Конспект урока "А.С. Пушкин: страницы жизни. Михайловское (1824-1826)"

1
А.С. Пушкин: страницы жизни. Михайловское (1824-1826).
Цель: познакомить с жизнью Пушкина в период Михайловской ссылки;
Задачи: прививать интерес к творчеству поэта;
развивать умение рассказывать, выразительного чтения;
пробудить любовь к поэтическому слову;
развитие творческих способности учащихся.
Тип урока: урок-сценарий
Методы и приемы: творческий метод;
рассказывание учащихся,
выразительное чтение стихотворения…
Оборудование: портреты Пушкина, А.П.Керн, Пущина, Дельвига, Воронцовой;
иллюстрации (Н.Н. Ге «Пущин у Пушкина в Михайловском);
ТСО: магнитофон и фонограммы («Венецианская ночь» Козлова на музыку Глинки;
Музыка Свиридова к повести «Метель»;
Чайковский Опера «Евгений Онегин»)
Литература: Маранцман В.Г. Литература: Учеб. Пособ. Для 9 кл. сред.-М.:1992 г.
А.С. Пушкин. Сочинении в 3-х т. Т.1 М.:1964 г.
Обернихина, Г.А. Русская литература XIX в. 10 кл.: книга для учителя/Г.А. Обернихина, И.А.
Биккулова, И.М. Лейфман.;-М., 2006
Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Л., 1983 г.
Нестандартные уроки русской литературы. 10-11 кл./Автор-составитель И.В. Булгакова 2004 г.
Литература №15 2005 г.
Литература №40 2004 г.
2
Творческое задание 1
Обдумайте ответы на вопросы по стихотворению «К морю»:
Какой «заветный умысел» томил поэта на берегу моря?
Отчего он не жалеет, что замысел не осуществился?
Почему море заставляет поэта вспомнить Наполеона и Байрона?
Какие чувства охватывают поэта при прощании с морем?
Творческое задание 2
Ответьте на вопросы по стихотворению «19 октября»:
Как лирический герой характеризует дружеский союз лицеистов?
Что для лирического героя дружба? Какова роль дружбы в его жизни?
3
Действующие лица:
Ведущий1
Ведущий 2
Голос Пушкина
Пушкин
Вяземский
В.Ф. Вяземская
Ученик 1
Дельвиг
Пущин
Первый Пушкин
Второй Пушкин
Ведущая 1
Ведущая 2
Книгопродавец
Поэт
Голос Пушкина
Ведущая 1
Ведущая 2
Голос А.П. Керн
Пушкин
Ученик 2
4
5
Ведущий 1: Весной 1823 года произошли изменения в административном устройстве юга России. Новым
начальником края был назначен М.С. Воронцов, центром края стала Одесса. К канцелярии Воронцова был
причислен и Пушкин.
По словам Пушкина, граф Воронцов видел в нем «коллежского секретаря»…
Голос Пушкина: а я, признаюсь, думаю о себе что-то другое…
Ведущий 1: Чувствуя себя безоружным перед пушкинским остроумием и независимостью, граф пытался сделать из
поэта мелкого чиновника… Ответом были убийственные эпиграммы:
Голос Пушкина: Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
Ведущий 2: Эпиграммы расходились по городу, их повторяли. Делая вид, что заботится о Пушкине, Воронцов
просил высшие власти удалить его из Одессы: заявлял, что «здесь вместо того, чтобы учиться и «работать, он еще
более собьется с пути».
В эти трудные для Пушкина дни полиция перехватила его письмо, где он признавался в своей
склонности к атеизму. Нашелся хороший повод для нового наказания». Участь Пушкина была быстро решена. В
июле 1824 г. он был уволен со службы и по распоряжению Александра I ему было предписано отправиться в
«северную ссылку» - в имение родителей Михайловское, на Псковщину.
В начале августа в сопровождении своего крепостного «дядьки» Никиты Козлова он выехал из Одессы.
Пестрая, разнообразная жизнь окончилась, оставив многое в душе и в памяти.
