Конспект занятия "Русская литература на рубеже веков" 9 класс


Государственное бюджетное учреждение
«Профессиональная образовательная организация
«Астраханский базовый медицинский колледж»
Конспект занятия
по литературе для студентов I курса (на базе 9 классов)
«Русская литература на рубеже веков»
подготовила
преподаватель русского языка и литературы
Кусалиева Айслу Сереговна
гстрахань
2015
Тема занятия: «Русская литература на рубеже веков».
Цели:
Образовательная: дать представление о тенденциях русской литературы
конца XIX начала XX вв.; дать толкование понятиям: «реализм»,
«серебряный век», «модернизм», «символизм», «акмеизм», «футуризм».
Развивающая: развивать речевую культуру, навыки выразительного чтения.
Воспитательная: прививать любовь к русской литературе, формировать
нравственно-эстетические ценности.
Межпредметные связи: живопись, музыка, философия.
Оснащение: презентация, тексты лирических произведений, тесты.
Ход занятия
1. Организационная часть (приветствие группы, проверка готовности к
занятию).
Объявление темы и целей занятия. (1,2слайды).
План: (3слайд).
Основные литературные направления на рубеже 19 и 20 веков:
а) Реализм. Своеобразие реализма;
б) Модернизм: путь к новой гармонии (символизм, акмеизм,
футуризм).
2. Сообщение нового материала (преподаватель).
Вступление
Рубеж 19 начало 20 века, чем жила тогдашняя Россия. Это было страшное
время — катаклизмов, катастроф.
-1904-1905гг. - Русско- японская война
-1905-1907гг. - Первые революции в России
-1917г. - Октябрьская революция
-1914-1918гг. - Первая мировая война
-1918- 1922гг. - Гражданская война в России.
В эти страшные годины литература не могла, как вид искусства, оставаться в
стороне, она отзывалась, отображала действительность, конечно же
художественно воплощая.
Основные литературные направления на рубеже 19 и 20 веков. Это :(4
слайд).
а) Реализм.
б) Модернизм.
Реализмпонятие, характеризующее познавательную функцию искусства:
правдивое, объективное отображение действительности.
(записываем определение в тетрадь). (5 слайд).
Основные принципы реализма:
-объективное отображение существующих сторон жизни;
-воспроизведение типичных характеров в типичных
обстоятельствах;
-жизненная достоверность изображения.
Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным
литературным направлением. Достаточно сказать, что в 1900-е годы еще жили
и творили Л. Толстой и А. Чехов. (6 слайд).
Наиболее яркими дарованиями среди новых реалистов обладали
писатели, объединившиеся в 1890годы в московском кружке «Среда», а в
начале 1900-х составившие круг постоянных авторов издательства «Знание»
дним из его владельцев и фактическим руководителем был М. Горький).
Помимо лидера объединения в него в разные годы входила Л. Андреев, и.
Бунин, В. Вересаев, Н. Гарин-Михайловский, А. Куприн, И. Шмелев и другие
писатели. За исключение И.Бунина среди реалистов не было крупных поэтов,
они проявляли себя прежде всего в прозе и менее заметно в
драматургии.( 7,8,9,10 слайды).
Влияние этой группы писателей во многом объяснялось тем, что
именно она унаследовала традиции великой русской литературы 19 века.
Однако непосредственные предшественники нового поколения реалистов
уже в 1880-е годы серьезно обновили облик направления. Творческие поиски
позднего Л. Толстого, В. Короленко, А. Чехова внесли в художественную
практику много непривычного по меркам классического реализма. Особенно
важным для следующего поколения реалистов оказался опыт А. Чехова.
