Сценарий классного часа "Этот удивительный Прокофьев"


Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Районная школа искусств»
Сценарий
классного часа
«Этот удивительный Прокофьев»
подготовила
преподаватель фортепиано
Слободскова Ольга Александровна
пгт. Октябрьское
2016 г
2
«Композитор, как и поэт, ваятель, живописец,
призван служить человеку и народу.
Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее.
Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своем искусстве,
воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему.
Таков, с моей точки зрения, незыблемый кодекс искусства».
(С.С. Прокофьев)
Точная дата рождения композитора Сергея Сергеевича Прокофьева, как ни странно, до
последнего времени была предметом обсуждений и сомнений. Дело в том, что в своей
«Автобиографии» Сергей Прокофьев записал: «Родился я (по старому стилю) 11 апреля, в среду в 5
часов дня. Это выходило спустя сто дней в году. По новому стилю 11 апреля равнялось 23-ему, не
24-му, как ошибочно высчитали некоторые». Между тем метрическое свидетельство, выданное
Екатеринославской духовной консисторией, гласило: «Тысяча восемьсот девяносто первого года
рожден пятнадцатого апреля, и крещен двадцать третьего июня, Сергей; родители его: московский
почетный гражданин Сергей Алексеевич Прокофьев и законная жена его Мария Григорьевна, оба
православные. Крестил священник Андрей Павловский с псаломщиком Евфимием Соколовским».
Отец будущего композитора, был ученым агрономом, в тот период занимал место
управляющего большим имением Сонцовка, расположенным в Бахмутском уезде
Екатеринославской губернии. От него передалось сыну любовь к природе. Среди детских
рукописей сохранилась тетрадка, в которой мальчик отмечал, когда и какие цветы расцветают в
Сонцовке. «Сонцовка, - как рассказывает Сергей Сергеевич, - лежала при слиянии двух речек:
Солененькой (или по-украински Солоненькой) и Шурова ручья. Летом они скромно вились по дну
довольно глубоких балок и даже совсем пересыхали, весной же развивались в бурные потоки,
сносившие плотины и самодельные мосты. Родители мои переехали через семнадцать лет после
освобождения крестьян».
«Шествие кузнечиков» - из цикла «Детская музыка».
Здесь прошло детство композитора. Оно было окрашено не только в типично деревенские,
но и музыкальные тона. И в первую очередь, блогодаря матери. Мария Григорьевна была неплохой
пианисткой. «Когда мать ждала моего появления на свет, она играла до шести часов в день:
будущий человечишка формировался под музыку». Под музыку он формировался и появившись на
свет. Мама играла сонаты Бетховена, мазурки и ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского. «Одним из
первых моих воспоминаний о музыке было следующее: вечер, я лежу в кровати, а вдалеке, комнаты
за четыре просторного ддеревянного дома, слышна соната Бетховена или вальс Шопена. Это играет
мать, меня же уложили спать, но мне спать не хочется, и я лежу и слушаю».
Но у мамы, к счастью, оказались и педагогические способности. Именно она привила сыну
первые навыки фортепианной игры. Дело продвигалось очень быстро. Вскоре обнаружилась
склонность мальчугана к сочинению. Первым шагом стала маленькая пьеса под названием
«Индийский галоп». Тогда с Индии был голод, взрослые обсуждали эту тему. Вот впечатления
Сережи и отразились в музыкальной форме. Вскоре появились и другие сочинения.
Балет «Золушка» - Вальс соль минор из первого действия.
3
Отец был руководителем сына по общеобразовательным предметам – русскому языку,
математике, иностранным языкам. Однако музыкальные интересы превалировали. Мальчику было
девять лет, когла его привезли в Москву и он впервые попал в оперный театр и услышал оперу
«Фауст» гуно и «Князь Игорь» бородина, побывал на балете «Спящая красавица» Чайковского. И
как часто случалось у Прокофьева, общие впечатления сразу получили практическое преломление.
Вернувшись в Сонцовку, он сразу начал писать оперу «Великан» на собственный сюжет.
Зимой 1902 года его привезли в Москву к Сергею Ивановичу Танееву выдающемуся
композитору, профессору Московской консерватории. Отметив дарование мальчика, он
посоветовал начать с ним серьезные занятия гармонией и систематическое знакомство с
музыкальной литературой. Именно по совету Танеева к Прокофьевым в Сонцовку отправился
молодой музыкант Рейнгольд Морицевич Глиэр, окончивший консерваторию с золотой медалью,
впоследствии известный композитор, автор балетов «Красный мак», «Медный всадник», концерта
для голоса с оркестром и других сочинений. Глиэр обучал своего питомца основам гармонии,
формы, инструментовки. В четыре руки они переиграли массу произведений мировой классики.
Живые интересные занятия с Глиэром оказали благотворительное влияние на развитие таланта
Прокофьева. Юный Прокофьев активно приступил к практическому сочинению. И речь идет не
только об ученических пьесах. Уверенность в собственных силах уже тогда была одной из
отличительных его черт. Он пишет четырехчастную симфонию, скрипичную сонату, романсы на
стихи А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова и на собственные тексты, оперы «Пир во время чумы»,
«Ундина».
Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»
В 13 мальчика повезли в Петербург поступать в консерваторию. Вступительный экзамен
прошел блестяще. Приемная комиссия было восхищена абсолютным слухом, умением читать с
листа, а также «солидным» грузом сочинений, который принес с собой юный композитор.
