План-конспект урока "Лермонтов – певец свободы" 8 класс

Муниципальное казенное вечернее (сменное)общеобразовательное учреждение
"Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №4 при ИК"
План-конспект интегрированного урока
(литература и история, 8 класс)
Тема урока: «Лермонтов – певец свободы». (Литература)
Эпоха Ивана Грозного. (История)
Учитель литературы:
Локтева Людмила Васильевна.
Мариинск, 2015.
Цель: 1. Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Лермонтова;
познакомить с мироощущением, идеалами поэта;
его нравственным и творческим выбором : протест против деспотизма и своеволия,
жажда свободы, порыв к подвигу.
2. Повторить события истории, которые относятся к эпохе царствования
Ивана Грозного.
Словарная работа: национальные традиции, быт и нравы, русский национальный характер,
личность, честь, достоинство.
Ход урока.
Учитель литературы.
Ослепительным метеором промелькнул гений Лермонтова на сумрачном небе 30 годов. В 16 лет он
писал стихи, которые могли поставить его близко к вершине русской поэзии, а в 28 его уже не было.
Но мы должны знать подлинного Лермонтова и должны чтить его, ибо он всю жизнь был молод, но
молодость его кипела страстью, протестом и тоской.
Видеоролик . Стихотворение Лермонтова «Парус».
Вопросы к учащимся.
1. Каким настроением проникнуто стихотворение?
2. И что же это за парус?
3. О чем на самом деле говорит и думает поэт?
(Грусть. О человеке. О неустанном поиске его души, о недостижимости покоя)
Презентация.
Слайд 1
Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 - 1841
Слайд 2
Против самых Красных ворот стоит каменный трехэтажный дом. В этом-то доме и поселились
Лермонтовы.. Здесь у них со 2-го на 3-е октября родился сын,- пишет П.А. Висковатый в книге
"М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.".
Слайд 4
По материнской линии М. Лермонтов происходил из известного в России и богатого дворянского
рода Столыпиных. Мария Михайловна Лермонтова, мать поэта. Неизвестный художник. 1810-е
годы
Слайд 5
По мужской линии род Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта .(Шотландия). Находясь
на службе у польского короля, в 1613 г. Лермонт перешел на сторону русских.. От него и пошли
Лермонтовы, уже во втором колене Лермонтовы, принявшие Православие.
Юрий Петрович Лермонтов, отец поэта. Неизвестный художник. 1810-е
Слайд 6
Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) —родная сестра Д. А. Столыпина..
Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта. Неизвестный художник. Начало XIX века
Слайд 7
- На портрете мы видим шести - восьмилетнего мальчика с каштановыми, гладко причесанными
волосами, умным, сосредоточенным взглядом. Неизвестный художник. 1820-1822 годы.
Слайд 8
Детские годы будущего поэта прошли в с. Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии в
имении бабушки. Тарханы. Усадьба. Ныне - Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова.
Слайд 9
И вижу я себя ребенком, и кругом родные все места: высокий барский дом. И сад с разрушенной
теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд. А за прудом село дымится - и встают вдали
туманы над полями.. В аллею темную вхожу я; сквозь кусты глядит вечерний луч, и желтые листы
шумят под робкими шагами. Тарханы легко узнать в этих строках и сейчас.
Слайд 10
Памятник М. Ю. Лермонтову в Тарханах .
Слайд 11
В 1840 году за дуэль с французским посланником М.Ю. Лермонтов сослан на Кавказ. На Кавказе в
1841 году 15 (27) июля убит на дуэли Н.С. Мартыновым в Пятигорске. В 1842 году тело привезено из
Пятигорска и захоронено в Тарханах.
Слайд 12
Шумит Тарханский парк, склоняется над часовней старый дуб, посаженный М. Ю. Лермонтовым.
И нескончаемым потоком идут и идут сюда люди.
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мною вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
Учитель литературы.
« Здесь, в Тарханах, слышал он народные песни, неторопливые рассказы об Иване Грозном, о
волжских разбойниках, об атамане Разине, о Емельяне Пугачеве. Пугачева хорошо помнили
многие старики, он шел через Пензу, а в Тарханах побывали его казаки.
Зимой на замерзшем пруду устраивались кулачные потехи: молодые ребята – дворня и
деревенские – сходились стенка на стенку.
Под Троицу дворовые девушки отправлялись в лес ломать молодые березки, плели венки,
водили хороводы и Миша Лермонтов с ними. У народа он учился чистой русской речи.
В январе 1837 года, получив известие о трагической гибели Пушкина, Лермонтов отозвался
на это ужасное событие ,написав стихотворение «Смерть поэта». В нем дан отклик русского
народа и поэта на великую утрату русского народа и поэта на великую утрату. Лермонтов
оказывается в ссылке Оттуда он привез поэму, написанную в духе народных былин «Песню
про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Эта поэма
перенесет нас в глубокую старину – 16 век, царствование Ивана Грозного.
Учитель истории.
Эпоха И. Грозного.
1 Как при Иване-4 происходило расширение территории государства?