Реалистическая литература преодолевала свой кризис, связанный с
излишним социологизмом, объективизмом, путем перехода к описанию
субъективных мироощущений, раздумий. В отличие от реалистической
эстетики 19 века, которая представляла в литературе авторский идеал,
воплощенный в каком- либо образе, новая реалистическая литература по
существу отказалась от героя носителя представлений автора. Авторский
взгляд повернулся к человеку и миру в целом, утратил социологическую
направленность и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским
мотивам и образам, к фольклору. Авторские раздумья о судьбах человека и
мира рассчитывали на читательское сотворчество, соучастие, звали к диалогу,
к дискуссии.
Мы с вами говорили о реализме, о его основных принципах, его
направленности, продолжим разговор о литературных направлениях рубежа
веков и поговорим о модернизме.
Литература рубежа веков и начало 20 века, ставшая отражением
противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это
определение введено в 1933г. Н. Оцупом (парижский журнал русской
эмиграции «Числа»). (11 слайд).
Время Пушкина, Достоевского, Толстого, то есть 19 столетие он
назвал отечественным «золотым веком», а последовавшее за ним «как бы
стиснутые в три десятилетия явления (1890- 1917гг.) - «серебряным веком»
(записываем определение «серебряного века»). (12 слайд).
Определение «серебряный век» относили и к русскому искусству в целом —
к творчеству живописцев, композиторов, философов. (13 слайд).
Посмотрим на полотна художников Серебряного века. ( М.Врубель «Демон
поверженный», В.Борисов—Мусатов «Призраки»,В.Серов «Девушка,
освещенная солнцем», М.Нестеров « На озере»). (14,15,16,17 слайды)
Также в это время жили и творили такие композиторы, как А.Скрябин,(18
слайд) С.Рахманинов. Послушаем композицию А.Скрябина.
Однако в литературоведении термин «серебряный век» постепенно
закрепился за той частью художественной культуры России, которая была
связана с новыми, модернистскими течениями символизмом, акмеизмом и
футуризмом. (19 слайд).
Модернизм т. франц. «новейший», «современный») подразумевал
новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого,
его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному
возрождению человечества, преображение мира средствами искусства.(20
слайд).(Определение записываем в тетрадь).
Особая роль отводилось автору, художнику роль прорицателя, пророка,
способного постичь средствами искусства мировую гармонию.
Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее
значительными из которых были: символизм, акмеизм, футуризм.
Символизм
Символизм первое и самое крупное из модернистских течений,
возникшее в России. (21,22 слайды). (Определение записываем в тетрадь).
В русском символизме существовало два потока. В 1890гг. заявили о себе
так называемые «старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, З.
Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб (Ф. Тетерников). Их идеологом
был Д.Мережковский, мэтром чителем)- В.Брюсов.(23 слайд). В 1900-е гг. на
литературную арену вышли «младосимволисты». А.Белый (Б.Бугаев), А.Блок,
С. Соловьев, Вяч.Иванов, и др.,теоретиком этой группы стал Андрей
Белый.(24 слайд).
Посмотрим видеофрагмент, где дается прочтение стихотворения А. Блока
«Девушка пела в церковном хоре».(25 слайд).
Свои взгляды Мережковский изложил сначала в докладе (1892), затем в
книге «О причинах упадка и о новых течениях современной русской
литературы» (1893). Исходным моментом этих раздумий было ощущение
неразрешимых духовных противоречий времени. Для их изживания
предсказывался подъем к «идеальной человеческой культуре» в результате
открытия божественной сущности мира. Эту цель должно было осуществить
искусство с помощью символов, выливающихся из глубин сознания
художника отличие от реалистического символа обобщения жизненных
явлений). Мережковский установил три главных элемента новейшей поэзии:
«мистическое содержание, символы и расширение художественной
впечатлительности ».
К. Бальмонт отстаивал иное представление о новой литературе в
статье «Элементарные слова о символистической поэзии» (1900). Главным
здесь стало стремление к «более утонченным способам выражения чувств и
мыслей», для того чтобы «огласить»- «как бы против воли» автора
таинственный «говор стихий» Вселенной, мирового хаоса. В художественном
творчестве была усмотрена «могучая сила, стремящаяся угадать новые
сочетания мыслей, красок, звуков», выразить этими средствами невнятные
начала космоса. Столь утонченное мастерство проявилось в богатом,
подвижном поэтическом мире самого Бальмонта.
