Конспект урока "Образы деревьев в художественной литературе"

Иван Кашпуров "ДУБ"
1 Я видел дуб.
Огромный дуб.
Над рыжей кручею Кубани
Стоял он,
Гордый солнцелюб,
В осеннем ярком одеянье.
Гроза и буря сотни лет
Его сломить пытались вместе.
А дуб - один! - шумел в
Ответ листвою жесткой, как
Из жести.
И сам в волну,
Как поплавки,
Ронял он желуди устало,-
И по течению реки
Дубрав немало вырастало.
2 Я видел дуб.
Он сотни лет,
Все глубже корни простирая,
Держался крепко на земле,
Макушкой небо подпирая.
Весна, весна!
Кругом звучит
Хорал высокий обновленья,
И простираются лучи зари
Над новым поколеньем!
О.Сулейменов «Карагач»
В низине осины,
родник и трава,
и тень, как отрава, густая,
здесь корни не длинны,
и осень права,
что плесенью год прорастает.
Смотри —
над курганом,
где ветер поет,
где слышится волчий плач,
вцепившись корнями
в сердце мое,
шатаясь,
стоит карагач.
Его не сломает ни зной,
ни буран, —
ни жажда спокойных дней,
стоит,
развернув навстречу ветрам
плечи черных ветвей.
И всадник, которому повезло,
увидев, заплачет
и вскачь.
В низине коня напоит
и без слов
благодарит карагач.
Славянский миф
В мифологии славян царь-дерево дуб ассоциировалось с богом Перуном. Древние славяне
вырезали статуи Перуна бога грома и молний — непременно из дуба (его так и
называли
Перуново дерево
). Согласно древнему славянскому мифу, еще до сотворения
мира, когда не было ни Земли, ни Неба, в синем море находился огромный дуб, на
котором сидели два голубя. Они спустились на дно моря и достали песок, камни и звезды.
Из них и были созданы Земля и Небо. Славяне из боязни прогневить бога-громовержца не
рубили дубы. Люди в то время уже знали, как выпекать из желудей хлеб.
Издавна известны были и целительные свойства дуба особенно настоек из дубовых
листьев, а также несравненная польза дубовых банных веников.
Могучий лесной великан, кряжистый вековой дуб служит
символом
мощи,
крепости, мудрости, долголетия и благородства. Тяжелая дубина из дуба, грозное оружие
богатырей и гигантов, имеет
символическое
значение воинской доблести.
Священным считалось и дубовое полено; с его помощью поддерживался вечный
огонь в храме. Его ритуально сжигали в середине лета. Вместе с тем сожжение полена
рассматривалось и как акт, ведущий к воскресению духа плодородия (характерно в этой
связи широкое использование дубового пепла в народной медицине). Венок из дубовых
листьев был высочайшей наградой полководцу-победителю. Около дуба совершались
священные
обряды, проводились религиозные праздники.
Тюркский миф
Однажды вечером, как гласит предание, уставший паломник расстелил на земле старый
коврик, воткнул в землю посох и отдался во власть Морфея. Утром, когда он проснулся,
посох распустился зелеными побегами. То ли посох был волшебным, то ли место
оказалось священным, только случилось чудо. Странник как ни в чем не бывало свернул
лежанку и побрел дальше, но уже без посоха, превратившегося в живое растение. Им
оказался карагач. А поскольку это дерево священное, оно так и называется – Аулиеагаш,
В пользу святости говорит не только необычное его зарождение, но и способность
прибавлять людям силы и исцелять больных. Еще в давние времена к карагачу приходили
перед ответственными схватками батыры. Достаточно прислониться к его могучей груди
, постоять неподвижно- и оно обязательно поможет. Из карагача делали оружие, при этом
отдавали должное не только прочности древесины, а вкладывали в него сакральный
смысл. Считалось, что такие копья вселяют в воина отвагу и помогают ему одержать
победу в сражениях. Из этого дерева делали талисманы для мужчин, так как оно являлось
символом мужского достоинства, силы, упорства, выносливости.
Аннотация
Данный урок находится в системе среднесрочного планирования, т.е. содержит в себе
реализацию семи модулей в обучении. Использованные на данном уроке: модуль
(критическое мышление), методы и приемы ((диалогическое обучение, исследование),
инструментарий ( моделирование, оценивание и т.д).- способствовали личностному
развитию каждого ученика.
Цель урока я определила в следующем: помочь ученикам определить ключевую идею
урока, обозначить круг вопросов для анализа и исследования, выбрать стратегию для
достижения цели и решения проблемы. Критериями успеха для учеников явилось:
сравнить, сопоставить, смоделировать и ответить на заданный вопрос.
В течение всего урока я мотивировала учащихся к самостоятельной работе: от
определения темы до решения поставленной проблемы; развивала навык само
(взаимо)оценивания, рефлексии, навык работы в команде.
На мой взгляд, урок цели достиг, так как каждый ученик смог реализоваться с позиции:
я знаю, я понимаю, я могу.
Цель: научиться сопоставлять тексты (анализ)
Задачи:
-сравнить образы дуба и карагача в славянской и тюркской мифологии и в лирических
произведениях;
-найти общие черты;
-построить модель дерева жизни.
