Урок-новелла по творчеству Б.Пастернака "Чтобы вовек твоя свеча во мне горела…"

Урок-новелла по творчеству Б.Пастернака "Чтобы вовек твоя свеча во мне горела…"
Данный урок - это урок изучения нового материала, т.е. вводный урок, посвященный
знакомству с жизнью и творчеством Б. Пастернака (ранее не изученного). Его
поэтический мир - это яркая страница литературы Серебряного века, изучение и
знакомство с которым началось еще раньше и будет продолжаться на следующих уроках
по творчеству М. Цветаевой, А. Ахматовой, чья жизнь неразрывно связана с жизнью Б.
Пастернака.
Данный материал имеет большое значение в образовательной базе учащихся 11 класса, т.
к. Б. Пастернак, будучи Лауреатом Нобелевской премии, является образцом яркой
личности в истории, литературе, философии, искусстве России вообще. Поэтому методы
изучения биографии в какой-то мере должны быть родственны художественной системе
писателя.
Размышляя над тем, каким должен быть урок по биографии Бориса Пастернака, проведя
совместно с учащимися большую исследовательскую работу по подбору языкового
материала, музыки, песен на стихи Б. Пастернака, мы остановились на уроке-новелле. Он
наиболее полно даст представление об окружении поэта на протяжении всей его жизни,
тем самым, прокладывая "тропинки" ко всем следующим урокам по изучению творчества
поэта. А главное такая форма урока позволяет решить основную задачу: осуществить
первичное знакомство с лирикой, прозой и письмами великого мастера, создать
атмосферу "погружения" в творчество поэта, чтобы для ребят на всю жизнь просто
Пастернак превратился в "моего Пастернака".
На уроке ставились следующие задачи:
а). Приобщить старшеклассников к сложным духовным поискам литературы Серебряного века через
осознание индивидуальности поэтического мира Б. Пастернак.
б). Познакомить с основными вехами жизни поэта.
в). Осуществить первичное знакомство с лирикой, прозой и письмами Б. Пастернака.
г). Создать атмосферу "погружения" в творчество мастера.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Серебряный век русской поэзии. Вот опять на нашем пути изучения литературы
встретилось это понятие. И это не случайно, ведь Серебряный век – это эпоха
возрождения духовности и культуры, творческой свободы, рождение ярких
индивидуальностей, гениальных открытий.
Среди блестящего созвездия имен, каждый из которых прославил русское искусство, имя
поэта, о котором мы поведем с вами разговор, занимает одно из центральных мест, хотя
это имя современный читатель сравнительно мало знает или знает понаслышке. Мы
поведем сегодня разговор о Борисе Леонидовиче Пастернаке – крупнейшем русском
писателе и поэте, поднявшемся над годами забвения, над неприязнью и неприятием, над
нелюбовью и ненавистью.
Его наследие входит в сокровищницу русской и мировой культуры. Оно завоевало любовь
и признанием самых взыскательных и строгих ценителей поэзии.
Еще в 1922 г. поэт сказал:
Поэзия, я буду клясться
Тобой и кончу, прохрипев:
Ты не осанка сладкогласца
Ты – лето с листом в третьем классе
Ты пригород, а не припев.
И темой нашего урока будет строчка из поэмы нашего современника Е. Евтушенко:
“Чтобы вовек твоя свеча во мне горела…”. Поэтому приглашаю вас перелистать страницы
жизни великого поэта, осуществить первичное знакомство с его лирикой, прозой, а самое
главное – создать атмосферу “погружения” в творчество мастера.
Итак, кто же он, Борис Пастернак?
Ведущий 1: 10 февраля 1890 года, в Москве, в районе старых Тверских-Ямских, в
небольшом доме родился Борис Пастернак. Его отец – известный художник, академик
живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества Леонид
Осипович. Мать – Розалия Исидоровна Кауфман, пианистка европейской известности.
Именно она внушила сыну долго владевшую им любовь к музыке. Краски детства многое
определили в жизни и творчества поэта:
Ведущий 2: “Больше всего на свете я любил музыку, больше всего в ней - Скрябина”, -
говорил поэт в автобиографическом сочинении “Охранная грамота”.
Борису предсказывалось композиторское будущее, но его удручало отсутствие
абсолютного слуха, и он оставил музыку.
