Задания для анализа драмы М. Лермонтова "Маскарад"

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ
«МАСКАРАД»
Ответьте на вопросы,
выполните задания.
1. Укажите основные признаки романтической
драмы. В чем драма М.Ю. Лермонтова
«Маскарад» близка романтическим
произведениям и чем от них отличается?
2. Выявите связь драмы М.Ю. Лермонтова
«Маскарад» с комедией А.С.Грибоедова «Горе
от ума», с произведениями А.С. Пушкина:
«Цыганы», «Выстрел», «Пиковая дама»,
«Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин» -
трагедией У.Шекспира «Отелло» и драмой
Ф.Шиллера «Коварство и любовь». В чём Арбенин
похож на героев Д.Байрона - Каина, Манфреда,
Чайльд-Гарольда?
3. Расскажите о сценической истории «Маскарада».
4. Дайте характеристику светского общества (образы Казарина,
Шприха, князя Звездича, баронессы Штраль). Что связывает
Арбенина с этим обществом? Проанализируйте сцену игры
(действие первое, сцена первая, выход второй). Чем отличается
Арбенин от Казарина и князя? Проанализируйте диалог
баронессы и князя (действие второе, сцена первая, выходы пятый
восьмой). Каковы жизненные принципы представителей
света? В чем их порочность и безнравственность?
Проанализируйте диалог Казарина и Арбенина (действие второе,
сцена вторая, выход пятый). Какие принципы светского общества
утверждает Казарин? Согласен ли с ними Арбенин? В чём, на
ваш взгляд, Казарин, Шприх, Звездич являются «двойниками»
Арбенина?
5. Проанализируйте отношения Арбенина и Нины.
Почему Арбенин женился на Нине, что изменяется в его
жизни после этого? Диалог Арбенина и Нины (действие
первое, сцена третья, выходы третий—пятый): докажите, что
Арбенин не принимает «мнений света» и одновременно живет
по его законам. В чем нравственное превосходство Нины?
Проанализируйте диалог князя и Нины (действие второе,
сцена первая, выход четвертый) со слов князя «Вот время
объясненья!..» до слов «И я своей достигну цели». Как в этой
сцене показана искренность Нины и порочность князя?
Проанализируйте диалог Арбенина и Нины перед смертью
(действие третье, сцена вторая, выход второй). Как в ней
проявились характеры Арбенина и Нины? Почему Арбенин
возлагает на себя миссию сверхчеловека, право высшего суда
и наказания, за что мстит герой? Покажите черты
демонического начала в Арбенине.
6. Образ Арбенина претерпел ряд изменений в разных редакциях «Маскарада». Отличие
первых трех:
*Арбенин не узнал о том, что Нина невиновна драма заканчивалась появлением
доктора, который констатировал смерть.
* Чтобы отомстить Звездичу, Арбенин вступал в общество шулеров, возглавляемое
Казариным, и те, по его наущению, обыгрывали князя, в чем и состояла месть героя.
*Сцена публичного оскорбления Звездича отсутствовала.
*Образ Арбенина вплотную примыкал к образу Демона.
* В пятой редакции имя героя сделалось названием драмы, исчезает маскарад как место
действия и образ-символ. Нина на самом деле изменяет Арбенину. Он не убивает Нину, а
разыгрывает сцену мнимого отравления. Убедившись в измене жены, Арбенин оставляет
свой дом; его уход напоминает бегство Чацкого.
Как вы думаете, чем обусловлены столь существенные изменения
образа главного героя драмы?
7. Дайте характеристику образа Неизвестного, что в нём от
реального человека, что указывает на мистическую сущность?
Проанализируйте диалог князя и неизвестного (действие четвертое,
сцена первая, выход седьмой). Докажите, что неизвестный
исповедует законы света. Проанализируйте диалог Арбенина и
неизвестного (действие четвертое, сцена первая, выход восьмой).
Сделайте вывод, какова смысловая роль образа неизвестного в
драме? Как в драме реализуется «прием двойного сострадания»?
8. Почему и Арбенин, и Нина становятся жертвами света?
9. В чём причина сумасшествия Арбенина? Раскройте
символический смысл мотива сумасшествия в драме «Маскарад».
10. Покажите, чем образ Арбенина близок образу
Демона, Печорина.
11. Какой смысл приобретают в драме ее бытовой
и философский планы?
12. Как развенчиваются в драме богоборческие
стремления Арбенина?
13. Раскройте символику названия драмы
«Маскарад». В каких произведениях М.Ю.
Лермонтова появляется мотив маскарада,
маски? В чем символический смысл мотива
маскарада? Ю.В. Манн отмечал: «Игра - это
разрыв установленных связей, естественных и социальных всё презирать: закон людей,
закон природы»). И удача игрока все время под угрозой, она уязвима с точки зрения
общепринятых законов и морали («...каждый миг постыдный ждать конец»). Игроки -
общество в обществе, точнее, это обществом отвергнутые люди, игра - преисподняя света,
и поскольку светская борьба в пьесе олицетворена маскарадом, игра - нижний этаж этого
маскарада, преисподняя маскарада. И вступление в круг игроков равносильно падению,
отпадению». Согласны ли вы с мнением литературоведа? Свой ответ аргументируйте.