Конспект урока "Особенности композиции и ее роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л. Н. Толстого «После бала»" 8 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ
« ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В РАСКРЫТИИ ИДЕЙНОГО
СОДЕРЖАНИЯ РАССКАЗА Л.Н.ТОЛСТОГО « ПОСЛЕ БАЛА». (8 класс)
Учитель ФИЛИППОВА И.В.
г. Ростов-на-Дону
Цели урока.
1. Познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого « После бала».
2. Выявить особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания
произведения.
3. Учиться выразительно читать.
Зрительный ряд: фотография Л.Н.Толстого, выставка книг Л.Н.Толстого.
ХОД УРОКА.
1. Объявление темы урока.
2.Учитель:
1. Знаком ли вам человек, запечатлённый на этой фотографии?
2. Какие произведения Л. Н. Толстого вы читали?
3. Какие впечатления остались от прочитанных произведений?
Л. Н. Толстой это великий художник, личность, известная всему миру. Сегодня мы
продолжим приобщение к его творчеству этого писателя и познакомимся с его
рассказом «После бала», созданным в 1903 году.
3. Объявление целей урока.
4. Учитель:
1. Прежде чем приступить к работе, нужно вспомнить, что такое композиция.
2. Какие структурные части композиции вам известны?
3.Давайте вспомним рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Определите, где
в рассказе завязка, кульминация, развязка? Какую роль играют они в
произведении?
4. Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства, которые также
помогают понять позицию автора?
5. Что такое эпитет?
5.Выявление восприятия.
Учитель:
1. Дома вы должны были прочитать рассказ «После бала». Какие чувства вы
испытали? Поделитесь впечатлениями от прочитанного рассказа.
6. Сообщение.
Учитель: Послушайте сообщение о том, что послужило основанием для создания
рассказа.
Ученик: Сюжетной основой рассказа « После бала» явилось действительное
событие, которое произошло со старшим братом писателя, Сергеем Николаевичем
Толстым. Варвара Андреевна Корейш была дочерью воинского начальника в
Казани. Сам писатель знал и ее, и ее отца. Чувство Сергея Николаевича к этой
девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на
другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего
из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда стал известен Льву
Николаевичу. Но в дневнике от 18 июня 1903 года Толстой, определяя сюжет
рассказа, делает запись от первого лица: « Веселый бал в Казани, влюблен в
Корейшу,…танцую с ней; ее красавец-отец ласково берет ее и идет мазурку. И на
утро после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана и сквозь строй гонит
татарина, и воинский начальник велит больней бить». 9 августа 1903 года Толстой
отметил в дневнике: « Написал в один день « Дочь и отец». Не дурно». До 20 августа
писатель исправлял, совершенствовал текст рассказа. Известно, что Толстой читал
свой рассказ друзьям и близким, и в его чтении слышалось сочувствие молодому
Ивану Васильевичу.
Учитель:
1. Правильно ли поступил Толстой, что он изменил название рассказа, вместо
названия «Отец и дочь» взял «После бала»? Оправдываете ли вы это изменение?
2. А какую часть рассказа можно назвать «Отец и дочь»?
7. Словарная работа.
Учитель:
Давайте познакомимся со словом «экзекуция». Запишите его в тетрадь. Откроем
Словарь иностранных слов и прочитаем, какое значение имеет слово «экзекуция».
(Экзекуция – от лат. «приведение в исполнение» устар. - телесное наказание)
Ученик:
Экзекуция – так называлось страшное наказание, распространенное в первой
половине девятнадцатого века в армии во времена царствования Николая 1.
Солдата прогоняли сквозь строй и били прутьями или палками. « Недели не
проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уже и не
знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки, палки!.. У нас
и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай
Палкин. Так и пошло ему прозвище», - вспоминает старый 95-летний солдат, герой
статьи Толстого « Николай Палкин».
Учитель:
1.Как бы вы назвали главный эпизод второй части рассказа? («Наказание»,
«экзекуция»)
2.Можно ли так назвать рассказ? Почему?
Ученик:
В 1866 году недалеко от Ясной Поляны, имения Толстого, был казнен солдат,
ударивший офицера, издевавшегося над ним. Толстой взял на себя защиту солдата
перед судом, но ничего не смог добиться. Суд над солдатом и казнь произвели на
писателя тяжелейшее впечатление. « Случай этот,- писал впоследствии Толстой,-
имел на всю мою жизнь гораздо более влияния, чем все кажущиеся более важными
события жизни: потеря или поправление состояния, успехи или неуспехи в
литературе, даже потеря близких людей».
Учитель:
1. Что же легло в основу рассказа? (реальные события, сама жизнь)
2. К сожалению, подобные наказания были нормой в Николаевской России.
Писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855г. он
работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского
наказания - « прогнания сквозь строй».
8. Анализ рассказа.
Учитель:
1. Послушайте начало рассказа (чтение ученика). От чьего лица ведется
повествование? Почему?
(В произведении два рассказчика: один тот, кто знакомит читателя с Иваном
Васильевичем, по-видимому, это молодой человек из компании молодых людей, к
которым обращается и с которыми спорит Иван Васильевич, другой – сам Иван
Васильевич).
2. Как собеседники относятся к Ивану Васильевичу. Докажите текстом.
Учитель: Такой приём называется « рассказ в рассказе». Это одна из
особенностей композиции произведения (запись в тетрадь).
3. Обратитесь к тексту и скажите, о чём беседуют люди, окружающие Ивана
Васильевича, каков предмет их разговора?(1-абзац)
4. Сейчас мы зачитаем конец рассказа, слушайте и готовьтесь к ответу на
вопрос: «Что изменилось в жизни рассказчика?» (чтение ученика со слов «Ну, а
любовь что?»).
9. Анализ эпизодов.
