Урок внеклассного чтения "Редкого терпения люди ( доброта и сострадание женщины - матери в рассказе В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»)" 7 класс


Конспект открытого урока литературы
(урок внеклассного чтения)
в 7 классе на тему
«Редкого терпения люди»
( доброта и сострадание женщины - матери
в рассказе В.М.Шукшина «Далекие зимние вечера»).
Я счастлив тем, что я оттуда,
Из той зимы, из той избы…
А.Твардовский
.
Цели и задачи урока:
1) обучающая: начать знакомство с творчеством Шукшина; познакомить
учащихся с рассказом «Далекие зимние вечера»;
2) воспитывающая: способствовать формированию у учащихся
нравственности, духовности, милосердия, сострадания;
3) развивающая: продолжить работу по формированию у учащихся
способности анализировать поступки людей, совершенствовать
аналитическое мышление; в процессе анализа произведения повторить
и изучить литературоведческие термины (жанр произведения,
композиция, сюжет, эпитет, контраст, художественная деталь;
автобиографичность, цветосимвол).
Оборудование к уроку: портреты Шукшина, его сестры, Натальи
Макаровны и матери Марии Сергеевны; фотографии родины писателя
деревни Сростки; выставка книг Шукшина; выполненные учениками
иллюстрации к рассказу.
Ход урока
1) Вступительное слово учителя: проговаривание темы урока, эпиграфа,
который должен быть объяснён в конце урока; постановка цели урока
(для учащихся): начать разговор о творчестве Шукшина, познакомить с
рассказом …; выяснить непреходящие общечеловеческое значение
нравственных понятий (доброта, терпение, сострадание) на примере
героини рассказа; поработать с литературоведческими терминами.
2) Слово о Шукшине:
а) заранее подготовленные два ученика дают краткую
биографическую справку о писателе, используя
материалы выставки (см. оборудование урока);
б) рассказ учителя о детстве Шукшина, о его матери
Марии Сергеевне: «Всё начинается с детства…
Детские впечатления это золотой запас, который
питал творчество многих писателей. В.Распутин считал, что писателем
человека делает детство. Детские воспоминания Шукшина связаны с
военным временем (ему было в то время 12-14 лет), и, конечно же, с
обликом матери.
Муж её ушёл на фронт, и Мария Сергеевна одна вырастила детей. Она
сыграла огромную роль в духовном развитии детей (Василия и Натальи),
но высшим наследием, как потов вспоминал Шукшин, были природная
смекалка и разум, человечность, душевная щедрость и простота. Много
образов матери в рассказах Шукшина: они будут обивать пороги разных
ведомств, спасая преступных сыновей своих, плакать над их могилами,
собирать детей в дорогу и встречать их. Их много, и все-таки, она одна
Мать!»
3) Анализ рассказа. «Вот и в нашем рассказе «Далекие зимние вечера»
тоже есть героиня-мать. Но прежде чем о ней говорить, вспомним сюжет
рассказа». Ученик рассказывает: «Перед нами один вечер из жизни семьи
в далекой сибирской деревеньке в военное время. Дети (Ванька и Наташка
Колокольниковы) ждут дома возвращения матери с работы. Она приходит
вечером с кулёчком муки и кусочком мяса, собирается лепить пельмени и
кормить детей. Но обнаруживается, что нет дров, чтобы затопить печку, и
мать с сыном идут в ближайший березняк. Вернувшись, мать варит
пельмени и кормит уже уставших и засыпающих детей. Дети спят, а мать
шьёт сыну рубаху». Вопрос учителя к классу: «Не напоминает ли в этом
рассказе что-то о жизни самого писателя Шукшина?» Действительно,
многое, почти всё Шукшин взял в рассказ из собственного детства:
сибирская деревня, возраст героя рассказа, образ отца, имя сестры. В
данном случае можно говорить об автобиографичности рассказа. Запись в
литературоведческий словарик: автобиографичность это использование
автором событий своей личной жизни как исходного материала и
художественная его переработка. С этим связан и жанр произведения. Как
можно его определить? это рассказ-воспоминание. А когда происходит
действие в рассказе? 1942 год. Первая фраза рассказа «Под Москвой
идут тяжелые бои». (Жизнь в тылу люди соотносили с фронтовыми
событиями, жили и работали для фронта). Это было начало войны, самые
трудные её годы.
