Конспект урока "«Петербургские повести» как цикл и третий этап гоголевской прозы. «Невский проспект». Высокая мечта и пошлая действительность" 10 клас

1
Тема. «Петербургские повести» как цикл и третий
этап гоголевской прозы.
«Невский проспект». Высокая мечта и пошлая
действительность.
Пять произведений из семи, входивших в эту книгу, объединены местом действия.
Поэтому они вскоре получили общее заглавие «петербургские повести» и стали
считаться циклом так же, как созданные самим писателем сборники-циклы «Вечера
на хуторе близ Диканьки и «Миргород».
Принято относить этот цикл к 3 периоду творчества Гоголя.
Эти книги- Вечера. Миргород, Пет. повести образовали своеобразную трилогию.
В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь от лица рассказчика, беззаботного и
словоохотливого пасечника Рудого Панька, непосредственно общался с
воображаемыми слушателями: описывал украинский быт: смешил, пугал,
рассказывал анекдоты.
«Пили ли вы когда-либо, господа, грушевый квас с терновыми ягодами или варенуху
с изюмом и сливами? Или не случалось ли вам подчас есть путрю с молоком? Боже
ты мой, каких на свете нет кушаньев! Станешь есть - объяденье, да и полно.
Сладость неописанная! Прошлого года ... Однако ж что я, в самом деле, разболтал-
ся?. Приезжайте только, приезжайте поскорей; а накормим так, что будете
рассказывать и встречному и поперечному» ( «Предисловие» ).
Мир «Вечеров на хуторе близ Диканьки - единый, целостный, праздничный. «Вот
настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности»,
скажет о первой части «Вечеров ... » Пушкин.
Миргород. Вместо рассказчика здесь появился обобщенный повествователь, уже
не беседующий, не добивающийся расположения невидимых слушателей, "а
размышляющий словно про себя: «Да разве найдутся на свете такие огни и муки, и
сила такая, которая бы пересилила русскую силу» «<Тарас Бульба ); «Скучно на
этом свете, господа «<Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем» ).
В «Миргороде» веселость и целостность Вечеров исчезают.
Книга строится на резком контрасте мирной жизни «Старосветских помещиков» и
страшной фантастики «Вия», контрастно изображения легендарных богатырей-
казаков в «Тарасе Бульбе и пошлости отношений двух помещиков в «Повести.
Тему человеческой пошлости Гоголь продолжает развивать и в
«Петербургских повестях».
2
«Невский проспект»
первая повесть, эпиграф нового цикла.
Повесть «Невский проспект была написана вскоре после «Медного всадника» (с
пушкинской поэмой Гоголь познакомился еще в рукописи).
Она вошла в сборник «Повести» (1842).
Еще в сборник вошли «Нос», «Портрет», «Шинель» и «3аписки сумасшедшего».
Какие вы выделите темы в Н.П.?
Невский проспект – Петербург, образ художника, женщины.
В Н.п. рассказаны истории двух приятелей, художника Пискарева и поручика
Пирогова.
Но в начале большое место занимает экспозиция (вступительная часть), описание
главного, вынесенного в заглавие героя - Невского проспекта
«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он
составляет все. Чем не блестит эта улица - красавица нашей столицы! Я знаю, что
ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского
проспекта» .
Стр.7
Кто это говорит?
В отличие от «Вечеров на хуторе близ Диканьки в «Невском проспекте отсутствует
названный по имени рассказчик. Но это и не безличное повествование от третьего
лица.
В «Невском проспекте» ведет рассказ повествователь, который в отличие,
например, от образа Автора в «Евгении Онегине» лишен биографии, но обладает
собственным голосом и системой оценок.
Стр 10- Боже, какие есть прекрасные должности. Как они возвышают и услаждают
душу. Но, увы, я не служу
Главным эмоциональным тоном повести является тон преувеличенной похвалы,
постоянного удивления, безмерного восхищения, за которым скрываются разные
оттенки смеха.
