Конспект урока ""Демон" М. Ю. Лермонтова и М. Врубеля. Лермонтов и Врубель. Рождённые романтиками" 8 класс

Внеклассное занятие
по литературе в 8 классе
«Русская литература в творчестве художников».
Тема: «Демон» М.Ю.Лермонтова и М.Врубеля.
Лермонтов и Врубель. Рождённые романтиками.
Учитель русского языка
и литературы: Прилепина С.В.
2015 г.
Тема: «Демон» М.Ю.Лермонтова и М.Врубеля.
Лермонтов и Врубель. Рождённые романтиками.
Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством М.Врубеля; выявить
связь поэмы «Демон» Лермонтова с творчеством М.Врубеля;
познакомить учащихся с мировыми шедеврами искусства.
2. Развивать умение понимать язык живописи; развитие
определённых эстетических потребностей; развивать
поэтический слух и эстетическое восприятие учащихся,
умение различать и понимать своеобразие использования
художественных средств в произведениях искусства.
3. Воспитывать эстетический вкус, любовь к поэзии,
живописи, культуру поведения.
Оборудование: Портрет М.Ю.Лермонтова, автопортрет М.Врубеля.
Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон».
Иллюстрации М.Врубеля: «Демон сидящий»,
«Демон поверженный», «Тамара и Демон»,
«Голова Демона», «Демон и ангел с душой Тамары»,
«Летящий Демон», «Демон у стен монастыря»,
«Тамара в гробу»; рисунок М.Ю.Лермонтова
«Кавказский вид»; муз. Ричарда Клайдермана
«Призрак оперы»; запись на доске /эпиграф №1 и №2/
Эпиграф/1/: Меж листьев жёлтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нём, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он.
М. Ю. Лермонтов
Эпиграф/2/: «Врубель утверждал, что вообще «Демона» не
понимают – путают с чёртом и дьяволом, тогда как
чёрт по-гречески значит просто «рогатый», дьявол –
«клеветник», а «Демон» значит «душа»…»
Ход занятия:
1. ОРГ момент.
- Тема нашего занятия: «Лермонтов и Врубель. Рождённые романтиками.»
Сегодня мы рассмотрим влияние поэмы Лермонтова «Демон» на творчество
великого русского художника Михаила Александровича Врубеля (1856-1910).
- 1 -
Постараемся открыть для себя этого художника, понять его творения и по-
- новому посмотреть на героев поэмы.
- Отличается ли Демон Врубеля от героя поэмы Лермонтова? Это главный
вопрос, на который мы ответим в конце нашего занятия. А помогут нам в
этом два высказывания: отрывок из стихотворения Лермонтова /эпиграф№1/
и второе /эпиграф№2/.
2. Пересечение двух судеб. (Биография М. Врубеля )
- В жизни бывают странные совпадения событий, стечения обстоятельств,
знаменательных дат, которые как будто ничем не связаны между собой и
могут казаться чудесными. Но проходят века, и то, что казалось странным,
чудесным, становится понятным…
- Как и почему пересеклись в истории судьбы двух очень талантливых
людей? / Приложение №1, ч. 1 /
- Как постепенно, мучительно подходил Врубель к пониманию и осознанию
лермонтовского героя, который стал для художника роковым, нам
расскажет… / Приложение №1, ч.2 /
3. Демон Лермонтова.
/1/ - Чтобы понять, что в рисунках Врубеля принадлежит ему как художнику
и что идёт в той или иной мере от литературы, давайте вспомним сюжет
поэмы Лермонтова «Демон». / Приложение №2 /
/2/ - Что же думал Лермонтов, рисуя столь противоречивый образ?
(Несмотря на проснувшееся чувство любви, Демон остался самим собой. Он
входит в келью Тамары с душой, открытой для добра, пытается забыть о
своей миссии коварного искусителя, но в нём вновь проснулся яд ненависти.
Демон оказывается вдвойне низок – как злой дух и как влюблённый, он
использует Тамару для соблазна своего счастливого соперника, и тот
погибает.)
/3/ - Побеждён ли Демон окончательно? Найдите в тексте.
( Демон окончательно не побеждён, он сохранил силы для последующей
борьбы и вражды, не знающей конца. Демон /у Лермонтова/ - символ
бесконечности исканий смысла бытия.)
4. Демон Врубеля.
/1/ Рисунки Врубеля к «Демону» и поэма Лермонтова не только равновелики
сами по себе – они представляют собой новое художественное произведение.