Ведущий 3: Так выбор был сделан: человечество потеряло, может быть, великого
композитора – и приобрело великого поэта. Но музыка навсегда осталась для Пастернака
высшей святыней; сколько стихов навеяно ею, в скольких упомянуты ее творцы!
(Звучит музыка – 2-й концерт для фортепьяно Брамса).
На фоне музыки звучит стихотворение “Годами когда-нибудь в зале концертной…”
* * *
Годами когда-нибудь в зале концертной
Мне Брамса сыграют, - тоской изойду.
Я вздрогну, я вспомню союз шестисердый,
Прогулки, купанье и клумбу в саду.
Художницы робкой, как сон, крутолобость,
С беззлобной улыбкой, улыбкой взахлеб,
Улыбкой, огромной и светлой, как глобус,
Художницы облик, улыбку и лоб.
Мне Брамса сыграют, - я вздрогну, я сдамся,
Я вспомню покупку припасов и круп,
Ступеньки террасы и комнат убранство,
И брата, и сына, и клумбу, и дуб.
Художница пачкала красками траву,
Роняла палитру, совала в халат,
Набор рисовальный и пачки отравы,
Что “Басмой” зовутся и астму сулят.
Мне Брамса сыграют, - я сдамся, я вспомню
Упрямую заросль, и кровлю, и вход,
Балкон полутемный и комнат питомник,
Улыбку, и облик, и брови, и рот.
И сразу же буду слезами увлажен
И вымокну раньше, чем выплачусь я.
Горючая давность ударит из скважин,
Околицы, лица, друзья и семья.
И станут кружком на лужке интермеццо,
Как тени, вертеться четыре семейства
Под чистый, как дерево, немецкий мотив. 1931
Ведущий 1: Но… “Нет” музыке не означало еще “Да” поэзии. Путь к поэзии шел через
Марбург, куда Борис поехал на подаренные матерью двести рублей, заработанные
репетиторством и жестокой экономией, изучать философию.
Ведущий 2: Он ехал туда с искренним желанием всего себя вложить в науку, не замечая,
что взгляд его на все, в том числе и на маленький, древний город, - взгляд поэта, а не
ученого. Во все, что он делал, он вкладывал всего себя; так было и в Марбурге, где
профессор Герман Коген предложил Пастернаку остаться для получения докторской
степени, но он от этого наотрез отказался.
Ведущий 3: Поэзия в нем пробудила любовь. Да, в той первой любви он получил отказ, но
поэзия осталась с ним навсегда.
Ведущий 1: Все лето 1913 года Борис Пастернак жил на даче в Молодях, и там сложилась
его первая книга стихов “Близнец в тучах”. А самая первая публикация была еще до этой
книги в альманахе “Лирика”. Туда вошло и написанное в 1912
году стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!..”.
***
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
(1912, 1928)
Учитель: Действительно, реальность поэзии поднята до действительности природы;
природа и поэзия уравнены: поэзию творит органическое включение поэта в мир живой
природы. Именно поэтому ни у кого природа так не одушевлена, а по количеству
стихотворений, посвященным временам года и отдельным месяцам, Пастернак занимает
первое место в русской поэзии. А одним из любимых времен года является зима.
(Чтение стихотворения “Снег идет”)
Ведущий 2: Вторая книга – “Поверх барьеров” была опубликована с цензурными
изъятиями в 1917 году еще до Октябрьской революции.
Ведущий 3: Примерно тогда же, летом 1917 года, была написана, но издана пятью годами
позже книга “Сестра моя - жизнь”. Ее создание стало крупнейшей вехой на литературном
пути поэта.
Ведущий 1: В ней открылась едва ли не самая важная черта поэзии Пастернака ее
нераздельная слитность с миром природы, с жизнью в целом.
(Чтение стихотворения “Это – круто налившийся свист…”).
Ведущий 2: После Октября в творчестве Пастернака наметился переход к эпосу. Написаны
поэмы “Высокая болезнь”, “Девятьсот пятый год”, “Лейтенант Шмидт”, “Воздушные
пути”, роман в стихах “Спекторский”, в которых поэт размышляет о драматической
судьбе личности в революции.
