Конспект урока "Александр Степанович Бунин. Жизнь и творчество" 11 класс

«Александр Степанович Бунин. Жизнь и творчество».
Конспект урока литературы в 11 классе.
Подготовил учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №72
г. Ульяновска
Кряжева Е. М.
Цели:
1. Образовательные:
-Познакомить учащихся с творчеством А.С. Бунина
-Рассмотреть образ лирического героя
-Понять, чем же отличаются сборники стихотворений друг от друга
2. Развивающие:
-Развить навык устной речи
-Развитие навыка слушания
-Развить память, внимание
-Развивать навыки анализа текста
3. Воспитательные:
-Воспитать интерес к урокам литературы
-Воспитать чувство гуманизма
-Воспитать интерес к литературе родного края.
Методы: слово учителя, беседа
План урока.
I. Орг.момент.
II. Подготовка к восприятию нового материала
III. Восприятие нового материала. Знакомство с биографией
IV. Анализ творчества.
V. Подведение итогов.
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Подготовка к восприятию нового материала
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством поэта
Александра Степановича Бунина. Есть ли среди вас те, кто уже знаком с его
творчеством, те, кто слышал об этом поэте ранее?
Учащиеся: Нет, мы до этого не слышали об этом поэте. Но мы уже
знакомы с творчеством Ивана Александровича Бунина. Может быть они
родственники?
Учитель: Ваши предположения неверны. Александр Степанович, как он
сам говорил, «не из тех Буниных». Итак, предлагаю начать наше знакомство с
поэтом.
III. Восприятие нового материала. Знакомство с биографией
Учитель: Несколько учащихся заранее подготовили небольшое сообщение
о биографии писателя. И сейчас они с вами поделятся этой информацией.
Учащиеся: Родился Александр Бунин в 1931 году в Донецкой области,
городе Константиновке. В годы коллективизации Семен Бунин покинул родные
места и устроился работать на крупнейшем на Украине стекольном заводе в
Константиновке.
Когда началась война, завод эвакуировали в Ашхабад. Туда поехали и
семьи рабочих. Мать, Мария Ивановна, с двумя детьми Сашей и Колей и
ее сестра Полина Ивановна добирались поездом. Самое сильное воспоминание
детства бомбежка поезда. Саша впервые увидел много раненых людей,
впервые каждой клеточкой своего тела прочувствовал чужое горе. Закончив
школу, пришел на стекольный завод, освоил профессию электрика. Завод был
его школой жизни. Там он начал писать стихи, там, в многотиражке впервые
были напечатаны его стихи в 1954 году. В 1956 году поступил в литературный
институт имени М.Горького. Годы жизни в Москве одни из ярких в его
жизни. На одном курсе с Буниным учились поэты Белла Ахмадуллина, Юрий
Панкратов, Юрий Шаньков автор сценария фильма «Белорусский вокзал»
Вадим Трунин. На курсе преподавали известные литературоведы Поспелов,
Мотылева. Поэтический семинар вел Евгений Долматовский.
При распределении попал в Ульяновск. Город понравился ему тишиной и
зеленью. Сразу же с поезда пошел в редакцию областной молодежной газеты
“Ульяновского комсомольца», где работал ответственным секретарем
Работая в отделе культуры редакции, Александр Семенович рецензировал
стихи и рассказы читателей. «Это была работа, которая не всегда нравилась. Не
все присылаемые стихи были хорошими. Многие раздражали. Тем не менее
приходилось отвечать, объяснять, что хорошо, а что не очень… В каких-то
случаях прямо советовал не писать»
Вот, что пишет об Александре Бунине его коллега В. Пырков, который в
дальнейшем напишет несколько статей посвященных творчеству писателя: «Я
запомнил Сашу Бунина излучающим кипучую энергию, смелые идеи, не
дающие литсотрудникам покою. Очень строгий к «рифмочам», к
самоуверенным нетребовательным к себе ребятам из тех, что пробуют перо. И
совсем иной. Когда надо поддержать робкий, но живой, талантливый росточек:
восторженно пожимает руку тому, кто выстрадал жизненным опытом
незаемную строчку.
Александр Степанович много работал. В 1979 году появилось
литературное объединение «Надежда». «Надежда» стала его детищем, его
душевным пристанищем. Он гордился удачными строчками своих учеников.
Среди них были Елена Яговкина, Виктор Малахов, Александр Андрюхин,
Александр Щербаков, Елена Маркова, Анатолий Минаров, Александр Лайков,
Юрий Можегов, Галина Завертяева.
Но случилось неожиданное, Бунин тяжело заболел. От болезни он не смог
оправится до конца жизнь. Это высасывало из него не только физические, но и
духовные силы. 21 февраля 1982 года его не стало. Он прожил всего 51 год.