Гоголь необычайно расширяет стилистику. Высокая лексика, архаизмы и библеизмы;
романтические формулы; разговорный язык образованного общества ;
профессионализмы, украинские диалектизмы, просторечные слова.
3
Сначала он объявляет тезис, обозначает основную мысль:
Невский проспект - улица-красавица, всеобщая коммуникация Петербурга,
а потом прослеживает , как реализуется это утверждение в течение одного дня:
вот всемогущий Невский ранним утром,
он же в двенадцать часов дня,
потом с двух до трех часов,
наконец, поздним вечером.
Но в это четко расчисленное по календарю время суток втискивается так много
персонажей, наблюдений и попутных соображений, что повесть действительно
создает образ густонаселенной столицы, разнообразной жизни большого города.
Способ, позволяющий изобразить множество людей, толпу, предложил Пушкин в
«энциклопедии русской жизни».
Образ большой дороги, быстрого движения появляется в седьмой главе «Евгения
Онегина» (строфа 38)
Мелькающие перед глазами путников разнообразные явления и предметы
сохраняют, однако, свою отдельность, целостность.
Описания Петербурга в первой главе (строфы 35, 48) построены по тому же
принципу, но позволяют чуть более пристально разглядеть персонажей.
А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик, с кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний
хрустит.
Каждый герой, пусть очень коротко, охарактеризован эпитетом или предметной
деталью, изображен с точки зрения естественного наблюдателя. Пушкинская
«поэзия действительности» торжествует и здесь.
Образ большой дороги - обычный и понятный прием, чтобы создать описания многих
людей.
Но эти описания и характеристики у Гоголя необычные.
Что необычного?
Стр 11.
«В это благословенное время от двух до трех часов пополудни, которое может
4
назваться движущеюся столицею Невского проспекта, происходит главная выставка
всех лучших произведений человека. Один показывает щегольской сюртук с
лучшим бобром, другой - греческий прекрасный нос, третий несет превосходные
бакенбарды, четвертая - пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый -
перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая - ножку в очаровательном
башмачке, седьмой - галстук, возбуждающий удивление, осьмой - усы, повергающие
в изумление».
.
Изображения в подобных описаниях Гоголя подвергнуто
причудливому искажению,
прихотливому преувеличению.
Многие детали приобретают необычайно крупный характер.
Сюртук, перстень с талисманом, нос изображены в одном масштабе, уравнены меж-
ду собой.
(В другой повести Гоголь доведет этот прием до гротеска: нос убежит от майора
Ковалева и станет человеком выше по чину, чем его бывший хозяин.)
метонимия (вид тропа, часть заменяет целое, ассоциация на смежности) главный
гоголевский прием в изображении Невского проспекта.
И этот прием чрезвычайно содержателен.
Части тела или наряда заменяют человека. Он превращается лишь в
приспособление, рамку для демонстрации талии, бакенбардов или шляпки.
Невский проспект в гоголевском изображении это ярмаркой тщеславия, где показаны
не люди, но вещи.
История усов заменяет человека:
Стр 10.
«3десь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые;
усы, которым посвящена лучшая половина жизни, - предмет долгих бдений во время
дня и ночи, усы, на которые излились восхитительнейшие духи и ароматы и которых
умастили все драгоценнейшие и редчайшие сорты помад, усы, которые
заворачиваются на ночь тонкою веленевою бумагою, усы, к которым дышит самая
трогательная привязанность их посессоров и которым завидуют проходящие» .
Стр 11.
Улыбка
«3десь вы встретите улыбку единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что
можно растаять от удовольствия, иногда такую, что увидите себя вдруг ниже травы и
5
потупите голову, иногда такую, что почувствуете себя выше адмиралтейского шпица
и поднимите ее вверх».
Экспозиция завершается тем, что из этой толпы, из этой кучи людей и вещей
повествователь выбирает двух приятелей, поручика Пирогова и молодого человека
во фраке и плаще, художника Пискарева.
