Роберт Шекли .
Брэдбери Рей- американский писатель, известный по антиутопии «451
градус по Фаренгейту», циклу рассказов «Марсианские хроники» и частично
автобиографическому роману «Вино из одуванчиков». Традиционно
считается классиком научной фантастики, хотя значительная часть его
произведений, по мнению критиков, тяготеет к жанру фэнтези, притчи или
сказки.
Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат
Иллинойс. Второе имя Дуглас он получил в честь знаменитого актёра
того времени Дугласа Фэрбенкса. Отец Леонард Сполдинг Брэдбери
(1891-1957) (потомок англичан-первопоселенцев). Мать шведка Мари
Эстер Моберг. С 9 лет любил всё свободное время проводить за чтением книг
в библиотеке.
Во время Великой депрессии, в 1934 году семья Брэдбери переехала в Лос-
Анджелес, где Рэймонд окончил среднюю школу (1938 г.). Три года после
окончания школы он продавал газеты на улицах Лос-Анджелеса, зарабатывая
таким образом себе на жизнь: поступить в колледж ему не удалось из-за того,
что семья была очень бедной. Но отсутствие дальнейшего образования не
сильно помешало ему, о чём он и написал в своей статье «Как вместо
колледжа я закончил библиотеки, или Мысли подростка, побывавшего на
луне в 1932-м»: « Когда мне было 19 лет я не мог поступить в колледж: я был
из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня
в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил
библиотеку».
Брэдбери понял, что хочет быть писателем, в двенадцать лет, а к двадцати
твёрдо решил овладеть этой профессией. В своих ранних работах он
имитировал стиль викторианской прозы Эдгара По, пока Генри Каттнер,
которому он показывал свои тексты, не посоветовал ему пересмотреть
приоритеты в творчестве.
Вначале свои рассказы Брэдбери публиковал в дешёвых журналах,
печатавших множество фантастической прозы, часто недостаточно
качественной. Свой первый рассказ Рэй напечатал в 1941 году. Первый
сборник рассказов «Мрачный карнавал» вышел в 1947 году. И только второй
сборник «марсианских» рассказов («Марсианские хроники»), вышедший в
печати в 1950 году, стал его первым коммерческим успехом. После
написания в 1953 году романа «451 градус по Фаренгейту» . В 1967 году
роман вынес на экраны режиссёр Франсуа Трюффо, сняв полнометражный
фильм «451 градус по Фаренгейту».
Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших
писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Однако
сам он не относил себя к писателям-фантастам и не стеснял себя рамками
жанра в жанре фантастики написана лишь часть его произведений. Тем не
менее, помимо множества общелитературных премий, Брэдбери является
обладателем нескольких наград в области фантастики: (Небьюла — 1988,
Хьюго — 1954).
Роберт Шекли (16 июля 1928, Нью-Йорк 9 декабря 2005, Покипси, штат
Нью-Йорк). Роберт Шекли - американский писатель-фантаст, автор
нескольких сотен фантастических рассказов и нескольких десятков научно-
фантастических романов и повестей. Мастер иронического юмористического
рассказа. Один из самых оригинальных юмористов научной фантастики.
Роберт Шекли родился в 1928 году в Нью-Йорке, вырос в Мэйплвуде (штат
Нью-Джерси), потом опять переехал в Нью-Йорк. Начал читать рано, с
детства любил читать и мечтал стать писателем. В юности увлекался
творчеством таких авторов, как Роберт Хайнлайн, А. Ван Вогт, Джон Кольер.
После окончания школы учился в Нью-Йоркском университете,
специализируясь в гуманитарных дисциплинах. Служил писарем в армии в
Корее. Вернулся в США из-за конфликта с начальством. Некоторое время
работал на металлургическом заводе. С начала 50-х годов Шекли начал
писать первые рассказы и, предлагая их в научно-фантастические журналы,
встретил очень тёплый приём редакторов и читателей. За последующие
десять лет написал несколько сотен коротких, остроумных фантастических
рассказов.
«Почему именно фантастика?» часто спрашивали его впоследствии. Ответ
был неизменным: «Только она дарит творцу полную свободу».
