Конспект урока "ЧТО НУЖНО ЧЕЛОВЕКУ ДЛЯ СЧАСТЬЯ?" 7 класс


КОНСПЕКТ
УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
В 7 КЛАССЕ
ПО РАССКАЗУ РЭЯ БРЭДБЕРИ «КАНИКУЛЫ»
НА ТЕМУ
«ЧТО НУЖНО ЧЕЛОВЕКУ ДЛЯ СЧАСТЬЯ?»
2
ЦЕЛИ:
провести анализ идейно-художественных особенностей рассказа американского
писателя Рэя Брэдбери «Каникулы»;
развивать ассоциативное и творческое воображение учащихся;
формировать коммуникативные навыки;
воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:
портреты писателя;
выставка книг Рэя Брэдбери;
иллюстрации рассказа «Каникулы»;
видеозапись «Шум моря».
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:
компьютер;
проектор.
ХОД УРОКА:
Вступительное слово учителя
- Дорогие ребята, сегодня мы прочитаем с вами рассказ замечательного американского
писателя-фантаста Рэя Дугласа Брэдбери и попытаемся ответить на очень сложный вопрос
«Что нужно человеку для счастья?»
Подготовка к восприятию текста
Работа со словом «каникулы»
- Ребята, какие картины представляются вам, когда вы произносите слово «каникулы»?
Давайте оформим все ваши ассоциации как кластер. (Кластеры, напечатанные на листе,
раздаются каждому ученику.) В центре запишем не просто слово «каникулы», а
предложение «Счастливые каникулы, о которых мечтаешь». Кружочки в схеме мы разделим
на две части. В верхней части запишите слова, обозначающие ваши ассоциации, связанные с
этим словом. Один кружок оставим пустым, его мы заполним позднее.
Нет школы
Поездка
Друзья
Море
Лето
Счастливые
каникулы, о
которых
мечтаешь
3
Работа с названием рассказа
- Рассказ Рэя Брэдбери тоже называется «Каникулы». Как вы думаете, о чем пойдет в нем
речь? Сделайте свои предположения. (Учащиеся высказывают предположения, о чем может
идти речь в рассказе.)
Чтение текста фрагментами и с их последующим анализом
- Мы будем читать текст особым образом, с остановками.
Чтение первого отрывка:
День был свежий - свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что
опускались на траву. День был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы,
суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало, подчиняясь своему течению
времени, своему неповторимому ритму. Край был недвижим, и все двигалось. Море было неспокойно, и море
молчало. Парадокс, сплошной парадокс, безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком. Цветы качались,
и пчелы маленькими каскадами золотого дождя падали на клевер. Волны холмов и волны океана, два рода
движения, были разделены железной дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины и стальной сердцевины,
дорогой, по которой, сразу видно, много лет не ходили поезда. На тридцать миль к северу она тянулась, петляя,
потом терялась в мглистых далях; на тридцать миль к югу пронизывала острова летучих теней, которые на
глазах смещались и меняли свои очертания на склонах далеких гор.
Неожиданно рельсы задрожали. Сидя на путях, одинокий дрозд ощутил, как рождается мерное слабое
биение, словно где-то, за много миль, забилось чье-то сердце.
Черный дрозд взмыл над морем.
Рельсы продолжали тихо дрожать, и наконец из-за поворота показалась, вдоль по берегу пошла небольшая
дрезина, в великом безмолвии зафыркал и зарокотал двухцилиндровый мотор.
На этой маленькой четырехколесной дрезине, на обращенной в две стороны двойной скамейке, защищенные
от солнца небольшим тентом, сидели мужчина, его жена и семилетний сынишка. Дрезина проходила один
пустынный участок за другим, ветер бил в глаза и развевал волосы, но все трое не оборачивались и смотрели
только вперед. Иногда, на выходе из поворота, глядели нетерпеливо, иногда печально, и все время
настороженно - что дальше?
На ровной прямой мотор вдруг закашлялся и смолк. В сокрушительной теперь тишине казалось - это
покой, излучаемый морем, землей и небом, затормозил и пресек вращение колес.
- Бензин кончился.
Мужчина, вздохнув, достал из узкого багажника запасную канистру и начал переливать горючее в бак.
Его жена и сын тихо глядели на море, слушали приглушенный гром, шепот, слушали, как раздвигается
могучий занавес из песка, гальки, зеленых водорослей, пены.
Первая остановка:
- Что вам показалось необычным в начале рассказа?
- Обратите внимание на пейзаж, который дается в начале рассказа. Почему главное слово в
нем парадокс?
- Зачем автор использует столько глаголов во втором предложении?
- В этом живом мире насекомых и птиц мы видим людей. Кто они? Предположите, как они
тут оказались?
Чтение второго отрывка:
- Море красивое, правда? - сказала женщина.
- Мне нравится, - сказал мальчик.
- Может быть, заодно сделаем привал и поедим?
Мужчина навел бинокль на зеленый полуостров вдали.
- Давайте. Рельсы сильно изъело ржавчиной. Впереди путь разрушен. Придется ждать, пока я исправлю.
- Сколько лопнуло рельсов, столько привалов! - сказал мальчик.
Женщина попыталась улыбнуться, потом перевела свои серьезные, пытливые глаза на мужчину.
- Сколько мы проехали сегодня?
4
- Неполных девяносто миль. - Мужчина все еще напряженно глядел в бинокль. - Больше, по-моему, и не
стоит проходить в день. Когда гонишь, не успеваешь ничего увидеть. Послезавтра будем в Монтерее, на
следующий день, если хочешь, в Пало Альто.
Женщина развязала ярко-желтые ленты широкополой соломенной шляпы, сняла ее с золотистых волос и,
покрытая легкой испариной, отошла от машины.