Конспект урока "Громада-любовь в творчестве Маяковского " 11 класс


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
Тема: Громада-любовь в творчестве Маяковского
Цели: 1Раскрыть своеобразие любовной лирики В.Маяковского, дать биографический комментарий.
2.Совершенствовать деятельность учащихся на овладение способами изучения литературы.
3. Совершенствовать умение видеть и оценивать литературные явления в контексте биографических
данных поэта.
4. Корректно познакомить с историей любви Маяковского к Л.Брик.
5. Совершенствовать навыки анализа поэтического текста.
6. Воспитание культуры чтения.
Оборудование: презентация
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Многие видят В. Маяковского только как поэта, принадлежащего к когорте революции, и не замечают его
потрясающей любовной лирики. Любовь к женщине, любовь к людям, любовь вселенская. Это громада- любовь.
Слайд 1
2.Своеобразие любовной лирики Маяковского. ( Лекция с элементами беседы)
Тема любви - вечная тема - проходит через все творчество Маяковского, начиная с ранних стихов и заканчивая
последним незавершённым стихотворением «Неоконченное». Относясь к любви как к величайшему благу,
способному вдохновить на дела, на труд, Маяковский писал:
Слайд 2
« Любовь- это жизнь. Это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь- это сердце
всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце
работает, оно не может не проявиться во всём.».
И сегодня на уроке мы только приоткроем необычайно яркую страницу любовной лирики Маяковского. Конечно,
он не первый, кто говорит о любви. Докажите примерами. (А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев,
Н.А.Некрасов). Но его поэзия - это особый пласт в русской любовной лирике. Произведения поэта рассказывают
нам о его любви, о том, когда и какой она была. В ряде работ, посвящённых исследованию жизни и творчества
В.Маяковского, убедительно показана высокая степень «автобиографичности» лирики Маяковского, доходящая
до неразличимости лирического героя и автора. Поэтому, наверное, многие его произведения помогут нам понять
и самого поэта.
Известны адресаты его любовной лирики
Слайд 3
Мария Денисова
Лилия Брик
Татьяна Яковлева
Слайд 4
Произведения о любви:
1. «Облако в штанах»
2. «Флейта- позвоночник»
3. «Люблю»
4. «Про это»
5. «Лиличка»
6. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»
7. «Письмо Татьяне Яковлевой»
Слайд 5.
Январь 1914 года. Маяковский во время футуристического турне приезжает в Одессу. Всего три дня выступлений и
чудесный романтический эпизод. Владимир Маяковский знакомится с Марией Денисовой красивой и незаурядной
девушкой. По-видимому, она от каких- то серьёзных шагов при столь мимолётном знакомстве отказалась. Как бы то
ни было, но чувство неразделённой любви нашло отражение в поэме «Облако в штанах».
Чтение отрывков из поэмы.
Зачитаем отрывки из 1 главы. (« Вы думаете, это бредит малярия?.....
Любит звоночки коночек.» , « Двери вдруг заляскали….И в доме, который выгорел, иногда живут бездомные
бродяги!»)
Прочитайте самостоятельно эту поэму о любви. Она многое расскажет об этом человеке, о его душе, сердце, умении
любить.
Пути М. Денисовой и В. Маяковского разошлись. Тогда он воскликнул : «Любить нельзя!». Но не любить Маяковский
не мог. Прошло не более года и поэт влюбляется в Лилю Брик.
Слайд 6
«Если
чего написал,
если
чего
сказал -
Тому виной
глаза-небеса
любимой
моей
глаза.
1915 год. Эльза Каган привела нового знакомого поэта - футуриста в дом к своей замужней сестре Лиле Брик.
Маяковский был сражён этой маленькой женщиной с ярко рыжими волосами и каре-зелёными глазами. Вот она
его громада-любовь, любовь на всю жизнь, любовь, принёсшая столько радости и столько мучений.
Б. Пастернак, испытав на себе притяжение Лили Брик, писал:
Быть женщиной-
великий шаг,
Сводить с ума - геройство.
Вот она и сводила с ума Маяковского.
Лиле Брик, своей главной музе, поэт посвятил три поэмы «»Флейта-позвоночник», «Про это», «Люблю», многие
строфы в стихах разных лет, две главы в поэме «Хорошо!».
Слайд 7
Поэма «Флейта-позвоночник» была написана осенью 1915 года. Читателей она потрясает накалом любовных
переживаний и поэтической мощью.
