Литературная гостиная в 10 классе «ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ…»

1
«ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ…»
(Любовь в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, А. К. Толстого)
Литературная гостиная в 10 классе.
Цели:
- познакомить с некоторыми эпизодами личной жизни замечательных русских
поэтов и их отражением в поэтических произведениях;
- открыть для себя этих поэтов как авторов стихов о любви, помочь учащимся
увидеть образы возлюбленных поэтов;
- продолжить эстетическое и нравственное воспитание учащихся.
Оборудование: портреты поэтов Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и А. К. Толстого
музыкальные записи, свечи.
Презентация.
Форма проведения: гостиная.
Методические приемы: рассказ учителя, чтение стихов и комментарии к ним,
сообщения учащихся, прослушивание романсов.
Эпиграф:
На всей земле не встретите поэта,
Дерзнувшего приняться за перо,
Не обмакнув его сперва в прекрасных
Слезах любви…
В. Шекспир
ХОД УРОКА
Звучит музыка Шуберта «Мелодия любви».
1-й ученик:
Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале
было
слово!»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!
2-й ученик:
Все начинается с любви:
И озаренье,
и работа,
Глаза цветов,
Глаза ребенка –
Все начинается с любви.
1-й ученик:
2
Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть –
родная
и вечная
сестра любви.
2-й ученик:
Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия, тоска и подвиг –
все начинается с любви
1-й ученик:
Весна шепнет тебе:
«Живи…»
И ты от шепота качнешься,
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви.
Учитель: Этими замечательными строчками поэта Роберта Рождественского мы
начинаем урок «Любовь в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета». Прав был великий В.
Шекспир, утверждая:
На всей земле не встретите поэта,
Дерзнувшего приняться за перо,
Не обмакнув его сперва в прекрасных
Слезах любви…
Урок состоит из двух частей. В первой части мы расскажем о любви поэтов XIX
века Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, А. К. Толстого. Во второй прочтем свои любимые
строки о любви.
Федор Иванович Тютчев.
Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная
лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.
В 1826 г женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, хотя незадолго
до женитьбы был увлечен Амалией Лерхенфельд которой посвятил позднее
стихотворение, ставшее популярным романсом:
3
Я встретил Вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло...
(Звучит романс «Я встретил Вас – и все былое…»)
1. Амалия фон Лерхенфельд
В Мюнхене сердцем Тютчева завладела юная и знатная Амалия фон Лерхенфельд —
внебрачная дочь прусского короля Фридриха-Вильгельма III и княгини Турн-и-Таксис.
Красавица Амалия отвечала горячо влюбленному поэту взаимностью и была согласна на
его предложение, но против были ее родственники. Тютчеву отказали, а когда он на время
покинул Мюнхен, Амалия вышла замуж за его сослуживца, барона Крюндера. Говорят,
это стало причиной дуэли между ними. Позже, вспоминаю прогулки с Амалией по
берегам Дуная, Тютчев напишет стихотворение «Я помню время золотое».
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит.
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела...
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
Произведение посвящено Амалии, которая на всю жизнь сохранила дружеские
отношения с некогда влюбленным в нее поэтом.
В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон,
4
2. Элеонора Петерсон
Урожденная графиня Ботмер, по первому мужу — Петерсон, становится первой
женой Тютчева. Поэт знакомится с ней в Мюнхене, прибыв туда в качестве внештатного
атташе Российской дипломатической миссии. Их брак был счастливым: Элеонора
влюбилась в Тютчева мгновенно и любила самозабвенно, окружив трогательной заботой.
Нежная и хрупкая, словно прекрасное виденье, она оказалась надежной опорой для своего
супруга. Взяв всю хозяйственную часть супружеского быта на себя, Элеонора при весьма
скромном достатке смогла обустроить уютный и гостеприимный дом, обеспечить
безоблачное счастье для свой семьи. А когда, переехав в Турин, Тютчевы оказались в
затруднительном финансовом положении, Элеонора сама ходила по торгам и заботилась о
домашнем благоустройстве, ограждая от этих забот захандрившего мужа. Однако слабое
здоровье Элеоноры было подточено переутомлением и нервным потрясением: его
причиной стало кораблекрушение парохода «Николай I», на котором Элеонора плыла к
мужу вместе с детьми. От длительного лечения женщина отказалась и от болезни так и не
оправилась: вскоре простуда подкосила Элеонору, и она умерла в возрасте 37 лет. Горе
Тютчева было так велико, что, сидя у гроба супруги, он поседел за несколько часов. В
1858 году в годовщину смерти Элеоноры поэт напишет стихи, посвященные ее памяти:
В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди;
Без сил и без движенья,
Мы так удручены,
Что даже утешенья
Друзей нам не смешны,
Вдруг солнца луч приветны!
