Методическая разработка "Образы мифологических птиц в творчестве поэтов и художников рубежа 19-начала 20 века"


Методическая разработка Открытого Урока чтения-2015
«Содружество искусств» (литература и живопись)
Немтинова Ольга Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 75
Тема: «Образы мифологических птиц в творчестве поэтов и
художников рубежа 19-начала 20 века».
Цель:
- выявить, почему поэты начала 20 века в своем творчестве обращаются к
мифологическим сюжетам, когда вокруг была «эпоха войн и революций»,
какая связь между живописью и литературой рубежа веков;
- развивать интерес к культуре родной страны, к ее литературе и истории с
помощью литературных и художественных произведений.
- развивать умение выразительного чтения стихов и их анализа;
- воспитывать чувство восприятия прекрасного, эмоциональную
отзывчивость при восприятии художественных произведений.
Задачи:
1. Проанализировать стихи Блока «Гамаюн – птица вещая…», «Сирин и
Алконост», узнать их первооснову.
2. Определить, какие еще произведения литературы рубежа 19-начала 20 века
созвучны с произведениями живописи.
3.Способствовать восприятию литературных и художественных
произведений в единстве.
4. Развивать умение выразительного чтения стихов и их анализа;
Методы и приемы: слово учителя, беседа, наглядность, работа с текстом
стихов, опережающее домашнее задание.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска для показа
презентации, колонки.
Ход мероприятия
1.Вступление.
Слово учителя: «Во все времена писатели, поэты, художники, музыканты
обращались к истории для вдохновения и отражали исторические события в
своем творчестве. Тема нашего урока: «Содружество искусств», а точнее
«Образы мифологических птиц в творчестве поэтов и художников».Слайд2
В эпоху Серебряного века художественная элита не принимала свое
историческое время. Особую популярность приобретали фольклор и мифы,
сохранившие память о корнях человечества.
Вопрос для учеников: «А какие исторические события произошли в 1
половине 20 века?»
Слово учителя: «Гамаюн, Сирин, Алконост, Царевна Лебедь, Жар-птица
предстают на полотнах В.Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина, в стихах
А.Блока, И.Бунина, А.Белого, В.Высоцкого, даже литературные издательства
имели название «Сирин», «Жар-птица».
Главный вопрос, который мы зададим сегодня и ответим на него в конце
урока: почему поэты 20 века обращались в своем творчестве к
мифологическим, сказочным, фантастическим образам?
Рубеж 19-20 веков стал временем поиска национальной идентичности
России. Страна искала свой путь, отдельный от Европы. Тогда же деятели
культуры вспомнили славянскую мифологию.
Слайд3.Особая роль в ней принадлежит птицам в первые дни творения.
Серая уточка спасает землю, утонувшую в водах Мирового океана. Потом
уточка отложила золотое и железное яйца, в которых были две
противоположности. Из золотого яйца вылетели Алконост, что откладывает
свои яйца на краю земли, вещая Гамаюн, сокол Финист. Из железного:
черный Ворон, Лебедь-обида, Грифон, Сирин, что заманивает своим пением
в царство мертвых.
Слайд 4,5.В 1899 году на выставке в Академии художеств Виктор
Васнецов представил картины на темы русской мифологии, среди которых
«Гамаюн» (1895) и «Сирин и Алконост» (1896). В иранских и арабских
текстах - Гамаюн – волшебная, вещая птица, предвещающая счастье. На Руси
же лик ее «предвечным ужасом объят».
Вещая птица Гамаюн напомнила о себе накануне страшного 20 века.
Юный А.Блок увидел в ее образе на картине Васнецова тайное затмение
грядущих бед и несчастий».
2. Чтение стихов и их анализ.
Слайд 6-10.Чтение стихов А.Блока «Гамаюн-птица вещая…», «Сирин и
Алконост». Прослушивание аудиозаписи.
Слово учителя: «Гамаюн-птица вещая…» цитируется чаще, чем «Сирин и
Алконост». Поэт не слишком хорошо разбирался в мифологии и перепутал
птиц. Сирин темная птица, связанная с подземным миром, зачаровывает
своим пением и предвещает смерть. У Блока все наоборот. Алконост
светлая птица, жительница славянского рая. Поэт наделил ее совсем другими
качествами. Ошибка Блока лишь подчеркивает, насколько глубоко
древнеславянская мифология была забыта обществом.
В 1900 году А.Блок принес оба стиха в журнал, но редактор отказал в
публикации: сейчас не время для легкомысленного увлечения сказочками.