Две судьбы:
трагедия и анекдот
Пискарев – художник – Вакула,
Пирогов – маленький человек – Ковалев
Первая сюжетная линия, образ художника
история Пискарева, начинается как история внезапно возникшей поразительной
любви с первого взгляда. Устремившийся за незнакомкой «молодой мечтатель»
испытывает, однако, страшное потрясение.
Кем оказывается женщина, которую он сравнил с Мадонной итальянского художника
XV века п. Перуджино?
оказывается
обитательницей публичного дома, глупой и пошлой, пустой и праздной.
Лишь в снах Пискарев удостаивается поэтических свиданий и возвышенных
разговоров.
Стр 25.
«Наконец сновидения сделались его жизнию, и с этого времени вся жизнь его при-
няла странный оборот: он, можно сказать, спал наяву и бодрствовал во сне».
Сон Пискарева. Бал.
Особенность изображения бала у Гоголя в том, что сновидение не противостоит
реальности, а по-своему продолжает и дополняет ее. Толпа на Невском
однородна с толпой, собравшейся на балу.
Достаточно вспомнить домашние разговоры гуляющих по проспекту:
о погоде, о вскочившем на носу прыщике, о здоровье лошадей и детей, - или
обратить внимание на круг их чтения: афиши, газеты с сообщениями о приезжающих
и отъезжающих.
А о чем говорят и спорят пожилые люди на балу?
6
О преимуществах военной службы перед статской, о многотомных трудах поэта-
труженика, которых они, конечно, не читали. То же пустомыслие и пустословие
Пытаясь сохранить сны как «единственное свое богатство», Пискарев прибегает к
приему опиума и приобретает новую надежду.
Стр 28
« Если она изъявит чистое раскаяние и переменит жизнь свою, я женюсь тогда на
ней.
Образ женщины.
Так Гоголь начинает тему спасения падшей женщины, которая будет постоянно
повторяться в русской литературе: Достоевского - Сонечка, Толстого- Воскресение-
Катюша Маслова.
Что происходит дальше?
Однако «легкомысленный план» приводит Пискарева к окончательной катастрофе.
Он не выдерживает второго объяснения, поражается пошлости своей внезапной
избранницы и кончает с собой, перерезав горло бритвой.
Художник гибнет от своего разочарования, а равнодушный мир даже не
замечает этого.
Пискарев не может выжить, губит пошлость, красота и пошлость не уживаются в его
душе.
Стр 30.
«Так погиб, жертва безумной страсти,
высокая трагедия самообмана.
Говорящая фамилия. Вроде бы Романтический герой, а фамилия такая для
принижения. Петербург не приемлет высокой романтики. Его писк город не слышит,
он погибает незаметно для других.
Вторая сюжетная линия, история поручика Пирогова, развертывается по законам
пошлого, «скверного анекдота».
Хорошенькая блондинка оказывается женой немецкого жестянщика Шиллера.
Пирогов, попытавшись ухаживать за ней, заслуживает унизительного наказания.
Стр 41.
«И немцы схватили за руки и ноги Пирогова. Напрасно силился он отбиваться: эти
три ремесленника были самый дюжий народ из всех петербургских немцев и
поступили с ним так грубо и невежливо, что, признаюсь, я никак не нахожу слов к
изображению этого печального события ».
7
Эвфемизм – (замена грубых слов более мягкими и нейстральными) .
Кульминацией этого сюжета оказывается не само унижение,
а реакция на нее героя.
Что хочет делать Пирогов?
Стр 41
Герой строит планы страшной мести за унижение и даже думает о жалобе государю.
Но гнев и негодование быстро проходят, после того как он съедает в кондитерской
два слоеных пирожка.
Пирогов- фамилия говорящая.
А уже вечером Пирогов, поражая дам и кавалеров, танцует на балу.
Пироговы - это люди с двойной моралью. Демонстрируя окружающим
благородство и твердость, наедине с собой они оказываются жалкими трусами и
пошляками.