Войдет украдкой к нам
И брызнет огнецветной
Струею, по стенам;
И с тверди благосклонной,
С лазуревых высот
Вдруг воздух благовонный
В окно на нас пахнет...
Уроков и советов
Они нам не несут,
И от судьбы наветов
Они нас не спасут.
Но силу их мы чуем,
Их слышим благодать,
И меньше мы тоскуем,
5
И легче нам дышать...
Так мило-благодатна,
Воздушна и светла
Душе моей стократно
Любовь твоя была.
После нервного и физического потрясения (пожар на пароходе, на котором
Элеонора с тремя дочерьми ехала из России в Италию) умирает жена Тютчева. По
семейному преданию «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя».
Через 7 лет начался роман Тютчева с Эрнестиной Дернберг.
3. Эрнестина Дёрнберг
Баронессой Дёрнберг Тютчев увлекся, еще будучи женатым на Элеоноре: с
Эрнестиной его роднила духовная близость, и поэт не смог устоять. О ней писал он:
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг...
Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.
Его частые встречи с баронессой довели законную супругу Тютчева до попытки
самоубийства (правда, неудачной), после чего Федор Иванович обещал прекратить
отношения с Эрнестиной — однако не смог этого сделать. Эрнестина отправилась за
Тютчевым в Турин, и спустя два года после смерти Элеоноры поэт сделал предложение
баронессе. Эрнестина была богата, красива, умна и великодушна. Она простит супругу
измену, и однажды, после длительного разрыва семья воссоединится вновь.
Позднее Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг. Когда Тютчеву было 47 лет,
началось новое любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным
лирическим циклом.
Не знаю я, коснется ль благодать
(Э. Ф. ТЮТЧЕВОЙ)
Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдет ли обморок духовный?
6
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была —
Ты, ты, мое земное провиденье!..
Апрель 1851
Перед текстом помета на французском языке: «Для вас (чтобы прочесть наедине)».
Обращено ко второй жене поэта, Эрн. Ф. Тютчевой. Написанное в первый год любви
Тютчева к Е. А. Денисьевой (см. примеч. 172), стихотворение было вложено поэтом в
альбом-гербарий, принадлежавший его жене, и пролежало в нем, не замеченное ею, 24
года – до мая 1875 г. Прочитав впервые это стихотворение, И. С. Аксаков писал письме
к дочери поэта Екатерине от 8 июня 1875 г.): «Стихи эти замечательны не столько как
стихи, сколько потому, что бросают луч света на сокровеннейшие, интимнейшие
брожения его сердца к жене… В 1851 г. …она еще не настолько знала по-русски, чтобы
понимать русские стихи, да и не умела еще разбирать русского писанья Ф. И. …Каков же
был ее сюрприз, ее радость и скорбь при чтении этого привета d'outre tombe
(замогильного), такого привета, такого признания ее подвига жены, ее дела любви!»
Ученик: Любовь в лирике Тютчева это всегда роковая страсть, которая может
стать причиной гибели одного из любящих, и жертвой чаще всего оказывается женщина.
Однако, несмотря на опасность разрушения, которую несет в себе любовь, поэт
воспринимает ее как счастье. О такой любви рассказывает «Денисьевский цикл»,
который посвящен Елене Александровне Денисьевой, последней любви поэта.
Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
Он передо мной везде, всегда,
Непостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…
Учитель: Тютчеву 47 лет, Денисьевой 24, она училась в Смольном институте с
дочерьми Тютчева. Они любили друг друга, 14 лет были связаны узами гражданского
брака и двумя детьми до смерти Денисьевой. Сложность ситуации состояла в том, что
Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего света
связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи
Денисьевой.
Ученик: Это была и счастливая, и тяжелая любовь. Любовь, приобретшая в глазах
петербургского света интерес скандала; любовь, закрывшая молодой женщине из хорошей
семьи двери тех домов, где прежде она бывала желанной гостьей; любовь, заставившая
отца Денисьевой отказаться от дочери; любовь, мучившая Тютчева сознанием своей
виновности.
7
Стихотворение «Я очи знал, – о, эти очи!..».
Ученик: Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне
развилась раздражительность, вспыльчивость. Все это ускорило ход ее болезни, и в 1864
году Елена Александровна умирает от чахотки. Прожитая поэтом драма и запечатлелась в
«Денисьевском цикле», одном из вершинных достижений любовно – психологической
лирики в русской и мировой литературе.
