Конспект урока "Рифма"

Конспект урока по теме «Рифма».
1. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начнем урок с разминки.
Выразительно прочитайте записанные на доске строки.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- Кто автор этих строк?
(Автор этих строк А.С.Пушкин.)
-Как называется это стихотворение?
(«Зимнее утро».)
-Какое настроение передает автор?
(Поэт передает восторг перед природой.)
-С помощью каких средств автор передает свое восторженное
настроение?
(Поэт использует эпитеты: голубыми небесами, великолепными коврами,
прозрачный лес.)
-Вспомните, какое средство языка называется эпитетом?
(Эпитет-это художественное определение.)
-Найдите в тексте сравнение. С какой целью его использует А.С.Пушкин?
(Снег лежит « великолепными коврами». Поэт хочет кратко и
выразительно сказать, что снег покрывает землю, как ровное полотно,
сверкает под солнцем , как сказочный ковер. Создается ощущение
мягкости, роскошности снежного ковра.)
-Какими красками можно нарисовать картину, изображенную автором?
(Чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой, оттенить картину
черными штрихами, рисующими «прозрачный лес».)
-Каким размером написано стихотворение?
(Ямбом.)
-Вспомните, какой стихотворный размер называется ямбом?
(Ямб-это двусложный стихотворный размер, в стопе которого ударение
падает на второй слог.)
-Какой двустопный размер вам известен еще?
(Хорей.)
-Поиграем в игру «Четвертый лишний». Какое слово лишнее? Рифма,
дактиль, анапест, амфибрахий?
(Лишнее слово рифма. Дактиль, анапест, амфибрахий-это трехсложные
размеры стиха.
2.-Итак, тема сегодняшнего урока «Рифма». Откройте тетради, запишите
число и тему урока.
-Цель нашего урока - расширить представление о рифме, познакомиться с
различными классификациями рифм, поупражняться в подборе рифм.
-Вспомните, что Вам известно о рифме?
( Рифма это созвучие концов стихотворных строк.)
-Помимо умения обращаться со стихотворными размерами, настоящий
поэт должен «дружить» еще с одним крайне важным элементом стиха –
рифмой. Рифма – термин греческого происхождения. Буквальный
перевод «соразмерность». Обратимся к словарю. Найдите и прочитайте
определение рифмы в «Школьном словаре литературоведческих
терминов».
( Рифма - звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на
конце.)
-А какие еще звуковые повторы вам известны?
(Аллитерация и ассонанс.)
-В чем отличие рифмы от аллитерации и ассонанса?
(Аллитерация повторение согласных звуков в поэтической речи, а
ассонанс – повторение гласных звуков.)
-В отличие от аллитерации и ассонанса рифма всегда подчеркивает ритм,
членение речи на стихи. Итак, рифма – это не только созвучие концов
стихотворных строк , это выразительный фонетический прием
организации стихотворной речи. Именно благодаря рифме стихотворения
приобретают то божественное благозвучие, которое завораживает
читателей. Кстати у А.С.Пушкина есть стихотворение «Рифма», где поэт
излагает миф о рождении Рифмы. Послушайте.
Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея,
Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал,
Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога,
Меж говорливых наяд, мучась. Она родила
Милую дочь. Ее прияла сама Мнемозина.
Резвая дева росла в хоре богинь-аонид.
Матери чуткой подобна, послушна памяти строгой,
Музам мила, на земле Рифмой зовется она.
-Как Вы знаете, в древнегреческой поэзии мифа о рождении рифмы не
было. А.С.Пушкин сам придумал миф о рождении Рифмы по образу
других.
-Почему он сделал родителями Рифмы Эхо и Феба, а ее воспитательницей
Мнемозину?
(Рифма, как эхо, повторяет последние звуки предшествующего стиха,
рифма – признак стихотворения, т. е. произведения искусства, рифма
сохраняет в памяти значение и звучание предшествующих слов.)
Понимая важность рифмы в поэтической речи, А.С. Пушкин писал:
Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет:
Хорошие стихи не так легко писать.
-Как Вы понимаете эти строки?
(Не тот поэт, кто умеет рифмовать, а тот, кто одарен от Бога.)
-Вы, конечно, помните слова маленького пажа из сказки Ш.Перро
«Золушка»: «Я не волшебник – я только учусь». Разве можно научиться
волшебству? А можно ли научиться волшебству поэтической речи?