Маяковский воспел свою любимую «накрашенную», « рыжую»:
Вот я богохулил.
Орал, что бога нет,
а бог такую из пекловых глубин,
ч то перед ней гора заволнуется и дрогнет, вывел и велел:
Люби!
Он и любил!
Прочитаем отрывки из поэмы.
А для Брик, вероятно, был утомителен именно масштаб и накал этой любви. О несоразмерности их чувств
свидетельствует характерный эпизод. Маяковский написал поэму «Дон Жуан». Как-то гуляя вдоль Невы, он прочёл
Лиле Брик свою поэму. «Опять про любовь. - Как не надоело!». Тогда он разорвал рукопись и пустил клочки по ветру.
В декабре 1922 года они решили пожить два месяц отдельно, не встречаясь. Владимир Владимирович перебрался в
свой кабинет в Лубянском проезде. Сколько бы ни уверял Маяковский, что решение было обоюдным, - всё
свидетельствует о том, что инициатива принадлежала Лиле Брик. Её жизнь в это время проходила в обычно ритме,
без особенных изменений. А вот Маяковский писал поэму «Про это», конечно же, про любовь . Прочитаем отрывки,
чтобы почувствовать, что испытывает герой.
Слайд 8
В 1928 году В. Маяковский познакомился в Париже с Татьяной Яковлевой. Ей был 21 год. Она была племянницей
жившего в то время в Париже русского художника- эмигранта Александра Яковлева. По протекции влиятельных
людей ей удалось в 1925 году выехать из Пензы к дяде для лечения от туберкулёза. В Россию она больше не
вернулась. Маяковский влюбился в неё мгновенно, судя по стихам с первого взгляда:
Ураган,
огонь,
вода
подступают в ропоте.
Кто сумеет
Совладать?
Можете?
Попробуйте.
Он звал её в Москву.
Иди ко мне,
Иди на перекрёсток
Моих больших и неуклюжих рук.
Но он не мог не понимать, что гораздо легче позвать в Москву Эйфелеву башню, чем Татьяну Яковлеву.
Он сам был готов переехать в Париж:
Я всё равно
тебя
когда-нибудь возьму-
одну
или вдвоём с Парижем.
Слайд 9
В 1925 году, во время последнего приезда Маяковского в Париж, Татьяна Яковлева обещала принять окончательное
решение по поводу её возвращения или невозвращения в Москву. Но следующего приезда Маяковского уже не
было: больше заграничной визы он не получил. Ему ясно дали понять : его выпускают за « железный занавес» для
того, чтобы он пропагандировал советский строй и клеймил капитализм, а не влюблялся в каких- то эмигранток.
Некоторые биографы считают, что невыдаче визы способствовала Л. Брик. Но без документального свидетельства
утверждать что-либо едва ли правомерно. Можно говорить лишь о несомненной ревности Л.Брик к Татьяне
Яковлевой, которой Маяковский посвятил два стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности
любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой» , так как до сих пор поэт посвящал свои стихи только Лиле.
После расставания с Лилей Брик у Маяковского были увлечения, она знала о них, но следила за тем, чтобы эти
отношения не перешли за границу именно увлечений. Как бы ни пыталась она в своих мемуарах оправдать себя тем,
что «благополучие» семейной жизни помешало бы Владимиру Владимировичу писать стихи, её эгоизм слишком
очевиден.
Татьяна Яковлева сразу поняла, что заграница для Маяковского закрылась.
Через 21 день после отъезда Маяковского в Москву, 24 декабря 1928 года, Татьяна Яковлева отправит письмо матери
в Россию: «Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него - буквально пустыня. Это первый человек,
сумевший оставить в моей душе след». Перед отъездом Маяковский сделал заказ в парижской оранжерее
еженедельно посылать цветы по адресу любимой женщины. После отъезда поэта на имя Татьяны Яковлевой долгое
время шли цветы- цветы от Маяковского.
Татьяна Яковлева дважды была замужем. Умерла она в 1991 году в США. Её архив в Гарвардском университете,
содержащий письма к ней Маяковского, до сих пор закрыт согласно её завещанию.
Слайд 10
Вероника Полонская не стала адресатом любовной лирики Маяковского. Это была последняя женщина, которой поэт
предложил построить простое человеческое счастье. Трагедия личной жизни поэта была в том, что он ни с кем не
хотел делить любимую: ни с другим мужчиной, ни с другой страной. Полонская была замужем. На категоричное
требование поэта остаться с ним, она ответила, что не может так просто расстаться со своим мужем. 14 апреля 1930
года после её ухода Маяковский застрелился. Неверно думать, что причина ухода из жизни только в неудачах личных
и любовных. Была ещё выставка «20 лет работы», которую проигнорировал союз писателей. Была ещё статья Ефимова
в «Правде», в которой прозвучало обвинение Маяковского в троцкизме.