Ведущий 1: В июле 1824 г. А.С. Пушкин, миновав губернский город Псков, где должен был явиться к
гражданскому губернатору, приехал в село Михайловское.
Пушкин появляется на «сцене».
…я от милых южных дам,
6
от жирных устриц черноморских,
от оперы, от темных лож,
И, слава Богу, от вельмож
Уехал в тень лесов Тригорских
В далекий северные уезд,
И был печален мой приезд…
(Уходит со сцены).
Ведущий 1: Семья поэта находилась в Михайловском, но родители, испуганные новой опалой сына, его положением
поднадзорного, приняли Пушкина без радости. Отец даже было согласился взять на себя надзор за сыном. Это
привело к ссоре, и семья вскоре уехала в Петербург. Пушкин остался один в пустом доме, в глуши псковских лесов.
С ним была только его старая няня…
Поэт был лишен свободы передвижения. За ним установили двойной надзор: полицейский и церковный,
ведь от имени царя ему предъявили одно из самых страшных обвинений в атеизме и растлевающем воздействии
на умы молодежи.
Ведущий 2: Ссылка в Михайловское была тяжелым испытанием: разлука с любимой женщиной, одиночество,
материальные затруднения, отсутствие духовного общения, друзей, развлечений могли превратить жизнь в
непрерывную нравственную пытку.
Вяземский пишет пером и вслух говорит:
Или не убийство – заточить пылкого, кипечего юношу в деревне..? Должно, точно, быть богатырем
духовным, чтобы устоять против этой пытки».
Ведущий 2: Пребывание Пушкина в Михайловском было вынужденным и порой невыносимо грустным. По
характеру и темпераменту Пушкин – любил веселье, толпу, дружеский круг и кипящие разговоры.
Пушкин (читает наизусть стихотворение «Веселый пир»):
Я люблю веселый пир,
Где веселье председатель,
А свобода, мой кумир,
За столом законодатель,
Где до утра слово пей!
Заглушает крики песен,
Где просторен круг гостей,
А кружок бутылок тесен.
Ведущий 2: В октябре 1824 г. Пушкин писал В.Ф. Вяземской…
7
В.Ф. Вяземская с письмом в руках появляется на сцене и читает строки:
Все, что напоминает мне море, наводит на меня грусть журчанье ручья причиняет мне боль в
буквальном смысле слова – думаю, что голубое небо заставило бы меня плакать от бешенства…»
Ведущий 1: Так притягательны для него воспоминания о море, о молодых надеждах, о любви… Величие,
«торжественная краса», мощь и сила, которыми наделено море в стихотворении «Прощай, свободная стихия»
морю»), противостоят состоянию и судьбе поэта.
Он «тихий и туманный», он «окован», море – своенравно и неодолимо. Море зовет возможностью
свободы, разнообразия жизненных впечатлений, «брег» скучен именно оттого, что он «неподвижный».
Ученик 1 (ему заранее было дано творческое задание):
В стихотворении «К морю» поэт обращается к морю как к свободной стихии. «Заветный умысел»поэта
покинуть «скучный, неподвижный брег». Но поэта останавливает сомнение:
Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Появляются мысли о Наполеоне, который «почил среди мучений».
Другой «исчез, оплаканный свободой»… Он – певец моря. «Певцом» моря в стихотворении назван
Байрон:
Голос Пушкина: …Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, ничем не укротим.
Ученик: Сам герой стихотворения – «тихий и туманный», он не так своенравен, как море, чьей
«прихотью хранимый,/Скользит отважно средь зыбей/…Смиренный парус рыбарей…»
Он «окован», «могучей страстью очарован», но на берегу остается; гении свободы погибли, мир
опустел… и
Голос Пушкина: Судьба земли повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Ученик: Поэт поэтому не жалеет, что не сможет оставить «брег».
Но свобода для Пушкина оказывается все-таки не высшей ценностью, как у романтиков. Страсть,
преданность оказываются еще более могучими чувствами, чем влечение к свободе. В элегии «К морю» столкнулись
романтическое желание свободы, безграничного движения, которое возможно для моря стихии природной.