Молодой талантливый автор не остаётся незамеченным редакцией самого
популярного в те годы в США нового ежемесячного научно-фантастического
журнала «Galaxy», и начинает постоянно печататься в нём, с каждым новым
выпуском приобретая всё большую популярность. В 1954 г. Шекли получает
награду «Лучший дебют» самое высокое звание наиболее перспективному
молодому автору в фантастике. Многие маститые коллеги по перу и критики
признавали Роберта Шекли лучшим фантастом 50-60-х годов. Шекли быстро
завоёвывает признание и известность именно как мастер короткого рассказа
Шекли пробует себя и в больших литературных формах, идя на это из-за
требований литературного рынка, но не столь успешно в не столь любимом
для себя жанре. Его перу принадлежат также несколько детективных
рассказов, написанные в основном под псевдонимами. Рассказы Шекли
составили авторские сборники «Где не ступала нога человека» , «Гражданин
в космосе», «Паломничество на Землю», «Идеи: Без ограничений», «Лавка
бесконечности», «Осколки космоса», «Ловушка на человека», «Вы что-
нибудь чувствуете, когда я делаю это?», «Робот, который был похож на
меня», «Удивительные миры Роберта Шекли» и другие. По его
произведениям снято четыре кинофильма.
Хотя произведения Шекли и печатались постоянно, его известность на
родине не была особенно широка. Короткая форма, сюрреалистические
сюжеты и несвязанность обычными приёмами научной фантастики
затрудняли восприятие читателем. Однако его произведения, переведённые в
70-80-х годах на русский язык и издаваемые большими тиражами, мгновенно
принесли Шекли уникальную популярность и любовь в СССР, даже
большую, чем у себя на родине. То было время «железного занавеса», всего
трёх программ телевидения, вплоть до 80-х годов, отсутствия
развлекательных программ и книжного дефицита, когда любая книга
зарубежных авторов моментально раскупалась и расценивалась, как глоток
свободы пьянящего Запада. Немалую долю в популярности Шекли в СССР
сыграл, конечно, и фирменный стиль автора интригующий с первых слов
яркий развлекательный сюжет, удивительный юмор, уникальная доброта и
человеколюбие, и всегда неожиданная концовка. Шекли был и является
одним из самых известных и любимых зарубежных фантастов
отечественным читателем.
Характеристика объекта исследования.
В качестве объекта исследования я взяла рассказы американского
писателя Р.Брэдбери «Каникулы», «Улыбка» , «Будет ласковый дождь» и
Р.Шекли «Абсолютное оружие» и проанализировала образ будущего в
данных рассказах
Характеристика объекта исследования (образ будущего в рассказе
Р.Шекли «Абсолютное оружие»).
В рассказе «Абсолютное оружие» Шекли рисует фантастическую
картину будущего Земли, когда технические возможности позволили
землянам совершать поездки на другие планеты, управлять сложными
космическими средствами передвижения. Технический прогресс изменил
лицо планеты, но не изменил человеческую природу: люди остались
алчными, властолюбивыми, мечтающими о мировом и всепланетном
господстве. Автор знакомит читателей с тремя представителями землян:
Эдселем, Факсоном и Паркером. Эдсель владел свитком, в котором
содержались сведения о тайнике легендарного оружия марсиан. Парк умел
читать по-марсиански , а коротышка Факсон дал деньги для экспедиции на
Марс. Все трое были оживленны, находились в приподнятом настроении. Их
ничуть не насторожил тот факт, планета представляла собой мертвую,
холодную, безжизненную пустыню. Пустая холодная планета , на которой
находится только множество курганов и ничего больше. « Вот уже три
недели работал он с Парком и Факсоном в этой мертвой пустыне. Они
раскапывали каждый курган, попадавшийся им на пути, ничего не находили
и шли дальше. Короткое марсианское лето близилось к концу. С каждым
днем становилось все холоднее…». Автор показывает читателю, как
постепенно к мечтам о богатстве стали присоединяться раздражение от
присутствия друг друга, зависть к друг другу, к его неполученной ещё доле и
страстное желание избавиться от своих компаньонов. В ходе долгих поисков
оружие было найдено. «Они раскопали еще один курган и опять не нашли
ничего похожего на затерянное оружие марсиан. Водянистое солнце
таращилось на них, на невероятно голубом небе были видны крупные звезды.