Стихотворение «Как ни бесилося злоречье…».
Ученик: В своих прежних стихотворениях поэт говорил о конфликте человека с
природой, с хаосом ночи, с неумолимым движением времени, отнимающим молодость. В
«Денисьевском цикле» впервые в творчестве Тютчева нарисован конфликт между
людьми. Чувство, страсть, личность человека в своих проявлениях и даже в своём
развитии оказывается зависимыми от общества. У Тютчева любовь становится трагедией
для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения
общества, толпы к любящим:
«… Толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе её цвело». Суд людской
Тютчев назвал роковой силой.
Стихотворение «Две силы есть – две роковые силы…».
Ученик: «Денисьевский цикл» как «роман в стихах» обладает необычайно
своеобразной структурой, совсем не традиционной для литературного изображения
любви, не знающей подобия в прозаических произведениях. Замедленное,
проникновенное изображение симпатии, влюблённости, предыстории любви и затем не
состоявшихся любовных отношений характерно для романов Пушкина, Лермонтова,
Тургенева. «Роман» в стихах Тютчева сразу же начинается с очень высокой, трагически
звучащей ноты.
Стихотворение «О, как убийственно мы любим…».
Ученик: Тютчев даёт романтическую оценку любви. Любовь стихийная страсть,
дисгармония и поединок роковой; любовь сближает героев, они не могут жить друг без
друга. Это столкновение двух личностей, в этой борьбе сгорает как более слабая
Денисьева. Тютчев и Денисьева понимали, что вина, прежде всего, лежит на Тютчеве, но
он не предпринимал ничего, чтобы облегчить участь любимой женщины. Она, страстно
любя его, не могла отказаться от этой связи:
То в гневе, то в слезах тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу, им, им, одним живу я –
Но эта жизнь!.. О, как горька она!
Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…».
8
Ученик: Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е. А.
Денисьевой. Тютчев вспоминает, как Денисьева в последний день жизни была в
бессознательном состоянии, а за окном шел августовский дождь, весело журча по
листьям. Придя в себя, Елена Александровна долго прислушивалась к шуму дождя,
осознавая, что умирает, но все еще тянулась к жизни.
Учитель: Поэзия Тютчева принадлежит к числу созданий русского поэтического
гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный создатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий
тайновидец человеческого сердца.
Афанасий Афанасьевич Фет.
Учитель: И личность, и судьба, и творческая биография поэта необычны и полны
загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. Н. Некрасов писал: «Человек,
понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном
русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения,
сколько доставит Фет». По-пушкински возвышенными и мудрыми были его стихи о
любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас
рождает гамму чувств в душе каждого человека. Почти все стихи о любви написаны от
первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом.
Звучит романс П. И. Чайковского на слова А. А. Фета «На заре ты ее не буди».
Ученик: Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с
необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов.
Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту.
Стихотворение «Призыв к любимой Бетховена».
Ученик: С опорой на женскую красоту Фет создает в разные годы целый цикл
лирических посланий, адресованных С. Толстой, Т. Кузминской, сестре С.Толстой, Е.
Хомутовой, Н.Сологуб и многим другим женщинам. Татьяна Андреевна Кузминская,
сестра Софьи Андреевны Толстой, впервые увидела поэта у себя дома, когда ей было 15
16 лет. Потом были встречи уже со взрослой женщиной. И был важный эпизод в
поэтической биографии Фета, связанный с Татьяной Андреевной. Ему он посвятил свое
стихотворение. Стихотворение это одно из лучших лирических произведений поэта, это
один из лучших образцов русской любовной лирики.
Стихотворение «Сияла ночь». (Исполняется под музыку П.И.Чайковского
«Сентиментальный вальс»)
Ученик: Стихотворение понравилось Л.Н. Толстому: «Эти стихи прекрасны,
сказал он, но зачем он хочет обнять Таню? Человек женатый…». Однако стихотворение
не документ. Оно вдохновлено реальным жизненным случаем, но не является его
зеркальным отражением. В конечном счете, стихотворение это – не о чувстве Фета к
милой молодой Танечке Бернс (впоследствии по мужу Кузминской), а о высокой
человеческой любви.
9
Ученик: Фетовская тема любви чаще всего имеет оттенок трагический,
стихотворения адресованы, как правило, одной и той же женщине, образ которой окутан
дымкой таинственности.
Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…».
Учитель: Это стихотворение у Фета самое необычное. Оно одно сложное
предложение. В нем нет ни одного глагола. Стихотворение было высмеяно в десятках
пародий. Говорили, что его можно читать от первой до последней строчки и наоборот
смысл от этого не изменится. Это, конечно, не так. Композиторы Балакирев и Римский
Корсаков положили его на музыку.