Как построено произведение, то есть какова его композиция? Она
состоит из 2-х частей: жизнь детей до прихода матери с работы.
Композиция построена по принципу контраста. (До прихода матери: злой
и мрачный Ванька; в избе было холодно, синяя пустота избы, нудно течет
пустое тоскливое время, тихо, сумрачно и пусто. После возвращения
матери: родной весёлый голос, маленький праздник, светлая жизнь,
сладкая жизнь, теплые руки матери, ласковое тепло).
Каков же сюжет рассказа, то есть последовательность основных
событий? Чем занимаются дети, пока их мать на работе? Ванька играет в
бабки на окраине деревни (ученик кратко пересказывает эпизод). Сестра
Наташка играет в куклу – деревянную ложку, наряжая ее, напевая ей
«взрослые» песни. Увидев брата, как большая, ругает его (диалог читаем
выразительно по ролям). Дети очень голодны. Но вот, наконец, уже
вечером приходит с работы мать. По дороге она успевает снять с веревки
«стылое» бельё, пожурить сына, приласкать дочь (Таля – так называет
Наташку мать). И сразу мир в глазах детей меняется (зачитаем отрывок).
Когда у детей наступает праздник? Как успокаивает, приободряет детей
мать? Зачем в процессе лепки пельменей она рассказывает им историю
про лису? Какие слова подбирает в общении с ними? Почему называет
Филиппа грубоватым «образина косая»? Обратим внимание на речь
героини: некоторые слова выдают в ней женщину простую, деревенскую
Куда и зачем отправляются мать с сыном поздним зимним вечером,
оставив Наташку одну? Обращаем внимание на художественные детали:
сталь топора, хищно вгрызающаяся в дерево женщина привыкла
работать сильно, по-мужски (примета военного времени). Взвалив березки
на плечи, мать с сыном возвращаются домой. Ванька очень устал. И чтобы
его поддержать, мать заводит разговор об отце (зачитать выразительно).
Обратим внимание на эпитет «сердешный» - в нем, по большому счету,
выражен весь характер женщины, её отношение не только к воинам, но и
ко всем людям.
Финал рассказа читает выразительно учитель, а далее беседуем по
вопросам:
1) голубые волны тепла; а где в рассказе ещё встречается такой или
подобный цвет? Вводим понятие цветосимвол (часто повторяющийся, он
выражает авторскую идею). Имя Таля тоже очень интересно: ручей,
проталинка, что-то оттаявшее. Это мать своей добротой и вниманием
растопила жестокость и непослушание сына и грусть дочери.
2) Почему вид дымящихся пельменей уже не волнует детей?
3) Художественная деталь пельмень, зажатый в руке девочки частичка
праздника, с которой не хочется расставаться даже во сне.
4) Чем занимается мать, когда дети накормлены и спят?
4.Заключительный этап урока.
- Ребята, давайте подведем итоги урока: какими же чертами должен
обладать человек, чтобы после изнурительной работы не только не
показать своей усталости, но и приласкать детей, посочувствовать мужу-
фронтовику? обротой, терпением, состраданием). В этой женщине,
героине рассказа «Далекие зимние вечера», видны щедрые запасы
доброты и любви, которых хватит и на детей, и на постоянную заботу о
муже, и на все военные трудовые дни и ночи. Кстати, почему Шукшин не
даёт имя матери в рассказе? Это образ собирательный. Вернемся к
эпиграфу урока. Шукшина всю жизнь питали и поддерживали два
животворящих источника: чувство Родины и материнское сердце. Значит,
прежде всего, благодаря матери Василий Макарович стал талантливым
писателем. Шукшин имел полное право сказать о многих российских
женщинах: «редкого терпения люди». Вот мы и вернулись к теме урока. В
их числе и наши мамы. Один из ваших одноклассников написал в
сочинении о своей маме такие замечательные строчки: «Моя мама самая
лучшая на свете; в её глазах никогда не видно уныния, она очень добрая и
открытая. Моя мама очень ответственный человек. Её уважают на работе,
а я очень люблю её и горжусь ей!» Так тепло о своих матерях могли бы
сказать многие из нас, и наша задача постараться, чтобы их трудная
женская судьба была хоть немного легче и приятнее.
5. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок за
работу на уроке. Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру
«Праздник детства в рассказе Шукшина» «Далекие зимние вечера».