(Мнения обучающихся.)
-Поэзия – такая же наука, как, скажем, математика. Не изучив ее, нельзя
стать поэтом, нельзя даже быть понимающим читателем, умеющим
ценить поэзию. Когда вы усвоите все правила, тогда сможете, отбросив
их, писать по вдохновению, не считаясь ни с чем.
(Стук в дверь, заходит ученик, читает стихотворение.0
Патлы дыбом взлохмачены,
Отупел, как овца,-
Ах, все рифмы истрачены
До конца, до конца!..
Паралич спинного мозга?
Врешь, не сдамся! Пень-мигрень,
Бебель-стебель, мозга - розга,
Юбка - губка, тень - тюлень.
Рифму, рифму! Иссякаю –
К рифме тему сам найду…
Ногти в бешенстве кусаю
И в бессильном трансе жду…
Нет, не сдамся... Папа – мама,
Дратва – жатва, кровь – любовь,
Драма – рама – панорама,
Бровь – свекровь – морковь – носки!..
-Чем обеспокоен герой стихотворения Саши Черного ?
(Истинный поэт всегда должен уметь подобрать рифму к каждому слову,
хотя очень часто поэты испытывают настоящие мучения, пытаясь найти
необходимую рифму. Герой стихотворения переутомился, «сломался».)
Великий испанский поэт Кальдерон говорил, что только зная теорию, Вы
сможете запереть правила в ящик на ключ и выбросить ключ в море. Итак.
Ее величество-Теория.
Рифма
1.Мужская ( ударение на последнем слоге),
женская (ударение на предпоследнем слоге),
дактилическая (ударение на 3 от конца слоге),
гипердактилическая (ударение на 4 от конца слоге).
2.Открытая ( оканчивающаяся на гласный),
закрытая (оканчивающаяся на согласный).
3.Точная ( полное совпадение звуков, начиная от ударного),
неточная (неполное совпадение звуков, начиная от ударного).
4.Богатая (если повторяется согласный, предшествующий последнему
ударному гласному),
бедная ( нет опорного согласного).
Потренируемся.
-Охарактеризуйте рифму в стихотворении А.С.Пушкина.
(небесами коврами - женская, открытая, точная, бедная;
Лежит – блестит мужская, закрытая, точная, бедная;
чернеет – зеленеет – женская, закрытая, точная, богатая.)
- Чтобы решить, какая же рифма окажется той единственно нужной,
Вам надо подобрать таких рифм как можно больше, чтобы выбрать из
них подходящую. Сейчас мы с Вами проведем аукцион рифм. Называть
рифмы Вы будете по очереди, выигрывает последний , назвавший
рифму правильно.
Конфета – ракета, комета, котлета, банкета…
- Рифма рифме рознь – не всякая подобранная рифма может оказаться
подходящей. Есть рифмы банальные, трафаретные, привычные.
Которые кажутся надоевшими из-за того, что их постоянно используют.
Такие рифмы не привлекают внимания, второе рифмующееся слово
даже можно угадать после произнесения. Попробуйте быстро назвать
первую пришедшую на ум рифму к словам.
Морозы – розы, слезы, угрозы;
кровь – любовь, морковь;
младость – сладость, радость;
пламень – камень.
-Настоящие поэты избегают банальных рифм и ищут новые,
экзотические, необычные. В этом деле преуспел В.В.Маяковский. Вам .
молодым поэтам, еще трудно самим создавать талантливые стихи , но
уже можно попробовать писать по прописям великих авторов.
-Сначала выполните задание не очень сложное: в прочитанном мною
четверостишье будет пропущена часть последней строки вместе с
рифмой – Ваша задача попробовать восстановить пропущенную рифму
или подобрать вместо нее свою.
Алгоритм работы.
1. Определите размер.
2. Определите количество слогов в пропущенном слове.
3. Определите, на какой слог падает ударение.
4. Подбери слово.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То раздолье удалое,
То сердечная… (тоска)
-А теперь задание более сложное: попробуйте сочинить стихотворение
по рифмам. Эта забава была широко распространена в 19 веке и
называлась буриме (от фр. «рифмованные концы»)
Ручьи соловьи, весною – листвою.
5. Итак, сегодня мы вспомнили , что такое рифма, познакомились с
различными классификациями рифм, попробовали себя в роли
поэтов.
6. Рефлексия.