Преодоление трагедии для Пушкина здесь возможно потому, что человеку даны верность, память, чувство, наконец,
внутренняя свобода:
Голос Пушкина: В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
8
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Ведущий 2: В Пушкине, несмотря на пылкость характера, была способность побеждать «силу обстоятельств».
Михайловская ссылка, начавшаяся отчаянием, стала порой духовного мужания, расцвета его таланта, приобщения к
первоосновам жизни - природе, народу, истории.
Дельвиг: Пушкин! Он и в лесах не укроется,
Лира выдаст его громким пением…
Ведущий 2: Пушкин учится смотреть на мир глазами другого человека, менять точку зрения на окружающее и
самому, меняясь, включаться в разнообразные жизненные ситуации.
Ведущий 1: Жизнь в Михайловском была скромной, даже скудной. Пушкин поселился не в парадных комнатах
дома (да и помещичий дом в Михайловском был мал и неказист, «парадными» расположенные по фасаду комнаты
могли называться лишь условно), которые оставались после отъезда всей семьи запертыми и зимой не отапливались.
Выходит Пущин на сцену. Рассказывает:
Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышав
колокольчик. В этой небольшой комнате помещались кровать его с пологом, письменный стол, шкаф с книгами и
прочее, и прочее. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны бумаги, всюду валялись обкусанные,
обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в
пальцах). Вход к нему прямо из коридора, против его двери – дверь в комнату няни.
Пущин уходит.
Ведущий 2: Пушкин не сразу осознал то, чем станет для него Михайловское мучился, вспоминал Одессу, Юг,
друзей, вдохновительниц его любовной лирики…
Меняются исполнители. Портреты добавляются: Пушкина (кисти художника Горяева) и Воронцовой (карандашный
рисунок самого поэта).
Ведущая 1: В январе 1834 года Пушкин получил письмо.
Такие конверты приходили десять лет назад, осенью 1824 г., из Одессы. Эти письма всегда волновали
поэта. Пушкин посмотрел на подпись. Она была неразборчива. Но по почерку узнал, от кого эти строки.
С каким нетерпением он, бывало, ожидал весточки от нее, когда, высланный из Одессы, оказался в
Михайловском. Судорожно сжимая письмо в руках, поэт уходил в свою комнату и запирался, чтобы никто не мешал
ему беседовать с той, которая оставила большой и глубокий след в его жизни. Потом сжигал ее письма.
Первый Пушкин: Прощай, письмо любви! Прощай, она велела.
Как долго медлил я! Как долго не хотела
9
Рука предать огню все радости мои!...
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
(«Сожженное письмо», 1825 г.)
Ведущая 1: И вот снова послание от нее. От «далекой подруги». Спустя десять лет Пушкин читает написанные
знакомой рукою строки, и перед ним встает ее образ. Образ обаятельной «Принцессы Бельветриль» - так поэт
любил называть Елизавету Ксаверьевну Воронцову. На этот раз, обращаясь к Пушкину с просьбой принять участие
в благотворительном альманахе, она писала:
Ведущая 2: «Право, не знаю, должна ли я писать вам и будет ли мое письмо встречено приветливой улыбкой, или
же тем скучающим взглядом, каким с первых же слов начинают искать в конце страницы имя навязчивого автора.
Могу ли я не напомнить вам о наших прежних дружеских отношениях, воспоминание о которых Вы, может быть,
сохранили… Будьте же добры не слишком досадовать на меня, и, если мне необходимо вступать в защите своего
дела, прошу Вас, в оправданье моей назойливости и возврата к прошлому, принимать во внимание, что
воспоминания – это богатство старости и что Ваша старинная знакомая придает большую цену этому богатству…»
Воронцовой было всего 42 года, Пушкину и того меньше.
Второй Пушкин (играет роль поэта, который старше первого на десять лет). Читая письмо, я ясно ощущал рядом с
собою присутствие Воронцовой. Я, конечно, ничего не забыл… «Осмелюсь ли, графиня,- написал я в ответном
письме на французском языке, - сказать вам о том мгновении счастья, которое я испытал, получив Ваше письмо,
при одной мысли, что вы не совсем забыли самого преданного из ваших рабов».
