Презентация "Модели будущего в русских утопиях и антиутопиях 20 в." 10 класс


Подписи к слайдам:
Модели будущего в русских утопиях и антиутопиях 20 в.

  • Подготовил ученик 10 «б» Виноградов Александр

Утопия - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели. Термин “утопия” ведет свое происхождение от сокращенного названия книги Т. Мора (1516).

  • Утопия - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели. Термин “утопия” ведет свое происхождение от сокращенного названия книги Т. Мора (1516).
  • Антиутопия - жанр в художественной литературе, описывающий государство, в котором возобладали негативные тенденции развития (в некоторых случаях описывается не отдельное государство, а мир в целом). Антиутопия является полной противоположностью утопии.

Проблемы утопий начала XX века

  • Авторы утопий начала XX века, хотя и пытались представить свои модели будущего, опираясь на различные социальные и философские концепции развития, но не сумели придать им полноценного художественного обоснования. Исключение составляет роман А.Богданова «Красная звезда», давший толчок развитию научно-фантастических жанров с элементами социального прогнозирования.
  • В противоположность утопии антиутопия как жанр «набирала» силу, заявляла о своей жизнестойкости, гибкости, способности «совмещать» структурные свойства других жанров. Именно в начале XX века происходит ее становление, кристаллизуются ее основные жанровые признаки. Конфликт героя с социумом стал структурообразующим признаком жанра.

Книги

  • Утопические:
  • Николай Чернышевский, «Четвёртый сон Веры Павловны» в «Что делать?» (1863)
  • Сэмюэл Батлер, «Едгин» (1872), «Возвращение в Едгин» (1901)
  • Эдвард Беллами, «Взгляд назад» (1888)
  • Уильям Моррис, «Вести ниоткуда» (1891)
  • Александр Богданов, «Красная звезда» (1908)
  • В. В. Маяковский, «Мистерия-буфф» (1918)
  • Иван Ефремов, «Туманность Андромеды» (1956)
  • Олдос Хаксли, «Остров» (1962)
  • Братья Стругацкие «Полдень, XXII век» (1959)
  • Даниил Андреев, «Роза Мира»
  • Андрей Платонов, «Ювенильное море» (1934)
  • Герберт Уэллс, «Люди как боги» (1923)

Книги

  • Антиутопические:
  • Евгений Замятин — «Мы»
  • Джордж Оруэлл — «1984», «Скотный двор»
  • Джером Клапка  Джером — «Новая утопия»
  • Александр Зиновьев — «Глобальный человейник»
  • Герберт Уэллс — «Когда Спящий проснётся», «Машина времени»
  • Джек Лондон — «Железная пята»
  • Пьер Буль — «Планета обезьян»
  • Иван Ефремов — «Час Быка»
  • Энтони Бёрджесс — «Заводной апельсин», «Вожделеющее семя»
  • Рэй Бредбери — «451 градус по Фаренгейту»
  • Братья Стругацкие — «Обитаемый остров», «Хищные вещи века», «Град Обреченный»
  • Владимир Войнович — «Москва 2042»
  • Курт Воннегут — «Механическое пианино, или Утопия 14»
  • Стивен Кинг — «Бегущий человек»
  • Ричард Бахман (псевдоним Стивена Кинга) — «Долгая прогулка»
  • Владимир Набоков — «Под знаком незаконнорождённых», «Ада», «Приглашение на казнь»
  • Дмитрий Глуховский — «Будущее»

Модели будущего в утопиях 20 века.

  • 1. Модель панславистская «За приподнятую завесой» (А. И. Красницкий)
  • Суть – при помощи различных реформ и объединений истинно славянских стран Россия заняла одно из ведущих мест в Европе и образовала Великий Всеславянский союз. Характеры персонажей не меняются, хоть автор и наделил каждого из персонажей индивидуальной биографией.
  • Панславизм - идеология, сформировавшаяся в странах, населённых славянскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости славянского национального политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности.

2. Модель славянофильская «Через полвека» (С.Ф. Шарапов)

      • 2. Модель славянофильская «Через полвека» (С.Ф. Шарапов)
  • Модель Шарапова – «нереальная утопия для нашей страны»
  • Суть герой-повествователь не по своей воли был погружен в анабиоз и был разбужен неким доктором Блэком в 1951 году. «Прошу читателя не думать, что я пытаюсь предсказать что-либо. Отнюдь нет. Я очень хорошо знаю, что ничего подобного не будет. Я хотел только показать, что могло бы быть, если бы славянофильские воззрения стали руководящими в обществе и правящих сферах», - говорит о своем творении Шарапов.
  • Славянофильство - литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли оформившееся в 40-ых годах XIX века, ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада, представители которого выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути, развиваясь по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов.

3. Модель «естественный человек» (К.С. Мережковский «Рай земной, Сон в зимнюю ночь. Сказка-утопия. XXVII век. »)

  • Суть – герой сказки-утопии попадает на один из островов Тихого океана. Он знакомится с колонией людей, которые отказались от всех благ цивилизации и живут счастливой и безмятежной жизнью на лоне дикой природы. Автор представил вариант традиционной утопии «естественного человека», наиболее полно обоснованной в произведениях Ж.-Ж. Руссо.
  • Модель «естественный человек» - концепция, сложившаяся в философской мысли и литературе XVIIIв. под влиянием Джона Локка, критически переосмыслившего теорию «врожденных идей» и провозгласившего практический опыт единственным источником человеческого познания. «Естественный человек» есть некий идеальный конструкт эпохи Просвещения, призванный играть роль связующего начала между природой (в ее специфическом для XVIIIв. понимании) и конкретными культурно-историческими особенностями людей.