Звучит романс Римского-Корсакова «Шепот, робкое дыханье…»
Ученик: В 1849 г. Фет писал другу детства Борисову «Я встретил существо,
которое люблю. Она для меня возможность для счастья и примирения с гадкой
действительностью». Это о Марии Лазич, дочери многодетного мелкопоместного
дворянина, отставного генерала. Она стала героиней его любовной лирики. Мария Лазич
была одарена глубоким и тонким поэтическим чувством, знала поэзию и понимала ее.
Она знала и любила стихи Фета. Поэт не мог не оценить этого. «Ничего, писал он,
имея в виду свои отношения с Лазич,- не сближает так, как искусство вообще поэзия в
широком смысле слова. Такое задушевное сближение само по себе поэзия».
В биографии Фета история любви к Марии Лазич обычно занимает две-три строчки.
Только сейчас к исследователям приходит понимание, что встреча с этой удивительной,
не от мира сего, девушкой - главная в жизни Фета. Гибель Марии в 1850 году
перечеркнула всю прежнюю жизнь поэта, придала трагическое звучание всем его стихам,
даже самым радостным и светлым.
Как произошла встреча Афанасия и Марии?
- Было так: после университета Фет поступил на военную службу. Оказался в
гарнизоне под Херсоном и познакомился в соседнем имении с девушкой, дочкой
обедневшего генерала в отставке. Марии тогда исполнилось двадцать два года. Она была
очень чуткой и культурной барышней.
Самым известным стихотворением Фета считается "Шепот, робкое дыханье..." Оно
имеет какое-то отношение к Лазич?
- Самое прямое. Оно написано в лучшие дни их отношений. Фет писал тогда своему
приятелю: ждал женщины, которая поймет меня, и дождался ее". Так они полюбили
друг друга. Но Фет не решался жениться. Своей нерешительностью измучил и Марию, и
себя.
Стихотворение «Что за ночь! Прозрачный воздух скован…».
Ученик: Он действительно был беден, а Лазич была небогата. И расчетливый ум
берет верх над сердцем поэта, узнавшем прелесть чистой любви и надеявшемся на
семейное счастье. Спустя несколько месяцев последовал разрыв. Фет убедил девушку в
невозможности их брака по материальным соображениям.
10
Если б он знал, в какое отчаяние привел Марию! Она почувствовала, что от нее
ускользает вся ее жизнь. Много она упрашивала, умоляла его не обрывать переписку и
наконец поняла, что все кончено.
Стихотворение «Долго мне снились вопли рыданий твоих…».
Ученик: Осенью 1850 года Фет был сражен страшной новостью: Мария погибла.
Произошла трагедия, о которой с ужасом говорили везде. Мария сгорела в
собственном доме.
Что же случилось?
- Случайно вспыхнуло ее кисейное платье. Мария, вся в огне, пробежала по
анфиладе комнат, открыла балконную дверь - от свежего воздуха огонь вспыхнул еще
сильнее и охватил голову. Она закрыла лицо руками и крикнула сестре: "Ради Неба, спаси
письма!" Мария имела в виду письма Фета, так как везде горели отпавшие куски платья.
Девушка бросилась по ступенькам в сад и там упала. На крики сестры прибежали люди,
которые отнесли Марию, всю обгоревшую, в спальню. Через четыре дня в неимоверных
муках она скончалась со словами: "Он не виноват, а я..."
Стихотворение «Когда читала ты мучительные строки…»
Ученик: После трагической кончины Марии Лазич к поэту в полной мере приходит
осознание любви, любви неповторимой и единственной. Только сейчас поэт
почувствовал, что счастье, которое было так возможно, погибло. И виновником был он
сам. Теперь Фет всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви
высокими, прекрасными, удивительными стихами.
Стихотворение «Ты отстрадала, я ещё страдаю…».
Ученик: Сожжённая молнией равнодушия и расчёта любовь Фета к Лазич
превратилась в какую-то волшебную скрипку, называемою поэзией. Лирические
откровения Фета, посвящённые Марии, лучшие в творчестве поэта. В стихах о любви
женский образ, по словам К. Бальмонта, лишён «временности», «он вечен». Уже на склоне
лет в одном из лучших своих стихотворений Фет скажет: «…Та трава, что вдали на
могиле твоей, Здесь на сердце, чем старее оно, тем свежей,..»