Первая ведущая: Пушкин познакомился с Воронцовой 6 сентября 1823 года… Он только что приехал тогда из
Кишинева в Одессу. Здесь он заканчивал первую главу «Евгения Онегина». Воронцова произвела на поэта сильное
впечатление.
«Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Все ее существо было
проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою приветливостью, таким
неукоснительным щегольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюблялись в нее», - отметил
писатель В.Соллогуб.
Ведущая 2: Предстоял отъезд в ссылку в Михайловское и «грозный час разлуки» с Воронцовой. Она подарила
Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем, с
надписью на древнееврейском языке: «Силеха, сын почтенного рабби Ианфа, да будет благословенною его память».
Это кольцо Пушкин бережно хранил.
Ведущая 1: 9 августа Пушкин приехал в Михайловское. Здесь он работает над третьей главой романа «Евгений
Онегин». Иногда ему приходят письма от Воронцовой. На поля к рукописи в минуты раздумий рисует портреты
Екатерины Ксаверьевны. Может быть, под впечатлением от них он пишет письмо Татьяны.
Оба исполнителя роли Пушкина уходят.
За стол садится ученица, читающая письмо Татьяны (желательно под музыку Чайковского (опера «Евгений
Онегин»)). После этого оба исполнителя роли Пушкина занимают свои места.
10
Ведущая 2: Пушкин не перестает думать о Воронцовой. Ей он посвящает свое стихотворение «Ненастный день
потух» (1824)
Второй Пушкин:
Там, под заветными скалами,
Теперь она сидит печальна и одна…
Одна… никто пред ней не плачет, не тоскует,
Никто ее колен в забвенье не целует;
Одна… ничьим устам она не предает
Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных…
Никто ее любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна… ты плачешь… я спокоен;
Но если…
Ведущая 1: Но если… Пушкин вспоминает Александра Раевского. Его волнует ревнивое подозрение. К нему он
обращает стихотворение «Коварность».
Пушкин 1: Но если ты святую дружбы власть
Употреблял на злобное гоненье;
Тогда ступай, не трать пустых речей –
Ты осужден последним приговором.
Ведущая 2: Поэт берет подаренный Воронцовой золотой медальон, вглядывается в любимые черты.
Второй Пушкин:
Пускай увенчанный любовью красоты
В заветном золоте хранит ее черты
И письма тайные, награды долгой муки,
Но в тихие часы томительной разлуки
Ничто, ничто моих не радует очей,
И ни единый дар возлюбленной моей,
Святой залог любви, утеха грусти нежной –
Не лечит ран любви безумной, безнадежной.
Ведущая 2: На руке поэта – подаренное Воронцовой кольцо, к которому он обращает строки.
11
Пушкин 2: Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Ведущая 1: В Михайловском Пушкин много работает, одна за другой ложатся на бумагу строфы третьей и
четвертой глав «Евгения Онегина». Мысли о Воронцовой по-прежнему не покидают его.
Пушкин 1: Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Все, все вокруг звучало обо мне,
Чтоб, гласу верному внимая в тишине,
Ты помнила мои последние моленья
В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.
Ведущая 2: В Михайловском Пушкин делит одиночество с няней. Но думает о Воронцовой. В предельно кратком,
потрясающем по силе послании поэт обращается к ней:
Первый Пушкин:
Все в жертву памяти твоей:
И голос лиры вдохновенной,
И слезы девы воспаленной,
И трепет ревности моей,
И славы блеск, и мрак изгнанья,
И светлых мыслей красота,
И мщенье, бурная мечта
Ожесточенного страданья.
Ведущая 1: Проходят два года. Образ Воронцовой не перестает волновать воображение Пушкина и, глядя на
кольцо-талисман, он вспоминает:
Пушкин 1:
Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
12
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы.
Где, в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.