Они нашли курган к вечеру, как раз тогда, когда терпение Эдселя подходило
к концу. Это было странное, массивное сооружение, выглядевшее точно так,
как написано в свитке. На металлических стенках осел толстый слой пыли.
Они нашли дверь.» Абсолютное оружие это облако с огромным ртом под
двумя немигающими глазами , которое расширялось, росло и принимало
какую-то определенную форму , поблескивало металлическим отсветом . Это
чудовище ,оно ,способно говорить и пожирать как спокойную, так и
активную протоплазму. «- Хо-хо! - сказал рот. - Протоплазма! - Он
потянулся к телу Эдселя. Парк поднял дезинтегратор и тщательно
прицелился.- Спокойная протоплазма, - сказало чудовище, пожирая тело
Эдселя, - мне нравится спокойная протоплазма, - и чудовище заглотало тело
Эдселя целиком.» Каждому марсианскому типу оружия, найденному
героями, соответствует марсианское средство защиты. Так, от лазерного
пистолета бластера может защитить голубая стена мощное силовое
поле, синтеты управляемы при помощи шара . Защиты от абсолютного
оружия нет так , как сильнее и могущественнее него никого нет , оно
говорит, никому не подчиняется , ощущает протяженность во времени,
способно рассуждать и др.«Парк выстрелил. Взрыв вырыл десятифутовую
воронку в почве. Из нее выплыл гигантский рот. - Долго же я ждал! - сказал
рот. Нервы у Парка сжались в тугой комок. Он с трудом подавил в себе
надвигающийся панический ужас. Сдерживая себя, он не спеша включил
силовое поле, и голубой шар окутал его. Парк схватил пистолет, из которого
Эдсель убил Факсона, и почувствовал, как удобно легла в его руку
прикладистая рукоятка. Чудовище приближалось. Парк нажал на кнопку, и
из дула вырвался прямой луч... Оно продолжало приближаться.
Автор заставляет читателя задуматься о том, чего стоит такое будущее, в
котором остались завистливые, корыстные люди; будущее, в котором
исчезнут люди и останутся одни синтены; будущее, в котором нет будущего
(как на планете Марс). Я думаю Роберт Шекли предупреждает нас о том, что,
если мы не остановимся в погоне за самым лучшим и абсолютным в
техническом плане, мы погубим не только себя, но и свою планету .
Характеристика объекта исследования (образ будущего в рассказе
Р.Брэдбери «Каникулы» , «Улыбка» и «Будет ласковый дождь»).
Действие рассказа «Каникулы» разворачивается в наше время. В
центре повествования типичная благополучная американская семья. Они
сидят на террасе и мечтают о том, чтобы вокруг был покой, чтоб не было
насилия, тревожных сводок и сообщений и людей, поскольку человек
источник зла на Земле. Они мечтают о том, что было бы здорово оставить на
свете только землю и море, и все что растет, - цветы, траву, плодовые
деревья. И животных тоже можно оставить, ведь они не столь злы и
корыстны, как люди. Все оставить, кроме человека , который охотится, когда
не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает . Их желание
исполнилось . И утро нового мира было прекрасно! «Они проснулись и
услышали мягкие звуки земли, которая теперь была просто-напросто
лугом, города тонули в море травы-муравы, ноготков, маргариток,
вьюнков». Вот оно, идеальное будущее, лишенное людей с их пороками.
Вначале герои приняли это будущее с восторгом, должно быть потому, что
уже столько лет не любили город и позади было столько мнимых друзей,
явных врагов; столько ненужного шума и бессмысленной суеты. Поначалу
они обрадовались этому безлюдному , бесшумному миру и отправились в
самые длинные каникулы в истории. Но оказалось, что одним в этом мире не
так уж хорошо, как может показаться. Через пару месяцев «каникул без
людей» они устали и заскучали в этом одиноком , безлюдном мире . Им
захотелось вернуть всё на свои места : нелепости, шум и гам, ненависть и
любовь, все ужасы, все кошмары, добрых и злых людей, бестолковых
детей, мелочность, суету, все надежды, чаяния и любовь. Мир невозможен
без людей, какими бы они ни были. Просто человек должен научиться жить в
этом мире на этой планете, среди этой удивительной живой природы.