- 2 -
/2/ К сожалению, мы не можем насладиться подлинными творениями
Врубеля, а лишь их репродукциями, но замысел художника понять
возможно. Вы подготовили выступление по одной из картин Врубеля, и
сейчас каждый из вас попытается на некоторое время стать экскурсоводом.
/3/ Выступления учащихся. / Приложение №3 /
1. «Летящий Демон».
2. «Тамара и Демон».
Сцена искушения. Жертва Демона не может сопротивляться, всё приближает
трагический конец. Эта тема не нова. И в литературе, и в живописи, и в
музыке часто встречается герой – искуситель и его беспомощная жертва. Я
предлагаю вам послушать отрывок из музыкального произведения Ричарда
Клайдермана «Призрак оперы». Сюжет этой оперы схож с поэмой
Лермонтова и темой картин Врубеля: молодая певица Кристина становится
наваждением для Призрака, обезображенного обитателя и негласного
хозяина Парижской оперы. Музыка, сочинённая Призраком, очаровывает
Кристину, но за ней начинает ухаживать друг детства – Рауль. Призрак же
готов на всё, чтобы завоевать красавицу.
- Подумайте, чьи чувства отражает эта музыка: искусителя или его жертвы?
Трагичен ли конец этой истории? Можно ли это музыкальное произведение
сопоставить с картиной Врубеля? ( Муз. )
- Следующая картина показывает: насколько тяжело давалось решение и
самому Демону искусителю.
3. «Демон у стен монастыря».
- У Врубеля – Демон жаждет любви, но он одинок, горд, а поэтому всегда
несчастен и почти всегда печален. Именно трагический2 характер
лермонтовского героя был близок Врубелю.
4.»Демон сидящий».
- Демон не может справиться с собой, со своими страстями и поэтому губит
свою возлюбленную.
5. «Тамара в гробу».
- Демон вновь одинок, теперь навсегда…
6. «Демон и ангел с душой Тамары».
После окончания иллюстраций Врубель, измученный Демоном,
освобождается от его чар. Почти 10 лет он не возвращается к его
изображению. 10 лет стали самой счастливой порой всей его жизни. Но
осенью 1901 г. Демон вновь оттеснил все другие идеи и больше не отпускал
его. Появляется «Демон поверженный». В этой последней картине ( через
два месяца художник уже находился в лечебнице ) было что – то ужасное,
чудовищное.
7. Демон поверженный».
- Разбился Демон или нет, повергнут он окончательно или нет? ( Здесь
особенно ясно отличие образов художника и поэта: «Демон Врубеля
- 3 -
повержен, но Демон Лермонтова не побеждён».)
- У больного Врубеля вновь появляется попытка восстановить Демона из его
падения. Врубель хотел вернуться к лермонтовскому Демону, не знающему
подкошенных крыл и гордо возносящемуся в горные выси.
5. Итог.
/1/ Отличается ли Демон Врубеля от Демона Лермонтова? (Да).
Почему? ( Творческое «я» Врубеля накладывалось на всё. Понимание героя
Лермонтова не избавляло художника от неосознанного отхода от поэта и
превращения образов в свои собственные. Демон Врубеля олицетворяет
собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего ответы на
свои сомнения и на небе, и на земле.)
/2/ В последние годы (1904 – 1906 ), до утраты зрения, Врубель много
рисовал с натуры, но у него уже была новая тема не лермонтовский
«Демон», а пушкинский «Пророк». Но, к сожалению, жизнь художника уже
угасла, поэтому ему не удалось создать задуманное.
/3/ Когда Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу и слухи о
болезни распространились через газеты, в картине увидели трагедию самого
художника. Недоброжелатели, не скрывая радости, спешили объявить, что
Врубель «спятил с ума» и что, следовательно, «Демон» и вся его живопись
были плодом безумия. Но те, кто так не думал, ощущали гениальность
художника. Но всё же не могли избежать страха перед безумием и невольно
искали в «Демоне» трагическую разбитость духа его создателя. А Блок в
стихотворении «Врубелю», желая ободрить художника, писал:
Что мгновенные бессилья!
Время – лёгкий дым!
Мы опять расплещем крылья,
Снова отлетим!
И опять в безумной смене,
Рассекая твердь,
Встретим новый вихрь видений,
Встретим жизнь и смерть.
- 4
Приложение №1.
1. В 1856 г. В Германии вышло в свет первое издание поэмы «Демон»
бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова, и в том же году
в Омске, в семье штабс – капитана того же Тенгинского пехотного полка
Александра Михайловича Врубеля родился сын будущий художник
Михаил Врубель, жизнь которого сложилась так, что на протяжении всей
жизни его творчество будет неразрывно связано с творчеством
Лермонтова…
Врубель с детских лет искал вокруг себя чудесное, сказочное; подобно
Лермонтову он родился с романтической душой, но через 15 лет после
ранней гибели поэта и совсем в другое для истории России время.