Ведущая 2: В 1830 г., накануне женитьбы, Пушкин навсегда прощается с Воронцовой.
Пушкин 1: В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя все, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.
Ведущая 1: «Воронцова до конца своей долгой жизни сохраняла о Пушкине теплое воспоминание и ежедневно
читала его сочинения. Когда зрение совсем ей изменило, она приказывала читать их себе вслух, и притом подряд,
т.е. когда кончались все Томы, чтение возобновлялось с первого тома. Она сама была одарена тонким
художественным чувством и не могла забыть очарований пушкинских бесед. С ним соединились для нее
воспоминания молодости». (П. Бартенев)
Исполнители роли Пушкина и две ведущие уходят. Появляются ведущие 1 и 2 (основные).
Ведущий 1: Имение родителей в Михайловском было бедным, запущенным. Пушкин никогда не чувствовал себя
помещиком; предоставив управляющему несложное свое хозяйство, он работал: читал, писал. За два года
Михайловской ссылки прочел массу книг, просил о присылке их своих друзей, брата. Позже шутил, что прочел
«двенадцать телег книг» (столько их накопилось, что, когда стали вывозить, понадобилось двенадцать телег).
13
Ведущий 2: Именно здесь, в деревенском уединении, где ничто не отвлекало, не мешала светская суета, Пушкин
осознал себя профессиональным писателем, для которого литература самое серьезное дело жизни. За два
Михайловских года были написаны четыре главы «Евгения Онегина» (III-VI), «Борис Годунов», «Цыгане», «Граф
Нулин», несколько десятков лирических стихотворений, среди которых такие, как «19 октября», «А.П. Керн»…
Более ста художественных произведений.
Ведущий 1: Пушкина занимает вопрос об отношении поэта к жизни, к другим людям…
26 сентября 1824 года Пушкин написал стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом», которое опубликовал в
качестве предисловия к отдельному изданию первой главы «Евгения Онегина».
Стихотворение написано как диалог между человеком поэзии (Поэтом) и человеком прозы (Книгопродавцем), в
котором пресечение различных точек зрения на поэзию завершается утверждением простоты как истины:
На сцене появляются Книгопродавец и Поэт.
Книгопродавец:
Внемлите истине полезной:
Наш век – торгаш: в сей век железный
Без денег и свободы нет…
Позвольте просто вам сказать:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Поэт. Вы совершенно правы.
Вот вам моя рукопись.
Условимся.
Уходят.
Ведущий 2: Вопрос гонорара диктовался не корыстолюбием, а борьбой за хотя бы ту относительную свободу и
человеческое достоинство, которые давала в России материальная независимость.
Ведущий 2: В нескольких верстах от Михайловского располагалось село Тригорское, имение дальней
родственницы Пушкина (по матери) – Прасковьи Александровны Осиповой.
Дом был полон молодежи: Осипова от первого брака с Н.И. Вульфом имела троих сыновей, из которых
старший, Алексей, сделался близким приятелем Пушкина, и двух дочерей, Анну и Евпраксию.
Старшая, Анна, была лишь на полгода моложе Пушкина, вторая была моложе его на десять лет. Кроме того,
от второго брака у нее были две дочери в возрасте четырех и одного года. Сверх того, в доме воспитывалась также
падчерица Осиповой Александра, которой было 19 лет. Алексей Вульф, студент Дерптского университета,
приезжал домой со своим товарищем – молодым поэтом Н.М. Языковым.
14
Ведущий 1: Со всем этим шумным и молодым семейством у Пушкина завязались тесные отношения: С Прасковьей
Александровной его связали на всю жизнь стихи, двумя из них – Анной и Александрой – даже был по очереди
увлечен, с Евпраксией мерялся поясами – чья талия стройнее – и хвалил приготовленную ею для супружеских
пирушек жженку.
Сюда же, в Тригорское, приезжала знакомая Пушкину еще по Петербургу племянница П.А. Осиповой, 24-летняя
Анна Петровна Керн. Здесь, в глуши, эта встреча была неожиданной, она снова поразила поэта…
Меняются исполнители. Появляется портрет А.П. Керн (карандашный рисунок Пушкина). Музыка Свиридова к
повести «Метель».