В. Брюсов в статье «Ключи тайн» (1904) писал: «Искусство есть
постижение мира иными, нерассудочными путями. Искусство то, что в других
областях мы называем откровением». Науке было противопоставлено
интуитивное прозрение в момент творческого вдохновения. А символизм
понимался как особая литературная школа.
А. Белый выдвинул свой взгляд на новую поэзию. В статье «О религиозных
переживаниях» (1903) вдохновитель «младосимволистов» утверждал
«взаимное соприкосновение искусства и религии». В более поздних
воспоминаниях А. Белый четко определил побуждения «младосимволистов»
начала 1900-х гг. «приблизиться к Мировой душе», «передать в субъективно -
лирических излияниях Ее голос». Мечты о грядущем скоро прояснились.
Все символистские программы воспринимались новым словом в эстетике.
Однако они тесны были связаны с мировой культурой: немецкой
идеалистической философией (И. Кант, А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг, Ф.
Ницше), французской поэзии ( Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Малларме и др.).
Отечественная литературная классика дала символистам главное
понимание человека и своей родины, её культуры.
Непосредственным же предтечей символистов стал Вл.Соловьев. в
реальной действительности считал он, хаос подавляет «нашу любовь и не
дает осуществляться её смысл». Возрождение возможно в сближении с
Душой Мира, Вечной Женственностью. Именно она связывает природную
жизнь с Божественным Бытием, земную красоту с небесной Истиной. Особая
роль в подъеме к таким высотам отводилась искусству.(26 слайд).
Символ- центральная эстетическая категория нового течения. Это
многозначный художественный образ, в котором вторичные (переносные)
значения слова слиты с основным, но не тождественны ему. (записываем
определение символа).( 27 слайд) (Определение записываем),
Символ многозначен: он содержит в себе перспективу безграничного
развертывания смыслов. Символ нельзя определить однозначной
логической формулой, ни отделить от предметного ряда.
Пример символа. Лермонтовский «Парус» - символ одинокого человека
«плывущего» по жизни, не думающего о «береге», не верящего в счастье и не
бегущего от счастья. Образ - символ вишневого сада — основа пьесы
А.Чехова «Вишневый сад». Этот символ раскрывает представления
персонажей и автора о жизни, о судьбе, о времени.
Каждый художественный элемент текста может стать символом (пейзажная
зарисовка дуба в романе «Война и мир», интерьер комнаты Раскольникова
в романе «Преступление и наказание» и др.).
Стихотворение «Незнакомка» А.Блока (читает преподаватель). Блоковская
«Незнакомка» может быть прочитана как рассказ в стихах о встрече с
красивой женщиной (предметный ряд присутствует). «Незнакомка» - это
символ, это авторская тревога о судьбах красоты в мире земной пошлости, и
разуверение в возможности чудесного преображения жизни, и мечта о мирах
иных и бесконечная цепь всё новых и новых смыслов.
Чтение стихов символистов. (А.Белый «Любовь»-студент(1), Вяч.Иванов
«Любовь» -студент(2).
Акмеизм
Акмеизм- (греч. «высшая степень чего — то, «цвет», «цветущая пора»).
Акмеизм- литературное течение, противостоящее символизму. Акмеисты
провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность
слова.(28 слайд).(Определение записываем).Звучит романс на стихи
Н.С.Гумилева «Однообразные мелькают всё с той же болью дни мои».(29
слайд).
Собственно акмеистическое объединение было невелико и
просуществовало около двух лет (1913-1914). Но кровные узы соединяли его с
«Цехом поэтов», возникшем почти за два года до акмеистических манифестов
и возобновленным после революции (1921-1923). «Цех» стал школой
приобщения к новейшему словесному искусству. (30 слайд) (31 слайд- звучит
романс на стихи А. Ахматовой «О, жизнь без завтрашнего дня»).
