Презентация "Серебряный век русской поэзии"

Подписи к слайдам:
Серебряный век русской поэзии
  • Учитель русского языка и литературы
  • МБОУ «СОШ № 3 МО «Ахтубинский район»
  • Дроздова Вера Александровна
История возникновения понятия «Серебряный век русской поэзии»
  • Впервые название «Серебряный век русской поэзии было предложено философом Н. Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма в 1933 году после появления на свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век русской поэзии». Термин «серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком», веком Пушкина, Толстого, Тургенева. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX—XX веков.
Хронологические рамки серебряного века
  • Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. «Серебряный век» условно датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в.
  • Относительно определения начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны – рубеж 80-х — 90-х годов XIX века. Период окончания «серебряного века» вызывает споры среди ученых:
  • 1) одни ученые полагают, что после1917 года с началом Гражданской войны «Серебряный век» прекратил своё существование;
  • 2) другие ученые полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, а также эмиграции многих поэтов и писателей в начале 1920-х годов из России;
  • 3) также существует точка зрения, что концом «Серебряного века» можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературой
Основные направления русской литературы «серебряного века»
  • Писатели и поэты, противопоставившие себя реализму, объявили о создании нового, современного искусства - МОДЕРНИЗМА.
  • Насчитывается три основных литературных направления поэзии серебряного века:
  • 1) символизм
  • 2) акмеизм
  • 3) футуризм
Особенности русской литературы «серебряного века»
  • огромный интерес к вечным темам: поиск смыла жизни отдельной личности и всего человечества в целом, загадки национального характера, истории страны, взаимовлияния мирского и духовного, взаимодействия человека и природы;
  • интенсивный поиск оригинальных художественных форм, а также средств выражения чувств и эмоций;
  • поэты серебряного века русской поэзии свободно экспериментировали с художественными возможностями слова
  • характеризуется новыми способами передачи мыслей и чувств лирического героя поэзия серебряного века
«Старшие» и «младшие» символисты
  • Первые символисты – старшие символисты
  • Брюсов В.Я.
  • Бальмонт К.Д.
  • Сологуп Ф.К.
  • Гиппиус З.Н.
  • Минский Н.М.
  • Первые символисты – старшие символисты
  • Блок А.
  • Иванов В.
  • Белый А.
Основные черты символизма в русской поэзии «серебряного века»
  • идея о двух мирах (реальном и потустороннем)
  • отражение действительности в символах
  • мистическое постижение мира
  • религиозные искания
  • отрицание реализма
  • разработка звукописи как особого поэтического приема
Акмеизм в русской поэзии «серебряного века»
  • Акмеисты, или — как их еще называли — «гиперборейцы» сразу выступили единой группой. Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов».
  • Н.Гумилев
  • А.Ахматова
  • О.Мандельштам
  • С.Городецкий
Особенности акмеизма в русской поэзии «серебряного века»
  • декларация разрыва с символизмом
  • преемственность с предшественниками
  • отказ от символа как единственного способа поэтического воздействия
  • отрицание мистического
  • соединение в творчестве внутреннего мира человека с "мудрой физиологичностью"
Футуризм в русской поэзии «серебряного века»
  • Футуристы ставили перед собой цель: работу со звуками, со словом. О смысле стихов, особенно самых ярких образцов футуризма, читатель может лишь догадываться.
  • Гончарова Н.С.
  • Матишин М.
  • Кульбин Н.
Особенности футуризма в русской поэзии «серебряного века»
  • обращенность к будущему
  • чувство грядущего переворота жизни
  • приветствие краху старой жизни
  • отрицание старой культуры и провозглашение новой
  • прославление нового человечества
  • урбанистические темы и приемы поэзии
  • изобретение новых форм
  • речетворчество, создние "заумки"
Серебряный век русской поэзии был недолог, но объединил плеяду ярчайших, талантливых поэтов. У многих из них биографии сложились трагически, ведь волею судьбы им пришлось жить и творить в такое роковое для страны, переломное время революций и хаоса послереволюционных лет, гражданской войны, крушения надежд и возрождения. Многие поэты погибли после трагических событий (В. Хлебников, А. Блок), многие эмигрировали (К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Северянин, М. Цветаева), некоторые свели счеты с жизнью, были расстреляны или сгинули в сталинских лагерях. Но тем не менее все они успели внести огромный вклад в русскую культуру и обогатить ее своими выразительными, красочными, оригинальными произведениями
  • Серебряный век русской поэзии был недолог, но объединил плеяду ярчайших, талантливых поэтов. У многих из них биографии сложились трагически, ведь волею судьбы им пришлось жить и творить в такое роковое для страны, переломное время революций и хаоса послереволюционных лет, гражданской войны, крушения надежд и возрождения. Многие поэты погибли после трагических событий (В. Хлебников, А. Блок), многие эмигрировали (К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Северянин, М. Цветаева), некоторые свели счеты с жизнью, были расстреляны или сгинули в сталинских лагерях. Но тем не менее все они успели внести огромный вклад в русскую культуру и обогатить ее своими выразительными, красочными, оригинальными произведениями
РЕСУРСЫ:
  • http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/01/14
  • http://www.abc-people.com/
  • http://fb.ru/article/145526/poeziya-serebryanogo-veka-poetyi-stihi-osnovnyie-napravleniya-i-osobennosti
  • http://velikayakultura.ru/