2 Расскажите о присоединении Западной Сибири? Ермак. Кучум. Дайте им
характеристику.
3 Каково значение для России расширение ее владений?
4 Ливонская война, ее итоги. Как реагировали бояре на неудачи в Ливонской войне?
5 С какой целью царь ввел опричнину?
Как опричное войско показало себя?
Как вели себя опричники?
Почему царь отменил опричнину?
В царствование Ивана-4, прозванного в народе «Грозный» произошло значительное
увеличение территории Российского государства. Присоединились к России Казанское и
Астраханское ханства, вернее были присоединены в походе на Казань. Участвовал сам царь
Иван Грозный. Башкирия и Удмуртия добровольно вступили в подданство России,Благодаря
отважным первопроходцам, в частности Ермаку, были разбиты войска сибирского хана
Кучума. К России присоединились народы Западной Сибири. Разрешив
внешнеполитическую задачу на востоке Иван-4 начал подготовку к борьбе за Балтийское
побережье вначале с Ливонским орденом, а после его распада с польскими, литовскими и
шведскими феодалами. Русские войска, вначале действовавшие успешно, стали терпеть
поражения. Среди бояр и простого народа зрело недовольство политикой царя. В ответ Иван
Грозный все чаще подвергал казням виновных и невиновных. Для укрепления личной власти
царь вводит опричнину.
«Опричнина» - от слова «опричь» - кроме, особо.
Иван-4 выделил в особое личное владение большую часть земли бояр, попавшие в
опричнину, отбирались и на них поселялись дворяне – опричники. Остальную часть
государства «земщину» царь обложил огромными налогами на устройство опричнины.
Опричное войско должно было стать карательным инструментом в руках царя, его личной
гвардией. Началась полоса жестокого террора, казней, ссылок. В ответ возникали новые
заговоры против царя. В 1570 году царь во главе опричного войска отправился по своей
стране. Страшному разорению подверглись города на пути царского войска: Клин, Тверь,
Новгород. Опричники грабили дома, монастыри, церкви. Тысячи людей - не только из
знати, но и из простого народа – были убиты и подвергались всякого рода наказаниям.
Опричное войско, грабившее и убивавшее безоружных людей в своей стране, оказалось
несостоятельным в борьбе с внешними врагами, воевали плохо, не сдержали натиска
крымского хана Девлег-Герея, который дошел до Москвы и сжег ее. Поэтому в 1572 году
Иван-4 отменил опричнину и запретил даже упоминать.
Учитель литературы.
Работа по картине В М Васнецова «Иван Васильевич Грозный»
Эта картина справедливо признана одним из лучших изображений Грозного в русском
искусстве. Царь на этой картине дан именно таким, каким он сохранился в свидетельствах
современников.
1. Где находится Иван Грозный? (В одной из палат Московского Кремля.)
2. Что можно сказать о фигуре царя? (Гордая, величественная)
3. Опишите лицо царя? (Сосредоточенное, хмурое; глаза холодные, губы тонкие, брови
насупленные и сросшиеся.)
4. Как одет царь? (Кафтан из парчи, на голове шапка с изображением святых; рукавицы,
расшитые золотом)
В 16 веке существовал свод житейских правил «Домострой» . Этот свод защищал принципы
патриархального быта, в том числе беспрекословного повиновения главе семьи. ( из Толкового
словаря обществоведческих терминов.)
Каким же было положение и быт женщин в эпоху Домостроя?
2 ученика читают.
-Положение женщин в семье при Домострое было нелёгким. Дочерей отцы держали в строгости. Чем
знатнее был род, тем больше строгости присутствовало в воспитании.
-Выдавая замуж девушку, не спрашивали о ее желании. Она сама не знала, за кого идет, не видела
своего жениха до замужества. Сделавшись женою, она не смела никуда выйти из дома без
позволения мужа, даже если шла в церковь, и тогда обязана была спрашиваться.
-По законам приличия считалось предосудительным вести разговор с женщиной на улице. Женщине
не предоставлялось права свободного знакомства по сердцу и нраву, а дозволялось лишь общение с
теми, с кем мужу угодно было позволить; но и тогда ее связывали наставления и замечания: что
говорить, о чем умолчать, что спросить, чего не слышать.
-Встречалось, что муж приставлял к жене “шпионов” из служанок и холопов, а те, желая угодить
хозяину, нередко перетолковывали ему все в другую сторону. Очень часто бывало, что муж по
наговору любимого холопа бил свою жену, основываясь только на подозрении.. За ничтожную вину
глава семейства таскал жену за волосы, раздевал донага и бил до крови - это называлось учить жену.
-В домашнем быту женщина не обладала какой-либо властью даже в ведении хозяйства. Она не
смела ни послать кому-нибудь подарок, ни принять его от другого, не смела даже сама без
дозволения мужа что-либо съесть или выпить.