Ведущая 1: Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летнейАнной Керн в доме президента Академии
художеств Оленина.
Голос Пушкина: Позволительно ли быть до того прелестною?
Ведущая 1: воскликнул он, увидев юную жену 52-летнего генерала Керна.
Ведущая 2: Прошло шесть лет. Пушкин в Михайловском. В июне 1825 г. Анна Керн неожиданно приехала в
Тригорское к своей тетке Осиповой. «Мы сидели за обедом и смеялись,- вспоминала Анна Керн, - вдруг вошел
Пушкин с большою толстою палкой в руках… Он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна
была в его движениях… Мы не скоро ознакомились и заговорили. Однажды явился он в Тригорское с большою
черною книгою… Вскоре мы уселись вокруг него, и он прочитал нам «Цыган»… Я никогда не забуду того восторга,
который охватил мою душу…»
Пушкин закончил чтение «Цыган», и Анна Керн спела для него «Венецианскую ночь» Козлова на музыку Глинки
(желательно прослушать запись).
Пушкин в письме Плетневу потом писал:
Голос Пушкина: «Скажи от меня Козлову, что недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поет его
«Венецианскую ночь»… Жаль, что он не увидит ее, но пусть вообразит себе красоту и задушевность…»
Ведущая 2: Как-то вечером, вскоре после приезда Анны Керн, Прасковья Александровна предложила всем
отправиться на прогулку из Тригорского в Михайловское. Пушкин очень обрадовался. Заложили экипаж и поехали.
Ведущая 1: Через много лет Анна Петровна вспоминала:
Голос А.П. Керн: «Погода была чудесная, лунная июньская ночь дышала прохладой и ароматом полей… Ни прежде,
ни после я не видела его так добродушно веселым и любезным… Приехавши в Михайловское, мы не вошли в дом, а
пошли прямо в старый, запущенный сад, «приют задумчивых дриад», длинными аллеями старых деревьев, корни
которых, сплетаясь, вились по дорожкам, что заставило меня спотыкаться, а моего спутника вздрагивать».
15
Ведущая 2: На другой день Анна Петровна уезжала. Утром Пушкин пришел в Тригорское и на прощанье подарил ей
отпечатанную главу «Евгения Онегина». В неразрезанных страницах лежал вчетверо сложенный листок почтовой
бумаги со стихами.
Пушкин (читает): «Я помню чудное мгновенье…»
Ведущая 1: Анна Керн собиралась уже спрятать драгоценный поэтический подарок. Но Пушкин, долго смотревший
на нее, вдруг неожиданно выхватил стихи и не хотел возвращать.
Голос Керн: «Насилу выпросила я их опять, что промелькнуло у него тогда в голове не знаю».
Ведущая 1: Уже через два дня Пушкин писал Алексею Вульфу.
Пушкин: «Каждую ночь гуляю я по саду и повторяю себе – она была здесь – камень, о который она споткнулась,
лежит у меня на столе, подле ветки увядшего гелиотропа, я пишу много стихов все это, если хотите, очень похоже
на любовь, но клянусь вам, что это совсем не то».
Ведущая 2: Бродя по аллеям Михайловского парка, Пушкин мучительно переживал охватившее его чувство. Он
написал Анне Керн семь восторженных посланий на французском языке, пестрых по настроению, полных
противоречивых чувств, искрящихся страстью и ревностью и одновременно насыщенных преклонением перед
поразившей его красотой. Он называл ее «чудотворной», «чудотворицей». 25 июля 1825 года поэт обращается к
Анне Керн:
Пушкин: «Я имел слабость попросить у вас разрешения Вам писать, а Вы – легкомыслие или кокетство позволить
мне это. Переписка ни к чему не ведет, я знаю, но у меня нет сил противиться желанию получить хоть словечко,
написанное Вашей хорошей ручкой…»
Ведущая 1: В этот же день он дописывает:
Пушкин: «Снова берусь за перо, ибо умираю с тоски, и это письмо тайком спрячете ли вы его у себя на груди?