IV. Анализ творчества.
Учитель: Итак, мы познакомились с биографией поэта. А что вы можете
сказать о его творчестве? Сколько сборников стихов было издано?
Учащиеся. Всего было выпущено 4 сборника, они очень маленькие по
объему, их все можно прочитать за один-два вечера.
Учитель: Действительно, творческое наследие Александра Степановича
невелико, всего четыре тоненьких брошюры. А как поэт озаглавил их?
Учащиеся: первый сборник был назван «Стремление», второй- «Открытые
строки», третий- «Возвращение», четвертый «Три клена».
Учитель: а какие чувства у вас вызвали стихи Бунина?
Учащиеся: двоякие. С одной стороны эти стихи очень яркие, красочные,
наполненные радостью, светом. Но с другой возникает чувство некой фальши,
как будто автор говорит чужими словами. Исключение составляет четвертый
сборник.
Учитель: вы правы. Четвертый сборник разительно отличается от
остальных. Но для начала, предлагаю поговорить о предыдущих сборниках.
Итак, для начала давайте подумаем, что в них общего?
Учащиеся: в этих стихах один лирический герой.
Учитель: какой он?
Учащиеся: молодой человек, смелый, целеустремленный, который смотрит
в будущее и готов шагнуть в него, он не боится перемен, он только рад им.
Учитель: верно, а меняется ли он в следующих сборниках? Или остается
неизменным?
Учащиеся: в целом он не меняется, но мы видим его еще ярче и понимаем,
что герой еще и ко всему прочему всегда собран, сосредоточен, он любит жизнь.
Учитель: а как можно трактовать заглавия каждого сборника?
Учащиеся: «Стремление» - дает яркое понимание того, о чем будет
написано. Мы сразу же чувствуем, что эти стихи будут о людях, стремящихся
что-то изменить, сделать мир еще лучше. «Открытые строки»- название
интригует не понятно, что хочет сказать автор.
Учитель: да, название второго сборника интересное и интригующее, но
на самом деле все довольно просто, Бунин сам пишет в одном из стихотворений
этого сборника «Знаю строчки спешные,/Но зато открытые». То есть мы сразу
же понимаем, что поэт не боится показаться смешным, А как бы трактовали
название третьего сборника «Возвращение»?
Учащиеся: на этот вопрос можно ответить строками из стихотворения
поэта. «Из плена робости, усталости, сомнений, недуга, неудач и суеты я
возвращаюсь, словно день весенний, как утро выхожу из темноты»
Учитель: Все верно, давайте обратимся к четвертому сборнику. Чем он
отличается от всех остальных?
Учащиеся: в нем нет той метафоричности, буйства красок, которые были
в предыдущих книжках.
Учитель: а каким перед нами предстает поэт?
Учащиеся: мы видим, что поэт действительно всю жизнь совершенствовал
свои навыки, пытался изжить тот излишний романтический пафос, который
был в первом сборнике, те броские фразы, которые иногда казались
неискренними и фальшивыми. Старался перестать писать, используя шаблоны,
которые делали его стихи как бы искусственными.
Учитель: верно, монолог автора становится более лаконичным,
сдержанным, поэтические фразы точнее, смысл яснее и ближе. Читатель
впервые чувствует, что перед ним настоящий Поэт, что эти стихи
действительно искренни, и в них нет ни нотки искусственности, вычурности,
наоборот - они нежнее, тише, и от этого роднее. Вот что сказал о последнем
сборнике стихов поэта Ю.Фаев: «Вся его последняя книжка, по сути,
неспешный лирический монолог автора, вновь и вновь открывающего для себя
и читателя этот волнующий и неповторимый мир»
V. Подведение итогов.
Учитель: давайте подведем небольшой итог. Что можно в целом сказать о
творчестве поэта?
Учащиеся: Александр Бунин оставил небольшое творческое наследие, но
если читать его сборники в хронологической последовательности можно
увидеть, как поэт совершенствовал свои навыки, что он до конца жизни
старался довести свои стихи до совершенства и в последних его стихах это ярко
видно.
Учитель: Вы правы, в последний год своей жизни Бунин признался:
«Болею, а пишется. Хорошо пишется Впервые поэт был доволен тем, что
выходило из-под его пера. Закончить наш урок мне бы хотелась строками из
стихотворения, вошедшего в сборник «Три клена»:
Когда пойму, что ухожу,
И не отменишь расставанья,
Тогда я все же «до свиданья»,
А не «прощай» тебе скажу.
И пусть не кажется тебе
Бредовой речь моя нисколько.
Мое присутствие невольно
Ты будешь чувствовать в себе…