Рабочая программа по литературе 10 класс 2016-2017 уч. год


Муниципальное общеобразовательное учреждение: Харанорская
СОШ№40
Утверждено:
Директор школы __________
« __»________ __г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
10Акласс
ф.и.о. учителя: Богидаева В.П.
Рассмотрено Согласовано
на заседании МО на заседании МС:
(дата, номер протокола) Зам. директора по УВР
«___»_________ ____г «__» __________ г.
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе
следующих нормативных документов:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об
образовании»;
2. Федерального компонента государственного стандарта общего
образования (2004);
3. Приказа Министерства образования России. 1897 «Об утверждении
федерального компонента государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта
2004 г. №1089;
4. Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных МОН
РФ к использованию в образовательных учреждениях на 2016-2017 уч. год,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации. Приказ Минобрнауки России от 26.01..2016г. №38;
5. Учебного плана муниципального общеобразовательного учреждения
МОУ: Харанорская СОШ №40;
6.Авторской программы по литературе под редакцией Г.Н.Ионина, Г.И.
Беленького. Учебника для 10 класса «Литература» под редакцией
Г.н.Ионина, Г.И.Беленького, Москва 2010г.
Цели обучения: приобщение учащихся к чтению русской и мировой
классики, формирование культуры художественного восприятия, воспитание
на этой основе нравственных качеств, гражданско-патриотических чувств,
развитие эстетического вкуса, образного мышления, культуры речи и
общения. Основой содержания литературного образования является чтение и
изучение художественных текстов при сохранении литературоведческого,
этико-философского, историко-культурного компонентов.
Задачи:
1. формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма;
2. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
3. постижение учащимися вершинных произведений отечественной и
мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании
образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства
художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
4. поэтапное, последовательное формирование умений читать,
комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
5. овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и
создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по
поводу прочитанного;
6. овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными
учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать еѐ,
осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать
необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и
др.);
7. использование опыта общения с произведениями художественной
литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
Обоснование изучения предмета
Изучение данного предмета предусматривает формирование у учащихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного
предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования
являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между
частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа
текста, использование различных видов чтения (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать
мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых
систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с
коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации, включая энциклопедии, словари,
Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками
контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих
интересов и возможностей.
Специфика муниципального общеобразовательного учреждения
Данная образовательная программа реализуется в МОУ: Харанорская СОШ
№ 40.
Учредителем является муниципальный район «Борзинский район».
Школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и
каждого учащегося с учётом их индивидуальных (возрастных,
физиологических, психологических, интеллектуальных и других)
особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных
склонностей путём создания в них адаптивной педагогической системы и
максимально благоприятных условий для умственного, нравственного,
эмоционального и физического развития каждого ребёнка.
Формы, технологии, методы.
В процессе преподавания предмета «литература» используются
элементы следующих педагогических технологий:
o традиционное обучение;
o развивающее обучение;
o личностно-ориентированное обучение;
o педагогика сотрудничества;
o КСО.
В основу педагогического процесса заложены следующие
формы организации учебной деятельности:
o комбинированный урок;
o урок-лекция;
o урок-демонстрация;
o урок-практикум;
o урок-исследование;
o урок-игра;
o урок-консультация
Основная форма деятельности учащихся это самостоятельная
интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с
фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной формой работы
школьников. Повышению качества обучения в значительной степени
способствует правильная организация проверки, учёта и контроля знаний
учащихся. По предмету « Литература» предусмотрены следующие формы
контроля:
1.По месту контроля:
предварительный;
текущий;
итоговый.
2.По способу оценивания:
«рейтинговая» технология;
«качественная» технология.
3.По способу организации:
взаимный;
контроль учителя;
самоконтроль.
4.По ведущей функции:
диагностический;
стимулирующий.
Общая характеристика учебного предмета.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее
место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии
школьника, в формировании его миропонимания и национального
самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью
литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир,
выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных
образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая
их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу
курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии
литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог
классической и современной литературы. Курс строится с опорой на
текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи
формирования читательских умений, развития культуры устной и
письменной речи.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет
преемственность с Примерной программой для основной школы,
опирается на традицию изучения художественного произведения как
незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы
эмоционального и интеллектуального развития личности школьника.
Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой
художественной литературы позволяет формировать духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и
литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к
чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения
в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая
направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие
задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-
исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Место учебного предмета
Обязательное изучение литературы в 10 классе предусматривает ресурс
учебного времени в объеме 102 часов (3 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 10 класса
В результате изучения литературы на базовом уровне учащиеся
должны знать/понимать
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX
в., этапы их творческой эволюции;
основные закономерности историко-литературного процесса;
сведения об отдельных периодах его развития; черты
литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
должны уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение,
используя сведения по истории и теории литературы (тематика,
проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности
композиции, художественного времени и пространства,
изобразительно-выразительные средства языка, художественная
деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения,
объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной
жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и
культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
связывать литературную классику со временем написания, с
современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые
проблемы русской литературы;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением
эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при
анализе произведения;
определять род и жанр литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля
писателя;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты),
соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных
жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
o создания связного текста (устного и письменного) на
необходимую тему с учетом норм русского
литературного языка;
o участия в диалоге или дискуссии;
o самостоятельного знакомства с явлениями
художественной культуры и оценки их эстетической
значимости;
o определения своего круга чтения и оценки литературных
произведений;
o определения своего круга чтения по русской литературе,
понимания и оценки иноязычной русской литературы,
формирования культуры межнациональных отношений.