В их детстве были схожие черты: и тот и другой рано лишились матерей,
от которых наследовали душевную хрупкость и одновременно затаённую
пылкость; обоих зачаровывала музыка, которую они могли слушать часами.
Внезапная отрешённость и задумчивость, молчаливость и стремление к
одиночеству, возникавшие независимо от условий и обстоятельств, когда
пылкое воображение вдруг захватывает сознание человека целиком и
переносит его в иной мир, - всё это было у поэта, и у художника ещё в годы
детства. Оба с детства с увлечением рисовали и писали красками. Лермонтов
был любимым поэтом Врубеля всю жизнь. Лермонтов имел на него – на
человека и художника – особое влияние. Мы увидим отражение этого
влияния в искусстве художника, но не менее важно подумать о том, какое
влияние творчество Лермонтова имело на становление характера Врубеля,
на его манеру поведения, понимание самого себя.
В 1885 году Врубель начал поиски своего «Демона», который не оставлял
художника почти до самого конца его жизни. Главное духовное родство
Врубеля с Лермонтовым – в стремлении обоих к возвышенному,
прекрасному, героическому. Ни поэт, ни художник не находили этого в
окружавшей их жизни, и потому их творчество стало трагическим по своему
существу.
2. Встреча Врубеля с Лермонтовым случилась не в самом начале
творческого пути, а лишь к тридцати годам, когда художник написал
фрески и иконостас Кирилловской церкви в Киеве.
Впервые Врубель приступил к образу Демона в Одессе. Но в те годы Демон
не давался художнику, ускользая, рассеивался в дымке, как призрак.
Врубель видел временами почти натурально лишь отдельные части: то перед
ним возникали огромные глаза, горящие, как чёрные бриллианты, полные
нечеловеческой тоски, то он видел губы, запёкшиеся, как лава, то гриву
змеящихся волос, то чудное оперение крыльев, то удлинённый овал бледно
серого мучительно далёкого лица. Но всё это не собиралось в целое,
- 5 -
расплывалось, как только художник переносил своё видение на холст, бумагу
или глину; и всё кончалось мигренью, угнетавшей Врубеля раз – два в месяц,
невыносимой, так, что тело сводит судорогами от боли.
Лишь через несколько лет ему удастся увидеть своего героя ближе и
написать его. Когда редактор издания сочинений Лермонтова Кончаловский
искал иллюстратора, то пригласил многих известных уже тогда художников:
Сурикова, Репина, Васнецова, Шишкина, а также ещё не успевших
прославиться молодых мастеров: Серова, Иванова, Врубеля.
Рекомендованный своим другом Серовым Врубель показал редактору
рисунок, на котором была изображена голова Демона на фоне каменистых гор с
заснеженными вершинами. После этого рисунка редактору стало очевидно,
кому поручить иллюстрирование поэмы.
Развязка, заключённая в образе Демона поверженного и срыв Врубеля в
безумие как – то странно и вроде бы случайно совпадают по времени, и вообще
трагический конец его жизни в доме скорби романтизируют образ художника.
В 1901 г. У Врубеля началась тяжёлая душевная болезнь, а через 5 лет он
ослеп.
В 1902 г. Врубель создаёт самое трагическое своё произведение «Демон
поверженный». Врубель пробыл в психиатрической больнице 8 лет – с 1902
1910 г., до самой смерти.
Врубель не узнал, что за это время его произвели в академики; не знал о
своём триумфальном успехе в России и в Европе.
Врубель умер 1 апреля 1910 г. В Санкт – Петербурге. Его торжественно
хоронила Академия художеств, речь над могилой произнёс Александр Блок:
«У Врубеля брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники,
но уже и пророки».
- 6
Приложение №2.
Сюжет поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».
С Демоном мы встречаемся с первых строчек поэмы во время полёта над
«грешной» землёй. Дух изгнания печален, его захватили воспоминания лучших
дней. Но после проклятия и изгнания он блуждал в мире без приюта.
Он увидел Тамару, влюбляется в неё. У него появляется надежда изменить
свою жизнь, зажить с ней между небом иль землёй.
Ему удаётся соблазнить Тамару, но она умирает, и ангелы забирают её душу
на небо.
Демон снова остаётся в одиночестве. Это пробуждает в нём ещё больше
озлобленности на мир.
- 7
Приложение №3.
1. «Летящий Демон».