Ответите ли мне длинным посланием? Пишите мне обо всем, что придет вам в голову заклинаю Вас…»
Ведущая 1: И вот получен долгожданный ответ.
Пушкин: «Перечитываю ваше письмо вдоль и поперек и говорю: милая, божественная, прелесть!.. а потом: ах,
мерзкая! – простите, прекрасная и нежная, но это так. Нет никакого сомнения в том, что вы божественны, но иногда
вам не хватало здравого смысла: еще раз простите и утешьтесь, потому что от этого вы еще прелестнее».
Ведущая 1: Трепет влюбленного сердца, восторг перед женской красотой Пушкин старается излить в своих
искренних письмах.
16
Пушкин: «Снова берусь за перо, чтобы сказать вам, что я у ваших ног, что я по-прежнему люблю вас, что иногда вас
ненавижу… что я целую ваши прелестные ручки и снова перециловываю их, в ожидании лучшего, что больше сил
моих нет, что вы божественны».
«Если вы приедете, я обещаю Вам быть любезным до чрезвычайности в понедельник я буду весел; во вторник –
восторжен; в среду нежен; в четверг игрив; в пятницу, субботу и воскресенье я буду чем Вам угодно, и всю неделю
у Ваших ног».
Ведущая 1: На одном из писем Алексея Вульфа к Анне Керн Пушкин приписал строки из Байрона: «Видение
пронеслось мимо нас, мы видели его и никогда больше не увидим».
Пушкин читает «Вакхическую песню».
Исполнители уходят.
Ведущая 1 …Рано утром 11 января 1825 года Пушкина разбудил звон колокольчика за окном. Выскочив босиком, в
одной рубашке, на крыльцо, он увидел бегущего к нему из саней Ивана Пущина!
Пущин: «Никогда не переставал я любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством… Скачем опять в гору
извилистою тропою; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при
громе колокольчика».
Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно
говорить, что тогда во мне происходило.
Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом: один почти
голый, другой – весь забросанный снегом. Наконец пробила слеза, мы очнулись. Совестно стало перед этой
женщиной, впрочем, она все поняла. Не знаю, за кого приняла меня, только ничего не спрашивая, бросилась
обнимать.
… Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума; он был очень доволен этою тогда рукописною комедией, до того ему
почти вовсе незнакомой…»
Ведущий 1: Свидание оказалось кратким: Пущин спешил. Но поэт надолго запомнил эту встречу.
Пушкин: И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.
17
Ведущий 2: Да, лицейский друг Жанно был первым. Вторым был другой товарищ по лицею Антон Дельвиг.
Пушкин долго ждал обещанного им приезда. Весной 1825 года Дельвиг приехал. Они читали друг другу стихи,
говорили о литературе. Пушкин возил Дельвига к своим пригорским друзьям, где его приняли с радостью. Многое
было обсуждено в их беседах той весной. И об этом свидании вспомнил Пушкин в стихотворении «19 октября».
Голос Пушкина: …И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой; твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
Ведущий 2: С третьим лицейским другом – А.М. Горчаковым – они встретились в дороге, о чем поэт тоже
вспоминает в «19-м октября».
Ведущий 1: Годы пребывания в Михайловском сделались для Пушкина временем, когда идеал подлинного родного дома,
освященного любовью, все болезненнее возникал в сознании поэта. Черты такого родного гнезда он стал теперь
приписывать Лицею. В Лицее он видел отчий дом, а в лицеистах – братьев. Именно в Михайловском Пушкин
создал стихи, в которых все, что связывается с самыми интимными и сокровенными привязанностями человека,
отдано лицею («19 октября»)
Пушкин: Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское село.
Подготовленный уч-ся: «Дружество» для Пушкина – это целый круг людей, близких «по судьбе», это «братство», «наш союз»,
сложившийся еще в Лицее. Манифест дружбы – седьмая строфа стихотворения «19 октября».