Учитель: Что же привело к этим изменениям? Чтобы ответить на этот вопрос,
обратимся к тексту, сопоставим две сцены: « бал» и « после бала». В ходе анализа
мы будем выписывать ключевые слова, поэтому разделите тетрадь на две части:
«бал» и « после бала».
Примерная запись, сделанная учащимися в ходе анализа.
Бал
После бала
1. Хозяева: добродушные, хлебосол,
брильянтовый
1. Солдаты: черные.
2. Зала: прекрасная, бал чудесный,
великолепный
2. Улица: пустынный переулок
3. Музыка: мазурка, вальс, полька.
3. Музыка: жёсткая, нехорошая
визгливая.
4. Варенька: белое платье; милые
глаза; сияющее, разрумянившееся
лицо; плавные движения.
4. Наказываемый: оголенный по пояс;
спина что-то мокрое, красное,
неестественное; двигаясь всем телом, то,
опрокидываясь назад, то падая наперед.
5. Полковник: красивый, статный,
высокий, свежий, с блестящими
глазами, радостной улыбкой,
красивые и быстрые па.
5. Полковник: в военной шинели, твердая,
подрагивающая походка.
6. Иван Васильевич: доволен,
счастлив, блажен, добр, восторженное
умиление, нежное чувство.
6. Иван Васильевич: физическая,
доходившая до тошноты тоска, ужас от
зрелища, досада, чувство стыда.
1. С чего начинается сцена бала? (описание хозяев бала) Какие слова вам
непонятны?
Пюсовое – (устар.) темно-коричневое.
Фероньерка – женское украшение с драгоценными камнями, надеваемое на лоб.
Прочитайте, выделите ключевые слова. Если мы говорим об описании, то какой
частью речи должны быть ключевые слова?
2. А теперь найдите и прочитайте описание людей в сцене « после бала». Какое
слово повторяет рассказчик? Для чего? Является ли слово «чёрные» эпитетом?
3. Прочитайте описание зала. Выберите ключевые слова. Какие изобразительно-
выразительные средства использует автор? Какова их роль в этом описании?
4. Где происходит действие в сцене « после бала»? Прочитайте описание улицы.
Назовите ключевые слова.
5. Какую музыку мы слышим на балу? После бала?
6. Кто является главным героем каждого из эпизодов? Найдите портрет Вареньки,
прочитайте, выберите ключевые слова. Затем портрет наказываемого. На что
обращает внимание писатель? (одежда, движения) Выберите ключевые слова.
Какое состояние солдата передаётся этими словами?
10. Работа над выразительным чтением.
а) Как надо читать эпизод, в котором описывается татарин, подвергшийся
экзекуции? Почему?
б) Прочитайте выразительно абзац « При каждом ударе…» (2-3 уч-ся)
в) Чье чтение вам больше всего понравилось? Почему?
7. Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала?
8. Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что
переживает герой, расставшись с Варенькой? Какие слова наиболее емко
характеризуют психологическое состояние героя во время счастливого бала?
9. Какие чувства овладели героем после увиденного жестокого наказания татарина?
Выпишите слова, которые передают состояние Ивана Васильевича как свидетеля
наказания?
Учитель: Если бы вам пришлось рисовать иллюстрации к рассказу, то какие
краски вы бы использовали, изображая сцены «бала» и «после бала».
Давайте подведём итоги.
10. Какие выводы можно сделать на основании наших наблюдений? (Сцены
противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств,
событий – это основа композиции рассказа.) Запись в тетрадь слова «контраст».
11. С какой целью Толстой использует в рассказе контрастное изображение?
(Контраст помогает Толстому выразить авторскую позицию и донести до читателя
беспощадную правду произведения)
Учитель:
Итак, мы выявили композиционные особенности рассказа
Л.Н.Толстого « После бала».
12. Так где же полковник настоящий: на балу или после бала? Является ли он
двуличным человеком, лицемером? Почему он такой?
11. Индивидуальное задание.
Одного из учеников я попросила сравнить одну из первых редакций и последнюю
редакцию концовки рассказа и ответить на вопрос: «Почему Толстой изменил
историю жизни Ивана Васильевича?»
Черновой вариант.
« Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил,
как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего
долга я так называл его, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к
старости понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».
Окончательный вариант.
« Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было дурное
дело? Ничуть. « Если это делалось с такой уверенностью и признанием всеми
необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал»,- думал я и
старался узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел
прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите,
не годился».
13. Согласны ли вы с данным мнением?
14. Почему же Иван Васильевич не захотел быть военным и вообще нигде не
служить? О чем же заставил задуматься Ивана Васильевича случай с солдатом? О
чем он « старался узнать»? Чему же посвятил свою жизнь Иван Васильевич?
15. На ваш взгляд, какую роль играет среда в жизни человека?
16. Какова же идея произведения?
17.Почеу же рассказ называется «После бала»? (запись в тетрадь «название
рассказа»).
Учитель: « Вечные» нравственные проблемы добра и зла, совести,
ответственности, справедливости и человеческого счастья разрешаются
Л.Н.Толстым и в других его произведениях, разных по тематике и жанру. Позже вы
познакомитесь с другими его произведениями, такими как « Севастопольские
рассказы», романами « Война и мир», « Воскресение», « Анна Каренина» и другими
(демонстрируется выставка книг писателя).
18. Почему эти проблемы называются « вечными»?
12. Подведение итога урока (обращение к целям урока).
Мы выявили идею произведения. Пользуясь своими записями в тетради, назовите
особенности композиции рассказа.
Выставление оценок, комментирование оценок.
13. Домашнее задание.
1. Подготовить письменный ответ на вопрос: « Как связывается основная идея
рассказа с его содержанием »?
2. Подготовить выразительное чтение сцены «После бала».