Ведущий 3: Вторая половина 20-х и первая половина 30-х годов – зенит литературной
славы Молодого Бориса Пастернака, признание его огромного таланта.
Ведущий 1: В 1930-31 года Пастернак создает книгу “Второе рождение”. Это не только
взгляд на жизнь страны, но и поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной
влюбленности в Зинаиду Николаевну.
(Чтение стихотворения “Любить иных – тяжелый крест…”.)
* * *
Любить иных – тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов.
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть,
И жить, не засоряя впредь.
Все это – не большая хитрость.
Ведущий 2: Это о ней, вдохновительнице, друге, жене. Жизнь Зинаиды Николаевны
сложилась так, что красавица, пианистка, она, защищая интересы Пастернака, вынуждена
была заниматься “прозой жизни”, домом, семьей.
Ведущий 3: Зинаида Николаевна и Борис Леонидович разлучались редко, о чем говорят
сохранившиеся письма и воспоминания.
Ведущий 1: Из воспоминаний Зинаиды Николаевны Пастернак:
“Боря терпеть не мог отдыха и придерживался очень строгого режима. Ежедневно купался
в холодной воде, страшно меня этим пугал. У нас были все удобства: ванная, горячая
вода, а он ежедневно мыл голову под колонкой во дворе, даже в 30-ти градусный мороз. Я
протестовала, но это не помогало. На голове образовывались сосульки, и от этих сосулек
шел пар…”
Ведущий 2: Из письма Бориса Леонидовича к Зинаиде Николаевне:
“Ты постоянно оказываешься совершеннее того большего, что я думаю о тебе, что мне
становится печально и страшно. Я начинаю думать, что счастье, которое кружит и меня,
предельно для меня,
но для тебя еще не окончательно полно. Что не охватываю тебя, что как ни смертельно
хороша ты в моем обожании, в действительности ты еще лучше. Счастье даешь и будешь
давать ты мне, не тебе не дать”.
Звучит песня “Никого не будет в доме” (музыка М.Таривердиева).
Ведущий 3: Так, начиная с 1936 года, жизнь в подмосковном поселке Переделкино носит
систематический и сосредоточенный характер. Здесь он пишет стихи и прозу, занимается
переводами.
Ведущий 1: Так началось время нелепых подозрений, преследований, необоснованных
репрессий.
Ведущий 2: В 1937 году Пастернак стал едва ли не единственным среди писателей в
Советской России, который не подписал петиции о смертной казни целой группы
большевиков-интеллигентов.
Ведущий 3: Он все поставил на карту: и семью, и творчество, - но не побоялся.
Ведущий 1: Сталину докладывали о желательности репрессировать Пастернака, но он
ответил: “Оставьте этого юродивого в покое”.
Ведущий 2: 40-50 годы. Мрачная эпоха безвременья. Мертвое молчание.
(Чтение стихотворения “Быть знаменитым некрасиво…”).
Ведущий 3: В эти годы он начинает писать роман, работа над которым растянулась на
долгие 10 лет.
Ведущий 1: Он пишет роман, главное дело своей жизни, урывками: много времени
отнимает работа над переводами, нужными для поддержания жизни. Так встречаются во
времени два Гамлета: Гамлет Шекспира и Гамлет Пастернака из его романа “Доктор
Живаго”.
(Чтение стихотворения “Гамлет”).
Ведущий 2: Итак, роман написан. Он читается в списках. Но…разрешение на напечатание
его нет. Наступает 1956 год. Редакции молчат, как затишье перед бурей.
Ведущий 3: И вдруг, как гром среди ясного неба. 15 ноября 1957 года выходит на
итальянском языке его роман “Доктор Живаго”. А через 2 года он был переведен на 24
языка.
Ведущий 1: Само это произведение – духовная автобиография Пастернака, написанная с
предельной откровенностью. В центре романа – образ интеллигента, Юрия Живаго,
стоящего на трагическом распутье между личным миром и бытием.
(Чтение монолога Юрия Живаго из романа “Доктор Живаго” (первая книга, часть 5, гл. 8
со слов: “Вы подумайте, какое сейчас время…”).