В январе 1913г. появились в журнале «Аполлон» декларации
организаторов акмеистической группы Н. Гумилева и С. Городецкого. В нее
вошли также А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут и др.
В статье «Наследие символизма и акмеизма» Гумилев критиковал
мистицизм символизма, его увлечение «областью неведомого». В отличие от
предшественников вождь акмеистов провозгласил «самоценность каждого
явления», иначе значение «всех явлений-братьев». А новому течению дал
два названия-истолкования: акмеизм( по-гречески «высшая степень чего-то,
цвет, цветущая пора») и адамизм – «мужественно твердый и ясный взгляд на
жизнь».
Гумилев, однако, в той же статье утвердил необходимость для акмеистов
«угадывать то, что будет следующий час для нас, для нашего дома, для всего
мир». следовательно, от прозрений неведомого он не отказался. Как не
отказал искусству в его «мировом назначении облагородить людскую
природу», о чем позже писал в другой работе. Преемственность между
программами символистов и акмеистов была явной.
Городецкий в своей декларации «Некоторые течения в современной
русской поэзии» еще резче выступил против усиления символистами
отдельных мотивов. Отсюда сделал вывод: «Искусство есть состояние
равновесия…есть прочность». И звал к «борьбе за этот мир», «за нашу планету
Землю».
Непосредственным предтечей акмеистов стал Иннокентий Анненский.
«Исток поэзии Гумилева,- писала Ахматова,- не в стихах французских
парнасцев, как это принято считать, а в Анненском. Я веду свое «начало» от
стихов Анненского». Он владел удивительным, притягивающим акмеистов
даром художественно преобразовывать впечатления от несовершенной жизни.
Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира
лирического героя. Часто состояние чувств не раскрывалось непосредственно,
оно передавалось психологически значимым жестом, движением,
перечислением вещей. Подобная манера «материализации» переживаний была
характерна для многих стихотворений А.Ахматовой.
Преподаватель читает стихотворения: «Сжала руки под темной вуалью»,
«Песня последней встречи» и анализирует.
Чтение стихотворений акмеистов ( О.Мандельштам «Бессонница. Гомер.
Tугие паруса»-студент (3),А.Ахматова «Я научилась просто, мудро жить...»
-студент (4).
Футуризм
Футуризм самое крайнее по эстетическому радикализму течение.
Футуристы тяготели к формальному экспериментаторству, выступали против
выражения общественных тенденций в искусстве. Для их поэзии характерен
дух анархического бунтарства. Они могли дробить слово,
создавать новое, комбинировать его с другими словами. (32,33
слайды).Записываем определение.
В декабре 1912г. в сборнике «Пощечина общественному вкусу» вышла
первая декларация футуристов, эпатировавшая читателя. Они хотели
«сбросить с Парохода Современности» классиков литературы, выражали
«непреодолимую ненависть к существовавшему языку», называли себя
«лицом Времени», создателями нового «самоценного(самовитого)Слова». В
1913г. б. «Садок судей II ») была конкретизирована эта скандальная
программа: отрицание грамматики, синтаксиса, правописание родного языка.
Подлинные же стремления футуристов, т.е. «будетлян», раскрыл
В.Маяковский: «стать делателем собственной жизни и законодателем для
жизни других».
Футуристическое течение было довольно широким и разнонаправленным.
В 191. возникла группа эгофутуристов: И.Северянин, И.Игнатьев,
К.Олимпов и др. С конца 1912г. сложилось объединение «Гилея»
(кубофутуристов): В.Маяковский, Д.и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В.
Каменский. В 1913г.- «Центрифуга»: Б.Пастернак, Н.Асеев, И.Аксенов (34
слайд).