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен…
Поэт подчеркивает гармонию, красоту, свободу, «беспечность», лежащие в основе дружеского союза, сравнивает его с
душой, утверждая прочность связей между друзьями. Дружба лицеистов не зависит ни от прихотей «судьбины»,
ни от переменчивого счастья, «Родина» лицейского братства – Царское село, место, где «под сенью дружных
муз» лицеистов свела сама судьба.
Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина – высшие проявления человечности, требующие мужества,
воли, готовности исполнить свой долг. В послании «И.И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный…!»),
отправленном в 1827 г. в Сибирь, поэт словно возвращает другу-декабристу святой долг дружбы, напоминая ему
о том «утешенье», которое он когда-то даровал ему, посетив Михайловское. Теперь сам поэт молит «святое
провиденье», чтобы слова его дружеского привета дали Пущину то же «утешенье», а вместе с ними в «заточенье»
дошел и луч «лицейских ясных дней». В коротком стихотворении Пушкин обнаружил глубину связей,
соединивших двух людей: это и дружба, возникшая еще в лицее, и судьба, которая может быть зла или
18
благосклонна к каждому из них, и время, которое не властно над ними: настоящее окликает прошлое, ход
времени только подчеркивает неизменность дружбы. Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского
братства способен рассеять мрак заточения.
Ведущий 2: В ноябре 1825 года умер Александр I. В начале декабря Пушкин писал Катенину: «Может быть,
нынешняя перемена сблизит меня с моими друзьями». Он даже строил планы самовольного отъезда в Петербург.
Но неожиданно на почтовых вернулся из столицы посланный туда П.А. Осиповой тригорский повар Арсений и
рассказал о событиях 14-го декабря. Дочь Осиповой вспоминала: «Пушкин, услышав рассказ Арсения, страшно
побледнел…». Вскоре до Михайловского дошли более подробные сведения о восстании, об арестах и следствии,
назывались многие имена.
В эти дни, не зная, что ждет его, Пушкин сжег большую часть автобиографических записок, над которыми
работал в деревне: там упоминались арестованные друзья. Его письма в Петербург в те дни полны беспокойства
за них. «Сердце не на месте», - писал он Дельвигу в феврале 1826 года. Жуковскому говорил определенно:
«Между ими друзей моих довольно». И, прося выяснить, каковы его шансы на освобождение, уговаривал
Жуковского «не отвечать и не ругаться за меня».
Ведущий 1: 24 июля Пушкин узнал о казни Рылеева, Пестеля, С. Муравьева-Апостола, Бестужева-Рюмина и
Каховского. Казнь и каторжные приговоры потрясли Пушкина. В письме Вяземскому 14 августа 1826 г., посылал
трагический отклик на слух о том, что Н. Тургенев выдан английскими властями и морем доставлен в Петербург
(слух оказался ложным):
Голос Пушкина: …В наш гнусный век
Седой Нептун Земли союзник
На всех стихиях человек
Тиран, предатель или узник, -
Ведущий 1: Пушкин добавлял: «Еще таки я все надеюсь на коронацию: повышенные повешены; но каторга 120
друзей, братьев, товарищей ужасна». Собственная участь была неизвестна. В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в
Михайловское прискакал фельдъегерь с приказанием немедленно оправляться в Москву, где в это время
находился в связи с коронацией Николай I. Приказано везти Пушкина «в своем экипаже свободно, не в виде
арестанта», но сопровождение конвойного офицера было достаточно выразительным. Михайловская ссылка
кончилась. Но чем? Этого поэт еще не знал.
Ведущий 2: На этом мы завершаем нашу встречу с Пушкиным; она, конечно же, не последняя, мы открыли для себя
только одну из страниц жизни великого человека… Но впереди нас ждут новые встречи, поучительные,
интересные. И они не оставят нас равнодушными. Спасибо! До скорых встреч!
Д/з: Предложите стихотворения для анализа (Тематика, их смысл, чем они объединяются, идея стихотворений):
дальнейшие этапы жизни поэта.
Читать «Евгения Онегина».
19