-Иногда жена, бойкая от природы, возражала мужу . Были примеры, когда жены отравляли своих
мужей. Правда, за это их ждало суровое наказание: преступниц закапывали живыми в землю,
оставляя снаружи голову, и держали в таком положении до смерти, им не давали есть и пить, и
сторожа стояли при них, не допуская, чтобы кто-нибудь покормил женщину. Прохожим разрешалось
бросать деньги, но эти деньги употреблялись на гроб для осужденной или на свечи для
умилостивления Божьего гнева к ее грешной душе. Смертную казнь могли заменить на вечное
заточение. Имеется описание одного случая, когда двух женщин за отравление своих мужей
держали трое суток по шею в земле, но так как они просились в монастырь, то их откопали и отдали
в монастырь, приказав держать их порознь в уединении и в кандалах.
Учитель литературы.
Русские писатели часто обращались к устному народному творчеству как источнику мудрости
и поэтической красоты. В «Песне..»- «добрый молодец», «красно солнышко».
Лермонтов разрешил тему чести и человеческого достоинства в духе народных представлений
о добре и зле. Изложение ведется от лица гусляра – скомороха (человек, участвовавший в
уличных представлениях) Песня начинается с запевки (зачин).
Лермонтов, по словам Белинского, вошел в царство народности, как ее полный властелин,
воссоздал в «Песне..» народно поэтический взгляд на жизнь. Поэтому истинно героические
качества : стремление к идеалу, жажда свободы, сильная воля, самоотвержение на пути к
цели, по мнению Лермонтова, переживали в настоящем полный упадок, вымирали. Эта
«зависть к великому, прошедшему, столь полному славы и великих дел» звучит в строках:
Да, были люди в наше время
Не то, что нынешнее племя
Богатыри не вы! («Бородино»)
Тема величия прошлого широко развернута в «Песне…» В центре поэмы образ человека из
народа. Защиту человеческого достоинства Лермонтов ведет с позиций народной морали.
Большой смысл заключен в словах купца Калашникова :«Чему быть суждено, то и сбудется;
постою за правду до последнева». За что погиб Калашников! За «святую правду-матушку».
Как звучат эти слова! Сразу ясно, что нет ничего выше ни на земле, ни на небе. И за этой
правдой встают и другие заветные слова: любовь, семья, честь, закон.
И прав Ираклий Андронников, когда пишет: «Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного,
произведение прозвучало как глубоко современное. Только что на дуэли с царским
«опричником» погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить честь жены и
свое благородное имя. Поэма заставляла задуматься над вопросами о судьбе и правах
человеческой личности. Поэма актуальна и сегодня, потому что в ней подняты важные
вопросы: тема свободы, уважения к человеку, к его чести и достоинству.
Чтение и анализ «Песни…» М.Ю.Лермонтова.
- Прочитаем выразительно отрывок из «Песни…» от слов «Не сияет на небе солнце красное» до
слов «И семьей ты вскормлен Малютиной».
- Почему пир Ивана Грозного соотнесен с солнцем, небом, месяцем, тучами? (носят характер
устоявшегося, вечного, незыблемого, всеобъемлющего)
- В каких произведениях УНТ князь сравнивается с красным солнышком? Почему?
(Князь Владимир в былинах. В этом сравнении заключается представление народа об идеальном
князе).
- Является ли князь Владимир в былинах главным героем? (Князь Владимир не является предметом
изображения повествователя).
- Какова роль Ивана Грозного в «Песне…»?
- Какая деталь позволяет установить связь между героем М.Ю.Лермонтова и реальным историческим
лицом?
Роль царя Ивана Грозного в «Песне…» значительна, он олицетворение власти. Главная деталь
царский посох с железным наконечником. Посох вызывает страшные ассоциации, им, ударив в
висок, он убил своего сына. Еще одна важная деталь – золотой ковш, который Иван Грозный
повелевает поднести не князьям и боярам, а опричникам. Только один Кирибеевич оказался
равнодушным к царскому угощению.
- Как ведет себя Иван Грозный, увидев это?
Царь в гневе, подозревает опричника в измене, грозит жестокой карой.
В лермонтовской «Песне…» пиршество царя- веселье для всех по указу, поэтому всем необходимо
держать «маску», и отсутствие этой «маски»может быть опасно для человека. Именно в атмосфере
пира Ивана Грозного проступают реально-исторические черты жестокого быта московского царя,
который в этих пиршествах топил муки совести, свои тяжелые думы и страшные воспоминания. Но
если в УНТ пирующий с богатырями князь – идеальный образ монарха, то у М.Ю.Лермонтова не
сохраняются представления об идеальной исторической эпохе.
ВЫВОД: Иван Грозный - жестокий, деспотичный.
Властвует, повелевает, казнит.
Топит муки совести в жестокости.
Итог урока.
Д/з: подготовить сопоставительную характеристику Калашникова и Кирибеевича
Литература.
1. Б. Г. Пашков «Русь. Россия. Российская империя». М -97г.
2 М. Качурин «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках
литературы». М – 88г.
3 Е. Анненкова «Анализ художественного произведения». М – 87г.
4 Б.И.Турьянская «Литература. Урок за уроком». М – 2000г.