Всем им свойственно притяжение к нонсенсам, городской действительности,
к словотворчеству (неологизмы как форма выражения переживаний). Тем не
менее футуристы в своей поэтической практике вовсе не были чужды
традициями отечественной поэзии. Хлебников во многом опирался на опыт
древнерусской литературы. Каменский на достижения Некрасова и
Кольцова. И.Северянин высоко чтил А.К.Толстого, А.М. Жемчужникова и
К.Фофанова.Стихи Маяковского, Хлебникова были буквально «прошиты»
историкоультурными реминисценциями. А предтечей кубофутуризма
Маяковский назвал…Чехова – урбаниста.
Читают стихотворения футуристов (В. Хлебников «Там, где жили
свиристели»- студент(1), И. Северянин «Вернуть любовь» -студент (2)).
Главным, что объединяло разные по своей эстетике течения
модернизма, была установка на преобразующую мир силу
творчества .(35,36,37 слайды).
3. Закрепление материала (тестирование).
Тест(тесты на столах).
Задание 1.
По характерным признакам определите модернистские направления в
литературе:
1. Направление, считавшее целью искусства интуитивное
постижение мирового единства; объединяющим началом такого
единства виделось искусство. Характерны «тайность неизреченного»,
недосказанность, замена образа.
2. Направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни,
культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности;
создание зримого, конкретного образа.
3. Направление, отрицавшее художественное и нравственное
наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства
ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Задание 2
К какому направлению принадлежали поэты:
1. В.Брюсов, Д.Мережковский, К.Бальмонт, А.Белый.
2. Д.Бурлюк, В.Каменский, В.Хлебников.
3. Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам.
Задание3
Кто из поэтов принадлежал к «эгофутуристам»
1. И.Северянин
2. В.Хлебников
3. З.Гиппиус
Задание4
Поэтов какого направления вдохновляла философия В.С.Соловьева ?
1. Футуристов
2. Акмеистов
3. Символистов
Задание 5
К какой группе относились поэты А.Белый, Вяч. Иванов?
1. «старшие символисты»
2. «младшие символисты»
Ответы к тесту:
1: 1-символизм, 2- акмеизм, 3- футуризм
2: 1-символизм, 2- футуризм, 3- акмеизм
3: 1;
4: 3;
5: 2.
4.Подведение итогов.
Преподаватель
Литературный процесс начала 20 века отмечен взаимодействием
главных направлений реализма и модернизма. Их выразители, как известно,
не принимали друг друга, вступали в острую полемику между собой.
Эстетическая борьба опиралась на существенные позиционные различия
реалистов и модернистов, но она отнюдь не исключала глубинных контактов
двух направлений.
Модернисты отстаивали особый дар художника, способного
прогнозировать путь новой культуры. Откровенная ставка на
предвосхищение грядущего или даже на преображение мира средствами
искусства была чужда реалистам. Они, однако, отразили внутреннее
человеческое влечение к гармонии и красоте, к созидательному чувству.
Оценки студентам.
5. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему: «Мой любимый поэт Серебряного века».
Использованные материалы и интернет-ресурсы
1.В.П.Журавлёв Русская литература, часть 1.-М., «Просвещение»,2011г.
2.Л.А.Смирнова Художественные открытия в литературе Серебряного
века//Русская литература XX века.-М.,1995.
3. А.Белый Между двух революций.-М.,1990.
4. А.Скрябин , Симфония №2, часть 2вгений Светланов), mp3cut-pro.ru
5.Видеоролик (стихотворение А.А.Блока «Девушка пела в церковном хоре…»,
avi (online-video-cutter.com).
6.Романс на стихи Н.С.Гумилёва «Однообразные мелькают всё с той же болью
дни мои…» в исполнении Н. Носкова.
7.Романс на стихи А.А.Ахматовой «О, жизнь без завтрашнего дня…», в
исполнении Д. Поленовой, музыка А. Рыбникова.
8.Портреты писателей и поэтов (young.rzd.ru, airincom.ru, itsnow.ru).