Маяковский оставил предсмертное письмо. В нём строки стихотворения, которые были написаны давно и
адресованы Лиле Брик:
Слайд 10
Как говорят-
«инцидент исперчен»,
Любовная лодка
Разбилась о быт.
Я с жизнью в расчёте
И не к чему перечень
Взаимных болей,
бед и обид.
Счастливо оставаться.
Владимир Маяковский.
Поэт поменял одно слово. Раньше он писал Л.Брик: «Я с тобой в расчёте». И ещё были строки: «Лиля, люби меня».
Страдание стало неотъемлемой частью жизни Маяковского, очень нелёгкой, напряжённой. И огромной частью этой
жизни была Лиля. Но Маяковский не позволял себе анализировать отношения с любимой женщиной и тем более в
чём-то упрекать её. Такого отношения к ней он требовал и от других.
В 1916 году он написал стихотворение с заглавием- посвящением «Лиличке», но увидело оно свет только в 1934
году. Чтение и анализ стихотворения «Лиличка!»
Чтение стихотворения.
Обратите внимание на заглавие.. ( оно называет адресата стихотворения, настраивает на эмоциональное восприятие
текста).
Подзаголовок. (однозначно относит его к эпистолярному жанру).
-Почему именно эта форма была выбрана поэтом? -
Когда мы пишем письма? ( обратите внимание на то, что с содержательной точки зрения в стихотворении сохранён
предмет речи, сам адресат, но если в обычном письме фиксируются чаще всего события недавнего прошлого, то
здесь ,в значительной мере, речь идёт о будущем.
-Какова же главная тема стихотворения? ( о любви-прощании, расставании)
Обратите внимание: интимная интонация письма подчёркивается первым же сравнением –первые строчки
стихотворения. ( здесь идёт отсылка к поэме Крученых и Хлебникова «Игра в аду», хорошо известной Лиле Брик.
Проанализируем временной план стихотворения
Время
он
она
прошлое
иступлённый
Позволяет гладить руки
настоящее
Сердце в железе
будущее
Сломанная дрожью рука,
дикий, обезумлюсь
О чём просит лирический герой? ( давай простимся сейчас)
А любит он её? ( обратите внимание на обращение)
Какие средства художественной изобразительности помогают передать состояние героя?
(Сравнения, градация, эпитеты, риторический вопрос_)
Какой ответ на риторический вопрос «Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша?» мы можем
предположить? Нет.
И криком звучат последние строки:
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
Кто ещё из русских писателей и поэтов изобразил прощание с любимой?
( А.С.Пушкин «Я вас любил» - прощание - прощение-благословление ;
М.Ю.Лермонтов «Я не унижусь пред тобой» - прощание – упрёк;
А.И.Куприн «Гранатовый браслет» - прощание-обожествление -«Да святится имя твоё..»
А у Маяковского? (нежность, любовь, поклонение)
3.Итоги.
Сегодня мы едва коснулись темы в любви в творчестве Маяковского. В своё время система сделала всё, чтобы
Маяковский стал неразличим под ненавистной ему « всяческой мертвечиной». Усилиями составителей школьных
программ он представал перед читателями в образе бодрячка- энтузиаста, автора стихов биографии Ленина. И всё-
таки, несмотря на все старания, похоронить поэта под « хрестоматийным глянцем» полностью не удалось.
Маяковский сам предвидел в своей последней поэме «Во весь голос» :
Я шагну
через лирические томики,
как живой
С живыми говоря.
Какое здесь ключевое слово? (живой)
Для того чтобы услышать его живой голос через годы, надо иметь живую душу, то есть уметь любить. И потому люди,
способные на любовь, не будут равнодушны к этому удивительному, противоречивому, гениальному, правому и
неправому поэту с беззащитной душой. Потому что « любовь- это сердце всего».
4.Домашнее задание. Сам Маяковский говорил, что у него одна Муза Лиля Брик. И всё-таки два стихотворения
он посвятил Татьяне Яковлевой. Попробуйте сравнить чувства лирического героя в стихотворениях «Лиличка» и
«Письмо Татьяне Яковлевой».