Действие рассказа «Улыбка» разворачивается в далёком будущем, в
2061 году. (« А может, трехтысячный! Или пятитысячный! Почем мы
можем знать? Сколько времени одна сплошная катавасия была....»). Люди
отравлены прошлым, они живут ненавистью к цивилизации, которая
породила войны, нищету, разруху. «Тут все дело в ненависти, ненависти ко
всему, что связано с Прошлым. Ответь-ка ты мне, как мы дошли до такого
состояния? Города—труды развалин, дороги от бомбежек-словно пила,
вверх-вниз, поля по ночам светятся, радиоактивные... Человек ненавидит
то, что его сгубило, что ему жизнь поломало. Так уж он устроен.
Неразумно, может быть, но такова человеческая природа.» Из за ненависти
к цивилизации запрещено пить горячий кофе, есть хорошую пищу, носить
качественную одежду, читать книги, наслаждаться искусством. Люди
уничтожают всё, что хоть каким-то образом касается цивилизации : машины,
заводы ,книги и т.д. и устраивают по этому поводу праздники. «Том
мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы.
Вспомнил, как рвали и жгли книги на площади, и все смеялись, точно
пьяные. А праздник науки месяц тому назад, когда притащили в город
последний автомобиль, потом бросили жребий, и счастливчики могли по
одному разу долбануть машину кувалдой!..
- Да ведь я же разбил переднее стекло-стекло, слышишь? господи, звук-
то какой был, прелесть! Тррахх!
Том и впрямь словно услышал, как стекло рассыпается сверкающими
осколками.
- А Биллу Гендерсону досталось мотор раздолбать. Эх, и лихо же он это
сработал, прямо мастерски. Бамм! Но лучше всего, - продолжал вспоминать
Григсби, - было в тот раз, когда громили завод, который еще пытался
выпускать самолеты. И отвели же мы душеньку! А потом нашли
типографию и
склад боеприпасов-и взорвали их вместе! Представляешь себе. Том? - -
Символом ненавистного прошлого стали произведения искусства и книги,
которые публично уничтожаются на ежегодных праздниках. В рассказе
воссоздаётся атмосфера такого праздника – уничтожения картины «Мона
Лиза». «На главной площади очередь установилась еще в пять часов, когда
за выбеленными инеем полями пели далекие петухи и нигде не было огней».
Маленький Том, участник нескольких праздников, стоял в этой очереди,
чтобы тоже, как и все, плюнуть в ненавистную картину и уничтожить её.
Наконец, картину ввезли на площадь. Вся толпа копила слюну для того
,чтобы плюнуть на полотно . «И когда настало время Том и ахнуть не успел,
как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. Резкий звук
рвущегося холста... Полицейские бросились наутек. Толпа выла, и руки
клевали портрет, словно голодные птицы. Том почувствовал, как его
буквально швырнули сквозь разбитую раму. Слепо подражая остальным,
он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а
толчки и пинки вышибли его из толпы на волю. Весь в ссадинах, одежда
разорвана, он смотрел, как старухи жевали куски холста, как мужчины
разламывали раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-
мелкие клочья.» Том не смог этого сделать , картина его заворожила.
«Красивая женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том,
отвечая на ее взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто
звучала музыка». Он сам не заметил, как рванулся к полотну, вырвал кусочек
и убежал, крепко сжимая кусочек полотна. «Он помедлил, глубоко-глубоко
вздохнул, потом, весь ожидание , разжал пальцы и разгладил клочок
закрашенного холста. На его ладони лежала улыбка ласковая , добрая. Он
смотрел на нее в белом свете, который падал с полуночного неба. И тихо
повторял про себя, снова и снова: "Улыбка, чудесная улыбка... Час спустя он
все еще видел ее, даже после того как осторожно сложил ее и спрятал. Он
закрыл глаза, и снова во мраке перед ним - Улыбка. Ласковая, добрая, она
была там и тогда, когда он уснул, а мир был объят безмолвием, и луна плыла
в холодном небе сперва вверх, потом вниз, навстречу утру».
Финал рассказа чудесен. Он обнадёживает читателя, ведь будущее в
надёжных руках маленького Тома, который увидел Красоту и пустил её в
свою душу. Брэдбери убеждён в том, что искусство это бесценное
лекарство от ненависти и злобы, оно непременно приведёт людей к истине,
добру , справедливости.