Когда Фету было под семьдесят и, говоря его же словами, уже светили «вечерние
огни», родилось это поэтическое признание:
Нет, я не изменил. До старости глубокой
Я тот же преданный, я раб твоей любви,
И старый яд цепей, отрадный и жестокий,
Еще горит в моей крови.
Хоть память и твердит,
что между нас могила,
Хоть каждый день бреду
томительно к другой, —
Не в силах верить я,
11
чтоб ты меня забыла,
Когда ты здесь, передо мной.
Этим стихам более ста тридцати лет, но до сих пор они поражают пламенной силой
любви, преодолевающей все, даже время и смерть. Обращаясь к давно ушедшей из жизни
любимой женщине, как к живой, поэт утверждает:
У любви есть слова, те слова не умрут.
Нас с тобой ожидает особенный суд;
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем,
нас нельзя разлучить!
Это строки из стихотворения «Alter ego», что в переводе с латыни означает «второе я».
Так древние римляне называли самых дорогих и близких им людей. Своим «вторым я»,
своей «второй половиной» как говорят в нашем народе Фет считал девушку,
которую встретил и потерял еще в годы своей молодости. После трагической кончины
возлюбленной в фетовской лирике устойчивыми стали мотивы и образы, связанные с
огнем, будь то полыхающий костер, пылающий камин или трепетное пламя свечи.
Стихотворение «ALTER EGO» («Второе я» (лат.)).
Учитель: Большая часть лирики Тютчева и Фета носит ярко выраженный
музыкальный характер. Она ориентирована на романс, создана в традиции романса и в
русле этой традиции воспринимается. Фет и Тютчев великие мудрецы и гуманисты,
которые трагедию, страдание, боль превращают в красоту и радость:
Чужое вмиг почувствовать своим.
Шепнуть о том, пред чем язык немеет.
Усилить бой бестрепетных сердец…
именно так, в неистребимой способности всё «пропустить через сердце»,
воспринимается сегодня творчество Тютчева и Фета.
Звучит романс «Я тебе ничего не скажу…».
Алексей Константинович Толстой и Софья Миллер
Ученик: В январе 1851 года София Миллер познакомилась на маскараде в Большом
театре с И. С. Тургеневым и графом А. К. Толстым. Софья Андреевна была в маске и
заинтриговала Тургенева, и они условились о втором свидании. Иван Сергеевич взял с
собой молчаливого Толстого за компанию. Увидев Софью без маски, Тургенев был
сильно разочарован. Позже он скажет: «Что же я тогда увидел? … Лицо чухонского
солдата в юбке!»
12
Несмотря на некрасивое лицо, у неё была красивая фигура и, кроме того, она была очень
обаятельна и общительна. По словам современника, София Андреевна «была живым
доказательством, что обаяние не нуждается в красоте. Черты лица её
привлекательными не были, но умные глаза и умный тоже золотой голос придавали
малейшему её слову что-то особенно завлекательное» Позже состоялась приятная
беседа за чаем, в ходе которой Тургенев заскучал, а Алексей Константинович, напротив,
был очарован. Вскоре он посвятил ей следующие строки:
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Любовь А.К. Толстого и С.А. Миллер увековечена в строках знаменитого романса П.И.
Чайковского «Средь шумного бала…»
(Звучит романс «Средь шумного бала…»)
Учитель: Это были стихи о любви гениальных поэтов XIX века. Их лирические
произведения привлекают чистотой, искренностью, глубиной чувств и убеждают в том,
что, даже страдая и отчаявшись, «страшно не любить». Мы живем в XXI веке и
переживаем те же чувства. У каждого из нас есть любимые строчки о любви.
Учащиеся читают свои любимые стихи о любви.
Учитель: Мы надеемся, что, побывав в нашей гостиной, вы получили удовольствие,
и прочитанные сегодня стихи вам понравились. Закончить вечер хотим словами из
стихотворения поэта Болата Куняева:
Стихи ни к чему недотепам и нудным.
Сердец им не вылечит рифма сквозная.
Поэзию любят красивые люди.
Я это по личному опыту знаю.
Список использованной литературы:
1. Тютчев Ф. И. Весенние воды: Лирика / Сост. и предисл. К. Пигарева; Примеч. К.
Пигарева и В. Коровина; Рис. Г. Волхонской. 3-е изд., доп. М.: Дет. лит., 1983. 126
с., ил. – (Школьная б-ка).
2. Фет А. А. Стихотворения / Сост. и предисловие Е. Винокурова; Худож. Ф,.
Домогацкий. М.: Худож. лит., 1979 319 с. (Классики и современники. Поэтическая
библиотека.)