Оборудование: тексты мифов и стихотворений, мультимедиа (флипчарт, Word), схемы-
постеры, модели-постеры (дерево, человек).
Ход урока
1.Создание колаборативной среды (уч-ся стоят кругом)
Задача: Произнести, на какое время года похоже сейчас ваше настроение.
2.Деление на группы
Задание: показать жестами категории пространства: ( выполнив действие, -замереть):
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (руки в стороны)
Каждое старается, к небу, солнцу тянется. (руки вверх)
Вот подул веселый ветер.
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (руки вниз)
Учитель:
Кто поднял руки в стороны-1гр.
Руки вверх-2гр.
Руки вниз-3гр.
Учитель:
Распределите роли в группе (спикер, организатор, секретарь, тайммеккер)
Учитель:
У вас на столах листы оценивания. Оцениваете свою работу, работу одногруппников в
течение урока. Критерии оценивания у вас в дневнике.
3.Определение темы (флипчарт№1)
Задача:
«Собрать портрет деревьев» (распределить художественные определения по их
назначению) (по группам:1 –дуб, 2-карагач, 3-береза)
-Какова тема? (Образы деревьев в художественной литературе)
-Почему именно в художественной литературе?
аны художественные определения)
-Какое дерево, на ваш взгляд, лишнее? (береза)?
-Почему?
4.Определение цели (флипчарт№2)
Задача:
-Вставить ключевое понятие, подходящее и для дуба, и для карагача, с точки зрения
художественного восприятия (дуб, карагач: мировое дерево, вселенское дерево, дерево
жизни).
Аргументация выбора: (мировое дерево, вселенское дерево взяты из мифологии, т.к.
древние люди считали, что дерево объединяет все сферы мироздания: его ветви
соотносятся с небом, ствол с земным миром, корни с преисподней, а дерево жизни-
художественное определение ).
- Какова цель? равнить образы деревьев)
-Зачем? (Чтобы доказать, что эти деревья можно назвать деревьями жизни)
Учитель: ( Перефразируйте данную мысль в проблему)
(флипчарт№3)
Проблема : Можно ли дуб и карагач назвать деревьями жизни?
-Как мы это будем делать? (Сравним образы деревьев в стихотворениях И.Кашпурова и
О.Сулейменова, найдем общие черты и построим модель дерева жизни)
1этап ( теоретический) (флипчарт№4)
а столах схемы-постеры)
Учитель: Дома вы знакомились с мифами о дубе и карагаче.
-Каким народам принадлежат данные мифы?
Задача:
Опираясь на мифы, добавьте в схему недостающие элементы характеристики.
( Перед вами схема партнерства. В целях экономии времени работаете с партнерами по
плечу).
Самопроверка.
( Самооценивание, взаимооценивание)
Учитель:
-Зачем мы обратились к мифологии?
( Поэты создавали свои образы, возможно, на основе мифических. Эти деревья кажутся
священными).
Физминутка:
Представьте большой круг.
Обведите его глазами сначала по часовой стрелке, а потом против (три раза).
2этап: практический
Учитель:
-Итак, какова цель урока? ( Разрешить поставленную проблему).
- Как это сделаем? (Сравним деревья, найдем общие черты, построим модель.)
(флипчарт№5, работа со шторкой )
Учитель:
-Если говорить на сегодняшнем уроке о модели, какова будет конфигурация ее? (Дерево)
-Назовите основные элементы анализа лирического произведения?
ема, идея, художественные средства)
Задача: Спроецируйте теоретические понятия на представленную модель.
–Зачем это делали? (По такому принципу мы должны проанализировать образы
деревьев в стих. О.Сулейменова и И. Кашпурова и построить модель)
Посовещавшись в группе, выберите одну из конфигураций , выбор нужно будет
обосновать(дерево, человек).
(Анализ: тема, идея, худ. средства)
Самооценка
Взаимооценка партнера по лицу.
3этап:
Учитель:
Давайте проверим и оценим работу групп.
Выберете цвет. Двигаем постеры по часовой стрелке. Согласны +, не согласны-
Ввзаимооценка групп(на прикрепленном листе оценивания))
5этап:
Решение проблемы:
Вывешиваются постеры на доске.
Учитель:
-Что интересного можно увидеть? (Тема, идея стихотворений похожи: оба поэта
восхищаются, преклоняются перед деревьями.)
-Какое слово повторяются часто? (жизнь)
_-Можно эти деревья назвать деревьями жизни? Докажите?
( Об этом говорят худоественные средства)
-Почему вы выбрали конфигурацию человека?
-Зачем нужно было изучатьэту тему?
звлекли урок выносливости, силы, жизнелюбия)
ДЗ: Выучить наизусть одно стихотворение (на выбор)
6этап:
Рефлексия
Выбрать пословицу, которая, на ваш взгляд, отражает работу в группе.
7этап:
«Букет настроения»:
(Прикрепить к своей модели стикер) :
-зеленый-урок понравился, узнал новое,
-желтый- урок не понравился,не узнал ничего нового.
Урок русской литературы
Образы деревьев в художественной литературе
8класс
2015г