Конспект урока "Золотой век русской поэзии" 9 класс


ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Урок литературы в 9 классе
(урок-семинар)
Цели: изучить понятия «русская классическая литература», «романтизм как
литературное направление»; начать знакомство с поэтами «золотого века».
Ход уроков
I. Вступительное слово учителя.
Русская литература начала Х в. продолжала развиваться в общеевропейском
культурном контексте. Уже на исходе предыдущей эпохи были созданы «Путешествие из
Петербурга в Москву» Радищева и «Письма русского путешественника» Карамзина
произведения, свидетельствовавшие, что русская мысль находит свои художественные
формы для общеевропейских тенденций. Теперь, в первой половине Х в., русская
литература могла бы сказать о себе словами Пушкина: «Я чувствую, что мои духовные
силы достигли совершенной зрелости, я могу творить».
В эту эпоху Россия обогатила мировую культуру великими свершениями
Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Лермонтова, Тютчева. Это классики нашей литературы. Их
надо не только читать, надо научиться их перечитывать, потому что каждая встреча с
ними таит в себе радость открытия.
Прежде чем мы ответим на вопрос, какова роль русской классической литературы
в духовной жизни человечества, обратимся к «Толковому словарю» Ожегова.
Что значит «классик», «классический»?
Классик 1) выдающийся, образцовый, общепризнанный деятель науки,
искусства, литературы; 2) сторонник классицизма в искусстве; 3) специалист по
классической филологии, а также человек с классическим образованием.
Классический 1) являющийся классиком первом значении); 2) типичный,
характерный; 3) античный, относящийся к греко-римской культуре; 4) связанный с
изучением античных языков и литературы; 5) следующий методам классицизма.
Значит, классическая литература канонизированная литература, образцовая,
наиболее значительная. Русская классическая литература соотносится с ХIХ в. — это
золотой век русской литературы, и прежде всего поэзии.
II. Защита литературных газет.
1. Учащиеся знакомят одноклассников с подобранным материалом: биографией
«своего» поэта, высказываниям и критиков, викторинами, кроссвордами, иллюстрациями,
помещенным и в газетах; читают стихи, исполняют музыкальные произведения и т. д.
2. Учитель, оценив работу ребят, дает понятие лирики.
Лирика это род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором
субъективное начало является главным. Лирика выражает сложную духовную жизни
человека (его интересы - личные и общественные; его настроения, переживания, чувства и
т. д.). Духовная жизнь человека определяется обстоятельствами, явлениями внешнего
мира. Но лирика не касается или почти не касается самих этих явлений: она прямо
выражает только мысли, чувства, настроения, переживания.
Лирический герой это образ поэта-художника, чей внутренний мир находит
отклик в сердцах читателей. Лирический герой и автор как будто одно лицо, и в то же
время образ лирического героя глубже и шире, чем только выражение личности самого
поэта. Очень точно сказал об этом В. Г. Белинский: «Великий поэт, говоря о себе самом, о
своем Я, говорит об общем о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет
человечество. И поэтому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает
свою и видит в нем не только поэта, но и человека...»
III. Лекция «Романтизм как литературное направление».
Неоднократно в своих сообщениях о поэтах вы употребляли слова «романтизм»,
«романтический», «поэт-романтик». Да, начало ХIХ в. в русской литературе это борьба
классицизма и романтизма; романтическая муза Жуковского дала толчок развитию новой
поэзии, подготовила появление на поэтическом небосклоне Пушкина.
Обратимся вновь к словарю. (Учащиеся конспектируют.)
Романтизм 1) направление в литературе и искусстве первой четверти ХIХ в.,
выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к
национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и их
чувств; 2) направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением
показать в ярких образах высокое назначение человека; 3) умонастроение, проникнутое
идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью.
Романтик 1) последователь романтизма (в 1-м и 2-м значениях); 2) человек,
склонный к романтизму (в 3-м значении); 3) человек, проникнутый романтикой, высокими
идеями.
Романтизм в России.
Это и особый вид мировоззрения, и художественное направление. Романтизм
возник как своего рода реакция на немотивированный оптимизм классицизма, в его
основе — разочарование в идеях Просвещения.
В центре художественной системы романтизма — личность.
Основной конфликт — между личностью и обществом.
Романтическая личность — страстная личность.
Но страсти делятся на высокие (это любовь во всех ее проявлениях) и низкие
(зависть, жадность, честолюбие).
Романтический герой это человек с сильным характером, часто он художник;
его мировоззрение несовместимо с обыденным миром. Любимая романтическая среда
история и экзотика.
Романтиков интересует национальная самобытность; отсюда внимание к
фольклору, его переработка и создание собственных произведений в фольклорных жанрах
(«Песня про купца Калашникова» Лермонтова).
В романтизме отсутствует эволюция характеров, так как обстоятельства не
влияют на личность.
Романтики широко используют символику.
Представители романтизма: Англия Байрон, Саути, В. Скотт; Франция де
Сталь, Шатобриан, Гюго, Жорж Санд; Россия Жуковский, Веневитинов, Баратынский,
Дельвиг, Рылеев, Кюхельбекер, Одоевский, Пушкин, Лермонтов, Бестужев-Марлинский,
Тютчев.
Домашнее задание: читать с. 137—140 и ответить на вопросы (с. 140—141);
знать содержание лекции, читать статью об А. С. Пушкине в хрестоматии (с. 142—146).