«Опытный редактор не понял, не разглядел, что перед ним поэт, которому
самому суждено было стать вещим Гамаюном, что его устами древняя птица
предвещала время неслыханных катастроф и потрясений, «и трус, и голод, и
пожар», и «казней ряд кровавых», и «злодеев силу, гибель правых» всё то,
что суждено было испытать России в наступающем XX веке». Блок, в юности
услышавший зов райских птиц, остался верен их заветам до конца. С именем
поэта связаны издательские проекты символистов «Сирин» и «Алконост».
Официальное открытие издательства «Сирин» состоялось в день рождения
Блока, с издательством сотрудничали самые знаменитые поэты.
А Владимир Набоков в эмиграции взял себе псевдоним Сирин в момент
тоски по России: это было «перо райской птицы, обронённое самим Блоком.
Интересную трансформацию претерпело представление о пении Сирина в
творчестве Н.Клюева:
Слайд 11.«Я-древо, а сердце дупло,/ Где сирина птицы зимовье./
Поет он – и сени светло,/ Умолкнет – заплачется кровью».
Сирин-птица у Клюева это его муза, а песнь его это стихи, исходящие
из души поэта и входящие в души слушающих. Поэт ретранслятор
божественного слова, адресованного людям через Сирина».
3. Беседа с учениками.
Вопрос для учеников: «Какие еще образы птиц вы нашли в литературе и в
живописи?» Ученики рассказывают о своих находках, связях литературы и
живописи в рамках опережающего домашнего задания.
Слайд 12. Слово учителя: «Также в 1900 году создана картина Михаила
Врубеля «Царевна Лебедь». У древних славян лебеди служат и богу Солнца,
и Бабе - Яге. Печальный лик отсылает нас к сказке Пушкина «О царе
Салтане». Художник написал картину под впечатлением от оперы Римского-
Корсакова «О царе Салтане».
Слайд13. Кроме этого есть еще образ Жар-птицы, имеющий огненную
природу. Она питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость,
красоту и бессмертие, ее пение исцеляет болезни.
Слайд 14.Образ «Золотого петушка» созвучен с птицей Феникс. После
смерти она снова возрождается из пепла, является символом бессмертия. В
эпоху Серебряного века Феникс олицетворял смену космических циклов. У
Вяч.Иванова есть эссе «Феникс» со следующими строками: «Вы, мудрецы,
ставшие фениксами!».
Слайд 15. В конце 20 века образы птиц появляются и в песнях
В.Высоцкого.
4.Заключение, итоги.
Вопрос для учеников: «Почему же поэты 20 века обращались в своем
творчестве к мифологическим, сказочным, фантастическим образам?»
Слово учителя: «В кризисные эпохи архаические сюжеты становятся
актуальными. Таким был и Серебряный век. Это было желание художников и
поэтов выйти во вневременные пределы и обрести состояние «первоначала».
Прекрасные райские птицы девы славянской мифологии Сирин и
Алконост, Гамаюн и Феникс, Жар-птица и Царевна Лебедь манили
современников в волшебный мир сказок и фантазии, подальше от «вещей
правды». «Мудрецы, ставшие фениксами», предпочли космические
туманности мифа каменеющему ужасу исторической действительности».
Планируемые результаты:
1. Ученики понимают взаимосвязь литературы и живописи (содружества
искусств).
2. Ученики знают и понимают, как исторические события влияют на
творчество художников слова, на примере произведений авторов рубежа 19-
начала 20 века.
3. Ученики изучили произведения А.Блока, В.Васнецова «Гамаюн»,
«Сирин и Алконост».
Список литературы и электронных источников к методической разработке
и презентации
1. Орлов Вл. Гамаюн. Жизнь Александра Блока, Ленинград, Советский
писатель,1980,727с.
2.Шахматова Е.В. Мифические птицы в культуре Серебряного века:
возрождение архаики //Обсерватория культуры№6.-2014,с.128-135.
3. Иллюстрации и фотографии [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://dreamworlds.ru/chtivo/7179-alkonost-sirin-gamajun...-rajjskie-pticy-
drevnejj.html#sel=. Дата обращения: 3.10.2015
4. Иллюстрации и фотографии [Электронный ресурс]. Режим доступа:
www.perunica.ru. Дата обращения: 3.10.2015
5. Иллюстрации и фотографии [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://nearyou.ru/vvasnetsov/b1.html. Дата обращения: 3.10.2015
6. Иллюстрации и фотографии [Электронный ресурс]. Режим доступа:
www.meta-music.ru. Дата обращения: 3.10.2015
7. Стихотворения А.Блока [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://slova.org.ru/blok/sirinialkonost/. Дата обращения: 3.10.2015
8.Информация об А.Блоке [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/. Дата обращения: 3.10.2015
9. Текст песни В.Высоцкого [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.sunhome.ru/audio/kupola_rossiiskie.htm?text. Дата обращения:
3.10.2015