Структурный анализ поэтического текста (9-11 класс)


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия № 625 города Москвы
Структурный анализ поэтического текста
Литература , 9-11 классы
подготовила
учитель русского языка и литературы
Данилова Татьяна Олеговна
г. Москва
2016
2
Работа с поэтическими текстами часто вызывает затруднение
у школьников разного возраста. В старшей школе нельзя знакомиться
с поэзией без анализа стихотворения. Один из самых сложных вопросов
при анализе поэтического текста: «Как изучать стихотворение с точки зрения
его идейно-художественного единства. Наиболее приемлемым
для школьников будет такой подход к структурному анализу, который
ограничится рассмотрением текста произведения «от первого слова
до последнего». Это, безусловно, начальный этап изучения произведения,
но для учащихся 9-11-ых классов вполне достаточный, чтобы научиться
работать с текстом стихотворения, не потеряв интерес к поэзии. В первую
очередь, такой анализ отвечает на вопрос: «почему данное произведение
искусства есть произведение искусства» (Ю.М. Лотман).
Таким образом, задача уроков, посвященных поэзии в 9, 10, 11-ых
классах - научить читать, понимать, разбираться в тонкостях и специфики
поэтического текста, любить и ценить настоящие произведения искусства.
Слово в поэзии несет большую смысловую и эмоциональную нагрузку,
роль изобразительно - выразительных средств в языке можно наглядно
показать на примере поэтического текста.
Для структурного анализа поэтического текста можно предложить
стихотворение А. Ахматовой «Проводила друга до передней…».
Данное стихотворение для анализа выбрано по следующим критериям:
небольшое по объему, глубокое по содержанию, эмоциональное, тема любви
близка учащимся разного возраста, позволяет показать своеобразие лирики
поэта.
Проводила друга до передней.
Постояла в золотой пыли.
С колоколенки соседней
Звуки важные текли.
Брошена! Придуманное слово –
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо.
Определим тему произведения. В стихотворении говорится
о расставании влюбленных. Очень важно настроение лирической героини
и способы его создания. Здесь следует обратить внимание учащихся
на целый ряд изобразительно-выразительных средств: риторическое
восклицание и риторический вопрос, тропы, грамматические категории,
например, время глагола.
Исходя из предварительного анализа художественных средств,
стихотворение композиционно можно разделить на прошлое и настоящее.
Что же в прошлом? Какими мыслями и чувствами оно наполнено?
3
«Золотая пыль», «важные звуки» - данные эпитеты выражают
отношение лирической героини к тому времени, когда в ее жизни был
«друг». Какие ассоциации рождает сочетание «золотая пыль»?
Покрывается пылью нечто брошенное, ненужное, забытое. Но эпитет
«золотая» придает этому слову другое значение. Для лирической героини
в прошлом осталось что-то очень дорогое, значимое. Это подтверждается
следующими строчками:
С колоколенки соседней
Звуки важные текли.
Колокольный звон придает торжественность, серьезность
и трагичность жизненной ситуации, она осмысливается более глобально,
чем очередное расставание.
«Брошена!» - ключевое слово в стихотворении. Это подчеркивает
и восклицательный знак, который вносит эмоциональное начало.
В этом слове вся горечь, обида и боль лирической героини.
Настроение лирической героини меняется, усиливается трагизм, который
в конце стихотворения приобретает торжественное звучание.
Риторический вопрос всегда приковывает внимание:
Разве я цветок или письмо?
Для лирической героини очевидно: бросить можно вещь, но к человеку
нельзя относиться как к предмету. Она не цветок и не письмо, ее нельзя
просто взять и бросить. Для нее слово «брошена» придуманное, потому
что не может выразить суть отношений между людьми. Звучит обида
из-за несправедливости, с которой она столкнулась в жизни.
Последние строчки стихотворения это настоящее лирической
героини:
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо.
Здесь нет обиды, лишь суровый взгляд , который раскрывает
внутреннее состояние, подчеркивает , как изменилась душа, стала более
черствой, может быть, даже жестокой. «Потемневшее трюмо» говорит о
наступлении вечера и темноты не только в природе, но и в душе лирической
героини.
В качестве подведения итога можно назвать характерные черты
любовной лирики А.Ахматовой: глубокий психологизм, искренность,
жизненность, музыкальность.
Такой подход к анализу поэтического текста позволяет решить целый
ряд важных задач на уроке:
- отработать умение анализировать текст художественного
произведения;
- повторить изобразительно-выразительные средства языка;
4
-небольшое по объему стихотворение позволяет остановиться
буквально на каждом слове, показав его значимость в поэтическом
произведении.
5
Список использованной литературы
1. Ю.М. Лотман «О поэтах и поэзии», Искусство – СПБ, Санкт-Петербург
1996.
2. Анна Ахматова Лирика, Москва, «Художественная литература», 1989