Будущее в рассказе Р.Брэдбери « Будет ласковый дождь» - это будущее, в
котором царствуют роботы. В одночасье произошла катастрофа,весь город
был сметён ядерным смерчем, не оставившим в живых никого из людей. Но в
одном единственном чудом уцелевшем доме продолжается устоявшийся
распорядок дня автоматические системы дома готовят завтрак, убирают
дом, заправляют постели, моют посуду, напевая, нашёптывая,обращаясь к
людям, не подозревая, что от их хозяев не осталось ничего . Единственное
напоминание о них белые тени на одной из стен дома, почерневшей от
мощной вспышки. «Вся западная стена была черной, кроме пяти небольших
клочков. Вот краска обозначила фигуру мужчины, катящего травяную
косилку. А вот, точно на фотографии, женщина нагнулась за цветком.
Дальше еще силуэты, выжженные на дереве в одно титаническое
мгновение… Мальчишка вскинул вверх руки, над ним застыл контур
подброшенного мяча, напротив мальчишки девочка, ее руки подняты,
ловят мяч, который так и не опустился». Хозяев больше нет, но дом охраняет
их покой, отпугивая случайно выживших птиц закрывающимися ставнями. А
вечером автомат, не получив ответа хозяйки на своё предложение
прослушать стихи, декламирует для неё её любимые: «Будет ласковый
дождь» Сары Тисдейл. Случайный пожар на кухне распространяется на весь
дом, пожирая всё, что осталось от прежней жизни: микрофильмы, книги,
мебель, комнаты. «Подул ветер. Сломанный сук, падая с дерева, высадил
кухонное окно. Бутылка пятновыводителя разбилась вдребезги о плиту. Миг
и вся кухня охвачена огнем»! Автоматы отчаянно и бессмысленно
спасают дом, но он обречён и за ночь сгорает дотла. «Дом старался выстоять.
Двери плотно затворились, но оконные стекла полопались от жара, и ветер
раздувал огонь. Еще из стен, семеня, выбегали суетливые водяные крысы,
выпаливали струи воды и возвращались за новым запасом. И стенные
распылители извергали каскады механического дождя. Поздно. Где-то с
тяжелым вздохом, передернув плечами, замер насос. Прекратился дождь-
огнеборец . Иссякла вода в запасном баке, который много-много дней питал
ванны и посудомойки . Из чердачных люков вниз уставились незрячие лица
роботов, изрыгая ртами-форсунками зеленые химикалии». На следующее
утро в радиоактивном рассвете в уцелевшей стене остается один -
единственный голос, без конца повторяющий: «Сегодня 5 августа 2026 года,
сегодня 5 августа 2026 года…».
Автор рисует трагическую картину будущего, где человечество уничтожило
само себя и оставило только собственные творения, обслуживающие
механизмы, которые каждый день облегчали жизнь людям и в конце концов
вытеснили людей, лишив их возможности действовать самим, принимать
решения самим, делать выбор самим. Люди стали бесплотными тенями.
Автора волнуют актуальные проблемы современной жизни: хотим ли мы
быть тенями на собственной планете? Что нужно делать, чтобы в погоне за
улучшением и облегчением собственной жизни, люди не превратились бы в
рабов своих слуг роботов? Нужна ли такая цивилизация, которая делает
мир мёртвым ? «Ничто не вечно», но неужели мы хотим оставить после себя
только бесчувственных роботов-машин? Рассказ оставил у меня чувство
обречённости, безнадёжности, но я всё же надеюсь , что здравый смысл
победит.
lll. Вывод. Подтверждение гипотезы.
Таким образом, в результате исследования произведений писателей-
фантастов гипотеза, заявленная в работе, подтвердилась: человеческая
цивилизация обречена, если люди не научатся жить в согласии друг с другом,
если не научатся бережно относиться к тому, что их окружает, если не
обратятся к вечным нравственным ценностям , культурному наследию
прошлого. Эту мысль подтверждает и стихотворение Сары Тисдейл «Будет
ласковый дождь», включенный в одноимённый рассказ Р. Брэдбери:
Будет ласковый дождь, будет запах земли.