Таким образом, поручик Пирогов антипод героея-романтика Пискарева, воплощение
пошлости, приземленности, бездуховности. Ни его фамилия, ни его внутренний мир,
ни его поведение не имеют ничего общего с характерными особенностями
персонажей светских повестей. Гоголь проявил художническую смелость, избрав в
качестве носителя пошлости офицера и даже подчеркнув, что Пирогов отнюдь не
единичен. Недаром двойника Пирогова краешком глаза видит в притоне Пискарев:
«Сквозь непритворенную дверь другой комнаты блестел сапог со шпорой и краснели
выпушки мундира; громкий мужской голос и женский смех раздавались без всякого
принуждения.
Как противопоставляются эти герои?
Две человеческие судьбы противопоставлены Гоголем по принципу сходства и в
то же время абсолютного контраста.
Оба героя обманываются.
Но для Пискарева крушение его мечты оказывается трагедий, катастрофой.
Поручик Пирогов, напротив, мгновенно забывает унижение и продолжает жить,
как ни в чем ни бывало.
В «Невском проспекте блаженствуют бессовестные обыватели, поручики Пироговы и
гибнут восторженные, возвышенные Пискаревы.
Финал: город-призрак.
Фоном для этих судеб оказывается призрачный Петербург, контрастный Невский
8
проспект.
Начинается повесть, как мы помним, с восхищения «этой улицей - красавицей нашей
столицы». Повесть строится по принципу
композиционного кольца:
в конце повествователь снова появляется со своим прямым словом, он уже не
восхищенный иронический наблюдатель а грустный мыслитель.
«Дивно устроен свет наш! - думал я, идя третьего дня по Невскому проспекту и
приводя на память эти два происшествия. - Как странно, как непостижимо играет
нами судьба наша! Получаем ли мы когда-нибудь то, чего желаем? Достигаем ли мы
того, к чему, кажется, нарочно приготовлены наши силы? Все происходит наоборот».
Далее следует несколько комических примеров, подтверждающих эту вполне
серьезную мысль:
Стр 42.
«Тому судьба дала прекраснейших лошадей, и он равнодушно катается на них,
вовсе не замечая их красоты, - тогда как другой, которого сердце горит лошадиною
страстью
и кончается повесть страстным предупреждением и заклинанием, вырастающим из
символического изображения лживого, враждебного, дьявольского города.
Стр 42
«О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом
своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы.
Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! < ... > Он лжет во всякое время, этот
Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на
него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и
блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и
когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в
настоящем виде».
В финале повести, романтически закутавшись плащом, бредет по ночному Невскому
проспекту маленький человек, собрат бедного Евгения. Он - один во враждебном
мире, в котором гибнут художники-мечтатели, но живут- поживают пошляки и богачи.
В «Невском проспекте» Гоголь как бы следует за Пушкиным, воспевшим во
вступлении к «Медному всаднику» творение Петра, а затем обнаружившим
гибельность этого «назло» возведённого города.
Недаром и разделяет создание этих произведений всего-то год: «Медный
всадник» написан осенью 1833 года, «Невский проспект» - осенью следующего.
Неприятие петровских преобразований было мировоззрению Гоголя присуще;
Петербург, символическое же воплощение этих преобразований,
разоблачается писателем во всей неприглядности —
в этом Гоголь и Достоевского, да и многих прочих.
9
Именно вслед за Гоголем пошли русские реалисты обследовать и исследовать
жизнь в «петербургских углах» и трущобах.
Невский проспект — символ Петербурга
несёт в себе соблазн внешней привлекательности при внутренней
порочности и лжи.
Он подобен красавице-брюнетке, увлёкшей идеалиста Пискарёва своею
«небесною чистотою» и оказавшейся на деле служительницей разврата.
Тема двойственности земной красоты, которая может и возвысить человеческий
дух, а может и послужить его гибели.
В “Невском проспекте” мы сталкиваемся с тем, что красота отдельного человека, в
данном случае женщины, оказывается путем не к совершенству духовному, а путем
ко греху.
Гоголь отказывается от идеализма Шиллера
да и от собственной увлечённости немецкими романтизмом.