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землёй,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой…
К первым главам поэмы необходимо было нарисовать изгнанника рая,
летящего над «грешною землёй». Фигура летящего расположена по диагонали
листа, но лицо его и взгляд обращены в противоположную сторону. Печальный
дух повис над горой в своём скорбном раздумье. Он видел красоту Тамары и на
мгновенье почувствовал неизъяснимое волненье.
И Демон видел…На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг,
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук –
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!
2. «Тамара и Демон».
Тамара занимала помыслы Врубеля, и поэтому он всюду видел лишь образ
подруги своего и лермонтовского трагического героя.
Невыразимое смятенье
В её груди; печаль, испуг,
Восторга пыл – ничто в сравненье.
Все чувства в ней кипели вдруг;
Пришлец туманный и немой,
Красой блистая неземной,
К её склонился изголовью;
И взор его с такой любовью,
Так грустно на неё смотрел,
Как будто он об ней жалел.
Могучий взор смотрел ей в очи!
Он жёг её. Во мраке ночи
Над нею прямо он сверкал,
Неотразимый, как кинжал.
- 8
Так Врубель исполнил сцену роковых свиданий Демона и Тамары, встреч
земной девушки и неземного существа, полной волнующего драматизма и
величия.
3. «Демон у стен монастыря».
В застылой неподвижности фигуры, прислонившейся к каменной стене
монастыря, в голове, бессильно склонённой на руку, есть выражение тоски и
нерешительности. Происходит мучительная борьба в душе героя:
Вечерней мглы покров воздушный
Уж холмы Грузии одел.
Привычке сладостной послушный,
В обитель Демон прилетел.
Но долго, долго он не смел
Святыню мирного приюта
Нарушить. И была минута,
Когда казался он готов
Оставить умысел жестокий.
4. «Демон сидящий».
Полуобнажённая , крылатая, молодая уныло задумчивая фигура сидит, обняв
колени, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну. Какой безысходной
тоской проникнут его взор! В грядущей дали Демон не увидел ничего
отрадного, что примирило бы его страсти, ничего, что могло дать ему надежду
на счастье. Неисчерпаемая бесконечная тоска тёмнокудрого титана. Кажется,
вся скорбь мира застыла в его опущенных на колени руках, сцепленных
ладонях, в его глазах, из которых выкатилась одинокая тяжёлая
«нечеловеческая слеза».
Тоску любви, её волненье
Постигнул Демон в первый раз;
Он хочет в страхе удалиться…
Его крыло не шевелится!
И, чудо! Из померкших глаз
Слеза тяжёлая катится…
Поныне возле кельи той
Насквозь прожжённый виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!..
- 9 -
5. «Тамара в гробу».
Как пери спящая мила,
Она в гробу своём лежала…
Навек опущены ресницы…
Но кто б, о небо! Не сказал,
Что взор под ними лишь дремал.
И, чудный, только ожидал
Иль поцелуя, иль денницы?
В прекрасном лице врубелевской Тамары есть выражение сознания пережитого
ею, есть тихая скорбь души, прошедшей сквозь «пыл страстей», вопреки поэту
в ней видна «не смерти вечная печать», а продолжающая жизнь. В лице нет ни
вражды, ни презрения вместо этого в нём выражена умиротворённость
очищения.
6. «Демон и ангел с душой Тамары».
Это новый Демон одичавшее существо, с выражением безумия и злобы.
К груди хранительной прижалась,
Молитвой ужас заглуша,
Тамары грешная душа.
Судьба грядущего решалась,
Пред нею снова он стоял,
Но, боже! – кто б его узнал?
Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон был смертельным ядом.
Вражды, не знающей конца, -
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица.
Так увидела Демона «Тамары грешная душа», которую нёс в рай ангел святой.
И всё – таки у Врубеля Демон – образ романтического героя. Он горд, печален,
но он не враждует, и если борется, то не с небом, а с землёй.
7.«Демон поверженный».
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
- 10
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной.
Без упованья и любви!
Таким мы видим Демона в конце поэмы М.Ю. Лермонтова. Ни одна картина не
возбуждала таких крайних и противоречивых мнений, как именно эта. У
Врубеля лицо Демона становится всё страшнее, мучительнее; его поза имеет в
себе что – то пыточно – вывернутое, что – то странное и болезненное.
Демоническая прелесть совершенно исчезла. Руки закинуты за голову и так
стиснуты, что в этом движении чувствуешь желание физической болью
заглушить другую, более страшную. Врубель увидел Демона ожесточённого,
полного тоски, злобы и презрения.
Но даже погибающий Демон полон гордого гневного вызова этому миру.
- 11 -