Конспект урока "Нравственная идея трагедии (творческая мастерская)" 7 класс


Урок литературы в 7 классе
по теме: "Нравственная идея трагедии (творческая мастерская)"
Цели урока:
1) знать, при помощи каких средств создают образы авторы (писатели, поэты, художники, музыканты);
2) закрепить и систематизировать знания по теории литературы; понять, что все виды искусства
взаимосвязаны;
3) охарактеризовать и осмыслить произведение Пушкина "Моцарт и Сальери" с творческой точки зрения
4) научиться самим создавать образы любимых литературных героев;
5) воспитывать любовь к литературе и культуре.
Тип урока: творческая мастерская.
Оборудование: иллюстрации, музыкальные композиции, презентация, театральные принадлежности
Ход урока
1. Вступление. «Бессильный враг наш лучший друг, завистливый друг – злейший из наших врагов.»
Чаадаев
1. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята, сегодняшний наш урок можно назвать исследовательским. В одном кабинете собрались
драматурги, актеры, декораторы, сценаристы. Сегодня мы попытаемся определить, при помощи каких
средств создают образы писатели, поэты, художники, как им удается воздействовать на читателей, вызывать
особое настроение, заставлять плакать и смеяться, мечтать, уноситься в удивительный мир фантазий. А
зачем нам это знать? Кто знает, тот понимает любое произведение. Кто понимает, тот хочет знать больше,
создавать свои образы, творить. И мы тоже попытаемся создать образы на основе прочитанного.
2. Образ.
- Итак, автор создает образ. Создавать - значит "созидать", "творить". Чтобы создать что-то - машину, дом,
или одежду, - надо знать законы, по которым они создаются. Понятно, что сшить брюки по тем законам, по
которым строится метро, невозможно. Так и в литературе. В каждом литературном роде - эпосе, лирике,
драме - образ создается по своим законам.
- Что же такое образ? Образ – это то, что изобразил словами писатель, поэт, драматург.
- А кто же такой литературный герой? Это действующее лицо литературного произведения.
- У каждого литературного героя свой характер. Что это? Характером в литературном произведении
называется образ человека с ярко выраженными индивидуальными чертами, обрисованными с большой
полнотой и определенностью
- При помощи каких средств создаются образы, характеры героев эпического произведения? Внешность,
поступки, взаимоотношения с другими героями, отзывы других героев, пейзаж, интерьер, авторские
отступления, внутренний монолог героя, тропы; эпитеты, метафоры, гиперболы, литоты, гротески и т.д.).
- На прошлом уроке мы ознакомились с произведением А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Сегодня мы
попробуем понять его с творческой точки зрения, с помощью театральной мастерской.
Но сначала давайте по-старинке перескажем произведение Пушкина.
Пересказ нескольких учащихся
Вопросы к учащимся:
-Кто главный герой ?
-Каким видим Моцарта?
- Почему заслуживает уважения убийца в трагедии Пушкина?
- Как вы думаете, почему в пьесе гибнет носитель созидающего, светлого начала? Что поэт хотел этим
сказать?
Как вы понимаете фразу: «Ремесло поставил я подножием искусству; я сделался ремесленник?»
- Можно ли назвать это произведение исторической или историко-биографической пьесой?
- Как Сальери оправдывает убийство Моцарта? (я избран, чтоб его (не убить) остановить)
- Сколько человек погибли в конце трагедии?
Учитель. Трагедия написана в 1830 году, но замысел относится ещё к 1826 году. Впервые напечатана в 1831
году. В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный венский
композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта.
Моцарт умер в 1791 году, в тридцатилетнем возрасте, и был уверен, что его отравили. Сальери дожил до
глубокой старости, последние году мучился душевными расстройствами и не раз каялся, что отравил
Моцарта. Несмотря на то, что некоторые знакомые обоих композиторов и биографы Моцарта отрицали
возможность этого преступления, вопрос до сих пор остается не решенным окончательно.
Давайте для разминки проведем небольшую словарную работу. На доске вывешиваются слова из
произведения требующие характеристики учащихся:
Профанация - искажение чего-нибудь невежественным, оскорбительным отношением, опошление
Конфликт – столкновение
Фигляр – фокусник, перен. человек, который паясничает, шут
Алигьери Данте итал. поэт, автор «Божественной комедии»
Реквием – траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение. (Звуковой
фрагмент)
Херувим – ангел
Догматик – человек, опирающийся на положения, принимаемые на веру за непреложную истину,
неизменную при всех обстоятельствах
Фанатик – человек, до исступления преданный своей религии, вере
- Теперь вспомним кто же такие Вольфган Моцарт и Антонио Сальери.