Щебет юрких стрижей от зари до зари,
И ночные рулады лягушек в прудах.
И цветение слив в белопенных садах;
Огнегрудый комочек слетит на забор,
И малиновки трель выткет звонкий узор.
И никто, и никто не вспомянет войну
Пережито-забыто, ворошить ни к чему
И ни птица, ни ива слезы не прольёт,
Если сгинет с Земли человеческий род
И весна… и Весна встретит новый рассвет
Не заметив, что нас уже нет.
lV. Приложение:
1. Иллюстрации.
2. Репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза».
3. Заметки искусствоведов о картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза».
4. Стихотворение Сары Тисдейл «Будет ласковый дождь».
5. Мультфильм «Будет ласковый дождь» , снятый режиссёром Назимом
Туляходжаевым в 1984 году, и видео «Будет ласковый дождь (мир без
нас)».
***« Мона Лиза », она же «Джоконда , полное название Портрет госпожи
Лизы дель Джокондо— картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре
(Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире
, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги
торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным
около 1503—1505 года. Кроме многочисленных загадок и ребусов Леонардо
создал гениальный и невероятно загадочный портрет портрет Джоконды
(Моны Лизы). Зрители, глядя на него, по-разному воспринимают ее чувства,
и невозможно однозначно охарактеризовать внутреннее состояние
изображенной женщины. Необъяснимым остается то, что кроется за
необыкновенной техникой применяемой в портрете ведь главная загадка
его в необъяснимом выражении лица, в непонятной «ускользающей» улыбке.
Мнения исследователей насчет портрета Джоконды и ее загадочной улыбки
расходятся. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и
обаяния, другим она кажется неприятной. Биограф Леонардо да Винчи
Джорджио Вазари, восхищаясь глубокомысленным содержанием портрета,
пишет, что у изображенной Моны Лизы необыкновенное и положительное
духовное состояние: «Так как Мона Лиза была очень красива, то во время
писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут
постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие
меланхолию… У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь
приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели
человеческое существо; самый же портрет почитается произведением
необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной». Предполагается,
что Леонардо использовал в своей картине свойства человеческого зрения,
что создает удивительные свойства выражения лица Джоконды. Зрение у
человека есть прямое и периферическое. Прямое – хорошо воспринимает
детали, хуже тени. Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского
университета считает, что улыбка Моны Лизы видна лишь, если смотреть не
на губы, а на другие детали ее лица: «Ускользающий характер улыбки Моны
Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в
низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только
периферическим зрением». Искусствовед Ротенберг пишет, что «Леонардо
сумел внести в свое создание ту степень обобщения, которая позволяет
рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Эта высокая
мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка
картины, в ее отдельных мотивах в том, как легкая, прозрачная вуаль,
охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные
пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур; она ощутима
в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором
по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Алпатов
добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру,
Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость
человеческой мимики. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно
смотрят на зрителя, благодаря затененности ее глазных впадин можно
подумать, будто они чуть хмурятся; губы ее сжаты, но около их уголков
намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую
минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят.» Гращенков пишет:
«Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний,
противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино,
отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь
неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Это
ничего не означающее мимолетное движение уголков её рта, словно
отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной
дали красочную полифонию духовной жизни человека».
Улыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины.
Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как
самого мастера, так и у его подражателей и копировщиков, но именно в
«Моне Лизе» она достигла своего совершенства.
Сара Тисдейл «Будет ласковый дождь»:
Будет ласковый дождь, будет запах земли.
Щебет юрких стрижей от зари до зари,
И ночные рулады лягушек в прудах.
И цветение слив в белопенных садах;
Огнегрудый комочек слетит на забор,
И малиновки трель выткет звонкий узор.
И никто, и никто не вспомянет войну
Пережито-забыто, ворошить ни к чему
И ни птица, ни ива слезы не прольёт,
Если сгинет с Земли человеческий род
И весна… и Весна встретит новый рассвет
Не заметив, что нас уже нет.
I. Список литературы по теме.
Рассказы Р.Брэдбери «Каникулы», «Будет ласковый дождь» и «Улыбка» и
Р.Шекли «Абсолютное оружие».