Основное содержание программы (102 ч)
Литература второй половины XIX века
Общественно-политическая и литературно-критическая мысль второй
половины XIX века.
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в
стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в
развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная
критика. Аналитический характер русской прозы, еѐ социальная острота и
философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и
тайны смерти, нравственного выбора.
Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность
художественых образов. Традиции и новаторство в русской поэзии.
Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее
мировое признание.
А. Н. Островский
Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза».
Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и
основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов»
«темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов.
Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в
образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и
покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав
драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое
мастерство Островского.
Н. А. Добролюбов, Д.И.Писарев, Антонович, Гончаров о пьесе «Гроза».
Идейно-художественное своеобразие пьесы «Бесприданница».
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «SiIentium!», «Не
то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как
убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я
встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются
обязательными для изучения).
Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные
селенья...» (возможен выбор трех других стихотворений).
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и
символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и
образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в
лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой».
Художественное своеобразие поэзии Тютчева.А.
А. Фет. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Это утро, радость
эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад.
Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются
обязательными для изучения).
Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается
с землею...», «Еще одно забывчивое слово...» (возможен выбор трех других
стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория
«чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия,
любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное
своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
И. А. Гончаров. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов».
История создания и особенности композиции романа. Петербургская
«обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система
образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и
Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная
проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной
детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот,
Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие
стиля Гончарова.
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической
ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа
Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение
Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл
названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи.
«Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала
романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа,
своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция
портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других
образов русской литературы.
Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев «Базаров» (фрагменты).
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «В дороге»,
«Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...»,
«Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»),
«ОМуза! я у двери гроба...» (указанные стихотворения являются
обязательными для изучения).«Я не люблю иронии твоей...», «Блажен
незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...» (возможен выбор трех других
стихотворений).Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы,
идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие
решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба
поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского
человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова
(природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова,
ее связь с народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».История создания поэмы, сюжет,
жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в
изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и
«народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы
помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема
женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей
притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского».
Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
Н. С. Лесков. Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Очарованный странник».
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного
пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина.
Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия
повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор). «История одного
города» (обзор).Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и
покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского
государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев».
Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала
«Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы
сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
«Господа Головлевы». Идейно-художественное своеобразие произведения.
Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество.Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции.
Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория
Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы
«униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы
создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема
нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема
гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе.
Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога.
«Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа,
столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора.
Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные
открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Л. Н. Толстой
Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир».История создания.
Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как
центральный композиционный прием. Система образов в романе и
нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь
идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни».
Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в
романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и
княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в
романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе.
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной
войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр
романа.
Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский
солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы
Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и
Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе.
Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев
(«диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних
монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи.
Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества
писателя.
А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в
футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными
для изучения). Рассказы: «Палата 6», «Дом с мезонином» (возможен
выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских
рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы
«маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и
неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу.
Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого
труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе.
Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм
повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия
«Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система
образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого,
настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители
уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и
Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль
авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога.
Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-
драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы
и театра.
Ожидаемые результаты изучения предмета «Литература» В 10 классе
• понимание ключевых проблем изученных произведений
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
* определение в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы
филологического анализа); владение элементарной литературоведческой
терминологией при анализе литературного произведения;
* приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других
народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их
оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать
на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные
монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие
работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;• понимание
образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли
изобразительно-выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.
Тематическое планирование
Система уроков
Ча
сы
Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения
Вид
контроля
Учебно-познавательная компетенция
Продвинутый уровень
1
2
3
5
1
Русская литература 19 века в
контексте мировой литературы.
Цель: обзорно раскрыть
основные темы и проблемы
русской литературы 19 века,
подчеркнуть значение
художественных открытий
русских писателей-классиков
для развития мировой культуры
1
Уметь раскрывать
взаимосвязи русской
литературы 19в. С мировой
культурой
Лекция,
тестирован
ие
2
Русская литература и
общественная мысль второй
половины 19 века.
Цель: дать понятие о появлении
«новой волны» в русском
реализме, революционно-
демократической критике,
«эстетической критике»;
познакомить с религиозно-
философскими мыслями 80-90-х
гг.
1
Уметь при помощи
компьютера
систематизировать и
презентовать результаты
познавательной
деятельности
Творческий
Лекция
3-4
Художественный мир
А.Н.Островского. Личность и
2
Уметь, используя
различные источники
Беседа
судьба драматурга. Островский
и Малый театр. Новаторство
драматурга
информации, представлять
сценическую историю
пьесы на московской и
петербургской сценах.
Творческий
5-6
Драма «Гроза». Темное царство
в изображении
А.Н.Островского.
Цель: дать понятие о
самодурстве как социально-
психологическом явлении;
охарактеризовать персонажей
пьесы, являющихся носителями
этого качества
2
Уметь сравнивать
сценическое воплощение
образов главных
персонажей пьесы с
разными актерами,
оценивать исполнение.
Творческий
практикум
7
Трагедия Катерины Кабановой.
Цель: показать цельность,
незаурядность натуры
Катерины, ее обостренное
чувство дома, протест против
«неволи»
1
Уметь при помощи
элементов театрализации
понимать глубокий
психологизм образа
главной героини, его
трагизм.
Творческий
практикум
8
Р/р. Сочинение по пьесе
А.Н.Островского «Гроза».
Цель: выявить степень усвоения
материала, умение осмыслить
тему, определить ее границы,
полно раскрыть правильность
1
практикум
речевого оформления
9
Драма «Бесприданница». Тема.
Проблематика. Конфликт.
Цель: выявить тему,
проблемат