Прокофьев учился у замечательныйх русских композиторов: А.К. Лядова, Н.А. Римского-
Корсакого. В консерваторские годы обогатились и развились его музыкальные вкусы. Композитор
знакомится с сочинениями заподноевропейских композиторов, полюбил музыку Э.Грига, А.
Скрябина, С. Рахманинова. В музыканском и человеческом становлении большое значение имела
дружба с Николаем Мясковским. Дружба, начавшавшаяся в годы их совместного учения в
петербургской консерватории, продолжалась в течение всей жизни.
В 1909 году Прокофьев заканчивает консерваторию по классу композиции, а пятью годами
позже как пианист по классу замечательной русской пианистки А.Н. Есиповой. Ему присудили
золотую медаль и премию имени А.Рубинштейна великолепный рояль. В консерватории
композитор занимался в классе дирижирования под руководством Н. Черепнина, блестящего
музыканта, оценившего талант молодого композитора. Впоследствии Прокофьев выступал также и
как дирижер с исполнением своих произведений.
Первой значительной работой Сергея Сергеевича явился первый концерт для фортепиано с
оркестром. Он написан в 1911 году, и впервые исполнен автором в сопровождении оркестра летом
следующего года. В нем была новая красота красота смелой спортивной игры, дерзкого шествия
молодости, крепкого стального ритма, красота романтического лирического чувства. Первый
концерт стали называть «футбольным» за четкую ритмику, сухие ударные звучания. Среди ранних
произведений композитора симфония ми минор, шесть сонат для фортепиано, множество пьес,
Второй концерт.
4
Послушаем фрагмент первой части Концерта 1 для флортепиано с оркестром.
Мама в качестве подарка к окончанию консерватории обещала ему поездку за границу.
Сначала молодой композитор едет в Лондон, здесь состоялась его первая встреча с Сергеем
Дягелевым, которая открыла ему двери многих музыкальных салонов. Потом он едет в Рим,
Неаполь, где с успехом проходят его фортепианные вечера. Вернувшись в Россию, Прокофьев
активно принялся за творчество. На первых порах он уделял внимание лирике. В 1914 году он
создает вокальную сказку «Гадкий утенок», 1916-1917 годы пишет «Классическую симфонию» -
жизнерадостную и остороумную. В симфонии чувствуется близость музыки Прокофьева к ясному,
отточенному искусству классиков XVIII века, а также фортепианный цикл «Сарказмы», оперы
«Любовь к трем апельсинам», «Игрок», Третий фортепианный концерт.
Послушаем фрагмент первой части «Классической симфонии».
Премьеры его произведений часто сопровождались скандалами. Например, по поводу
«Сарказмов» он писал: «Народ хватается за голову; одни чтобы заткнуть уши, другие чтобы
выразить восторг, третьи чтобы пожалеть бедного автора, когда-то много обещавшего».
Действительно, одни его музыку ругали, длругие восхищались, даже посвящали автору стихи.
После революции Прокофьев выезжает за рубеж. Начинается его «завоевывание» Америки.
Жизнь вне России не была легкой. Его музыку не всегда принимали, она была товаром, который
тоже нуждается в рекламе. Прошло два года, и Прокофьев понял, что в Америке ему делать нечего.
Он перебирается в Париж и там сближается с Пуленком, Мийо, общается с Рахманиновым,
Равелем, дирижерами Тосканини, Стоковским, продолжается сотрудничество с Дягилевым. Для его
труппы композитор пишет балеты «Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре».
В 1927, 1929, 1932гг. Прокофьев приезжает с гастролями. Его концерты проходят с
триумфом.
В 30-х годах начинается высший расцвет таланта Прокофьева. В 1935 году он создает балет
«Ромео и Джульетта». В 1938 году «Александр Невский», а в 1939 году пишет оперу «Семен
Котко». Удивительна работоспособность Прокофьева. Он писал фантастически быстро и мог
работать сразу над несколькими сочинениями. Выступал с исполнением своей музыки как пианист
и дирижер. Учавствовал в Союзе композиторов, интересовался литературой, с увлечением водил
машину.
Балет «Ромео и Джульетта» - номер «Джульетта-девочка».
Главной работой композитора в годы Великой Отечественной войны была грандиозная
патриотическая опера «Война и мир». Эта работа заняла много лет. «Война и мир» была любимым
произведением композитора, он совершенствовал ее до конца своей жизни.
В 40-х-50-х годах появилось еще несколько работ. Среди них: опера «Повесть о настоящем
человеке», балет «Сказ о каменном цветке», оратория «На страже мира» и многие другие.
Прокофьев снова пишет для детей. Сюита «Зимний костер» для чтецов, хора мальчиков и
симфонического оркестра.
В конце 40-х наачале 50-х композитор тяжело болел. Чтобы сохранить силы для
творчества, ему пришлось отказаться от многого, и в том числе от посещения театров и концертов.
Последним произведением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, была
5
Седьмая симфония. Это было в 1952 году. Гениальный симфонический цикл, в котором все дышит
одухотворенными, чистыми красками, стал настоящим завещанием великого Мастера.
Умер С.С. Прокофьев 5 марта 1953 года.
6
Список использованной литературы:
1.
В мире музыки. Ежегодник-панорама 1991. М., «Советский композитор» , 1990
2.
Прохорова И., Скудина Г. советская музыкальная литература. М., «Музыка», 1989
3.
Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыка XX века. Феникс, 2004.