Конспект урока "Особенности композиции в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»" 8 класс


Королева Ирина Ивановна
МОУ СОШ № 40 г. Тверь
Учитель русского языка и литературы
Конспект урока по литературе в 8 классе.
Тема: «Особенности композиции в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».
Цели:
Обучающие:
- закрепление понятия «композиция», знакомство с понятием «рассказ в
рассказе», знакомство с приемом контраста в повести Л.Н.Толстого «После
бала» как основным способом выражения авторской мысли.
Развивающие:
- развитие навыков самостоятельной работы с текстом, развитие навыков
определения изобразительных средств в тексте и их роли, развитие связной
речи.
Воспитательные:
- воспитание в учениках требовательности к себе, воспитание таких
нравственных качеств, как любовь, сострадание, уважение к Человеку.
Тип урока: Комбинированный урок с дифференцированным подходом в
обучении.
Оборудование:
1) Компьютер (для проекции слайдов и прослушивания музыки),
2) экран,
3) карточки с заданиями.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Слово учителя.
Испокон веков ощущал человек внутреннюю борьбу дурного и злого
внутри себя. Помочь или отказать в помощи? Простить или отомстить?
Посочувствовать или осудить? Поддержать или посмеяться? От чего зависит
исход этой борьбы?
Свой ответ дает на этот вопрос Л.Н.Толстой в рассказе «После бала». Наша
задача – через анализ особенностей композиции определить позицию автора.
2. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
- Что выдвигал Толстой в качестве основы человеческого общежития?
- О чем мечтал Толстой для совершенствования общества?
(Толстой выдвигает в качестве основы человеческого общежития любовное
отношение людей друг к другу, он мечтал о соединении людей в общую
семью. Но одного желания мало, нужно, чтобы каждый человек
самовоспитывался и самосовершенствовался в духе высокой любви к
ближнему.)
3. Проверка домашнего задания.
- Понравился ли вам рассказ? Что особенно потрясло?
4. Тема урока.
Тема нашего урока особенности композиции рассказа «После бала».
Что называется композицией?
(Композиция – это построение произведение, взаимное расположение его
частей.)
- Обратим внимание на своеобразную роль вступления оно как бы
настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с
рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без
развёрнутой экспозиции. И завершается оно тоже без всяких выводов. Эти
выводы мы сделаем с вами.
1) Работа над сюжетом и композицией.
- На сколько частей можно разделить рассказ? Каких?
- О чем узнаем из первой части? От кого?
- О чем узнаем из второй части? Кто теперь является рассказчиком?
- О чем узнаем из третей части? От кого?
- О чем узнаем из последней части?
- При таком обрамлении (автор рассказ Ивана Васильевича автор)
композиция называется «рассказ в рассказе».
Делаются записи в тетрадях: Композиция рассказа – рассказ в рассказе)
- Обратим внимание на рассказ Ивана Васильевича, а именно на две части
сцену бала и сцену наказания. Проследим, какими особенностями они
обладают.
2) Работа с текстом.
Группа №1: (работа в парах) готовится отвечать на вопросы, сопоставляя
отдельные части сцен бала и наказания,
группа №2 проводит работу с текстом с элементами анализа: анализ
использованных изобразительных средств языка, определение их роли в
сценах бала и наказания.
Группа №3: готовит ответ на вопрос «С какой целью Л.Н.Толстой
противопоставляет эти две сцены? Рассмотреть иллюстрации к рассказу на
слайде И.Пчелко и Е.Лансере. Что особенно удалось отобразить
художникам
( Во время работы звучит увертюра по мотивам музыки Б.Чайковского
«После бала».)
Проверка работы с текстом.
Слайд:
Учащиеся дают развернутые ответы на вопросы, сформулированные на
слайдах.
- Какие изобразительные средства были использованы автором?
Промежуточные выводы:
- С какой целью Л.Н.Толстой противопоставляет эти две сцены?
- Как называется этот композиционный прием?
(Учащиеся делают записи в тетрадях.)
- Действительно, при помощи контраста автор говорит о том, что в одном
мире соседствуют праздник и беда, счастье и трагедия, в этом мире царит
несправедливость. Этим контрастом автор обнажает социальные
противоречия русской действительности.
- Что особенно ярко удалось отобразить художникам?
3). Анализ названия рассказа.
- Рассказ имел и другие названия. Какие?
Сообщение подготовленного ученика (кратко об истории создания рассказа,
о первоначальных названиях: «Бал», «Отец и дочь», «А вы говорите…» и др.
)
- Почему же писатель остановился на названии «После бала»?
(реализация домашнего задания группы №2)
5. Подведение итогов по теме.
- Итак, какими особенностями обладает композиция рассказа «После бала»?
(композиция – рассказ в рассказе, в основе композиции – прием контраста)
- Для чего автор использовал эти особенности? Чего они позволили
добиться?
6. Итоговая беседа.
Обращение к тексту на с. 39 «Что ж вы думаете……» до конца чтение
вслух.
- Действительно ли не годился?
(Собеседники с его мнением о самом себе не соглашаются, становится
понятным, что этот человек многим помог в жизни выбрать достойный путь.)
- Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде
не служить? Почему любовь к Вареньке «сошла на нет»?
(Герой не может любить просто одного человека, ему нужно любить весь
мир, понимать и принимать целиком. Сцена экзекуции разрушила этот мир
гармонии.
Герой, столкнувшись с проявлением зла в мире, думает, что это он чего-то не
понимает, и решает самоустраниться от того, чего не понимает. Тем самым
он отказывается принимать участие в подобном зле. Нравственный стержень
не дает ему сбиться на путь зла и несправедливости.)
- Сам Л.Н.Толстой сказал однажды так:
6. Выводы.
- Сегодня мы наблюдали, как мастерски использовал автор контраст как
художественный прием в создании ярких портретов, в образной
характеристике действий и передаче тончайших душевных переживаний
героев.
Но речь шла не только о николаевской России. В наше время николаевской
системы нет, ушла в историю и сама фигура императора Николая. Но и
сейчас в нас часто происходит борьба дурного и доброго. Отвечает ли среда
за исход этой борьбы? Как на этот вопрос ответил Толстой?
(Исход этой борьбы решает сам человек)
7. Д.з.
3. Сочинение-миниатюра «Случай из моей жизни».