Ведущий 2: После опубликования романа на западе Пастернак жил в ожидании бури, а
может быть, и расплаты. В 1958 году Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская
премия, что вызвало резкую критику в советской России. Для Пастернака наступила
черная неделя:
25 октября “Литературная газета” опубликовала резко отрицательный отзыв о писателе
Пастернаке от 1956 года. В этот же день состоялась демонстрация студентов с
требованием: “Вон из СССР”.
28 октября было опубликовано Постановление об исключении из Союза писателей Бориса Пастернака.
29 октября на Пленуме ЦК ВЛКСМ выступил Комсомольский вожак Семичастный: “Как говорится в
русской пословице – и в хорошем стаде заводится паршивая овца. Такую паршивую овцу мы имеем в нашем
социалистическом обществе в лице Пастернака”.
31 октября более 500 московских писателей устроили суд над Пастернаком. Они обратились к
правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства.
Ведущий 3: Власти вынудили поэта отказаться от премии. Свое настроение Пастернак
выразил в стихотворении. (Чтение стихотворения “Я пропал, как зверь…”).
Ведущий 1: Тогда Борис Пастернак произнес: “Я не ожидаю от вас справедливости. Вы
можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно, я вас заранее прощаю. Но
не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. Но помните, все равно, через
несколько лет вам придется меня реабилитировать”.
(Звучит песня “Во всем мне хочется дойти до самой сути”, муз. Б.Власов).
Ведущий 2: Да, судьба книги была предрешена на 30 лет вперед. Так, спустя более чем
четверть века, роман “Доктор Живаго” был напечатан в журнале “Новый мир” в 1988
году. А в декабре 1989 года Шведская академия вручила Нобелевскую премию сыну
Пастернака, сожалея о том, что лауреата уже нет в живых.
Ведущий 3: Борис Пастернак умер 30 мая 1960 года от рака легких.
Для советской власти было довольно удобно: неудобный писатель с мировой славой,
стоявший поперек горла, ушел.
Ведущий 1: 2 июня люди спешили в Переделкино, чтобы проститься с Борисом
Пастернаком. Поток нарастал: дети, старики, студенты, и почти нет ни одного писателя.
Ведущий 2: Распорядители спешат. Торопливо заколачивают крышку, еще быстрее
зарывают. Так хоронят великих. Среди цветов на могиле лежал букетик с запиской:
“Благороднейшему”.
Ведущий3: Спустя шесть лет от той же болезни умрет и Зинаида Николаевна Пастернак. И
как тут не вспомнить строчки:
И я б хотел, чтоб после смерти,
Как мы замкнемся и уйдем,
Тесней, чем сердце и предсердье,
Зарифмовали нас вдвоем.
Слово учителя.
Итак, Борис Леонидович Пастернак прожил свою жизнь именно так, как ему хотелось: “ни
единой долькой не отступаясь от лица”. 19 февраля 1987 год Секретариат Правления
Союза писателей СССР отменил Постановление Президиума Правления Союза писателей
1958 года “Об исключении Б. Пастернака из членов Союза писателей СССР”.
Однажды Б. Пастернак сказал: “Я тоже был, прохожий! Прохожий, остановись!” Я думаю,
вы согласитесь, что эта строчка вмещает в себя именно тот смысл, который мы с вами
старались выразить на уроке. Ведь каждый из нас для Пастернака – прохожий. Но как
важно, чтобы, проходя мимо, мы не оставались равнодушными к этому человеку, к
памяти о нем. Потому что это – великий поэт, прекрасная судьба. И просто потому, что он
был и творил, любил и жил в истории, литературе, философии.
И мы с вами сегодня смогли создать эту атмосферу погружения в творчество мастера,
смогли выполнить его просьбу: остановиться, чтобы для многих из нас “просто
Пастернак” превратился в “моего Пастернака”. Я думаю, что многим из вас после этого
урока захочется взять в руки сборник стихов поэта и прочитать их. Ведь так? А почему,
ребята? (Ответы учащихся)
Имя Пастернака навсегда останется в истории русской литературы: людям всегда будут
нужны его чудесные и полные жизни лирика и проза. Ведь многие учились и учатся у
Бориса Леонидовича. Так Е. Евтушенко сказал:
Дай, Пастернак, смещенье дней
Смущенье веток
Сраженье запахов, теней
С мученьем века,
Чтоб слово, садом бормоча,
Цвело и зрело,
Чтоб вовек твоя свеча
Во мне горела.