Сообщения учащихся.
Во
́
льфганг Амаде
́
й Мо
́
царт ( (27 января 1756, Зальцбург 5 декабря 1791, Вена),
австрийский композитор и исполнитель-виртуоз, проявивший свои феноменальные способности в
четырёхлетнем возрасте. Моцарт является одним из самых популярных классических композиторов,
оказавшим глубокое влияние на дальнейшую западную музыкальную культуру. По свидетельству
современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к
импровизации.
Уникальность Моцарта состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и
сочинил более 600 произведений, многие из которых признаны вершиной симфонической, концертной,
камерной, оперной и хоровой музыки. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее
значительным представителям Венской классической школы
.
Обстоятельства неоднозначной жизни
Моцарта, а также его ранней смерти были предметом многочисленных спекуляций и споров, которые стали
основой многочисленных мифов.
Анто
́
нио Салье
́
ри (18 августа 1750, Леньяго, Венецианская республика 7 мая 1825, Вена) итальянский
и австрийский композитор, дирижёр и педагог.
Автор более чем 40 опер, многочисленных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений,
Сальери был одним из самых известных и признанных композиторов своего времени и не менее
прославленным педагогом: среди его учеников Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт и Ф. Лист. В Вене на
протяжении 36 лет Сальери занимал пост придворного капельмейстера один из самых важных
музыкальных постов в Европе
Проклятием Антонио Сальери стал миф о его причастности к смерти В. А. Моцарта, распространившийся,
несмотря на постоянные опровержения, в некоторых странах главным образом благодаря «маленькой
трагедии» А. С. Пушкина
.
Следующее задание по определению образов наших героев в трагедии. Характеристика Моцарта и
Сальери. На доске учащиеся определяют черты каждого из персонажей
Слова для справок: новатор, защитник старого, фанатик, «гуляка праздный», жизнелюбец, разрушитель
теории, алгебраическая гармония, «божество проголодалось»,орудие судьбы, индивидуалист, формалист,
сыны гармонии
А теперь давайте обратимся к драматургии.
- Мы прочитали рассказ А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери" и решили снять по нему кинофильм. Что нам
нужно сделать?
1) написать сценарий;
2) составить "рекомендации для господ актеров";
3) описать и нарисовать декорации;
4) сделать костюмы;
5) загримировать актеров;
6) отрепетировать;
7) сыграть.
Но немаловажный момент выбрать музыку для нашего фильма. Давайте прослушаем композиции Моцарта и
Сальери. И на листочках воодухворенные этими композициями, набросаем сценарий к нашему фильму.
Постановка задачи: написать текст в несколько предложений, которые возникли в голове учащегося после
прослушивания музыка. Самостоятельная письменная работа
Проигрывание композиций. Зачитывание лучших работ учащихся.
- Декораторы, зачитайте, пожалуйста, описание декораций к произведению (Д: Небольшая комната, не
слишком светлая, но и не темная. Высокие потолки. Окна чуть занавешанны. В комнате стол, стулья. В углу,
нет в самом центре - фортепьяно, свечи. На столе творческий беспорядок, листки с нотами).
-Хорошо, идем дальше. Сценаристы, зачитайте, пожалуйста, ваши "рекомендации для господ актеров".
Сценаристы. Сальери - презентабельный господин средних лет, может чуть старше, среднего роста, хотя
может чуть ниже среднего, худощавого телосложения, приятной, но усталой наружности, на голове
пробивается вкрапления седины, сразу видна аристократическая стать, одет во фрак, французского покроя.
Длинные, худощавые пальцы без конца теребят все попавшие под руку предметы. Нервный и дерганный в
движениях и походке. Сухие тонкие губы, непрерывно покусываемые им самим. (зловеще)В глазах время от
времени вспыхивает холодный безумный блеск или огонь фанатика).
Моцарт - персонаж средних лет, но в движениях и эмоциях заметны следы подростковой ребячливости.
Взлахмоченная прическа и небрежный внешний вид. Фрак из дорогого немецкого сукна выглядит мятым и
неопрятным. Задорный блеск в глазах не утихает ни на минуту. Творческая натура постоянно вырывается из
жилистого тела. На полных губах всегда играет восторженная улыбка. На ногах грязные ботинки из
натуральной кожи. Образ Моцарта резко изменяется к концу трагедии. К концу трагедии улыбка сменяется
растерянной печалью, грустью. Заметны следы страха на лице. Моцарт уходит глубоко в себя
- Просим артистов выступить.
Игра актеров.
Сценка (на основе сценария учеников)
Сальери один в комнате. Сильно озабочен.
Мерзавец Моцарт. Он дитя удачи.
Он Богом поцелованный червяк!
Я ненавижу этого мерзавца!
Как все легко дается подлецу.
А я всю ночь и день сижу за фортепьяно
И только засидел себе весь мозг!
Наверно я его пришью иль отравлю фаст-фудовской самсой!
Моцарт. Весел. Одухотворен.
Привет, братан. Как чел дела?
Че нос повесил? А я вчера такой музон забацал
Сам кайфовал, когда его придумал.
Дела тип-топ. Вот глянь прикольная чикса.
Моя фанатка. Автограф просит у меня.
Вдохновленна моим музоном. И супер-танец
Щас исполнит для меня
Фанатка исполняет эклектичный танец и уходит
Сальери (ненормально улыбаясь)
Да он же псих! А в психбольнице в это
время года нету мест! Автобус 25 проезжает мимо!
Прям щас его и грохну! Где самса?
Моцарт
Ты что-то странно смотришь на меня?
Как будто чебурек в твоей руке
Не чубурек. а смерть моя сегодня!
Сальери
Ты прав во всем, мой друг
И в музыке ты гений, но в кулинарии профан!
Не чебурек - самса! Тебя отправит в мир иной!
Сальери пытается засунуть выпечку в рот Моцарту. Тот упирается и кричит что вегетарианец. Но
чувствуя дурманящий запах фаст-фуда, откусывает кусок и умирает
Сальери
Ты заснешь надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные
Так же как здоровый образ жизни
И нынешний фаст-фуд.
-Скажите пожалуйста, "господа актеры", каких людей Вы пытались сыграть, охарактеризуйте их
"Моцарт": Я попытался сыграть молодого человека, который целиком и полностью погружен в искусство.
Он весел, смел. С иронией относится к себе и окружающим. Искусство отвечает ему взаимностью. Он
талант от рождения
Имя Моцарта стало нарицательным по отношению к гению особого склада- к гению, сочетающему глубокие
созидательные творческие силы с внутренней свободой и гармонией , с беззаботным восприятием жизни и
детской доверчивостью к людям.
"Сальери": Я попытался сыграть человека строгого, ответственного. Любящего музыку и оберегающего ее.
Он трудолюбив, но завистлив. Этот человек готов пойти на все ради идеи и творчества.
Образ Сальери- это глубокий обобщающий образ целеустремленного деятеля- творца, уверенного в том, что
к практике следует идти от предварительно усвоенной теории: сначала теория, наука, трудолюбивое и
аскетическое изучение которой сопровождается отказом от свободного творчества, а затем уже создание
творчества по законам заранее усвоенной
Несмотря на то, что наши ребята отыграли свои канонические роли, как говорил Шекспир: "весь мир -
театр, а люди в нем -актеры". И мы попытаемся заглянуть за рамки произведения и даже несколько
изменить его. Это будет задание-импровизация.
Театральная задача. На столе несколько листов с заданием, учащиеся по очереди тянут билеты
слудующего содержания:
- Ваша роль сыграть скрипача, который вернулся в комнату забыв свою скрипку и увидел мертвого
Моцарта...
- Ваша роль сыграть Моцарта в момент композиторского вдохновения...
- Ваша роль сыграть Сальери за фортепьяно...
- Ваша роль сыграть детектива на месте преступления...
- Ваша роль сыграть раскаивающегося Сальери, просящего прощения у выжившего Моцарта...
- Ваша задача сыграть скрипку и смычек...
- Сыграйте затухающую свечу на столе...
Учитель. Состоявшиеся в 1997 году официальное расследование с привлечением биографов,
криминалистов, сыщиков и историков изучило все доказательства исторического происшествия и передало
все доказательства в суд. Мировой суд на основании доказательной базы официально признал Сальери
невиновным в смерти Моцарта. «Реквием» – произведение, над которым Моцарт работал перед смертью,
так и осталось незавершенным.
10. Выводы, итоги.
- Итак, ребята, давайте подведем итоги нашего сегодняшнего урока. Какие выводы мы можем сделать?
- Что объединяет писателей, поэтов, драматургов и художников, а также читателей при создании образа?
(все виды искусства взаимосвязаны, есть черты, которые объединяют и авторов (будь то писатель, поэт,
художник), и читателей, и слушателей: всем им необходимо воображение, стремление понять другого
человека и любовь к людям. Стараясь понять другого человека, его чувства, переживания, стремясь понять,
что он хотел сказать своим произведением, заглядывая в его душу, сопереживая ему, мы становимся как бы
соавторами его произведения).
11. Оценки за урок + комментарий.
12. Домашнее задание: Дописать сценарий до конца